Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О деятельности образовательных систем государств – участников СНГ по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Министерства образования/просвещения (и науки) государств – участников СНГ в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приняли ряд специальных организационных и санитарно-противоэпидемических мер, разработали дополнительно нормативные правовые акты по организации образовательного процесса в учреждениях всех уровней образования, а также для детей с особыми образовательными потребностями. Для обеспечения непрерывного образовательного процесса начали активно использовать дистанционные образовательные технологии.

В Республике Армения в связи с эпидемией COVID-19 все образовательные учреждения с 16 марта 2020 года перешли на дистанционное обучение, что позволило в кратчайшие сроки развить цифровую инфраструктуру в сфере образования, обеспечить непрерывность обучения. Национальный центр образовательных технологий создал онлайн-платформу дистанционного обучения, электронную книгу и базу данных образовательных онлайн-ресурсов. Онлайн-платформа обеспечила участие в дистанционных занятиях около 85 % учащихся.

Министерство образования, науки, культуры и спорта (далее – Министерство) при сотрудничестве с телевизионными компаниями организовало посредством общественного телевидения Республики Армения (Первый канал) и региональных телеканалов ежедневную трансляцию уроков.

По инициативе Министерства Ереванская специальная школа № 14 для слабовидящих детей имени Никогайоса Тиграняна разместила на интернет-ресурсах «Разговорные учебники по предмету «Литература» для 9,11 и 12 классов общеобразовательной школы. Уроки на канале YouTube сопровождались жестами и языковым переводом.

Национальный центр образовательных технологий организовал ускоренный курс дистанционного обучения для учителей-предметников на тему «Навыки дистанционного обучения». Курсовую подготовку прошли около 7600 учителей.

Для обеспечения учащихся техническими средствами при организации дистанционного обучения ряд международных и местных организаций, фондов и частных компаний предоставил общеобразовательным учреждениям более 3 тысяч единиц компьютерной техники и другого оборудования.

В соответствии с противоэпидемическими и санитарными требованиями 15 сентября в Армении начался новый 2020/2021 учебный год. К его началу Министерством совместно с заинтересованными ведомствами было разработано «Руководство по организации работы в средних учебных заведениях в условиях COVID-19». Административный и педагогический персонал прошел тестирование в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения.

Решением Правительства Республики Армения были выделены из бюджета финансовые средства на закупку медицинских масок для учащихся, педагогического и административного персонала, дезинфицирующих средств для персонала.

В соответствии с приказом Министерства осенние каникулы начались досрочно продолжительностью один месяц. По их окончании Министерство приняло решение о переходе на гибридный вид обучения. В частности, образовательный процесс для учащихся начальных классов проводится в очной форме, средних и старших классов – дистанционно.

В образовательных учреждениях начального (ремесленного) и среднего профессионального образования учебный процесс осуществлялся в начале пандемии исключительно онлайн или удаленно. Министерством был пересмотрен порядок приема в учебные заведения на новый учебный год, а также порядок проведения итоговой проверки знаний и навыков выпускников 2019/2020 учебного года. Был создан онлайн-портал подачи заявок и предоставления требуемых документов в цифровом формате для поступления. В 2020/2021 учебном году согласно Инструкции Министерства учебный процесс в указанных учреждениях организовывается гибридным путем, что предполагает дифференцированный подход в организации теоретических (удаленно или онлайн) и практических занятий (непосредственно в учреждении образования).

Для нейтрализации последствий коронавируса в соответствии с Решением Правительства Республики Армения от 23 апреля 2020 года в целях содействия учащимся учебных заведений, реализующих программы высшего и послевузовского образования, включенных в платную систему вузов очного обучения бакалавриата, магистратуры и клинической ординатуры, были предоставлены студенческие кредиты на новых условиях субсидирования со стороны государства.

Процесс приема в вузы страны проводился одним единым экзаменом (вместо 2–3 экзаменов ранее) с возможностью электронного/онлайн/ заявления с указанием вступительных экзаменов и специальностей. С марта 2020 года все вузы страны перешли на гибридную систему обучения. Вузами созданы современные электронные площадки. В зависимости от специальностей медицинские вузы проводят теоретическую часть занятий в онлайн-формате.

В Республике Беларусь Министерство образования приняло ряд решений, направленных на корректировку образовательного процесса в период пандемии COVID-19.

В первую очередь, это решения по обеспечению комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий, ограничению проведения спортивных, научных, образовательных и культурно-массовых мероприятий, ограничению допуска посторонних лиц учебные корпуса и общежития. В школах продлевались сроки весенних каникул.

Многие учреждения образования апробировали новую форму – онлайн-обучение.

Во всех учреждениях профессионального образования скорректирован учебный процесс (в том числе лекции перенесены или заменены в расписании на практические, лабораторные занятия в малых группах, используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), широко внедрена самостоятельная работа на соответствующих образовательных порталах и т.д.).

Алгоритмы организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования с использованием ИКТ размещены на сайте Республиканского института высшей школы, а в учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования – на сайте Республиканского института профессионального образования.

Дополнительно организовано обучение педагогических работников по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе.

Реализован комплекс мер по работе с иностранными обучающимися в период пандемии.

К началу 2020/2021 учебного года Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Беларусь были приняты Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19. Методическими рекомендациями установлен режим организации образовательного процесса с соблюдением принципов социального дистанцирования. В каждом учреждении образования разработаны планы организационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекции COVID-19, действий при выявлении заболевания (заболеваний) инфекцией COVID-19.

Министерством образования и науки Республики Казахстан разработан План организации учебного процесса на период 2020/2021 учебного года в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Государственные услуги в сфере образования, такие как прием документов и зачисление в организации образования (дошкольные, начальные, основные средние, общие средние, вузы), осуществляются в онлайн-режиме через портал Электронного правительства.

В целях активного использования цифрового контента созданы соответствующие интернет-ресурсы, одним из которых является Bilimkids.kz. Основными его идеями являются цифровизация учебной деятельности, пополнение произведений на казахском языке, создание условий для раннего развития детей, помощь родителям и воспитателям. Цифровые образовательные ресурсы внедрены в школах страны на казахском, русском, английском языках в онлайн- и офлайн-режимах.

Разработана система анализа данных образования (System for Education Data Analysis), которая позволяет узнать о наличии свободных мест в школах, сравнить качество образования в школах, о материально-технической оснащенности школ. Внедрена единая информационная система электронных журналов и дневников «Күнделік».

Разработаны Методические рекомендации и дополнительные регламентирующие документы (пошаговые инструкции для преподавателей, студентов и т.д.) по организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям в организациях технического и профессионального образования.

Колледжи страны имеют доступ к более 30 информационным платформам («BilimAl», SmartCollegeNation, Platonus, SmartCollege, АИС «Сова» и др.).

Для оказания методической помощи педагогам проведена работа по созданию и наполнению единой базы данных электронных ресурсов для системы технического и профессионального образования. Сформирован каталог с цифровыми ресурсами.

Видеоуроки, снятые для трансляции на телевидении, дополнительно загружаются на системы видеохостинга и образовательные интернет-ресурсы для свободного просмотра в любое время.

На законодательном уровне закреплено понятие «дистанционное обучение». Разрабатываются Правила организации учебного процесса по дистанционному обучению и перечень специальностей и квалификаций технического и профессионального образования, по которым допускается дистанционное обучение.

Для обеспечения качества дистанционного обучения Министерством совместно с вузами проведен комплекс мероприятий, что позволило подключить все вузы к IT-платформам LMS (Platonus, Univer, Moodle, и другие) и обеспечить их Интернетом. В 91 % вузов разработаны мобильные версии LMS платформ. В ряде вузов разработаны и дополнительно используются собственные образовательные платформы. Казахским национальным университетом им. аль-Фараби разработана отечественная платформа Jinalysroom по аналогии зарубежных платформ Zoom и Cisco. 92 % вузов имеют системы защиты от DDoS-атак (Kaspersky, pfsense, ESET NOD, KERIO-CONTROL, Firеwаll, iptables и др.).

Для прозрачности оценки знаний студентов в вузах обеспечен прокторинг: SEB, Aero, Examus, Proctopus, Oqylyq, OES, live.atu.kz, Hesperus и др. Все письменные работы проходят проверку на уникальность через системы обнаружения заимствования текста других авторов, такие как Антиплагиат, Plagiat.pl, Strikeplagiarism.com, Turnitin и Unihub.

Для оперативного реагирования и обратной связи с гражданами по решению возникших актуальных вопросов в сфере образования на период пандемии при Министерстве работает Сall-центр с номером 1450. Реализован чат-бот в Telegram-канале, где сформированы ответы и инструкции по часто задаваемым вопросам Сall-центра.

Проведены работы по обеспечению бесперебойной работы основных информационных систем образования, применяемых в дистанционном обучении (увеличены канал связи, серверные мощности, организована услуга по защите от DDoS-атак). Предоставлен неограниченный доступ к интернет-ресурсам с образовательным контентом, введены специальные тарифные планы для пользователей образовательной системы.

Проведены дистанционные родительские собрания, классные часы. Реализован ситуационный центр по дистанционному обучению с ежедневным мониторингом и анализом организации обучения в школах, колледжах и вузах.

В Российской Федерации Министерством просвещения совместно с Роспотребнадзором разработан и направлен в органы управления образованием субъектов ряд информационных писем, в том числе по вопросам усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях, организационно-методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, организации работы общеобразовательных организаций в 2020/2021 учебном году в связи с эпидемиологической ситуацией по COVID-19.

С 1 сентября 2020 года образовательная деятельность по всей России началась в очном формате.

В соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы получения образования и обучения. Применение дистанционных образовательных технологий при организации образовательной деятельности – временная мера, связанная с недопущением распространения COVID-19. При этом вопросы осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий в период пандемии относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и конкретной образовательной организации.

Вместе с тем Минпросвещения России рекомендована организация обучения с 1 по 5 класс в очной форме без использования дистанционных образовательных технологий.

На практике применялись следующие основные модели обучения:

обучение учеников начальной школы, а также 5, 9 и 11 классов в очном формате и перевод остальных учеников на дистанционное обучение;

при формировании расписания занятий активно используется дистанционное обучение отдельных предметов, чтобы сократить контакты между обучающимися;

посещение школы отдельными классами по определенным дням недели.

В кратчайшие сроки удалось достичь значительных положительных результатов по обеспечению непрерывного образовательного процесса: 500 тысяч детей и 23 тысячи учителей на безвозмездной основе получили компьютеры и доступ к интернет-соединению.

На официальном сайте Минпросвещения России по адресу: https://edu.gov.ru/distance размещены рекомендации по организации обучения
на дому с использованием дистанционных технологий, а также перечень федеральных и региональных образовательных онлайн-платформ, у которых есть выделенный образовательный контент. Кроме того, на сайте размещены методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, подготовленные Институтом возрастной физиологии Российской академии образования.

При поддержке Минпросвещения России создана и функционирует государственная образовательная платформа «Российская электронная школа», на которой в открытом доступе размещен завершенный курс интерактивных видеоуроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов (31 предмет), разработанных лучшими учителями России. По состоянию на 31 декабря 2020 года на данной платформе зарегистрировано более 18 тысяч пользователей из стран СНГ с ролью «Ученик», более 4 тысяч – с ролью «Учитель» и 1100 – с ролью «Родитель». Всего за 2020 год платформу посетили более 1,5 миллиона пользователей из стран СНГ.

На общественном телевидении России запущена ежедневная трансляция телеуроков в помощь старшеклассникам по подготовке к выпускным экзаменам.

Организована работа круглосуточных горячих линий методической поддержки учителей, руководителей образовательных организаций, а также региональных и муниципальных органов управления образованием по поддержке и организации дистанционного обучения.

Начал действовать проект по поддержке педагогов, в рамках которого студенты педагогических вузов помогают учителям в освоении современных инструментов преподавания с использованием цифровой среды.

В рамках усиления мер психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений в условиях пандемии в адрес руководителей органов управления образованием субъектов направлены письма, содержащие в том числе рекомендации для подростков, их родителей, подготовленные Союзом охраны психического здоровья на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, а также памятки для родителей (законных представителей) обучающихся, подготовленные Московским государственным психолого-педагогическим университетом.

Средствами Единого общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122 проводятся психологические консультации, в том числе по вопросам тревоги, страхов, растерянности детей и их родителей из-за распространения коронавируса.

Для адресной дистанционной методической и психолого-педагогической помощи учителям, обучающимся (в преодолении учебных трудностей), родителям (в развитии детей, создании отношений сотрудничества между детьми и взрослыми, укреплении отношений внутри семьи) сформированы команды волонтеров на цифровой платформе «Волонтеры-психологи» https://www.rospsy.ru/volonteer.

В рамках оказания психологической помощи и поддержки участникам образовательных отношений в период распространения COVID-19 Минпросвещения России при участии экспертов и других специалистов разработан проект плана действий по совершенствованию методики преподавания детям-инвалидам с различными нозологиями при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения, а также по организации повышения квалификации педагогов. Организована работа по привлечению студентов, обучающихся по направлениям подготовки специального (дефектологического) и психолого-педагогического образования, к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в дистанционном формате.

Минпросвещения России совместно с Академией реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации разработаны и направлены в адрес органов управления образованием субъектов практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директора по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий.

В 2020 году Минпросвещения России активно развивало взаимодействие с международными организациями и многосторонними объединениями по теме адаптации систем образования в условиях COVID-19. Опыт Российской Федерации по сохранению качественного образования во время пандемии и принятых Министерством мерах представлен на площадках Всемирного банка, ЮНЕСКО, Группы двадцати, БРИКС, Совета Европы, ЧЭС, СНГ. Заполнена серия опросников ЮНЕСКО и АТЭС по вопросам принятых национальных мер в области образования в связи с пандемией. В 2021 году планируется развитие международного сотрудничества в указанной сфере.

По информации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, решение по организации въезда в страну иностранных обучающихся будет приниматься оперативным штабом с учетом рекомендаций Роспотребнадзора по перечню стран, граждане которых могут въехать в страну в целях обучения.

На базе Ассоциации «Глобальные университеты», которая объединяет российские университеты – участников проекта повышения глобальной конкурентоспособности, по рекомендации Минобрнауки России создан сайт методической поддержки, на котором ведущие вузы в помощь студентам, преподавателям, сотрудникам образовательных организаций отвечают на вопросы, как организовать обучение в новых условиях, где и как освоить онлайн-курсы, и другие.

В сентябре–ноябре 2020 года ведущими вузами проведены совещания в режиме видеоконференцсвязи с представителями образовательных организаций по организации образовательного процесса в дистанционном формате для иностранных граждан, находящихся за пределами территории России (например, вебинар «Начало учебного года для иностранных студентов: практики вузов», экспертный семинар по обмену практиками образовательных организаций «Университет в цифре: какой он?», виртуальная стажировка по обмену практиками образовательных организаций «Университет ИТМО одним взглядом»).

При поддержке Министерства в октябре 2020 года реализована образовательная программа для образовательных организаций Российской Федерации – «Чистый университет», разработчиком которой выступил Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» в партнерстве с Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого. Площадкой проведения стало негосударственное образовательное учреждение «Корпоративный университет» Санкт-Петербурга. Основной целью программы стала помощь образовательным организациям в реализации безопасного образовательного процесса в 2020/2021 учебном году (профилактика и предотвращение распространения COVID-19), разработке и внедрении гибкой образовательной модели (гибридное обучение) высокого качества, а также разработке, внедрении и мониторинге стандарта деятельности в условиях COVID-19.

Кроме того, Минобрнауки России регулярно размещает актуальную информацию о поддержке образовательных организаций, их сотрудников и обучающихся по вопросам профилактики распространения COV1D-19 на территории страны на своем официальном сайте и посредством горячей линии Ситуационного центра Минобрнауки России.

Правительство Российской Федерации обеспечило выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета на оказание в 2020 году поддержки федеральным образовательным организациям, научным организациям и организациям здравоохранения, в том числе на сохранение уровня оплаты труда работников указанных организаций не ниже уровня, достигнутого в 2019 году.

Также в целях оказания финансовой поддержки образовательным организациям в связи со снижением объемов доходов от приносящей доход деятельности в условиях ситуации противодействия COVID-19 Минобрнауки России будут выделены дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета, а также предоставлены субсидии на реализацию программы финансовой и методологической поддержки цифровизации образовательных организаций.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2020 года № 1402 «О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования» руководителям образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки России, расположенных на территории Москвы и Санкт-Петербурга, необходимо обеспечить переход на реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Одновременно руководителям подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций, расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации, рекомендовано осуществлять переход на реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора.

В соответствии с приказом поручено руководителям образовательных организаций обеспечить реализацию образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей иностранных обучающихся, а также предусмотреть в локальных нормативных актах образовательных организаций проведение промежуточной аттестации обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.

Дополнительно закреплена необходимость рассмотрения вопроса образовательными организациями о предоставлении единовременной выплаты студентам в целях компенсации затрат на проезд к месту жительства и (или) обратно наряду со снижением (приостановки взимания) платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии, а также платы за коммунальные услуги с обучающихся или о переносе уже оплаченного периода проживания на последующий период проживания в общежитии.

В Республике Таджикистан Министерство образования и науки, выполняя требования ответственных государственных органов по противодействию COVID-19, разработало Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции COVID-19 в образовательных учреждениях. Во всех образовательных учреждениях реализованы соответствующие санитарно-противоэпидемические мероприятия. В настоящее время образовательные учреждения работают в обычном режиме при строгом соблюдении мер санитарно-противоэпидемического характера.

 

Обобщая предоставленную информацию государств – участников СНГ, можно сделать вывод, что органами государственной власти стран Содружества были приняты комплексные меры для обеспечения безопасности обучающихся и персонала, позволившие в разных форматах обеспечивать непрерывность образовательного процесса.

В целях определения эффективных путей сотрудничества между государствами – участниками СНГ в области образования в работе по противодействию распространению COVID-19 поступили предложения использовать законотворческий и организационный опыт государств – участников СНГ по снижению риска распространения COVID-19 и осуществлять обмен лучшими практиками в сфере использования дистанционного обучения в образовательных организациях.

Данные предложения в ближайшее время будут рассмотрены членами Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ и по ним будут приняты решения органом отраслевого сотрудничества на очередном заседании.