Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Глобальные водные инициативы Таджикистана – платформа для сотрудничества и диалога в достижении устойчивого развития

Махмадшариф ХАКДОД
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в
Республике Беларусь, Постоянный полномочный представитель Республики Таджикистан
при уставных и других органах Содружества Независимых Государств

Вода – это важнейший природный ресурс, без которого невозможна жизнь и любая другая деятельность. Однако состояние водных ресурсов в мире с каждым годом ухудшается из-за большого спроса на них и влияния изменения климата. По имею­щимся данным, уже в настоящее время потребность в пресной воде не удовлетворяется у 20 % городского и 75 % сельского населения мира. При этом до 1 млрд чел. не имеют доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 миллиарда – необходимых санитарных условий.

В связи с этим продвижение сотрудничества и партнерства в поддержку достижения международно согласованных целей и задач в области водных ресурсов, включая Повестку дня устойчивого развития на период до 2030 года, требует принятия скоординированных действий всех заинтересованных сторон – правительств, международных организаций, гражданского общества, частного сектора и академических кругов.

В рамках реализации вышеуказанных целей и задач Республика Таджикистан в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими партнерами организует Вторую международную конференцию высокого уровня, посвященную Международному десятилетию действий, «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» на тему «Стимулирование действий и партнерства в области водных ресурсов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях», которая пройдет 6-9 июня 2022 года в городе Душанбе [Официальный сайт Конференции: https://dushanbewaterprocess.org.].

Конференция, являющаяся частью «Душанбинского водного процесса», создает своевременные и ценные возможности для формирования благоприятной среды и является платформой для поддержки действий, расширения партнерства, ведения политического диалога, обзора реализации программы Десятилетия, а также развития взаимосвязей с другими соответствующими процессами.

Таджикистан занимает одно из ведущих мест в регионе Центральной Азии по запасам водных ресурсов, где более 80 % стока реки Амударьи и 1 % стока реки Сырдарьи формируются здесь, благодаря огромным запасам снега и ледников, количество которых составляет более 13000 с общей площадью оледенения 11146 км2 и объемом 845 км3, что в 13 раз больше годового стока всех рек страны. По стране протекают 947 рек, длиной более 28 500 км, равной 64 км3 речного стока в год, что составляет 55,4 % общего объема стока бассейна Аральского моря.

В стране насчитывается около 1300 озер общей площадью 705 км2 и объемом более 46,3 км3 воды, из которых 20 км3 являются пресными. В эксплуатации находятся 11 водохранилищ с общей площадью водной поверхности 664 км2 и полным объемом 15,344 км3, что эквивалентно 13 % среднемноголетнего стока рек бассейна Аральского моря. Потенциальные запасы подземных вод составляют 18,7 км³/год с эксплуатационным запасом 2,8 км³/год.

Основными потребителями воды в Таджикистане являются орошаемое земледелие, на долю которого приходится 85 % от всего объема используемых вод, хозяйственно-питьевое водоснабжение - 5 %, промышленность - 5 %, рыбное хозяйство - 2 % и другие сектора - 3 %.

Орошаемое земледелие является стратегически важным направлением экономики страны, которое обеспечивает до 90 % объемов сельскохозяйственного производства, занятости 70 % сельского населения страны и составляет 20 % национального ВВП, что вносит существенный вклад в достижение продовольственной безопасности.

Кроме того, в стране имеются 162 ландшафтных памятника природы, более 200 источников минеральных вод, 18 грязевых и соленых озер, а также водные ресурсы для сохранения экологических систем, особенно водно-болотных угодий, особо охраняемых территорий, из которых важнейшими являются «Тигровая балка» и Таджикский национальный парк.

Одним из эффективных направлений использования водных ресурсов является гидроэнергетика. Гидроэнергетический потенциал Таджикистана оценивается в 527 млрд. кВт. ч в год, что в три раза превышает нынешнее электропотребление стран Центральной Азии. По общим потенциальным запасам гидроэнергетических ресурсов Таджикистан занимает восьмое место в мире, после Китая, России, США, Бразилии, Индии и Канады, а по удельным показателям гидроэнергетического потенциала на один квадратный километр территории (3696,9 тыс. кВт. ч. в год/км2) и на душу населения (65,9 тыс. кВт. ч. в год/чел.) занимает первое и второе места в мире, соответственно.

Однако в настоящее время существующие мощности позволяют вырабатывать более 18 млрд кВт. часов электроэнергии в год, что составляет менее 5 % от имеющегося гидроэнергетического потенциала. При этом доля гидроэнергетики в общей схеме топливно-энергетического баланса страны составляет более 95 %.

Эти важнейшие компоненты водохозяйственного комплекса, особенно огромный гидроэнергетический потенциал, чистая вода, благоприятные земля и климат, растительный мир, значительные трудовые ресурсы, богатейшие запасы минеральных ресурсов и горных недр, создают возможности для развития экспортно ориентрованных и импортозамещающих производств, создания современных секторов добывающей и обрабатывающей промышленности, цветной и черной металлургии, экологически чистого агропромышленного комплекса, которые определяют основу национального развития Таджикистан до 2030 года.

Наряду с социально-экономическими выгодами, водные ресурсы оказывают и отрицательное воздействие. Сложные географические условия делают страну уязвимой к таким стихийным бедствиям, как сели и наводнения, которые повторяются до 25 раз за каждое десятилетие. В особо многоводные годы ущерб Таджикистана от наводнений и селей достигает сотен миллионов долларов США. Такой ущерб вследствие селей и наводнений на период 1997 – 2019 годов, составил более 600 млн долларов США.

В связи с воздействием различных факторов, в том числе перехода на рыночные отношения, увеличения потребностей на водные ресурсы с учетом роста численности населения, уменьшения водных ресурсов под воздействием климатических изменений, увеличения частоты чрезвычайных гидрометеорологических явлений, финансового кризиса, урбанизации, опустынивания и других, возрастают проблемы в водном секторе страны.

Действия страны на глобальном уровне по водным ресурсам характеризуются стремлением привлечь больше внимания мирового сообщества к решению этих проблем и улучшению водного сотрудничества.

По инициативе Республики Таджикистан Генеральная Ассамблея ООН приняла следующие важные «водные» резолюции:

объявление 2003 года Международным годом пресной воды (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2000 года, 55/196);

объявление 2005-2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 23 декабря 2003 года, 58/217, 58-я сессия);

объявление 2013 года Международным годом водного сотрудничества (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2010 года, 65/154, 65-я сессия) и

объявление 2018-2028 гг. Международным Десятилетием действий «Вода для устойчивого развития» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 2016 года, 71/222, 71-я сессия).

Вместе с тем, выступая на первой встрече Панели высокого уровня по вопросам воды и климата, которая состоялась в режиме видеоконференции 3 марта 2021 года, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон вновь обратил внимание мирового сообщества к таянию ледников в связи с потеплением климата и для их защиты от интенсивного таяния и исчезновения предложил объявить 2025 год Международным годом сохранения ледников и определить дату празднования Всемирного Дня защиты ледников, а также создать специальный Международный фонд защиты ледников.

По имеющимся данным, в последнее десятилетие средняя температура воздуха в Таджикистане повысилась на 0,7-1,9оС, вследствие чего из 14 тыс. ледников Таджикистана за последние 30 лет исчезли более чем 1000 небольших ледников, а главный ледник Федченко сократился более чем на километр, потеряв площадь до 44 км2 и объем на 15 км3, а средняя скорость таяния вершины ледника составляла 16 метров в год.

Являясь инициатором большинства резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам воды, Таджикистан активно продвигает «водные» вопросы в глобальной повестке дня. В этом контексте правительство Таджикистана в сотрудничестве с ООН и другими международными организациями провело следующие важные международные мероприятия по «водным» вопросам:

Международный форум по пресной воде, Душанбе, 29 августа - 1 сентября 2003 года;

Международная конференция по региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек, Душанбе, 30 мая - 1 июня 2005 года;

Международная конференция по снижению опасности стихийных бедствий, связанных с водой, Душанбе, 27-29 июня 2008 года;

Международная конференция высокого уровня по среднесрочному комплексному обзору осуществления мероприятий в рамках Международного десятилетия действий «Вода для жизни», 2005-2015, Душанбе, 8-10 июня 2010 года;

Подготовительная конференция «Навстречу Конференции ООН по устойчивому развитию («Рио+20»): Водное сотрудничество», Душанбе, 19-20 октября 2011 года;

Международная конференция высокого уровня по водному сотрудничеству, Душанбе, 20-21 августа 2013 года;

Международная конференция высокого уровня по реализации деятельности в рамках Международного десятилетия действий «Вода для жизни», 2005-2015, Душанбе, 9-11 июня 2015 года;

Симпозиум высокого уровня «ЦУР – Цель № 6 и задачи в этой области: Чтобы у каждого был доступ к воде и средствам гигиены», Душанбе, 9-10 августа 2016 года;

Международная конференция высокого уровня по Международному десятилетию действий «Вода для устойчивого развития», 2008-2018, Душанбе, 20-21 июня 2018 года.

Проведение очередной, второй Международной конференции высокого уровня по Международному десятилетию действий «Вода для устойчивого развития», 2008-2018 в Душанбе заключается в том, как правительства стран, ООН и его учреждения, другие международные и региональные организации, международные финансовые институты, частный сектор, гражданское общество, академические круги, местные сообщества и другие заинтересованные участники могут стимулировать действия и партнерство в области водных ресурсов, чтобы на всех уровнях внести вклад в осуществление целей и задач, связанных с водными ресурсами, Повестки дня устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения по климату, Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий, Аддис-Абебской программы действий и Новой городской повестки дня, одновременно обеспечив глобальный ответ кризису, связанному с COVID-19.

В этом плане Конференция также рассмотрит важнейшую роль воды, санитарии и гигиены в противостоянии пандемии COVID-19 и другим угрозам человеческому здоровью, вызванным болезнями, передаваемыми через воду, а также взаимосвязь между водой и изменением климата в контексте управления водными ресурсами как ключевого фактора смягчения последствий и адаптации к изменению климата.

Учитывая роль воды как важнейшего компонента окружающей среды, который обеспечивает экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, а также взаимосвязь воды и климата, развития «зеленой» экономики, комплексное управления водными ресурсами, Правительством Таджикистана принят ряд стратегий и программ, направленных на развитие различных отраслей экономики, в том числе реформу водного сектора страны.

Программа реформы водного сектора Таджикистана на период 2016-2025 годов и План мероприятий по ее реализации, принятые Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 791 от 30 декабря 2015 года, описывают существующие проблемы водного сектора, определяют цели и задачи реформы, механизмы реализации этих целей и задач, а также необходимые финансовые ресурсы для реализации Программы.

Целью данной реформы является гарантированное обеспечение водой всех потребителей, достижение экономически эффективного и экологически устойчивого управления водными ресурсами через внедрение системы бассейнового и интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР).

Основные принципы реформы заключаются в следующем:

переход на бассейновое управление водными ресурсами, основанное на гидрологических границах речных бассейнов с созданием бассейновых и под бассейновых организаций;

равноправный учет потребностей всех водопользователей при управлении и распределении водных ресурсов, т.е. внедрение ИУВР с особым акцентом на социально-экономическое развитие и улучшение благосостояния народа, а также осуществление надлежащей координации между всеми секторами водопользователями;

разделение функций по водной политике и регулированию от производственной и хозяйственной деятельностей.

Следует отметить, что на водные ресурсы Таджикистана большое воздействие оказывают изменения климата, которые требуют принятия срочных мер по обеспечению устойчивости и адаптации к этим изменениям, включая улучшение прогнозирования, повышение внимания вопросам уменьшения ущерба от наводнений, оползней, селей, совершенствования управления верховьями бассейнов.

В рамках реализации целей и задач по устойчивому развитию и выполнения Парижского соглашения по климату Таджикистан в 2019 году принял Национальную стратегию по адаптации к изменению климата на период до 2030 года (НСАИК).

В НСАИК были определены четыре сектора экономики: энергетика, водные ресурсы, транспорт и сельское хозяйство для адаптации с учетом их уязвимости к изменению климата. При этом водные ресурсы считаются приоритетными по отношению к другими секторам, где приняты адаптационные меры могут быть использованы для смягчения климата в других секторах экономики, создавая синергетический эффект.

Наряду с решением множества проблем, связанных с управлением водными ресурсами на национальном и глобальном уровнях, Таджикистан развивает сотрудничество и на региональном уровне. Являясь одним из основателей и активных участников Международного фонда спасения Арала, Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию и Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии, Таджикистан принимает меры по рациональному использованию имеющихся в его распоряжении водных ресурсов с учетом интересов стран региона.

Таким образом, Вторая Душанбинская конференция по реализации водного Десятилетия действий в  очередной раз станет площадкой для выявления и консолидации необходимой информации по воде и помощью в подготовке Конференции ООН по среднесрочному всеобъемлющему обзору выполнения задач Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития», 2018-2028, которая пройдет в 2023 году в Нью-Йорке, а также представит обновленную информацию предстоящему Политическому форуму высокого уровня по устойчивому развитию.