Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

«Зеленая» повестка СНГ: перспективы защиты окружающей среды, борьбы с негативными изменениями климата и укрепления экологической безопасности

 

Ориентация на экологическую проблематику представляет собой один из стратегических приоритетов развития всех государств – участников СНГ[1]. Этот приоритет включает не только содействие снижению выбросов углекислого газа в результате сжигания топлива, но и содействие развитию биоразнообразия, противодействие таянию ледников, предоставление широкого доступа к питьевой воде, предотвращение лесных пожаров и угроз опустынивания земель.

Государства СНГ активно участвуют в Конференции ООН по изменению климата и в полном объеме приняли на себя обязательства по Парижскому соглашению. Во всех странах Содружества ведется мониторинг защиты окружающей среды, функционируют профильные ведомства, на национальном уровне приняты соответствующие концепции развития, учитывающие развитие альтернативной энергетики, экологической безопасности, а также предусматривающие стратегический характер защиты окружающей среды[2].

В странах СНГ есть примеры лучших практик по решению экологических проблем региона, например, опыт Кыргызстана по противодействию таянию ледников, опыт Таджикистана по управлению водными ресурсами[3]. 18 мая 2021 года Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Узбекистана принята резолюция № 75/288, поддержавшая преобразование региона Приаралья из зоны экологического кризиса в зону экологических инноваций и технологий. Президентом Узбекистана Ш.Мирзиёевым предложено сообща решать эту проблему, в том числе путем формирования на высохшем дне Аральского моря нового ландшафта, лесных массивов и почвенного покрова на площади в 2 млн га[4]. Для существенного улучшения условий жизни местного населения и реализации Целей устойчивого развития по инициативе Узбекистана также создан Многопартнерский Трастовый фонд ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья[5].

«Зеленая» повестка государств СНГ во многом обусловлена особенностями их социально-экономического развития на текущем этапе. Значимость ископаемого топлива для нормальной работы национальных экономик государств Содружества предопределяет их ограниченный интерес к зарубежным инициативам по скачкообразному переходу к «зеленой» экономике. По оценкам аналитиков аудиторских корпораций, хотя такой переход несущественно отразится на природном газе, «зеленый» скачок может заметно снизить мировой спрос на нефть ввиду давления транспортной промышленности[6]. По этой причине адаптация нефтегазового сектора СНГ к климатической повестке идет менее радикальным путем повышения операционной энергоэффективности, утилизации попутного нефтяного газа, сокращения выбросов метана, высаживания лесов и когенерации.

За последние годы страны Содружества также развили многие технологии (ветряные и фотоэлектрические станции, АЭС малой мощности, системы цифрового, дистанционного, космического, геотехнического мониторинга, электробусы, электрозарядные станции, супербыстрые системы накопления, производство и использование «зеленого» водорода, улавливание и утилизация углекислого газа и др.).

В Содружестве экологическая проблематика постоянно находится в фокусе внимания. В 2013 году в Минске было принято Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников СНГ[7]. В работе Межгосударственного экологического совета СНГ принимают участие официальные представители природоохранных ведомств, Секретариата Совета МПА СНГ и Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии, Исполнительного комитета СНГ и Исполнительного комитета Электроэнергетического Совета СНГ. На заседаниях в сентябре 2021 года и октябре 2022 года участники уделили особое внимание внедрению «зеленых» технологий, сближению подходов и гармонизации национальных законодательств в области охраны окружающей среды, системе торговли выбросами парниковых газов и развития рыбоводства (аквакультуры), поэтапному переходу от использования полимерной упаковки к экологически безопасной упаковке и внедрению Целей устойчивого развития в области охраны окружающей среды[8].

В рамках СНГ организована площадка для многосторонних дискуссий по климату и охране окружающей среды – это регулярно проводимый Невский международный экологический конгресс[9]. Конгресс проводится с 2008 года в Санкт-Петербурге и служит дискуссионной платформой для представителей органов государственной власти, деловых кругов, образовательных и научно-исследовательских учреждений, общественных организаций по вопросам повышения экологической эффективности экономик государств – участников СНГ.

В ходе работы Межпарламентской Ассамблеи СНГ принято 79 документов, затрагивающих вопросы экологии и охраны окружающей среды[10]. С целью сближения национальных законодательств приняты модельные Лесной, Водный, Земельный, Экологический кодексы, Кодекс о недрах и недропользовании. Общность подходов государств СНГ к экологической проблематике получила отражение в модельных законах «Об экологической безопасности», «О зонах экологического бедствия», «Об оценке экологического ущерба», «Об экологическом туризме», «О ликвидации накопленного экологического ущерба (вреда)», «Об экологической безопасности транспортировки нефтепродуктов по трубопроводам», «О государственных информационных системах в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности» и многих других, а также в Рекомендациях по формированию экологической политики и Рекомендациях по организации национальных центров экологической безопасности[11].

Существенным компонентом сотрудничества в рамках Содружества в соответствии с Концепцией дальнейшего развития СНГ является взаимодействие в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе направленное на борьбу с изменением климата, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию последствий стихийных бедствий[12]. Согласно пункту 4.4 этой Концепции охрана окружающей среды также рассматривается в качестве объекта приоритетного внимания в рамках гуманитарного сотрудничества, что обусловлено как огромным значением экологии для охраны здоровья населения, так и необходимостью изучения экологической проблематики в рамках образовательного процесса. Неслучайно формирование у молодежи экологического сознания названо одной из целей международного молодежного сотрудничества к 2030 году (Стратегия международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ на 2021–2030 годы).

В Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года реализация климатической повестки прослеживается в работе по таким направлениям, как развитие малой гидроэнергетики, использование экологически чистых видов моторного топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, создание условий для производства «зеленого» оборудования на предприятиях, инновационное развитие энергетики и разработка передовых энергетических технологий. Эффективное, рациональное и безопасное использование природных ресурсов и борьба с изменением климата определены в качестве ключевых задач развития регионов в Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества на период до 2030 года[13]. В Стратегии развития сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма на 2021–2030 годы развитие зеленых туристических маршрутов и агроэкотуризма обозначено в качестве приоритетного направления, а иные направления развития должны сводить к минимуму отрицательное воздействие на окружающую среду и экологию. Технологические решения для экологии, в том числе ресурсовосстановления, ресурсосбережения и управления отходами, признаны на пространстве СНГ приоритетными направлениями сотрудничества в соответствии с Межгосударственной программой инновационного сотрудничества государств – участников СНГ до 2030 года.

Отдельным результатом природоохранной координации в рамках СНГ стала Рамочная программа СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях до 2030 года. В этой программе учитывается рост спроса на экологически чистую электроэнергию, признается усиление негативного влияния изменения климата на функционирование жизнеобеспечивающих инфраструктур и, как следствие, ужесточение политики в этой сфере. Данная программа рассматривает охрану окружающей среды с точки зрения ядерной и радиационной безопасности: приоритетными направлениями развития признаны развитие «зеленой» атомной энергетики и рекультивация объектов ядерного наследия: приведение объектов ядерного наследия в соответствие с современными экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями.

Одновременно на пространстве СНГ концептуальное развитие получила тематика экологической безопасности. Взаимодействие в области биологической и экологической безопасности определено в качестве приоритетного направления военного сотрудничества на пространстве СНГ (Концепция военного сотрудничества до 2025 года). Программой сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы предусмотрен обмен информационно-аналитическими материалами о резких изменениях экологической, эпидемиологической и эпизоотической обстановки на участках внешних границ и в приграничных районах государств – участников СНГ.

Определение экологической безопасности дано МПА СНГ в модельном законе об экологической безопасности 2003 года – это «система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени». С учетом того, что государства СНГ продвинулись далеко вперед в области формирования национальных экологических интересов, данное определение представляется несколько узким и не учитывает весь комплекс экологических угроз и мер по их предотвращению на пространстве СНГ (управление водными ресурсами, управление лесными ресурсами, развитие и охрану горных территорий, «зеленую» энергетику, внешнюю климатическую политику, обращение с отходами, экологическое просвещение, развитие экотуризма, экологию Арктики и др.)

Концепция экологической безопасности в настоящий момент проходит очередную стадию обсуждения: идет ее проработка в среде экспертов, в стенах МПА СНГ готовятся новые редакции модельных законов «Об экологической безопасности», «О доступе к экологической информации»[14]. Методологии оценок, мониторинга и индексов уже разработаны в документах СНГ, например, в рамках модельного законодательства об экологической экспертизе, экологическом аудите, стратегической экологической оценке, оценке воздействия на окружающую среду, отходах производства и потребления, а также о доступе к экологической информации. Остается обеспечить непротиворечивость, институциональную взаимосвязь и системную имплементацию уже имеющихся подходов. Обновление редакций могло бы послужить усилению координации стран СНГ.

Перспективным представляется концептуальное оформление стратегии развития СНГ в области охраны окружающей среды и борьбы с негативными изменениями климата, потенциально, через концепцию экологической безопасности. Такая стратегия послужила бы целям государств СНГ, добровольно взятым на себя в рамках Парижского соглашения. Даже если далек консенсус относительно времени и способов достижения условной углеродной нейтральности, такая стратегия могла бы объединить те многочисленные решения и подходы, которые уже зафиксированы в документах органов СНГ, ЕАЭС и ШОС. В рамках ШОС государства-члены зафиксировали приверженность борьбе с негативными изменениями климата в 2019 году (Бишкекская декларация Совета глав государств), идет регулярное обсуждение согласованной торговой, климатической и экологической политики с целью предотвращения «климатических санкций»[15]. В рамках ЕАЭС в августе 2021 года запущены Рабочая группа высокого уровня по выработке предложений по сближению позиций членов ЕАЭС в рамках климатической повестки, а также Банк климатических технологий и цифровых инициатив в качестве обмена примерами лучших практик. На уровне Высшего Евразийского экономического совета в 2021 году принято Заявление об экономическом сотрудничестве в рамках климатической повестки[16].

Общая стратегия СНГ в области экологической безопасности могла бы служить трем основным целям: 1) сближению законодательства, подходов и стандартов в области охраны окружающей среды и борьбы с негативными изменениями климата; 2) разработке методологии природоохранного мониторинга; 3) координации внешнеполитических позиций на международных площадках с целью предупреждения внешних ограничений (РКИК ООН, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация). Также актуальна разработка климатического индекса СНГ, учитывающего более широкое разнообразие методов защиты окружающей среды и борьбы с негативными изменениями климата.

Особенно перспективным предполагается задействование стандартного (разработка методологий, индексов, стандартов, модельного законодательства), экспертного и координационного потенциала СНГ в области поглощения парниковых газов и адаптации населения и экономики к изменениям климата и защите окружающей среды. Дело в том, что в отличие от Киотского протокола 1997 года, полностью концентрирующегося на снижении выбросов парниковых газов, Парижское соглашение преследует три равноценные задачи: снижение выбросов парниковых газов, поглощение парниковых газов, адаптация населения и экономики[17]. На уровне СНГ методология оценок потенциала поглощения лесами парниковых газов могла бы быть разработана хотя бы в форме координации национальных кадастров и ведомств, ответственных за управление лесами. Методологический потенциал огромен, уже приняты многочисленные документы, осталось объединить усилия и придать системность уже намеченному курсу на «зеленую» повестку Содружества.

На заседании Совета глав государств СНГ 14 октября 2022 года лидеры стран Содружества в Заявлении о сотрудничестве в климатической сфере подтвердили неизменность своих экологических приоритетов. Ключевым среди них остается сбалансированный и экономически обоснованный подход к климатической политике и энергетическому переходу с учетом национальных особенностей государств – участников СНГ. При этом основной акцент делается на стимулировании энергосбережения и повышения энергоэффективности, модернизации национальных топливно-энергетических комплексов, внедрении передовых технологий, задействовании цифровых платформ, развитии сотрудничества в области использования низкоуглеродных источников энергии.

 

 

 

[1] Исполнительный комитет СНГ (2021) Управление климатическими рисками и борьба с негативными изменениями окружающей среды на пространстве СНГ как фактор устойчивого развития государств Содружества, 20.01.2021. URL: https://cis.minsk.by/news/22106. Дата доступа: 19.08.2022.

[2] Там же.

[3] Кряжева А. (2022) На краю тающего ледника держится экология Киргизии и Таджикистана. Ритм Евразии, 06.07.2022. URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2022-07-06--na-kraju-tajuschego-lednika-derzhitsja-ekologija-kirgizii-i-tadzhikistana-60791. Дата доступа: 19.08.2022.

[4] ООН (2021) Генассамблея объявила Приаралье зоной экологических инноваций, 18.05.2021. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/05/1403152. Дата доступа: 19.08.2022.

[5] ООН (2018) В ООН состоялась презентация Фонда по оказанию помощи жителям Приаралья, 27.11.2018. URL: https://news.un.org/ru/story/2018/11/1343611. Дата доступа: 19.08.2022.

[6] EY (2021) Нефтегазовая отрасль СНГ и глобальная климатическая повестка, 09.06.2021. URL: https://www.ey.com/ru_kz/oil-gas/cis-oil-gas-industry-and-global-climate-agenda. Дата доступа: 19.08.2022.

[7] Интернет-портал СНГ. Информация о Межгосударственном экологическом совете государств – участников СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3196/77664/. Дата доступа: 19.08.2022.

[8] Интернет-портал СНГ. Информация об итогах VII заседания Межгосударственного экологического совета государств - участников Содружества Независимых Государств (3 сентября 2021 года, г. Hyp-Султан). URL: https://e-cis.info/cooperation/3020/94442/. Дата доступа: 19.08.2022.

[9] Невский экологический конгресс. URL: https://ecocongress.info/congress/. Дата доступа: 19.08.2022.

[10] Амбурцева Н. И. (2021) Межпарламентское сотрудничество государств СНГ в области охраны окружающей среды. Диалог: политика, право, экономика, № 2, с. 22-25.

[11] Там же.

[12] СНГ (2020) Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по ее реализации, 18.12.2020. URL: http://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6363#text. Дата доступа: 19.08.2022.

[13] СНГ (2020) Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года и План мероприятий по ее реализации, 06.11.2020. URL: http://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6289#text. Дата доступа: 19.08.2022.

[14] МПА СНГ (2022) Модельные законы МПА СНГ в сфере экологии представлены научному сообществу, 30.03.2022. URL: https://iacis.ru/novosti/sekretariat_soveta_mpa_sng_news/modelnie_zakoni_mpa_ sng_v_sfere_ekologii_predstavleni_nauchnomu_soobshestvu. Дата доступа: 19.08.2022.

[15] Инфрагрин (2021) Проявления «зеленого» протекционизма со стороны ряда государств требуют координации торговой политики стран ШОС, 23.06.2021. URL: https://infragreen.ru/news/135244. Дата доступа: 19.08.2022.

[16] ЕАЭС (2021) Заявление об экономическом сотрудничестве государств – членов ЕАЭС в рамках климатической повестки, 14.10.2021. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/ec0/Zayavlenie-ramka-.pdf. Дата доступа: 19.08.2022.

[17] Порфирьев Б. (2019) Искусство не быть Гретой: как России извлечь пользу из Парижского соглашения по климату. Форбс, 07.10.2019. URL: https://www.forbes.ru/biznes/384805-iskusstvo-ne-byt-gretoy-kak-rossii-izvlech-polzu-iz-parizhskogo-soglasheniya-po. Дата доступа: 19.08.2022.