Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Вице-премьер-министр КР Джоомарт Оторбаев о кыргызской экономике: "Россия - наш друг, системный и фундаментальный партнёр"

06.03.2014  15:02

http://delo.kg/images/2014/973/0909.jpg

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Кыргызская экономика для большинства простых кыргызстанцев - сфера неизведанная и даже таинственная. Как чёрная дыра. Мы знаем, что где-то она существует  и  всё в ней исчезает... Но нам от этого знания ни холодно, ни жарко. Предлагаем вашему вниманию интервью с первым вице-премьер-министром Кыргызстана Джоомартом Оторбаевым, который легко и доступно объясняет феномен существования кыргызской экономики после 23 лет независимости, а также рассказывает о её перспективах.


 - Джоомарт Кайыпович, положа руку на сердце вы можете сказать, что правительство сегодня самоотверженно работает на благо кыргызстанцев?

- За всё правительство ручаться я не могу. Но даже любой простой человек почти всегда считает, что он трудится хорошо, вносит посильный вклад в то или иное дело. Но судить-то надо по результатам работы. Если в целом взять, то экономические результаты 2013 года были очень хорошими. В истории страны такого роста экономики ещё не было - на 10,5 процента.

 

- Вот это и удивительно! Ведь мы помним, что весь прошлый год крупнейшему предприятию “Кумтор” не давали нормально работать. А показатели экономики высокие. Как так получилось?

 - Тут несколько причин, почему такая высокая цифра. В 2012 году рост был практически нулевой. На этой низкой базе произошёл мощный скачок. При этом без Кумтора экономика наша росла и в 2012-м, и в 2013 году примерно на 6 процентов. Кумтор по сравнению с 2012-м в прошлом году добыл в два раза больше золота - 18 с половиной тонн. И ещё хотелось бы отметить два факта. Первый - у нас была рекордно низкая инфляция - 4%. И второй - по результатам 9 месяцев объём иностранных инвестиций вырос на 70%. 685 млн долларов привлекли мы прямых иностранных инвестиций. Почему эта цифра принципиально важна для нас? Это показывает рост доверия к стране  со стороны иностранных частных компаний, которые всё больше средств в Кыргызстан инвестируют.

 

- А на чём держится экономика Кыргызстана?

- Известно, что весь ВВП делится на три сферы: промышленность, сельское хозяйство и услуги. Соответственно к услугам относятся строительство, торговля, транспорт, коммуникации, туризм и т.д.

Так вот, даже по официальным данным, сфера услуг составляет 50 процентов экономики страны. При этом понятно, что услуги очень трудно контролировать. Поэтому не официально, а фактически сфера услуг у нас составляет порядка 70% всей экономики.

Многие нас обвиняют в том, что мы промышленность не развиваем. Но все успешные страны в мире развиваются за счёт сферы услуг. Это более высокоинтеллектуальная сфера экономики. Например, построить завод и выпускать какие-то детали может позволить себе только большая страна с мощной экономикой. Мы таковой не являемся. Поэтому ускоренное развитие сферы услуг - это хороший показатель. Наша страна уникальна тем, что объём внешнеторгового оборота превышает объём ВВП. Это редко бывает. Например, это свойственно странам с выходом к морю.

 

- А у нас это обусловлено соседством с Китаем?

 - Конечно. У нас транзитная торговля очень развита. Мы де-факто стали торговым центром Центральной Азии. Исследования Всемирного банка показывают, что фактически у нас объём внешней торговли в два раза больше ВВП. Такого вообще не бывает, а у нас это случилось.

 

- В связи с этим вступление в Таможенный союз как скажется на нашем имидже страны транзитной торговли? Многие противники говорят, что вступление в ТС - это крах нашего суверенитета. А вы как вице-премьер можете объяснить, почему данная интеграция необходима Кыргызстану?

 - Действительно, в обществе сейчас огромный интерес к данному шагу. И хотя мы пока не показали никакие документы, а только готовим их, уже ведётся активная дискуссия в этом отношении. Появились как сторонники, так и противники вступления. На сегодня могу подчеркнуть, этот шаг приведёт и к положительным, и к отрицательным моментам. Очень важно понять, что это будет. И нашему народу, и обществу, и парламенту надо точно знать, какие потенциальные риски возникнут в связи с этим шагом. Будучи руководителем рабочей группы по вступлению в Таможенный союз, могу авторитетно заявить, что мы взвешиваем все потенциальные плюсы и минусы и в ближайшее время презентуем их обществу.  

 

- Тогда начнём с плюсов.

- Самый главный, я бы это особо подчеркнул, - значительное улучшение инвестиционного климата. Предприятия, которые у нас работают, сейчас обслуживают всего пять миллионов населения с достаточно низкой покупательной способностью. Если мы становимся членом Таможенного союза, этот рынок увеличивается в одночасье до 170 миллионов человек - жителей Беларуси, Казахстана и России, причём с очень высокой покупательной способностью. То есть рынок сбыта товаров либо услуг увеличивается примерно в 300 раз! В Кыргызстане будет очень выгодно открывать предприятия, которые станут обслуживать весь этот 170-миллионный рынок.

 

- А открывать будут только предприниматели из стран Таможенного союза?

- Нет, любые инвесторы из любых стран. Например, кто-то захочет продавать какой-то продукт в России. Ему не обязательно организовывать производство именно в России. У нас в стране организовать любое производство значительно выгоднее - низкие тарифы на электроэнергию, невысокий уровень зарплаты, хорошая логистика плюс образованный, трудолюбивый персонал. Как только организовываются подобные предприятия, естественно, создаются рабочие места, бюджет получает налоги, соответственно улучшается инвестиционный климат. Второй плюс - значительно упростятся возможности для сельхозпроизводителей. Сегодня много проблем связано с экспортом продуктов питания. А после того, как мы уберём таможенные границы, сельхозпроизводитель при условии сертифицирования его продукции будет свободно вывозить её на внешние рынки. А сертификацию крестьянин будет проходить через лаборатории, которые здесь откроют.

 

- Но если сельхозпродукция будет уходить в другие страны, то цены на неё автоматически повысятся и на нашем рынке?

- Если сейчас мы сравним цены на продукты в Москве, Астане, Алма-Ате и Минске, а такая статистика есть, то можно сказать, что цены у нас ненамного ниже. Единственное значительное различие - это цена мяса, процентов на 20 у нас ниже. А мука, яйца, хлеб у нас, например, даже сейчас дороже. То есть шоковых увеличений цен в два и более раз просто не будет.  Могут быть изменения на уровне процентов... Но и возможность заработать у кыргызстанцев увеличится.

 

- Вы так уверенно говорите о том, что предприятия будут открываться… А где гарантии, что это произойдёт?

- Предприятиям нужен рынок сбыта своих товаров. Причём желательно, чтобы покупательная способность на рынке была высокая. Далее они смотрят на расходы, где меньше платить за услуги: электричество, аренда, зарплата, логистика. У нас по всем параметрам по сравнению с соседними странами эти показатели лучше. И нашим предпринимателям, и иностранным инвесторам  будет выгодно наладить производство именно у нас. Даже в сравнении с Алма-Атой. У них электроэнергия в 6 раз, аренда в 3 раза дороже, зарплата персонала в 10 раз выше. Если предприниматели хотят эффективно работать на прибыль, почему бы им не передислоцироваться в Кыргызстан?!
И ещё один штрих. За годы независимости Made in Kyrgyzstan стал высококачественным брендом в России и Казахстане. И мы столкнулись с любопытным явлением, когда китайские производители прикрепляют этикетку Made in Kyrgyzstan на свои товары  и отправляют в Россию.

 

- То есть это не слухи и не шутка?

- Это реальный факт. И выяснилось это, когда партнёры начали жаловаться на качество. Исследовали, и оказалось, что производство налажено в Китае. То есть наш бренд уже подделывают. Что, с одной стороны, является приятным фактом, который показывает, что уже сложился бренд, который может конкурировать на рынке.

 

- Ну а как вы сами думаете, вступление в Таможенный союз - это политический или экономический шаг?

- Конечно, не политический. Это чисто экономический шаг.
У нас, если убрать золото из экспортной статьи, то и так весь экспорт уже идёт в страны Таможенного союза. Здесь уместно другой вопрос задать: "Что будет, если мы не вступим в Таможенный союз?".

 

- Да, кстати, что будет?

- Скажите мне, пожалуйста, если мы не будем торговать со странами ТС, куда мы направим наш экспорт? В Узбекистан, в Таджикистан, Китай, США, Европу? Пусть мне кто-нибудь из критиков этой идеи скажет, куда конкретно мы направим свой экспорт? А я отвечу: на самом-то деле - некуда…

Второй момент. Мы получаем ГСМ на 1 млрд 100 млн долларов в год из России. Если они введут импортную пошлину, у нас цена на бензин может подскочить до 70 сомов.

Третий момент. В России работает огромное количество наших мигрантов. Какая судьба их ждёт, если мы откажемся сотрудничать с теми странами, где они работают и зарабатывают хорошие деньги? То, что усложнятся их условия жизни, это однозначно. А если мы вступим в Таможенный союз, а затем и в Единое экономическое пространство (ЕЭП), то права наших мигрантов будут уравнены с точки зрения трудовых отношений с правами граждан стран - членов ТС и ЕЭП. В этом случае кыргызстанцы-мигранты смогут иметь аналогичный статус с гражданами России, Казахстана и Беларуси, например, не будет необходимости получать разрешение на работу.  

 

- Ну а теперь поговорим об отрицательных моментах вступления…

- Среди отрицательных могу назвать опасения, связанные с крупными рынками "Дордой", "Кара-Су". У нас сейчас имеется реэкспорт. Хотя он качественно изменился после 2010 года, когда Казахстан ввёл таможенную границу де-факто, оградившись колючей проволокой. Так вот, в один день запретить реэкспорт будет трудно, поскольку у нас социальная ситуация должна быть стабильной. И в этой связи мы говорим о переходном периоде, в течение которого эти рынки могли бы превратиться в свободные экономические зоны или таможенные склады. Где бы оптовый вывоз в страны ТС проходил по полной растаможке по их стандартам.

 

 - Но вы сказали, что ещё существует 5-6 вопросов, которые нам необходимо решить перед вступлением в ТС. А какое решение вы видите?

- Есть несколько моментов, которые мы активно обсуждаем с нашими партнёрами. Например, тот факт, что Российская Федерация два года назад стала членом ВТО. Вступая в ВТО, она взяла на себя обязательства гармонизировать в течение 5 лет тарифы по стандартам ВТО. Сейчас они в РФ высокие, но в оговорённый срок  должны понизиться до уровня, который принят в странах ВТО, в том числе и в Кыргызстане. То есть не мы должны увеличивать тарифы на импорт, а они снижать до нашего уровня. Вот этот фактор также обсуждается.

Свои условия мы заложили в “дорожную карту”. В марте предстоит саммит стран ТС, где и будут обсуждаться меры, которые мы должны принять. Одно из обязательных -  укрепление  нашей внешней границы, которая автоматически становится границей Таможенного союза. И на это требуется значительная сумма, порядка 200 миллионов долларов, для создания необходимой инфраструктуры. Мы будем обращаться в страны ТС с просьбой получения этих средств.

 

- Президент Казахстана на одном из совещаний показал, что не считает нашу страну равноправным партнёром. И действительно, нашу экономику нельзя сравнить с экономикой Казахстана, Беларуси и России. Им не выгодно, чтобы мы вступали в Таможенный союз или они нам не доверяют?

- Я не могу отвечать за руководство Казахстана. Но скептицизм с их стороны есть, потому что у нас ВВП на душу населения по сравнению с Казахстаном в 10 раз меньше. Они не верят, что мы сможем реализовать свои обязательства в рамках присоединения. Мы говорим, что совместно с вами должны обсудить эти шаги, возможные риски, честно сказать, где у нас проблемы, а затем осуществить следующий шаг. Поэтому их скептицизм не беспочвенный.

 

- То есть не все члены ТС ждут вступление Кыргызстана с одинаково распростёртыми объятиями? Получается, внутри самого ТС нет  согласия?

- Есть приглашение для вступления, есть комментарии о сложности этого процесса. Мы понимаем, сложности будут, взвешиваем, прогнозируем… Но мы должны двигаться вместе с учредителями ТС, с одной стороны, и с нашим обществом, с другой. Но политическая воля у нас есть. Правительство понимает, что от вступления в Таможенный союз будет больше плюсов, чем минусов, хотя и предстоят большие изменения законодательства.

Таможенный союз создавался 6-7 лет назад. Мы работаем в направлении вступления третий год и держимся достаточно уверенно. Здесь не должно быть ненужной суеты. Нам всё нужно хорошо взвесить, рассчитать, всё обсудить в нашем обществе. Я хочу подчеркнуть, без одобрения общества, без одобрения Жогорку Кенеша мы не сможем осуществить эти мероприятия.

 

- А теперь вернёмся к сегодняшнему состоянию нашей экономики. Вы отметили, что в целом инвестиционный климат в Кыргызстане улучшился. С чем это связано?

- Факт улучшения инвестиционного климата связан с улучшением политической стабильности. Возьмите для сравнения арабские страны, где случились революции. Что там происходит? До сих пор идут войны. Мы же смогли за три с половиной года стабилизировать политическую обстановку в республике.

Да, народ любит помитинговать. Но это в объективной исторической науке разъясняется как постреволюционный синдром. Если у нас в 2011 году было почти 2 тысячи митингов и демонстраций, то в 2012-м - 1200, а в 2013 - уже меньше 900. Для каких-то стран это крайне необычно. А для нас это тенденция на уменьшение.

И всё равно инвестор опасается.

Митинги должны быть, это хороший показатель демократии. Но они должны проводиться в рамках закона. Например, перекрытие дорог, нарушение прав хозяйствующих субъектов, ущерб развитию экономики - это недопустимо!

 

- Критики правительства и власти забили тревогу по поводу передачи управления стратегическими объектами России. Речь идёт о "Кыргызгазе", аэропорте "Манас"… Какова целесообразность этой передачи?

- Думаю, все граждане понимают, что мы должны привлекать инвестиции. И свои внутренние, и внешние, независимо от цвета паспорта владельца. Но когда к нам приходят инвесторы из ближайших стран, которые могут себе это позволить, - Россия, Китай, Казахстан, вдруг начинается возбуждение, начинается анализ цвета паспорта и флага...

У нас есть законодательство, где не говорится, что инвестиции могут осуществлять эксклюзивно только европейские, или китайские, или другие инвесторы. У нас есть закон, согласно которому те, кто в рамках закона работает, пусть приводят инвестиции.

Любые инвестиции - это благо для кыргызской  экономики!

Что касается российских инвестиций, давайте определимся, - это благо или вред? Да и в целом Россия - нам друг или враг?

А я отвечу: Россия наш друг, системный и фундаментальный партнёр!

Почему мы не должны давать "Газпрому" - самой крупнейшей газовой компании в мире, с самыми современными технологиями, работать в Кыргызстане? У нас нет ни денег, ни компетенции, ни технологий для развития, ни возможности ввести в эксплуатацию собственные месторождения газа. "Газпром", проявляя добрую волю и коммерческое чутьё, собирается инвестировать как минимум 20 миллиардов рублей  в нашу экономику, в развитие газотранспортной системы, в распределительные сети. Дополнительно порядка 100 миллионов долларов они намерены инвестировать в разведку перспективных газовых полей. Почему мы должны отказываться? Если к нам приходят "Интер РАО" или РАО "ЕЭС России" и говорят, не платите ни копейки, мы найдём деньги, построим электростанции и будем ими управлять с вами 50 на 50, какая здесь угроза нашей независимости или экономическому климату? Я лично не вижу в этих инвестиционных планах никакой угрозы.

И в США есть китайские и российские инвестиции, и в России, и в Казахстане есть любые инвестиции. Поэтому если бы мы не политизировали экономические вопросы, подошли к их решению более прагматично, то было больше пользы.

 

- У нас в стране 64 простаивающих производственных предприятия. Можно ли их оживить или это утопия?

- Их должны оживлять инвесторы, если они захотят это делать... У правительства, государства нет в бюджете денег, чтобы инвестировать в развитие производства. И у государства нет такой задачи - заниматься бизнесом. Государство говорит, что есть определённые площадки, на которых можно развивать бизнес. Приглашаем всех, кто хочет. Задача правительства - создание привлекательного инвестиционного климата. Поэтому добро пожаловать всем, кто хочет, и на эти объекты тоже!

 

- То есть вы можете ура-патриотам сказать, что если к нам на рынок приходят иностранные инвесторы, это не значит, что мы теряем свои национальные корни, это просто развитие…

- Если бы мы сами могли, мы бы развивались. Но за 23 года стало ясно, что сами не можем, в бюджете нет денег. Да и в любой стране мира есть прямые иностранные инвестиции, кроме разве что Северной Кореи. И никто при этом свой суверенитет не теряет.

 

- В последнее время происходит девальвация национальных валют. Чем это вызвано и что нас ждёт?

- Если смотреть на соотношение сома к рублю, то данный параметр находится на протяжении многих лет на одном уровне 1,43-1,52. Это прямо указывает на то, что главная экономика, с которой мы работаем, - это российская. И мы соответственно привязаны к рублю, а не к доллару. Мы с США вообще не торгуем. Почему с российской экономикой мы накрепко связаны? Приведу лишь два фактора: мы импортируем все ГСМ из России на 1 млрд 100 млн долларов в год. Второе - ежегодно порядка 3 миллиардов долларов наши мигранты высылают в страну из рублёвой зоны. Таким образом, кыргызская и российская экономики уже тесно переплетены. Поэтому нам надо добиваться устойчивости сома именно по отношению к рублю, а не к доллару. Если мы будем к доллару привязываться, у нас весь валютный резерв выведется. Что касается тенге, то казахская и кыргызская экономики не так близки, как кыргызская и российская. И последний обвал тенге не очень повлиял на сом. А вот факт близости рубля и сома - это объективный индикатор. К сожалению, в России пошло обесценивание рубля примерно на 10 процентов, поэтому, как следствие, и некоторая девальвация сома наблюдается. Но в процессе обмена товарами  с Россией у нас это не сказывается.

 

- То есть краха сома не будет?

- Не предполагается.  Мы можем гордиться нашим золотовалютным резервом. Объём его составляет 2,2 миллиарда долларов. Национальный банк в рамках последних интервенций продал его на сумму меньше 0,1 миллиарда долларов. Так что у нас ещё огромные запасы. Конечно, не хочется, чтобы на рынке была ненужная нервозность... Но хочу подчеркнуть ещё раз - эта нервозность создана не в пределах Кыргызстана.

 

- Долг Кыргызстана Всемирному банку - более 590 млн долларов. Когда будем отдавать эти деньги и как?

- Общий внешний долг Кыргызстана в отношении к ВВП составляет порядка 45 процентов. Это цифра достаточно скромная. Устойчивый долг, по оценкам МВФ, составляет 80% к ВВП. Мы ещё можем брать кредиты. В этом нет опасений. Все страны в мире берут в долг, даже нефтедобывающие Россия и Казахстан. У Казахстана соотношение долга к ВВП порядка 80%. То есть все занимают и спокойно себя чувствуют. Мы сейчас должны занимать, потому что берём кредиты по очень низким ставкам. Например, у Всемирного банка - на уровне 0,1% годовых с 40-летней отсрочкой. Поэтому, беря эти дешёвые кредиты, мы можем развивать собственную инфраструктуру.

 

- А куда эти деньги конкретно идут?

- На ремонт и строительство дорог по всей стране и в энергетику. В инфраструктуру частный инвестор деньги не инвестирует. А для того, чтобы благоприятный инвестиционный климат был в стране, необходимы хорошие законы, хорошая инфраструктура и хорошие антикоррупционные действия. Если не будет дорог и энергии, то никто к нам не придёт с инвестициями.

 

 - Вроде у нас одно из лучших законодательств для предпринимательства...

- Да, это так. У нас, чтобы получить разрешение на ведение бизнеса, нужно всего 101 лицензию получить. В Казахстане 1100 лицензий. Мы сократили количество проверяющих органов с 21 до 14. В Казахстане таких более 100. У нас раньше было около двух тысяч госуслуг, на сегодня осталось 386. То есть мы отрубаем все потенциальные трудности, которые могут осложнить работу бизнесменов.

 

- А коррупция?

- У нас чуть ли не каждую неделю ловят очередного коррупционера… Их судят и сажают. Поэтому очень важны условия для предотвращения коррупции. Иными словами, ослабление регуляторно-разрешительной системы. Чем меньше соприкосновения бизнесмена с проверяющими государственными чиновниками, тем лучше. Вот это наша позиция сейчас.

 

- Вы можете, как вице-премьер-министр, посоветовать рядовому кыргызстанцу, как разбогатеть?

 - Разбогатеть можно только в частном секторе. Если мечтаете разбогатеть на госслужбе, лучше сюда даже не идти. Иначе это плохо кончится и вы пополните списки тех, кого обвиняют в коррупции. А в частном секторе нужно понять, каким родом бизнеса вы хотите заниматься, изучить его и проявить трудолюбие, профессионализм, талант для развития своего дела...  

 

 - А какая сфера наиболее прибыльна?

 - Сфера услуг. Это то, что у нас ускоренными темпами развивается: торговля, туризм, логистика, строительство, магазины, рестораны, транспорт.

 

 - И последний вопрос, Джоомарт Кайыпович. Как вы думаете, у Кыргызстана есть хорошие перспективы развития или мы всегда будем в этом тупике прозябать?

 - Мы будем самой успешной страной. И совсем скоро. 10 процентов роста экономики у нас уже есть. Нам нужна политическая стабильность, политический плюрализм, толерантность, а трудолюбие и талант у наших людей имеется.

 

беседу вела  Лейла САРАЛАЕВА

http://delo.kg/index.php/2011-06-30-23-44-03/6883-vitse-premer-ministr-kr-dzhoomart-otorbaev-rossiya-nash-drug-sistemnyj-i-fundamentalnyj-partnjor