Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Зона взаимных интересов - интервью Национального координатора Республики Беларусь по вопросам СНГ С.Румаса газете «Рэспублiка»

Недавно в Санкт-Петербурге на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств был подписан Договор о зоне свободной торговли. Заместитель премьер-министра Республики Беларусь, национальный координатор нашей страны по вопросам СНГ Сергей РУМАС (на снимке) в беседе с корреспондентом нашей газеты размышляет об этом знаковом событии.

— Сергей Николаевич, какова, на ваш взгляд, роль Содружества в судьбах стран на постсоветском пространстве?

— Очень примечательно и символично, что фундаментальный договор, который будет лежать в основе торгово-экономических отношений между нашими государствами, состоялся в юбилейный год — 20-летия Содружества. Создавая СНГ, мы стремились сохранить неоценимый, накопленный многими десятилетиями опыт взаимодействия наших государств. Сегодня совершенно ясно: СНГ сыграло свою историческую роль в построении взаимовыгодных и взаимодополняющих форм межгосударственных и межнациональных отношений.

За два десятилетия в Содружестве пройден путь от единого народно-хозяйственного комплекса к совокупности взаимосвязанных экономик независимых государств. Наработана обширная международно-правовая база развития торгово-экономических отношений. Именно во многом благодаря Содружеству эти отношения были переведены на рыночную основу.

— Государства СНГ первоочередное внимание постоянно уделяют углублению именно экономической интеграции. Хорошо известно, насколько активна в этом Беларусь.

— Немаловажно то, что в рамках Содружества каждая страна получила возможность выбирать именно те области взаимодействия, которые в конкретный момент развития представляют для нее наибольший интерес. Такой формат позволил продвигать и гармонично сочетать разноскоростную интеграцию на пространстве Содружества. Как следствие, СНГ стало стартовой площадкой для формирования и развития новых интеграционных структур. Пять стран СНГ одиннадцать лет назад учредили Евразийское экономическое сообщество.

А Беларусь, Казахстан и Россия пошли по пути интеграции еще дальше, сформировав качественно новое интеграционное объединение — Таможенный союз. Сегодня он уже не миф, а реальность, именно на основе этого объединения с 1 января 2012 года начало работу Единое экономическое пространство.

Глава нашего государства А.Г. Лукашенко в своей статье «О судьбах нашей интеграции» пишет: «Для Беларуси глубокая, продуктивная интеграция с наиболее близкими соседями была, есть и будет естественным путем развития». И подчеркивает: «Созданная в процессе союзного строительства таможенная и пограничная инфраструктура мирового уровня позволяет эффективно решать задачи, стоящие сейчас перед Таможенным союзом и ЕЭП. Важно, чтобы и в дальнейшем союзное государство, Таможенный союз, ЕЭП обогащали и взаимодополняли друг друга. Наша задача — не утратить, а максимально использовать весь имеющийся интеграционный потенциал». И вот совсем недавно три государства СНГ — Беларусь, Россия и Казахстан — приняли исключительно важное решение — договорились вместе развивать евразийскую экономическую интеграцию.

— Поэтому, Сергей Николаевич, вполне закономерно, что на заседании Совета глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге самой важной темой повестки дня стало обсуждение Договора о зоне свободной торговли.

— Конечно, ибо это ключевая задача в принятой Стратегии экономического развития Содружества на период до 2020 года. Глубоко убежден, что, следуя ей, мы сможем перейти к интенсивной модернизации наших экономик, а также к окончательному восстановлению и объединению производственных цепочек. Необходимы многосторонние форматы взаимодействия стран Содружества, это реально проявилось при реализации первого этапа данной стратегии. И завершение формирования зоны свободной торговли — настоятельное требование времени.

— Какие факторы, если можно так сказать, подталкивали к быстрейшему полному формированию ЗСТ?

— Постепенная либерализация взаимной торговли привела к существенному росту товарооборота, который только в 2003—2010 годах увеличился более чем в 2 раза. Вместе с тем в условиях объективной несбалансированности взаимной торговли в Содружестве острой необходимостью являлось завершение полномасштабного режима ЗСТ. Сегодня действует порядка 110 соглашений о взаимной торговле между разными странами СНГ. Это создает неудобства и приводит в результате к различным дискриминационным последствиям в торговле.

18 октября 2011 года главы правительств восьми государств СНГ — Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Украины — подписали Договор о зоне свободной торговли. На долю их приходится свыше 90 процентов взаимной торговли Содружества. Решено также продолжить консультации и переговоры с Азербайджаном, Узбекистаном и Туркменистаном о присоединении к договору.

Работа над проектом исключительно актуального и важного для СНГ документа велась в течение 2009—2011 годов. Состоялось 13 заседаний специально созданной рабочей группы, а также два совещания министров экономик стран Содружества.

— Сергей Николаевич, самое крупное и мощное государство СНГ — Российская Федерация. От нее, безусловно, зависит будущее Содружества. Как же российская сторона оценивает роль и значение зоны свободной торговли?

— Премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин подчеркивал, что принятие договора позволит, безусловно, убрать многие барьеры и сделать новый качественный шаг в развитии торгово-экономических связей между нашими государствами, в целом заложить прочную базу, прочный фундамент для дальнейшего совершенствования Содружества. Перед нашими странами стоят схожие задачи по развитию, и очень важно найти источники роста на всем пространстве СНГ. Безусловно, одним из таких источников роста является интеграция, которая позволит в полной мере задействовать такие важные факторы, как емкий рынок, взаимодополняемость наших экономик, устойчивые кооперационные технологические цепочки.

— Насколько этот договор отвечает интересам национальной экономики Беларуси?

— Договор о зоне свободной торговли представляет собой всеобъемлющий документ, регламентирующий режим свободной торговли на пространстве Содружества Независимых Государств. Он должен заменить около сотни действующих многосторонних и двусторонних соглашений о зоне свободной торговли, заключенных и 10, и 15, и 20 лет назад.

Рынки сбыта стран СНГ являются весьма важными с точки зрения экономических интересов нашей республики. Так, в 2010 г. внешнеторговый оборот Беларуси со странами СНГ составил 34 млрд. долларов (в докризисном 2008 г. — 40,3 млрд. долларов). По итогам только января—октября 2011 г. этот показатель уже достиг 38,7 млрд. долларов.

Доля стран СНГ в общем объеме внешней торговли Беларуси на протяжении последних 5 лет практически не изменяется и остается на уровне 56 %.

Основные положения договора включают базовые нормы и правила ВТО, охватывают вопросы отмены во взаимной торговле ввозных и вывозных таможенных пошлин и количественных ограничений. В частности, договором закреплена норма о неприменении таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных
таможенным пошлинам, во взаимной торговле (за исключением некоторых согласованных изъятий).

При этом закладывается возможность проведения переговоров о снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин.

Документом также регламентируются ограничения в торговле с третьими странами, свобода транзита, реэкспорт, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, конкуренция и предоставление субсидий, технические барьеры, санитарные и фитосанитарные меры, правила разрешения споров и иные аспекты внешней торговли.

Договор предполагает унификацию тарифных изъятий из режима свободной торговли и их минимизацию между Таможенным союзом Беларуси, Казахстана и России и остальными государствами — участниками СНГ. Решение этой задачи в Таможенном союзе является одним из приоритетов при завершении формирования единой таможенной территории Таможенного союза.

Договор также создает правовое поле для применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле с государствами — участниками СНГ от имени единого блока государств — членов Таможенного союза.

Серьезным аспектом документа также является фиксация возможности участия сторон договора в соглашениях о таможенных союзах, свободной или приграничной торговле в соответствии с правилами ВТО.

Я абсолютно убежден в том, что, продолжая целенаправленное, взаимовыгодное движение по пути модернизации национальных экономик, инноваций и прогресса, совершенствования торговли, мы наполним наше сотрудничество конкретикой и практикой. И сможем вывести экономическое и инновационное пространство СНГ на качественно новый уровень. Выигрыш от такого взаимодействия для всех нас очевиден. И зона свободной торговли станет настоящей, реальной зоной взаимных интересов.

 

<РЭСПУБЛIКА>