Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Совету министров внутренних дел государств - участников СНГ 20 лет

В начале 90-х годов ХХ века в условиях новых геополитических отношений перед суверенными республиками некогда единого Советского государства встал целый комплекс проблем, в том числе и связанный с обеспечением общественного порядка на фоне резкой активизации различного рода преступных групп, чья деятельность стала носить не только трансграничный характер, но и оказывать серьезное влияние на экономику независимых государств и обеспечение безопасности граждан.

В этой непростой ситуации весной 1992 года руководство государств – участников СНГ принимает решение о создании координационной площадки для выработки согласованных предложений, связанных с формированием единого механизма противодействия разгулу преступности. В качестве координатора такой работы было определено Совещание министров внутренних дел государств – участников СНГ.

По мере расширения сотрудничества, росло и понимание необходимости более тесной интеграции усилий ведомств по всем направлениям правоохранительной деятельности. В результате 19 января 1996 года Советом глав государств СНГ принимается решение о создании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД).

Сегодня Совет министров – это орган отраслевого сотрудничества, призванный обеспечить взаимодействие МВД государств – участников СНГ не только по вопросам борьбы с преступностью, но и по иным направлениям их совместной работы.

В состав Совета входят министры внутренних дел (Начальник Полиции) стран Содружества.

Основная форма работы – заседания, которые служат своеобразным форумом, в рамках которого главы ведомств принимают согласованные решения, направленные на нейтрализацию новых вызовов и угроз, затрагивающих интересы государств.

Совет выступает в роли единого координационного центра, позволяющего на основе глубокого анализа складывающейся на территории стран Содружества оперативной обстановки вырабатывать эффективные меры реагирования по целому спектру вопросов, связанных с противодействием организованной преступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков и иным опасным видам преступлений.

СМВД активный участник процесса формирования договорно-правовой базы и организационных основ межгосударственного взаимодействия в борьбе с преступностью. В рамках этой работы он сотрудничает с Исполнительным комитетом СНГ и Межпарламентской Ассамблеей стран Содружества. Большинство инициатив СМВД, направленных на формирование единой стратегии противодействия криминалу, на межгосударственном уровне находят свое отражение в модельных законодательных актах, а также решениях, принимаемых Советом глав правительств и Советом глав государств СНГ.

В качестве инструментария таких решений выступают межгосударственные целевые программы по различным направлениям борьбы с преступностью, которые закладывают организационные основы и определяют вектор усилий правоохранительного сообщества с учетом реалий сегодняшнего дня. Прикладным механизмом их реализации являются согласованные, профилактические, оперативно-розыскные мероприятия и специальные операции, направленные на нейтрализацию организованных преступных групп, чья деятельность носит трансграничный характер.

Особое внимание члены Совета уделяют вопросам совершенствования единого механизма межгосударственного розыска лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование. Результатом такой работы стал утвержденный 30 октября 2015 года решением Совета глав правительств СНГ Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц. По сути, этим соглашением впервые был учрежден единый порядок взаимодействия уполномоченных органов по обнаружению, задержанию и заключению под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания.

В качестве модератора этой работы определено Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП).

Бюро создано решением глав правительств в сентябре 1993 года, как постоянно действующий орган, предназначенный для обеспечения эффективного взаимодействия МВД и государственных органов стран Содружества, на который, в том числе возложена обязанность осуществления функций рабочего аппарата (секретариата) Совета министров.

В этой связи, с учетом специфики своей деятельности, БКБОП решает задачи, вытекающие из интересов межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью. Бюро реализует обширный спектр координационных мер, направленных на содействие межгосударственному розыску лиц, в том числе связанных с оказанием помощи следственно-оперативным и оперативно-розыскным группам, а также сотрудникам, направляемым государствами – участниками СНГ для раскрытия и расследования преступлений.

В качестве аналитического центра СМВД, им на основе анализа криминогенной ситуации на территории стран Содружества на постоянной основе готовятся предложения руководству министерств внутренних дел, по выработке управленческих мер, направленных на нейтрализацию противоправной деятельности преступного сообщества.

Одной из ключевых функций Бюро, как аппарата СМВД, является информационное взаимодействие со структурами СНГ, наделенными полномочиями в сфере противодействия преступности. В рамках соответствующих протоколов такое взаимодействие осуществляется с Секретариатом Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ, Антитеррористическим центром СНГ, Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками государств – участников СНГ, Комитетом глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ, Советом руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ, Координационным Советом руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ, Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.

В результате такой работы, по сути, на межгосударственном и межотраслевом уровне был сформирован единый «фронт» противодействия преступности на территории государств – участников СНГ. Преодоление межведомственных барьеров дало возможность значительно повысить эффективность межгосударственного розыска, обеспечить проведение совместных операций, в ходе которых удалось перекрыть значительное количество каналов поставки в страны Содружества наркотиков, оружия и контрабандных товаров.

В целях оперативного решения вопросов, возникающих в ходе практического взаимодействия сотрудников органов внутренних дел государств – участников СНГ в работе БКБОП активно используется механизм полномочных представителей МВД (Полиции) стран Содружества, входящих в штатную структуру Бюро в качестве заместителей директора.

В современных условиях решение задач по противодействию транснациональной преступности, терроризму без активной научной поддержки малоэффективно.

Анализ современных вызовов и угроз дает возможность на научной основе не только моделировать перспективу развития криминальных процессов на пространстве стран Содружества, но и своевременно разрабатывать предложения, направленные на реализацию организационно-правовых мер превентивного характера.

В этой связи в 2014 году Советом министров было принято решение о создании Научно-консультативного совета при СМВД (НКС) в качестве рабочего органа Совета, призванного способствовать организации эффективного взаимодействия МВД (полиции) государств – участников СНГ в сфере научного обеспечения оперативно служебной деятельности органов внутренних дел стран Содружества в борьбе с преступностью.

Работа членов НКС и его экспертов строится на основе решений СМВД с использованием всех современных достижений академической науки и новейших практических наработок органов внутренних дел государств – участников СНГ.

Предложения НКС становятся базисом выносимых на рассмотрение СМВД вопросов, а также разрабатываемых Советом документов, направленных на совершенствование межгосударственного розыска лиц, обмена информацией, противодействия организованной преступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков.

Высокая степень предварительной проработки возможных вариантов решения тех или иных проблем, стоящих перед органами внутренних дел стран Содружества, позволяет СМВД принимать сбалансированные решения, учитывающие интересы всех его членов.

Наиболее актуальные проблемы, выявляемые в ходе анализа криминогенной ситуации, складывающейся на территории стран Содружества, ложатся в основу повестки дня заседаний Совета.

Так, например в ходе очередного заседания, состоявшегося в сентябре 2015 года в городе Минске акцент был сделан на борьбу с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел в сфере противодействия хищению автотранспорта, развитии информационного обмена органов внутренних дел по предупреждению противоправных деяний со стороны членов неформальных объединений болельщиков спортивных команд, противодействии распространению наркотических средств и психотропных веществ.

За двадцать лет практика работы Совета показала, что только совместными мерами, объединяя усилия министерств внутренних дел (Полиции) государств – участников СНГ, уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, при поддержке глав государств и правительств СНГ, можно достигать значимых результатов в деле борьбы с преступностью.

Сегодня, СМВД – это эффективный орган по координации действий МВД (Полиции) стран-партнеров. Его решениями существенно укреплена организационная основа, повышен уровень информационно-аналитического обеспечения органов внутренних дел и результативность межгосударственного взаимодействия.

Под началом Совета сотрудничество МВД (Полиции) стран Содружества приобрело программно-целевой характер, обеспечен согласованный комплексный подход в решении задач противодействия преступности и совершенствовании организационно-правовых основ взаимодействия.

Наработанный Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ опыт межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью свидетельствует о большой востребованности такой формы сотрудничества, позволяющей профессионалам обмениваться мнениями и на основе общего согласия принимать эффективные решения, направленные на консолидацию усилий органов внутренних дел направленных на противодействие новым вызовам и угрозам, бросающих вызов динамичному развитию государств – участников Содружества Независимых Государств.

 

Источник: БКБОП