Сетевой университет СНГ как фактор образовательной интеграции в Содружестве Независимых Государств
Немногим более четверти века назад на территории бывшего СССР прекратило существование прежде единое образовательное пространство.
Страны, вошедшие в Содружество Независимых Государств, стали создавать на новых правовых, организационных и экономических основах собственные системы образования, обеспечивая их нормативно-правовой базой, которая бы предусматривала изменения в номенклатуре и содержании учебных курсов и учебников, а также радикальные коррективы, в том числе и в языковой политике. Все эти процессы осложнили на начальном этапе мобильность обучающихся и научно-педагогических работников в условиях постсоветского пространства, вызвали определенные трудности в установлении эквивалентности документов об образовании, столь необходимом для значительного количества граждан — участников нового международного рынка труда и услуг.
Поиск выхода из сложившейся ситуации, а также сохранившаяся взаимная открытость национальных систем образования позволили ряду государств —участников Содружества осознать необходимость возрождения сотрудничества в сфере образования.
В результате государства договорились о совместной реализации в рамках Содружества интеграционных образовательных процессов с целью использования их результатов и достижений в национальных системах образования, руководствуясь в каждом конкретном случае собственными потребностями и интересами. Конечно же, такого взаимодействия на образовательном пространстве Содружества можно было бы достичь лишь при условии признания независимости национальных систем образования, взаимном их уважении, стремлении к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству и партнерству.
Общепризнано, что правовой основой установления и развития связей государств — участников СНГ по широкому спектру взаимодействия в сфере образования послужило подписанное главами правительств Содружества Независимых Государств 15 мая 1992 г. в Ташкенте первое межгосударственное Соглашение о сотрудничестве в области образования [1].
В целях реализации положений этого документа в октябре 1992 г. руководители 14 органов управления образованием 11 государств Содружества учредили постоянно действующую Конференцию министров образования государств — участников СНГ, главной задачей которой стала разработка направлений и механизмов практического осуществления совместных многосторонних образовательных программ и проектов [2; 3].
И, наконец, в 1997 г. состоялось совместное подписание очень важного для государств — участников СНГ межгосударственного Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств [4]. В этом документе провозглашено начало интеграционных процессов в СНГ, а следовательно, и необходимость совместной реализации согласованных мер, способствующих формированию единого (общего) образовательного пространства в границах Содружества.
Большое внимание в Соглашении уделено созданию доступа к учебной и научно-технической информации, разработке соответствующей нормативно-правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установлению требований и механизма взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий. Соглашение содержит призыв к принятию мер по сближению норм национального законодательства в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, к взаимодействию при разработке и применении государственных образовательных стандартов, а также при подготовке учебно-методических материалов, создании баз данных по вопросам образования, предоставлению гражданам госу- дарств-партнеров на своей территории равных со своими гражданами прав на получение образования. Важным является и то, что Соглашением предусмотрена выработка совместных механизмов, способствующих координации интеграционных процессов в области образования, сотрудничеству в подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров1, определению финансово-экономических параметров и путей реализации совместных проектов в области образования. Одним из таких механизмов стал созданный в соответствии с вышеупомянутым Соглашением Совет по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ [6], эффективно работающий уже более 20 лет [7].
Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что прошедший период действия Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств свидетельствует о его эффективности и несомненной пользе для образовательного пространства СНГ, национальных систем образования государств-участников [7].
Сегодня реализация многочисленных мероприятий в рамках интеграционных процессов в сфере образования осуществляется не только на уровне взаимодействия между министерствами образования (науки) стран Содружества. Эффективно действуют и прямые связи между образовательными организациями, предусматривающие в том числе их участие в межрегиональном и приграничном сотрудничестве, включая прием на обучение иностранных студентов и обмен преподавателями.
Одним из значимых результатов сотрудничества в сфере формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств стало решение в 2008 г. Конференции министров образования государств — участников СНГ о коллективном создании Сетевого университета Содружества Независимых Государств (СУ СНГ). Этот совместный проект получил поддержку Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств— участников СНГ (МФГС) как обеспечивающий молодежи Содружества возможность получить высококачественное образование с использованием передовых инновационных образовательных технологий. Политика МФГС по наделению рядом преимуществ наиболее достойных иностранных кандидатов, обучающихся по программам СУ СНГ, соответствует мировой практике учреждения целевых стипендий и льгот и является стратегически оправданной в отношении укрепления и дальнейшего развития гуманитарного сотрудничества государств Содружества.
Этому способствует цель создания Сетевого университета СНГ [8], подразумевающая совместную подготовку высококвалифицированных кадров по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств — участников СНГ, а также для реализации совместных научных и научно-технических проектов. Доказательством является то, что за сравнительно небольшой период своего существования СУ СНГ подготовил свыше 1000 специалистов-магистров. Сегодня к этому можно добавить, что многие эксперты в области высшего образования оценивают идею сетевого университета как результативную и перспективную в аспекте интеграционных процессов на пространстве Содружества [см., например: 7; 9; 10].
Организационной формой взаимодействия образовательных организаций разных стран в рамках СУ СНГ является Консорциум вузов — участников Сетевого университета СНГ, который действует в соответствии с многосторонними и двусторонними межгосударственными соглашениями между государствами — участниками СНГ, национальными законодательствами, уставом Сетевого университета СНГ и локальными актами, применяемыми в процессе образовательной, административной и иной деятельности. Сетевой университет СНГ — это возможность равноправного сотрудничества высших учебных заведений Содружества в сфере высшего образования, осуществляемого в формате консорциума образовательных организаций. Консорциум не является юридическим лицом и открыт для вступления в него других университетов и вузов в порядке, установленном Соглашением о Консорциуме по созданию Сетевого университета Содружества Независимых Государств [11].
Основная цель Консорциума как учреждения Сетевого университета СНГ — создание системы межвузовского сотрудничества, направленной на решение следующих задач:
развитие единого (общего) образовательного пространства вузов государств — участников Содружества Независимых Государств путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества;
создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках Содружества Независимых Государств;
содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических и национальных традиций народов государств— участников Содружества Независимых Государств.
Современный состав Консорциума СУ СНГ насчитывает 35 ведущих университетов из девяти государств — участников СНГ: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины. В настоящее время Консорциум возглавляет Российский университет дружбы народов.
Сегодня подготовка высококвалифицированных специалистов в рамках СУ СНГ ведется по 30 направлениям магистратуры. В перечень направлений входят: математика, физика, химия, техника и технология строительства, информатика и вычислительная техника, нефтегазовое дело, экономика и управление, социология, юриспруденция, физическая культура и спорт, энергетика (включая ядерную энергетику), робототехника и мехатроника, филология, международные отношения, туризм и др.
С момента создания Сетевого университета СНГ по совместным образовательным программам с получением двух дипломов только в Российской Федерации в рамках Консорциума прошло обучение более 950 иностранных граждан (табл.).
Востребованность и конкурентоспособность выпускников Сетевого университета СНГ подтверждается успешными примерами трудоустройства в органах государственной власти, межгосударственных организациях, ведущих международных и национальных компаниях. Многие из выпускников совместной магистратуры продолжают заниматься научной и исследовательской деятельностью, а также продолжают обучение по программам аспирантуры. К примеру, выпускник Сетевого университета СНГ программы магистратуры «Международные отношения. Мировая политика» Российского университета дружбы народов и Российско- Таджикского (Славянского) университета К. Х. Рахимов в соавторстве с профессором кафедры теории и истории международных отношений РУДН К. П. Курылевым опубликовал книгу «Роль Шанхайской Организации Сотрудничества в обеспечении безопасности в Центральной Азии» [12]. В книге с опорой на широкий фактический материал осуществлен анализ истории развития организации на фоне трансформации системы международных отношений в условиях формирования новых вызовов и угроз в Центральной Азии, изучены основные направления деятельности ШОС и перспективы ее дальнейшего функционирования.
На межуниверситетском уровне также идет активная научная деятельность. В 2017 г. вышло в свет учебное пособие, посвященное внешней политике стран Содружества Независимых Государств [13]. Этот не имеющий аналогов труд создан по инициативе и под эгидой кафедры теории и истории международных отношений РУДН. Его выпуск, приуроченный к 25-летию образования СНГ, стал одним из наиболее заметных шагов к формированию общего образовательного пространства в Евразии через реализацию совместных программ. Ядро авторского коллектива составили участники Сетевого университета СНГ. Уникальность издания в том, что главы, посвященные внешней политике государств — участников СНГ, впервые подготовлены исключительно исследователями из этих государств. Благодаря этому у читателей появилась возможность получить комплексное представление о национальных интересах всех стран Содружества, которые отражены в их внешнеполитических доктринах. Членами авторского коллектива стали более 60 экспертов из девяти государств.
Следует отметить, что вопросы функционирования Сетевого университета СНГ являются объектом постоянного внимания Совета по сотрудничеству в области образования государств—участников Содружества Независимых Государств, Исполнительного комитета СНГ, Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ.
В соответствии с рекомендацией Совета по сотрудничеству в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств принимаются меры, направленные на совершенствование нормативноправового регулирования деятельности Сетевого университета СНГ. В частности, в настоящее время осуществляется подготовка межправительственного соглашения государств— участников Содружества Независимых Г осударств, призванного способствовать совершенствованию и улучшению функционирования Сетевого университета СНГ.
Представляется, что новый учредительный документ будет способствовать дальнейшему развитию Сетевого университета СНГ, более эффективной реализации совместных образовательных программ, являющихся приоритетными для государств— участников Соглашения о Консорциуме по созданию Сетевого университета Содружества Независимых Государств, более четко определит функции рабочих органов СУ СНГ, требования к членам СУ СНГ, ответит на вопросы материальнотехнического обеспечения его деятельности.
Важным является то, что в Соглашении будет объявлено о предоставлении научно-педагогическим работникам и обучающимся в Сетевом университете СНГ академических прав и свобод, предусмотренных национальными законодательствами, нормами и правилами государств — участников настоящего Соглашения.
Итоги десятилетней деятельности Сетевого университета СНГ позволяют сегодня с уверенностью говорить о том, что он стал реальной движущей силой образовательной интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, превратился в истинный межгосударственный университет с инновационной сетевой формой реализации совместных образовательных программ, обеспечивающих возможность освоения обучающимися высококонкурентных образовательных программ для наиболее талантливых представителей молодежи Содружества, с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность
1. Соглашение о сотрудничестве в области образования // Исполнительный комитет СНГ. Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://www.cis.minsk.by/reestr/ru/index. htmi#reestr/view/text?doc=98 (дата обращения:
15.09.2018).
2. Положение о Конференции министров образования государств — участников Содружества Независимых Государств (приложение к Ташкентскому Соглашению об учреждении постоянно действующей Конференции министров образования государств — участников Содружества Независимых Государств) // Исполнительный комитет СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id =8302 (дата обращения: 15.09.2018).
3. Конференция министров образования государств — участников СНГ // Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/index.php?id=523 (дата обращения: 15.09.2018).
4. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств // Исполнительный комитет СНГ. Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http:// www.cis.minsk.by/ reestr/ru/index.htmi#reestr/view/ text?doc=657 (дата обращения: 15.09.2018).
5. Рекомендации «Об аттестации научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации» // Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. URL: http://iacis.ru/ upioad/ibiock/367/priiozhenie-k-postanovieniyu- 47_8.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
6. Совет по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ // Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/index. php?id=522 (дата обращения: 15.09.2018).
7. Филиппов В. М. Качество образования в государствах — участниках СНГ: правовое обеспечение и эффективная практика // Диалог: политика, право, экономика. 2017. № 1. С. 32-39.
8. Концепция Сетевого открытого университета СНГ // Сетевой университет Содружества Независимых Государств. URL: http://www.ido. rudn.ru/su_sng/concept_SU_SNG.htmi (дата обращения: 15.09.2018).
9. Атоян К. Л. Высшее образование в государствах — членах ЕАЭС: вопросы интеграции // Диалог: политика, право, экономика. 2018. № 2. С. 65-71.
10. Сидорович А. В. Евразийская интеграция: новая роль университетов // Диалог: политика, право, экономика. 2018. № 1. С. 83-90.
11. Соглашение о Консорциуме по созданию Сетевого университета Содружества Независимых Государств // Информатизация образования и дистанционное обучение в СНГ. URL: cis.rudn.ru/ doc/1685 (дата обращения: 15.09.2018).
12. Рахимов К. Х., Курылев К. П. Роль Шанхайской организации сотрудничества в обеспечении безопасности в Центральной Азии. [б. м.] : Издательские решения, 2018. 202 с.
13. Внешняя политика стран СНГ: учеб. пособие для студентов вузов / ред.-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. М. : Аспект Пресс, 2017. 496 с.
Об авторе Лариса Ивановна Ефремова (Москва, Российская Федерация) — проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов, кандидат философских наук; efremova_ii@rudn.university
Источник: Международный научно-аналитический журнал Межпарламентской Ассамблеи СНГ «Диалог: политика, право, экономика» № 3 (10)'18
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/10429