Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

С.Лебедев принял участие в Самаркандском веб-форуме по правам человека

12 августа 2020 года в формате видеоконференции начал работу Самаркандский форум по правам человека на тему «Молодежь 2020: глобальная солидарность, устойчивое развитие и права человека». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился Председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев.

 

 

В видеообращении он, в частности, отметил активную деятельность Республики Узбекистан в сфере защиты прав человека и подчеркнул важность и актуальность предложенных к обсуждению на Форуме вопросов.

По словам Сергея Лебедева, в Содружестве Независимых Государств, председательство в котором в нынешнем году успешно реализуется Узбекистаном, традиционно уделяется большое внимание правозащитным вопросам и развитию межгосударственного сотрудничества в этой сфере. Он кратко проинформировал участников мероприятия о принятых в рамках Содружества документах, в которых закреплен практически весь перечень гражданских, политических и социально-экономических прав человека.

Работа с молодежью, отметил Председатель Исполкома СНГ, является одним из приоритетов сотрудничества стран Содружества. В этой связи в рамках СНГ утвердился системный, плановый подход к сотрудничеству в этой области. Подтверждение тому – принятая в мае нынешнего года Стратегия международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ на ближайшее десятилетие, подготовленная в том числе с учетом Молодежной стратегии ООН «Молодежь-2030».

Он также с удовлетворением отметил возрастающую активность Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ, одной из инициатив которой стало предложение об учреждении Молодежного форума государств – участников СНГ по Целям устойчивого развития.

Сергей Лебедев заверил участников Форума, что страны Содружества всецело приветствуют и намерены продолжать международное взаимодействие в сфере защиты и поощрения прав молодых людей. Он пожелал всем мира, добра, благополучия, а также плодотворной и конструктивной работы.

Форум, в котором принимают участие около пятисот человек, организован Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Министерством иностранных дел Узбекистана, Представительством ООН в Узбекистане, ОБСЕ и Фондом имени Фридриха Эберта. В течение двух дней его участники будут обсуждать вопросы совершенствования механизмов защиты и поощрения прав молодежи, а также роль молодежи в реализации Целей устойчивого развития ООН и Всемирной программы ООН в области образования по правам человека.

 


 

САМАРКАНДСКАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ
«МОЛОДЕЖЬ 2020: ГЛОБАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ,
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

 

 

Правительство Республики Узбекистан, в частности Национальный центр по правам человека и Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, в партнерстве со Страновой командой ООН в Узбекистане, Координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане и Фондом имени Ф. Эберта провели 12-13 августа 2020 года Самаркандский веб-форум по правам человека на тему «МОЛОДЕЖЬ 2020: ГЛОБАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА».

В работе Форума приняли участие ведущие эксперты Организации Объединенных Наций и ее структурных подразделений (ЮНЕСКО, МОТ, МОМ, ВОЗ, УВКПЧ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ЮНОДС, РЦПДЦА), Межпарламентского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в том числе Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества, Содружества независимых государств, Шанхайской организации сотрудничества, Совета Европы, Азиатской парламентской ассамблеи, Африканского союза. В работе Форума также приняли участие большое число представителейнациональных и молодежных парламентов, национальных институтов по правам человека, молодежных организаций, государственных органов, институтов гражданского общества и академического сообщества.

 

Мы, участники Самаркандского форума по правам человека,

  1. обеспечение: защита доступа молодежи к таким удобствам и услугам, как питание, одежда, жилье, образование и т.д.;
  2. защита: защита от насилия, включая физическое, психическое и психологическое насилиеи насилие на гендерной почве;
  3. участие: возможность вовлечения и участия в качестве партнеров в процессе принятия решений, влияющих на них на протяжении всего их жизненного цикла,

 

Рекомендовали на международном уровне:

  1.      активизировать сотрудничество между ключевыми участниками, особенно Межучрежденческой сетью ООН по вопросам развития молодежи и Программой развития Организации Объединенных Наций, в целях повышения согласованности политики, обмена передовым опытом, расширения круга заинтересованных сторон и развития взаимосвязей для сотрудничества по взаимным политическим приоритетам;
  2.       работать совместно по решению конкретных проблем, с которыми сталкиваются молодые люди, путем формулирования и поощрения их прав в рамках международной конвенции о правах молодежи;
  3.       использовать существующие документы и механизмы в области прав человека для обеспечения учета прав молодежи, таких как рассмотрение их в рамках Универсального периодического обзора путем привлечения молодежных организаций, национальных механизмов отчетности и последующей деятельности и национальных институтов по правам человека  к национальным консультациям;
  4.      собирать данные по Индексу развития молодежи и использовать их в качестве критерия для оценки будущего прогресса;
  5.      укреплять и согласовывать Всемирную программу действий в интересах молодежи с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в целях поощрения экологической политики и инициатив, направленных на укрепление потенциала молодежи как движущей силы в деле искоренения нищеты во всех ее формах и измерениях, изменения климата и неравенства в интересах устойчивого развития, в частности в развивающихся странах;
  6.      признать, что большинство мигрантов, беженцев и лиц, затронутых вооруженными конфликтами, составляют молодые мужчины и женщины, поэтому необходимопоощрять и защищать права человека и основныесвободымолодых людей независимо от их статуса путем вовлечения их в процесс принятия соответствующих решений;
  7.      подчеркивать основополагающее значение равных возможностей, образования, включая образование в области прав человека, и технической и профессиональной подготовки, а также то, что возможности непрерывного обучения и руководящие указания для молодежи необходимы для достижения Целей устойчивого развития и реализации всех прав человека молодежи;
  8.      признать, что защита всей молодежи, особенно девочек и женщин, мигрантов, беженцев и внутренне перемещенных лиц в условиях вооруженных конфликтов и в постконфликтный период, а также их участие в мирных процессах могут в значительной степени способствовать поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, и должны быть важным компонентом любой всеобъемлющей стратегии урегулирования конфликтов и построения мира;
  9.      признать, что значимое участие молодежи в процессах принятия решений включая, но не ограничиваясь в гуманитарном планировании и реагировании имеет важное значение для повышения эффективности гуманитарной помощи, и что молодежь играет уникальную роль в укреплении национального, местного и общинного потенциала в конфликтных и постконфликтных ситуациях для подготовки и реагирования на все более частые и суровые погодные явления и стихийные бедствия, а также на проблемы общественного здравоохранения, влияющие на жизнь молодежи и ее будущее, включая пандемию COVID-19, и в этой связи, призывать государства-члены поддерживать и интегрировать молодежь в процессы принятия решений в этой области;

 

Призвали государства-члены:

  1.         поощрять демократическую культуру, интегрировать молодежь в государственное управление, предоставлять ей доступ к правосудию и расширять ее возможности посредством значимого представительства молодежи, участия и вовлечения в процесс принятия решений на местном, национальном и международном уровнях. С этой целью рекомендуются принять законодательные меры по снижению возраста выдвижения кандидатов на государственные должности, а также возраста голосования;
  2.         содействовать обеспечению равных возможностей для всех, ликвидировать все формы дискриминации в отношении молодежи, в том числе по признаку возраста, расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного статуса;
  3.         признать, что участие и представленность молодежи в институциональных политических процессах и разработке политики являются низкими по сравнению с другими возрастными группами и что молодежь не пропорционально представлена в политических институтах, таких как парламенты, политические партии и государственные администрации;
  4. учредить Форум молодых парламентариев, который бы взял на себя ведущую роль в разрешении конфликтов и дипломатических действиях, и, таким образом, укреплял бы демократию и содействовали бы миру, безопасности и взаимному доверию между государствами-членами;
  5.         в консультации с организациями, возглавляемыми молодежью и молодежными организациями продвигать новые инициативы по обеспечению полного, эффективного, структурированного и устойчивого участия молодежи в соответствующих процессах принятия решений и мониторинга в политической, экономической, социальной и культурной сферах, в том числе в разработке и осуществлении политики, программ и инициатив, в частности при осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года;
  6.         создать благоприятные условия для осуществления молодежью своего права на свободу убеждений и их свободное выражение, права на информацию и свободу ассоциаций и собраний;
  7.         принять научно обоснованное законодательство, ориентированное на молодежь, политику и программы развития молодежи, а также развивать всеобъемлющее межсекторальное сотрудничество, обеспечивающее правозащитный подход;
  8.         обеспечить принятие всех необходимых мер, включая пересмотр и, при необходимости, изменение, дополнение или отмену законов, постановлений, политики, практики и обычаев, дискриминирующих молодежь, в частности девочек и молодых женщин;
  9.         рассмотреть возможность включения в рамках Универсального периодического обзора и договорных органов ООН вопросов, касающихся полного и равного осуществления всех прав человека молодежи, и обмена передовым опытом, накопленным ими в области осуществления прав человека молодежи, а также создания эффективных механизмов мониторинга и оценки, таких как национальные механизмы отчетности и последующих действий и национальные институты по правам человека, которые могли бы быть представлены в форме дезагрегированных данных и показателей в области прав человека в национальных докладах, представляемых уставным и договорным органам ООН;
  10.         устранять правовые, административные, социальные, экономические, цифровые и культурные барьеры, ограничивающие участие молодежи, и поощрять, поддерживая создание независимых молодежных советов, движений и сетей для содействия трансграничным программам молодежного обмена в целях межкультурного и межконфессионального диалога и согласия;
  11.         содействовать социальной интеграции уязвимых или маргинализированных групп молодежи, особенно молодых девушек и женщин, и таких как инвалиды, принадлежащие к меньшинствам, мигранты или любая другая уязвимая группа, наравне с другими;
  12.        cодействовать обеспечению прав трудовых мигрантов, в частности, в защите их трудовых прав, обеспечению безопасных условий труда на рабочем месте, соответствие выполняемых трудовых обязанностей возрасту и здоровью молодого человека, а также получению социальных гарантий;
  13.         обеспечить доступ молодежи к надежным, безопасным и благоприятным для молодежи информационно-коммуникационным технологиям для преодоления цифрового разрыва, и содействовать сотрудничеству в разработке инновационных и устойчивых решений в области науки, техники и государственной политики;
  14.         поощрять предпринимательство путем расширения доступа к финансированию и программам наращивания потенциала для молодых предпринимателей;
  15. разработать политику и программы для укрепления научно обоснованной, соответствующей возрасту, всеобъемлющей осведомленности о здоровье и психическом благополучии и просвещения в области репродуктивного здоровья в соответствии с их развивающимися способностями и религиозными/культурными особенностями, чтобы помочь им принимать обоснованные решения в рамках системы здравоохранения и в медицинских учреждениях;
  16. защищать учебные заведения как места, свободные от всех форм насилия, и обеспечивать, чтобы они были доступны для всей молодежи, включая маргинализированную молодежь, а также принимать меры по обеспечению равного осуществления молодыми женщинами своего права на образование;
  17. сосредоточить внимание на формировании характера молодежи и обеспечить образование в области прав человека для молодежи, повышая осведомленность о ее правах и обязанностях, обеспечивая тем самым уважение многообразия в целях противодействия экстремизмуи неправильным идеологиям, а также их подготовки для выполнения своих будущих ролей на различных уровнях;
  18. принять к сведению инициативу Республики Узбекистан по принятию Генеральной Ассамблеей ООН новой Конвенции о правах молодежи.'

 

Мы, участники Самаркандского форума по правам человека, подчеркиваем важную роль международных и региональных межправительственных организаций, а также государств в содействии реализации и защите прав, свобод и законных интересов молодежи, и направляем Самаркандскую резолюцию Президенту Республики Узбекистан, Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и другим международным организациям. 

 

Принято в Самарканде (в формате видеоконференции)

12-13 августа 2020 г.

 

Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/15825