Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Промежуточный отчет
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
о ходе наблюдения за подготовкой выборов
депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан

(21 декабря 2020 года – 4 января 2021 года)

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан (далее – выборы).

Указом Президента Республики Казахстан № 439 от 21 октября 2020 года выборы 98 депутатов Мажилиса, избираемых по партийным спискам, назначены на 10 января, а 9 депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, – на 11 января 2021 года.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 21 декабря 2020 года и строит свою работу, руководствуясь законодательством Республики Казахстан, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества согласовал в качестве Главы Миссии кандидатуру Председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Н. Бондарева.

В составе Миссии на 4 января 2021 года аккредитованы 227 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, а также Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. На долгосрочной основе работают 20 наблюдателей.

Представители Миссии обсуждали ход избирательной кампании с руководством Центральной избирательной комиссии, Министерства иностранных дел, провели встречи с предвыборными штабами всех пяти политических партий, принимающих участие в выборах.

Миссия работает открыто и гласно. Штаб Миссии выпускает информационные сообщения, его члены дают интервью представителям средств массовой информации.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что в республике созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся на основе положений Конституции и Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон), других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановлений Центральной избирательной комиссии, разъясняющих отдельные аспекты подготовки и проведения выборов.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Республики Казахстан. Миссия изложит свое мнение об избирательном законодательстве после дня голосования в итоговом документе.

 

Система избирательных комиссий и их деятельность
по подготовке к выборам

Организацию подготовки и проведения выборов осуществляют Центральная избирательная комиссия, 232 территориальные и 10 060 участковых избирательных комиссий, в том числе 66 – за рубежом.

Порядок образования и правовой статус избирательных комиссий определен Конституционным законом.

Срок полномочий избирательных комиссий – пять лет.

Центральная избирательная комиссия (далее – ЦИК) – постоянно действующий государственный орган, который возглавляет единую систему избирательных комиссий. Президент Республики Казахстан назначает на должности Председателя и двух членов ЦИК, по двое членов назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Территориальные избирательные комиссии (далее – ТИК) в составе 7 членов образуются ЦИК, а участковые избирательные комиссии (далее – УИК) – территориальными избирательными комиссиями. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституционный закон в 2018 году, количественный состав УИК стал определяться ТИК в зависимости от числа избирателей на избирательном участке в пределах от 5 до 11 членов, что позволило повысить эффективность администрирования выборов.

Действующие составы ТИК и УИК сформированы маслихатами на основании предложений политических партий и иных общественных объединений в январе 2019 года. Конституционным законом в период проведения выборов устанавливается возможность партиям, не представленным в избирательных комиссиях, направлять в них своих представителей с правом совещательного голоса.

Сведения о составах и местах нахождения ТИК и УИК опубликованы в средствах массовой информации.

ЦИК проводит большую работу по подготовке и проведению электоральной кампании по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Постановлениями ЦИК были утверждены соответствующие календарные планы основных мероприятий, а также План организации обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса. Кроме того, ею принят ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства в целях его единообразного применения.

Так, Постановлением от 4 декабря 2020 года «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года» ЦИК разъяснила порядок регистрации и реализации полномочий субъектов наблюдения за избирательным процессом.

Основания принятия указанного Постановления и содержащиеся в нем положения были подробно прокомментированы на заседании ЦИК 10 декабря 2020 года, а также обсуждались на проведенном 22 декабря 2020 года семинаре по разъяснению основ наблюдения за выборами в Республике Казахстан, организованном Министерством информации и общественного развития совместно с ЦИК для представителей неправительственных организаций страны.

ЦИК разработаны и изданы методическое пособие для международных наблюдателей и иностранных СМИ, а также методические пособия для территориальных и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, содержащие необходимые разъяснения законодательства, образцы бланков избирательной документации.

В помощь организаторам и участникам выборов ЦИК изготовила 9 наименований памяток, плакатов и других информационно-разъяснительных материалов. Для УИК был снят обучающий фильм «День голосования».

Для обучения членов избирательных комиссий особенностям организации выборов депутатов Мажилиса Парламента разработан учебно-методический комплекс, который внедрен в систему «Дистанционное обучение и тестирование кадров избирательной сферы» интернет-ресурса ЦИК.

При обучении организаторов выборов ЦИК использует каскадный метод, при котором вышестоящие избирательные органы обучают членов нижестоящих избирательных комиссий.

ЦИК провела 2 республиканских семинара для руководителей ТИК, а также 6 обучающих семинаров с выездом членов и сотрудников аппарата ЦИК в регионы республики. Кроме того, организовано 13 семинаров по видеоконференцсвязи с председателями, заместителями председателей и секретарями ТИК по отдельным практическим аспектам деятельности комиссий в соответствии с этапами выборной кампании.

В свою очередь, на уровне ТИК проведены свыше 4000 обучающих семинаров, в том числе на базе региональных филиалов Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан в рамках 24-часовых и 8-часовых курсов, в очном и удаленном форматах.

Помимо обучения организаторов выборов, 18 обучающих мероприятий проведены для представителей политических партий, общественных объединений, некоммерческих организаций, средств массовой информации, а также судей, сотрудников правоохранительных органов и местных исполнительных органов.

Представители Миссии принимают участие в заседаниях ЦИК и отмечают коллегиальность и гласность в ее работе. Заседания транслируются в онлайн-режиме, на них присутствуют представители политических партий, наблюдатели. По итогам заседаний в целях разъяснения принятых ЦИК решений на системной основе проводятся онлайн-брифинги для средств массовой информации.

При посещении в рамках долгосрочного мониторинга ТИК и УИК городов Нур-Султан и Алматы, Акмолинской, Алматинской и Мангистауской областей наблюдатели от СНГ отмечают профессионализм членов комиссий, грамотное оформление документации, что свидетельствует о качественной работе ЦИК по обучению организаторов выборов.

По мнению Миссии, ЦИК и нижестоящие избирательные комиссии принимают необходимые меры для подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне.

 

Списки избирателей

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его регистрации по месту жительства на территории этого участка.

Список избирателей по месту жительства составляет соответствующий местный исполнительный орган на основании государственной базы данных о физических лицах.

В случае если избирателю не позднее чем за 30 дней до выборов, то есть не позднее 10 декабря 2020 года, стало известно о том, что он не сможет проголосовать по месту регистрации, он вправе обратиться в местный исполнительный орган с письменным заявлением о включении его в список избирателей по месту своего пребывания.

ЦИК 27 октября 2020 года приняла специальное обращение к избирателям, призывающее своевременно принять юридически значимые действия по включению себя в списки.

Списки избирателей по каждому избирательному участку руководители местных исполнительных органов не позднее 21 декабря 2020 года предоставили по акту в УИК в электронном виде и (или) на бумажном носителе, а в ТИК – в электронном виде.

После получения списков ТИК провели их сверку для выявления случаев неоднократного включения отдельных избирателей в соответствующих административно-территориальных единицах, а ЦИК – в целом по республике.

Избиратели с 26 декабря 2020 года в помещениях УИК могут ознакомиться со списками, а также проверить правильность внесенных в них данных.

Каждый гражданин вправе обжаловать невключение или исключение из списка, а также допущенные неточности в данных о себе путем подачи заявления в соответствующую УИК. В случае внесения изменений в список избирателей УИК информирует об этом вышестоящую избирательную комиссию.

Проверить правильность своих данных в списках избиратели могут через онлайн-сервисы на порталах госуслуг акиматов, а также посредством звонков на телефонные номера организованных местными органами исполнительной власти 187 колл-центров.

По информации ЦИК, в списки избирателей включено более 11 млн 918 тыс. человек.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов
в депутаты Мажилиса Парламента

В соответствии с Конституционным законом право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, а кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, – Совету Ассамблеи.

Право на участие в распределении депутатских мандатов получают партии, набравшие не менее 7 % голосов избирателей по итогам выборов. Если только одна партия преодолевает семипроцентный барьер, то к распределению мандатов допускается список партии, набравшей следующее наибольшее число голосов избирателей, которой предоставляется не менее двух мест в Парламенте.

Выдвижение кандидатов, избираемых по партийным спискам, проходило с 10 по 30 ноября 2020 года. В этот период пять из шести допущенных к выборам политических партий, зарегистрированных в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан, провели свои съезды, на которых утвердили партийные списки и предоставили их в ЦИК. На съезде Общенациональной социал-демократической партии было принято решение о неучастии в избирательной кампании.

ЦИК, проверив соответствие кандидатов в депутаты, включенных в партийные списки, требованиям, предъявляемым к ним Конституцией и Конституционным законом, зарегистрировала списки всех пяти политических партий, в которые были включены 312 кандидатов в депутаты. При этом всеми партиями было соблюдено требование Конституционного закона о не менее чем 30-процентном представительстве женщин и молодежи в партийных списках.

На заседании ЦИК 10 декабря 2020 года путем жеребьевки была определена очередность расположения наименований политических партий в избирательном бюллетене:

1. Общественное объединение «Народная партия Казахстана»;

2. Общественное объединение «Партия «Nur Otan»;

3. Общественное объединение «Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»;

4. Общественное объединение «Демократическая партия Казахстана «Ак жол»;

5. Общественное объединение «Политическая партия «ADAL».

Выдвижение 9 кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, состоялось 11 декабря 2020 года на заседании Совета Ассамблеи, а их регистрация – на заседании ЦИК 24 декабря 2020 года.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента прошли в соответствии с Конституцией и Конституционным законом.

Предвыборная агитация и освещение
избирательной кампании

Предвыборная агитация политических партий, выдвинувших партийные списки, проходит с 18.00 часов 10 декабря 2020 года по 00.00 часов 9 января 2021 года, кандидаты в депутаты Мажилиса Парламента, выдвинутые Ассамблеей народа Казахстана, имеют право проводить агитацию с 18.00 часов 26 декабря 2020 года по 00.00 часов 10 января 2021 года.

Все агитационные мероприятия политических партий оплачиваются из средств созданных ими избирательных фондов.

Каждому кандидату в депутаты Мажилиса Парламента, избираемому Ассамблеей народа Казахстана, из средств республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации выделено 870 000 тенге.

В соответствии с Конституционным законом предвыборная агитация осуществляется:

через средства массовой информации;

путем проведения публичных предвыборных мероприятий, а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;

путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Конституционным законом политическим партиям гарантируются равные условия доступа к СМИ для проведения предвыборной агитации.

Средства массовой информации на договорной основе и на равных условиях предоставляют политическим партиям эфирное время и печатную площадь для размещения агитационных материалов. Для этого 216 печатных и электронных СМИ Республики Казахстан опубликовали и представили в ЦИК сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади.

На канале «Хабар» 30 декабря 2020 года в прямом эфире состоялись организованные по решению ЦИК теледебаты участвовавших в выборах политических партий.

Местные исполнительные органы совместно с ТИК определили 6704 оборудованных стендами и щитами места для размещения агитационных печатных материалов, предоставили 3794 помещения для встреч с избирателями.

Вместе с тем проведение публичных предвыборных мероприятий и личных встреч с избирателями внутри помещений связано с необходимостью соблюдения утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан Мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 при проведении предвыборной агитации. Этим документом рекомендуется проводить предвыборные агитационные мероприятия с использованием телевидения, радио, печатных изданий, интернет-ресурсов, в режиме онлайн.

В этой связи значительная часть агитационной работы ведется политическими партиями через различные интернет-платформы, социальные сети, другие информационно-коммуникативные средства. При этом у электоральных конкурентов имеется возможность выражения широкого спектра политических взглядов, ведения свободных и открытых дискуссий.

По мнению Миссии, агитационная кампания проходит спокойно и организованно.

Представители руководства политических партий на встречах с наблюдателями от СНГ не высказывали серьезных претензий к СМИ относительно информирования о своей деятельности в предвыборный период.

Избирательные комиссии, средства массовой информации обеспечивают широкое освещение всех этапов электоральной кампании.

Члены ЦИК, руководители ТИК на страницах печатных изданий, в эфире телевизионных и радиоканалов информируют граждан о работе по подготовке к выборам, разъясняют нормы избирательного законодательства.

По заказу ЦИК изготовлены по 10 информационно-разъяснительных видео- и аудиороликов, которые транслируются в эфире республиканских и региональных теле- и радиоканалов, а также 49 информационных модулей для печатных изданий. В круглосуточном режиме на 5 республиканских интернет-ресурсах размещаются баннеры, призывающие принять участие в голосовании.

В рамках информирования граждан во всех регионах республики размещены 3011 информационных билбордов о предстоящих выборах.

Информация о ходе подготовки к выборам, деятельности избирательных комиссий размещается на сайте ЦИК и интернет-ресурсах ТИК.

УИК до 31 декабря 2020 года направили избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

По мнению Миссии, избиратели своевременно и всесторонне информируются о сроках, этапах и ходе электоральной кампании.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную избирательную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Казахстан с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса. После изучения и обобщения поступающих ответов соответствующая информация будет изложена в итоговом заявлении Миссии.

***

Свои окончательные выводы и оценки по результатам мониторинга избирательной кампании в Республике Казахстан Миссия изложит в итоговом документе после проведения выборов.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/17554