Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Кыргызской Республики и референдума по определению формы правления

Промежуточный отчет
Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения
за подготовкой и проведением выборов
Президента Кыргызской Республики и референдума по
определению формы правления Кыргызской Республики

 (21 декабря 2020 года – 3 января 2021 года)

Общие положения

По приглашению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная комиссия) Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки и проведения досрочных выборов Президента Кыргызской Республики и референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики (далее – соответственно выборы и референдум), назначенных постановлением Центральной комиссии от 24 октября 2020 года № 263 и Законом Кыргызской Республики от 11 декабря 2020 года № 6 «О назначении референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики».

В связи с досрочным проведением выборов все установленные сроки избирательных действий в соответствии с частью второй статьи 48 Конституционного закона Кыргызской Республики от 2 июля 2011 года № 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – Конституционный закон о выборах) были сокращены на четверть.

В соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества согласовал в качестве Главы Миссии кандидатуру Председателя Совета Российского фонда свободных выборов Волкова В.П.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании и референдума 21 декабря 2020 года, осуществляет свои функции свободно и независимо, соблюдая законодательство страны пребывания, не вмешиваясь в ход выборов и референдума и во внутренние дела государства.

В составе Миссии аккредитованы представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. Всего – 137 наблюдателей, 10 из которых работают на долгосрочной основе.

Представители Миссии обсуждали проводимые кампании с руководством Центральной комиссии, Министерства иностранных дел, Верховного Суда Кыргызской Республики. Состоялись встречи наблюдателей с кандидатами на должность Президента (далее –кандидаты) Асановым  К.С., Иманалиевым К.К., Касеновым А.А., Сегизбаевым   А.К., Сооронкуловой  К.С. и руководством избирательных штабов кандидатов Жапарова  С.Н. и Исаева К.К., а также с руководителями групп агитации на референдуме «за» президентскую форму правления и «против» всех.

Миссия работает открыто и гласно, ее деятельность освещается в прессе.

 

Законодательная база для проведения выборов и референдума

Избирательная кампания и кампания референдума проводятся на основе положений Конституции Кыргызской Республики и Конституционного закона о выборах, Конституционного
закона Кыргызской Республики от 31 октября 2016 года № 173
«О референдуме Кыргызской Республики» (далее – Конституционный закон о референдуме), других законодательных актов и постановлений Центральной комиссии, регулирующих подготовку и проведение выборов и референдума.

После президентских выборов 2017 года Конституционный закон о выборах был существенно доработан.

В 2019 году в положения, регламентирующие проведение выборов Президента, были внесены изменения, касающиеся:

недопустимости злоупотребления административным ресурсом;

обеспечения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ряда других норм, регулирующих порядок выдвижения и регистрации кандидатов, ведение списков избирателей, а также касающихся мер улучшения инклюзивности (вовлеченности) граждан в выборный процесс.

Принятым после назначения выборов Конституционным законом от 11 ноября 2020 года № 2 «О внесении изменений в Конституционный закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» установлено, что:

голосовать по адресу места пребывания, не являющемуся постоянным местом жительства, вправе только граждане, находящиеся за пределами Кыргызской Республики;

минимальное количество голосов избирателей, которое необходимо получить кандидатам для возврата избирательного залога, снижается с пяти до одного процента;

уполномоченные представители кандидатов, их доверенные лица и наблюдатели могут привлекаться для осуществления деятельности, связанной с выборами, на безвозмездной основе.

В Конституционный закон о референдуме в 2019 году были внесены изменения, предусматривающие дополнительные меры по соблюдению тайны голосования, обеспечению гласности референдума, созданию условий для голосования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также дополнительные требования к выпуску и распространению агитационных материалов.

Эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, входящие в состав Миссии, проводят анализ соответствия избирательного законодательства Кыргызской Республики международным стандартам демократических выборов. Результаты анализа будут представлены в итоговом документе по результатам мониторинга выборов.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Подготовку и проведение выборов осуществляют:

Центральная комиссия;

54 территориальные избирательные комиссии по выборам и проведению референдумов (далее – территориальные избирательные комиссии, ТИК);

2 476 участковых избирательных комиссий по выборам и проведению референдумов (далее – участковые избирательные комиссии, УИК), в том числе 48 – за рубежом.

Центральная комиссия – постоянно действующий государственный орган, который возглавляет единую систему избирательных комиссий.

Состав Центральной комиссии формируется сроком на 5 лет и состоит из 12 человек, которые работают на профессиональной основе.

Избирает членов Центральной комиссии Жогорку Кенеш с учетом представительства лиц одного пола не более 70 процентов. Одна треть состава избирается по представлению Президента Кыргызской Республики, одна треть – парламентского большинства и одна треть – парламентской оппозиции. Действующий состав Центральной комиссии был избран в 2016 году.

Территориальные избирательные комиссии формируются Центральной комиссией в составе не менее 11 членов сроком на 5 лет в равном соотношении представителей от политических партий и представительных органов местного самоуправления.

УИК формируются территориальными избирательными комиссиями в составе не менее 7 членов также сроком на 5 лет и в том же порядке.

Составы ТИК и УИК были сформированы в январе 2020 года.

Информация о составе, месторасположении и контактных телефонах ТИК и УИК была опубликована в местной печати и размещена на официальном сайте Центральной комиссии.

Постановлениями Центральной комиссии были утверждены Календарный план основных организационно-практических мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов Президента Кыргызской Республики и Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики.

Центральная комиссия приняла также ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.

Центральная комиссия обратилась к кандидатам на пост Президента Кыргызской Республики с призывом о проведении избирательной кампании на принципах открытости и взаимоуважения, к конструктивному диалогу с политическими оппонентами и другими участниками избирательного процесса, решению споров в открытой, публичной дискуссии на основе закона, соблюдению этических и моральных норм.

После назначения референдума Центральная комиссия приняла Обращение к гражданам, членам избирательных комиссий, государственным органам и органам местного самоуправления, политическим партиям, средствам массовой информации, некоммерческим организациям, участникам референдума Кыргызской Республики, в котором разъяснила их права и обязанности, призвала строго соблюдать нормы законодательства, проявлять взаимное уважение и терпимость, просила участников референдума принять активное участие в голосовании.

При Центральной комиссии были созданы рабочие группы:

по приему документов кандидатов на должность Президента;

по приему и проверке заявлений о регистрации групп агитации на референдуме;

по информированию избирателей и иных субъектов избирательного процесса по правилам агитации;

по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных участников избирательного процесса при проведении выборов и референдума и ряд других.

Для обеспечения единообразного применения норм законодательства Центральная комиссия издала Руководство для участковых и территориальных избирательных комиссий, в котором были собраны необходимые методические разъяснения и образцы избирательной документации.

В помощь участникам выборов и референдума Центральная комиссия подготовила 11 методических материалов, 11 плакатов информационного характера.

Все участковые избирательные комиссии были обеспечены планшетами, что позволило им оперативно обмениваться информацией с Центральной комиссией. Кроме того, загруженная в планшетах информация о выборных процедурах в виде учебных роликов, специальных программ и приложений явилась дополнительным элементом в системе обучения членов УИК.

Центральная комиссия проводила также тренинги для уполномоченных представителей кандидатов, правоохранительных органов, средств массовой информации, неправительственных организаций.

В порядке содействия кандидатам на официальном сайте Центральной комиссии размещены формы документов, необходимых для регистрации кандидатов, уполномоченных представителей, доверенных лиц, представителей в избирательных комиссиях, наблюдателей. Проведены информационно-разъяснительные семинары по избирательному законодательству.

На информационном ресурсе talapker.shailoo.gov.kg размещены данные о кандидатах, их предвыборные программы и информация о движении средств избирательных фондов.

Избиратели (участники референдума) могут получить консультацию по выборным вопросам и процедурам, обратившись на горячую линию колл-центра Центральной комиссии, через сайт которой можно отправить обращение ее руководству и в соответствующие структурные подразделения. Работает также Общественная приемная Центральной комиссии.

В соответствии с конституционными законами о выборах и о референдуме Центральной комиссией принимаются меры по обеспечению прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, включающие специальные требования к помещениям для голосования, а также к кандидатам и группам агитации на референдуме при проведении агитационных мероприятий. В частности, они должны публиковать и распространять не менее одного процента агитационных материалов с использованием сурдоперевода, напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля или иных специальных средств.

Центральная комиссия совместно с Министерством здравоохранения разработала Алгоритм действий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности и защиты здоровья граждан от COVID-19 в период подготовки и проведения выборов и референдума. В нем определен порядок работы избирательных комиссий, проведения предвыборной агитации, даны рекомендации избирателям (участникам референдума) в день голосования.

Правительством Кыргызской Республики образован Республиканский штаб по оказанию содействия избирательным комиссиям по подготовке и проведению референдума и досрочных выборов Президента Кыргызской Республики, даны необходимые поручения министерствам, государственным комитетам и административным ведомствам Кыргызской Республики.

В целях оперативного реагирования на нарушения законодательства и информирования граждан о принимаемых мерах решениями Центральной и территориальных избирательных комиссий сформированы координационные группы оперативного реагирования соответствующего уровня. В их состав входят представители избирательных комиссий, органов прокуратуры, внутренних дел и национальной безопасности Кыргызской Республики. Информация о поступающих в координационную группу обращениях о нарушениях избирательного законодательства и принятых мерах размещается на сайте Центральной комиссии.

В YouTube и социальных сетях ведется прямая трансляция заседаний Центральной комиссии.

В рамках долгосрочного мониторинга выборов члены Миссии ознакомились с деятельностью ТИК и УИК в Иссык-Кульской и Нарынской областях, городе Бишкеке.

 

Списки избирателей (участников референдума)

В соответствии с Конституционным законом о выборах составление списка избирателей производилось на основе персональных данных, содержащихся в Едином государственном реестре населения, с учетом границ избирательных участков. В список включались граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством.

Актуализация списка избирателей осуществлялась Центральной комиссией во взаимодействии с Государственной регистрационной службой на постоянной основе. В межвыборный период он обновляется ежемесячно, в период подготовки и проведения выборов – ежедневно.

Ввиду проведения референдума в один день с выборами список избирателей формируется так же, как и список участников референдума.

В зависимости от степени готовности списки избирателей подразделяются на предварительные, контрольные и окончательные.

Предварительный список формируется путем автоматической выгрузки из Единого государственного реестра населения данных о гражданах, достигших 18-летнего возраста, сдавших биометрические данные, и с учетом границ избирательных участков. Предварительный список был размещен на государственном портале tizme.gov.kg за 60 календарных дней до дня голосования, а за 52 дня – вывешен в помещениях УИК.

Правильность своих данных в списке можно было также проверить с помощью мобильного приложения или обратившись в колл-центр Государственной регистрационной службы по телефону либо отправив СМС-сообщение.

В соответствии с законодательством контрольный список избирателей, содержащий актуализированную информацию, был составлен Центральной комиссией, направлен и за 22 календарных дня до дня голосования вывешен в помещениях УИК.

Избиратель в случае обнаружения ошибки или неточности, отсутствия его в списке избирателей мог обратиться не позднее 11 дней до дня голосования в соответствующую УИК или подать заявление в электронном виде через сервис «Кабинет избирателя» на государственном портале.

В эти же сроки избиратели, прошедшие биометрическую регистрацию и проживающие или находящиеся за пределами Кыргызской Республики в день голосования, имели право заявить о намерении голосовать по избирательному адресу места проживания или пребывания, обратившись в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Кыргызской Республики.

После обработки заявлений Центральная комиссия сформировала окончательный список избирателей, который за пять календарных дней до дня голосования – 4 января 2021 года будет вывешен в помещениях участковых избирательных комиссий.

Согласно данным Центральной комиссии, количество избирателей составило 3 млн 563 тыс. 574 человека.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов
на должность Президента

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики, не имеющий гражданства иностранного государства, не моложе 35 и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

Согласно Конституционному закону о выборах, право выдвижения кандидатов на должность Президента принадлежит гражданам путем самовыдвижения, а также политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке на день официального опубликования решения о назначении выборов.

Для регистрации кандидатам необходимо было собрать в свою поддержку не менее 30 тыс. подписей избирателей, внести на специальный счет Центральной комиссии избирательный залог и пройти тестирование на уровень владения государственным языком.

Выдвижение кандидатов проходило с 25 октября по 14 ноября 2020 года.

В Центральную комиссию поступило 65 заявлений о выдвижении на должность Президента Кыргызской Республики. Из них 64 гражданина подали документы в порядке самовыдвижения и один выдвинут политической партией «Республиканская партия Улутман».

В процессе проверки представленных данных, проведенной Центральной комиссией, было установлено наличие непогашенной судимости у 3 претендентов, 9 не представили сертификаты об уровне владения государственным языком, от 6 поступили заявления об отказе от дальнейшего участия в выборах.

К сбору подписей в свою поддержку приступили 47 претендентов.

Из них четырнадцати Центральная комиссия отказала в регистрации в связи с недостаточным количеством представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, еще 15 отозвали свои заявления.

Кандидаты, которым было отказано в регистрации, могли обжаловать решения Центральной комиссии в судебные органы. Таким правом воспользовался 1 претендент – Чороев К. А., однако Бишкекский городской суд, а затем Верховный Суд Кыргызской Республики оставили его обращения без удовлетворения.

В итоге Центральная комиссия 12 декабря 2020 года зарегистрировала 18 кандидатов и путем жеребьевки определила очередность включения их фамилий в избирательный бюллетень:

1.   Жапаров Садыр Нургожоевич;

2.   Исаев Канатбек Кедейканович;

3.   Арстанбек Мыктыбек;

4.   Сооронкулова Клара Сыргакбековна;

5.   Ташов Имамидин Асамидинович;

6.   Тагаев Рашид Бакирович;

7.   Сегизбаев Абдил Кенешевич;

8.   Мадумаров Адахан Кимсанбаевич;

9.   Касенов Аймен Абдыталипович;

10. Кочкоров Улукбек Тойчубаевич;

11. Байгуттиев Женишбек Сейтбекович;

12. Абакиров Эльдар Курманбекович;

13. Асанов Курсан Сатарович;

14. Абдылдаев Арстанбек Бейшеналиевич;

15. Джеенбеков Равшан Бабырбекович;

16. Калмаматов Бактыбек Орозалиевич;

17. Тольбаев Бабыржан Латиханович;

18. Иманалиев Каныбек Капашович.

Впоследствии кандидат Тагаев Р.Б. снял свою кандидатуру по личному заявлению.

Борьбу за высший государственный пост продолжают 17 человек.

 

Предвыборная агитация, агитация по вопросу референдума и информирование избирателей (участников референдума)

Агитационная кампания по выборам началась 15 декабря, на следующий день после окончания срока регистрации кандидатов, агитация по вопросу референдума – 11 декабря, со дня вступления в силу Закона Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики».

В целях обеспечения единообразного применения законодательства в период избирательной кампании Центральная комиссия приняла Положение «О порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

В соответствии с конституционными законами о выборах и о референдуме общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственными телерадиоорганизациями для проведения агитации, должен был быть не менее одного часа в рабочие дни и приходиться на период с 20 до 24 часов. Также государственными печатными СМИ предоставляются кандидатам и группам агитации на референдуме бесплатные печатные площади в размере не менее одной страницы формата А4.

Бесплатная печатная площадь предоставлена в газетах «Эркин-Тоо» и «Кыргыз Туусу».

На телеканалах КТРК и «ЭлТР», радио Биринчи и Эл FM, в информационном агентстве «Кабар» предоставлено время для индивидуальных выступлений, теледебатов. График их выхода в эфир утвержден Центральной комиссией на основании проведенной жеребьевки.

Бесплатное эфирное время было также предоставлено в областных медиацентрах.

Для ведения агитации кандидаты, группы агитации на референдуме могут приобрести эфирное время и печатную площадь в СМИ за счет средств своих фондов.

Всего для освещения агитации на выборах Центральная комиссия аккредитовала 60 теле- и 29 радиокомпаний, 61 печатное и 72 интернет-издания, а на референдуме – 21 теле- и 11 радиокомпаний, 6 печатных и 13 интернет-изданий.

В рамках информирования избирателей (участников референдума) и иных субъектов о ходе подготовки и проведения выборов и референдума по заказу Центральной комиссии подготовлены 7 видеороликов на кыргызском и русском языках информационного, обучающего и мобилизационного характера, которые транслируются на телеканалах КТРК, ГТРК «ЭлТР», 5 канале, ТРК «Пирамида», областных и ряде частных каналов, а также размещены на официальных аккаунтах Центральной комиссии в YouTube и социальных сетях.

Изготовлены и распространены в регионах страны 1086 информационных билбордов, 63 тыс. плакатов, содержащих информацию о выборах и референдуме, мерах по эпидемиологической безопасности и другую.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Верховный Суд, Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел Кыргызской Республики с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений, связанных с нарушениями законодательства о выборах и референдуме.

Миссия продолжает осуществлять наблюдение за ходом избирательной кампании и референдума. Свои окончательные выводы и оценки изложит в итоговом документе по результатам мониторинга.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/17555