Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О деятельности Межгосударственного совета по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств

1. Создание МСГ СНГ. Членство в Совете

В целях регулярного получения достоверной гидрометеорологической информации для эффективного развития экономики, обеспечения безопасности населения и обороноспособности государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), в соответствии с одним из первых межправительственных документов в рамках Содружества – Соглашением о взаимодействии в области гидрометеорологии от 8 февраля 1992 (далее – Соглашение) – был образован Межгосударственный совет по гидрометеорологии Содружества Независимых Государств (далее – МСГ СНГ, Совет).

Совет является органом отраслевого сотрудничества, подотчетен Совету глав правительств СНГ и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ, другими органами Содружества, при необходимости – с секретариатами других международных организаций, а также органами государственной власти государств – участников СНГ.

В состав Совета входят руководители гидрометеорологических служб государств – участников Соглашения (приложение 1).

Справочно: Соглашение подписали все государства – участники СНГ.

2. Задачи и функции

Основными задачами и функциями МСГ СНГ являются:

определение приоритетных направлений сотрудничества и содействие проведению согласованной политики в области гидрометеорологии государств – участников Соглашения;

подготовка рекомендаций по гармонизации национальных законодательств, организация разработки и согласование научно обоснованных норм и стандартов в области гидрометеорологии государств – участников Соглашения;

координация вопросов, связанных со сбором, распространением и регулярным обменом гидрометеорологической информацией, в том числе во время стихийных бедствий;

согласование методологии гидрометеорологических наблюдений;

разработка и содействие осуществлению межгосударственных проектов и программ в области гидрометеорологии и мониторинга природной среды, а также участие в разработке межгосударственных проектов и программ в области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности;

содействие созданию межгосударственной системы комплексного мониторинга природной среды государств – участников Соглашения;

осуществление согласованной научно-технической деятельности, организация представляющих общий интерес скоординированных фундаментальных и прикладных исследований (разработка долгосрочных прогнозов погоды и методов активного воздействия на метеорологические процессы, изучение изменений климата и разрушения озонового слоя и т. п.);

координация при необходимости действий государств – участников Соглашения в рамках международного сотрудничества в области гидрометеорологии;

содействие подготовке кадров и повышению квалификации специалистов, организация обмена опытом работы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды;

на Совет могут возлагаться другие задачи и функции, определяемые Советом глав правительств СНГ.

3. Организация и порядок работы

Работа МСГ СНГ осуществляется, как правило, путем проведения сессий (заседаний) Совета, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, поочередно на территории государств – участников СНГ.

Место и предварительная повестка дня каждого следующего заседания определяется на предыдущей сессии Совета.

Решения Совета принимаются на основе консенсуса, что позволяет учесть интересы всех служб и является основой успешного выполнения принимаемых на сессиях решений.

В сессии (заседании) Совета могут принимать участие в качестве наблюдателей или экспертов представители заинтересованных министерств, ведомств, государственных органов, научных учреждений и общественных организаций государств – участников Соглашения, межгосударственных и межправительственных органов Содружества, а также международных организаций и представители национальных гидрометслужб других заинтересованных государств.

С момента образования Совета проведена 31 сессия МСГ СНГ (приложение 2).

31-я сессия прошла 8–9 сентября 2019 года в г. Санкт-Петербурге в рамках юбилейных мероприятий, связанных с 185-й годовщиной образования Гидрометеорологической службы России.

Проведение 32-й сессии Совета было запланировано на осень 2020 года в Ереване. Однако, в связи со сложной ситуацией, связанной с пандемией COVID-19, по предложению ГНО «Центр гидрометеорологии и мониторинга» Министерства окружающей среды Республики Армения и согласованию со всеми членами Совета проведение заседания перенесено на 2021 год.

Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым государством в лице его представителя – члена Совета на основе принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств – участников Соглашения, как правило, в течение одного года, если иное не будет установлено Советом.

Предшествующий и последующий председатели Совета являются его сопредседателями.

Решением 31-й сессии МСГ СНГ председательство в Совете перешло к Российской Федерации. Председателем Совета в настоящее время является ШУМАКОВ Игорь Анатольевич, Руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации.

Сопредседателями являются КОНОВАЛЬЧИК Александр Валерьевич, начальник ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и АЗИЗЯН Левон Ваноевич, и. о. директора ГНО «Центр гидрометеорологии и мониторинга» Министерства окружающей среды Республики Армения.

Функции Секретариата Совета выполняют соответствующие подразделения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации и Исполнительного комитета СНГ. Секретарь Совета – начальник отдела ФГБУ «Гидрометсервис» Росгидромета Хакимуллина Людмила Петровна.

Обязанности заместителя секретаря Совета возложены на начальника отдела по сотрудничеству в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ Самсонова Георгия Леонидовича.

В своей работе МСГ СНГ опирается на деятельность 9 рабочих групп, в которые входят ведущие специалисты национальных гидрометеорологических служб государств – участников СНГ (приложение 3). Основная задача рабочих групп МСГ СНГ – глубокая проработка проблем по направлениям своей деятельности, представляющих общий интерес для национальных гидрометеорологических служб (далее – НГМС), подготовка соответствующих вопросов для рассмотрения на сессиях МСГ СНГ, разработка проектов рекомендаций и решений.

4. Основные направления деятельности

Деятельность Совета регламентируется документами, принятыми высшими органами Содружества (приложение 4), а в оперативной практике и в рамках своих полномочий документами, принятыми на заседаниях Совета.

Одной из первоочередных задач, стоявших перед Советом в начале своей деятельности, было не допустить распада сложившейся системы обмена информацией. Гидрометеорологические процессы не признают административных границ, а правильная интерпретация гидрометеорологических ситуаций требует информации с больших территорий. В кратчайшие сроки был разработан порядок обмена гидрометеорологической информацией, согласованы перечни станций, участвующих в обмене, объемы передаваемой информации. Руководители НГМС – члены Совета приложили все силы для того, чтобы обеспечить бесперебойное поступление информации, столь необходимой для составления прогнозов. В связи с развитием требований к обмену информацией (полнота, своевременность, достоверность) было признано необходимым образовать Межгосударственную гидрометеорологическую сеть Содружества Независимых Государств. Совет глав правительств СНГ поддержал это предложение и принял Соглашение о межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ. Советом утвержден список станций и постов Межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ – тот минимум, который необходим для обеспечения гидрометеорологической безопасности государств – участников СНГ. Ежегодно решениями МСГ СНГ в список станций вносятся соответствующие изменения (по информации НГМС).

Можно с уверенностью сказать, что на территориях государств – участников СНГ успешно функционирует межгосударственная гидрометеорологическая сеть СНГ, сохранено общее пространство обмена гидрометеорологической информацией. Осуществляется эффективная координация вхождения членов МСГ СНГ в Информационную систему ВМО, Интегрированную глобальную систему наблюдений ВМО, другие международные проекты глобального и регионального масштабов.

В целях выполнения задачи, поставленной Соглашением о взаимодействии в области гидрометеорологии об обеспечении согласованной методологии наблюдений, определены головные институты по методике всех видов наблюдений. Изданы и применяются во всех НГМС новые наставления по наблюдениям с использованием метеорологических радиолокаторов, актинометрическим наблюдениям, наблюдениям за загрязнением природной среды и др.

Проведена большая работа по оптимизации системы связи. Удалось, используя современные средства, существенно сократить расходы, практически не изменяя объемы передаваемой информации. В интересах всех членов МСГ разработан и реализован ряд крупных технологических проектов. Высокую эффективность продемонстрировал, например, проект циркулярного распространения гидрометеорологической информации по каналам прямого ТВ-вещания с ИСЗ (проект МИТРА), позволивший обеспечить гидрометеорологическими данными и продукцией подразделения, не имеющие надежных каналов связи, расширить круг потребителей, в том числе авиационных подразделений. 

Создание таможенных границ, спад производства, трудности финансирования – все это остро поставило вопрос о приборном обеспечении НГМС, особенно в связи с тем, что соответствующие заводы находились только в нескольких государствах СНГ. Советом глав правительств СНГ принято Соглашение о поставках товаров для обеспечения национальных гидрометеорологических служб государств – участников СНГ, которое, в частности, предоставило определенные таможенные льготы при поставке приборов и оборудования гидрометеорологического назначения.

В рамках Совета разработаны и применяются во всех НГМС единые наставления по различным видам наблюдений, а также ряд других наставлений и руководств, которые внедрены в оперативно-производственную деятельность служб:

единые технические требования (по точности измерений, алгоритмам обработки данных и т. д.) для новых гидрометеорологических приборов и оборудования, что позволило обеспечить их производство в ряде государств – участников СНГ, ранее не производивших приборы, которые могут использоваться на наблюдательной сети всех стран Содружества;

разработан и ежегодно обновляется каталог гидрометеорологических приборов и оборудования, выпускаемых предприятиями и организациями стран СНГ;

подготовлен перечень методик и оборудования для проведения государственной поверки средств измерения гидрометеорологических параметров;

утверждены базовые организации по видам наблюдений для обеспечения единых методов производства наблюдений и метрологического обеспечения, устанавливающих общие требования к приборам и необходимую точность;

определены научно-методические центры по видам наблюдений.

В ряде стран СНГ осуществляется производство приборов гидрометеорологического назначения (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан).

В центре внимания МСГ СНГ были также вопросы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации в метеорологическом отношении, переоснащения аэродромов современными метеоприборами и оборудованием, совершенствования обмена метеоинформацией между аэродромами, унификации форм и методов метеорологического обеспечения полетов, снижения расходов на авиационное метеорологическое обеспечение, сокращения различий между национальными правилами метеорологического обеспечения гражданской авиации со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и ВМО.

Внедрение новых разработок в НГМС государств – участников СНГ обеспечивает сохранение и развитие единой научно-методической и технологической базы производственной деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды на территориях государств – участников СНГ.

Ряд исследований связан с мониторингом загрязнения природной среды, в том числе трансграничным переносом загрязнения, активным воздействием на гидрометеорологические процессы. На постоянной основе ведется обмен издаваемой НГМС научной и практической литературой. Результаты проводимых работ регулярно публикуются в научных изданиях и докладываются на научно-практических совещаниях и семинарах.

Погода и экстремальные гидрометеорологические явления не только являются одним из чрезвычайно важных факторов, учитываемых в процессе принятия решений при управлении в случаях стихийных бедствий и в рамках деятельности чувствительных к погоде экономических секторов, но также влияют на каждодневную жизнь всего населения.

По данным доклада ВМО от 22.09.2019 «Глобальный климат в 2015– 2019 годах: изменение климата набирает темп», более 90 % природных стихийных бедствий связаны с погодой. Преобладающие стихийные бедствия – штормы и паводки приводят к самым высоким экономическим потерям. Волны тепла и засухи также приводят к человеческим жертвам, усилению лесных пожаров и потере урожая.

Исследования показывают, что своевременное принятие необходимых мер может снизить ущерб почти на 40 %, предотвратить гибель людей. Поэтому чрезвычайно важны соответствующий своевременный прогноз, предупреждение, согласованные действия НГМС. МСГ СНГ утвержден порядок взаимодействия национальных гидрометслужб при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разрабатывается  Методика компьютерных типовых расчетов экономического эффекта от использования гидрометеорологической информации отраслями экономики; определен Региональный специализированный метеорологический центр (НПО «Тайфун» Росгидромета) по обеспечению государств – участников СНГ необходимой прогностической информацией о траектории распространения загрязняющих веществ при техногенных авариях (в том числе на АЭС). Всемирная Метеорологическая Организация включила Центр в списки ВМО и распространила зону его действия на ряд стран, не входящих в СНГ. Проведенные учения по условной аварии на АЭС показали высокую эффективность деятельности Центра.

С целью повышения качества обеспечения государств – участников СНГ гидрометеорологической информацией, в частности долгосрочными прогнозами, по решению МСГ СНГ на базе Гидрометцентра России создан Северо-Евразийский региональный климатический центр.

По инициативе МСГ СНГ разработан и принят Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ модельный закон «О гидрометеорологической деятельности», который послужил основой для формирования национального законодательства в области гидрометеорологической деятельности в государствах – участниках МСГ.

Впервые в мире Советом подготовлена и главами правительств государств – участников СНГ утверждена Концепция гидрометеорологической безопасности государств – участников СНГ (далее – Концепция).

Разработка Концепции была обусловлена задачей определения роли и места обеспечения безопасности жизни и благосостояния населения и экономики от опасных природных явлений гидрометеорологического характера в системе национальной безопасности каждого из государств участников СНГ. В Концепции сформулированы важнейшие цели, задачи и принципы обеспечения гидрометеорологической безопасности. Впервые введено основополагающее определение: «гидрометеорологическая безопасность» – состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий».

Главной целью Концепции является формирование официального взгляда на роль и значение обеспечения гидрометеорологической безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности каждого из государств – участников СНГ.

В рамках реализации Концепции МСГ СНГ разработана и Советом глав правительств СНГ утверждена Стратегия развития гидрометеорологической деятельности государств – участников СНГ (далее – Стратегия), в которой сформулированы основные цели, приоритетные задачи и направления развития НГМС на долгосрочный период.

В настоящее время осуществляется работа по выполнению третьего этапа Плана по реализации Стратегии на 2021–2025 годы, который был разработан МСГ СНГ и 9 декабря 2020 года одобрен Экономическим советом СНГ. Мероприятия, предусмотренные Планом, должны способствовать выходу на новый качественный уровень взаимодействия НГМС для обеспечения защиты граждан и экономики от опасных природных явлений гидрометеорологического характера, глобальных изменений погодно-климатических условий, других гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов. При этом учитывается, что решение задач по снижению угрозы жизни и собственности граждан от опасных явлений природы и климата на национальном уровне невозможно без межгосударственного и международного обмена данными гидрометеорологических наблюдений и прогнозов.

Большое значение в СНГ имеет гуманитарное сотрудничество. При сохранении исторически сложившихся тесных связей между НГМС Советом ведется поиск новых форм и механизмов взаимодействия – в первую очередь в сфере сотрудничества по обучению в вузах, по постдипломному образованию, повышению квалификации, в совместных научных исследованиях. Стало хорошей традицией под эгидой Совета проводить конференции молодых ученых. По инициативе МСГ СНГ главами правительств СНГ подписано Соглашение о сотрудничестве в подготовке кадров, повышении квалификации и переподготовке специалистов в области гидрометеорологии. Сотрудничество в рамках этого Соглашения позволяет обеспечивать подготовку кадров в гидрометеорологии с учетом требований ВМО.

Для обеспечения возможности работы выпускников во всех странах СНГ утверждены унифицированные требования к подготовке основных специалистов в области гидрометеорологии и контроля загрязнения окружающей природной среды. Три учебных заведения в Российской Федерации (Москва и Санкт-Петербург) и в Узбекистане (Ташкент) утверждены ВМО в качестве Региональных метеорологических учебных центров ВМО.

Так сложилось, что основные научные институты и научные кадры в области гидрометеорологии были сосредоточены в России и Узбекистане. В Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан, Туркменистане вообще не было НИИ гидрометеорологического профиля. Поэтому для всех НГМС очень важно проведение совместных научно-исследовательских работ (НИР) по направлениям, представляющим общий интерес.

В этой связи МСГ СНГ разработан и принят ряд программ совместных НИР. В их рамках проведены актуальные для всех НГМС исследования по оптимизации сети наблюдений, разработке автоматических метеостанций. Подготовлены общие для государств – участников СНГ Строительные Нормы и Правила по строительной климатологии. Это дало возможность установить общие нормативные показатели для строительных норм и правил, что является необходимым условием соответствующей кооперации. Подготовленные в рамках выполнения совместных НИР Руководство по гляциологическим наблюдениям, Наставление по агрометеорологическим наблюдениям и ряд других нормативных документов по проведению наблюдений на наземной гидрометеорологической сети, сбору и передаче информации внедрены в оперативно-производственную деятельность НГМС и используются в практической работе. Разработаны, проходят оперативно-производственные испытания и внедряются в практику различные методы и модели прогноза осадков, уровней половодья, ветроволновые и другие модели. Совершенствуются модели прогнозов погоды различной заблаговременности, включая прогнозы стихийных гидрометеорологических явлений. Разработан программный комплекс диагноза и прогноза перемещения тропических циклонов. Продолжаются работы по прикладной климатологии и общим проблемам изменения климата, автоматизации наблюдений.

С 1994 года выходит Обзор фонового состояния окружающей природной среды на территории стран СНГ, с 2011 года – Сводное ежегодное сообщение МСГ о состоянии и изменении климата на территориях государств – участников СНГ, сезонные бюллетени состояния и изменения климата на территориях государств – участников СНГ доступны на сайте Северо-Евразийского климатического центра. Издан Толковый словарь по сельскохозяйственной метеорологии.

В целях расширения и развития сотрудничества НГМС в области агрометеорологии, использования научно-производственного потенциала служб в совместных работах по изучению и прогнозированию засух и засушливых явлений на единой научно-методической и информационной основе решением МСГ СНГ создан Центр мониторинга засухи МСГ СНГ, функции которого возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной метеорологии Росгидромета.

Активное воздействие на гидрометеорологические процессы (регулирование осадков, борьба с заморозками, воздействие на градовые процессы, уменьшение опасности туманов, снежных лавин, селей и т. п.) – одно из важнейших направлений деятельности гидрометеослужб. Осуществление таких работ должно регулироваться договоренностями на межгосударственном уровне, определяющими принципы взаимодействия, единство технологий и требований к выполняемым работам, в том числе природоохранным, а также ответственность за их выполнение, т.к. выполнение таких работ в одной стране может иметь негативные последствия в других странах. По инициативе МСГ СНГ Советом глав правительств СНГ принято Соглашение о сотрудничестве в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы. Такое Соглашение принято впервые в мире.

Сейчас все страны СНГ являются самостоятельными членами Всемирной Метеорологической Организации (ВМО).

В работе всех сессий МСГ СНГ регулярно принимают участие представители ВМО, в 14 случаях в сессиях участвовал Генеральный секретарь ВМО.

С учетом потенциала СНГ и значимости НГМС дважды Президентом ВМО избирался руководитель Росгидромета А.И. Бедрицкий.

Учитывая, что Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ является крупнейшим в рамках ВМО региональным объединением, между МСГ СНГ и ВМО заключено Соглашение о сотрудничестве. Председатель и члены Совета, являющиеся постоянными представителями своих государств в ВМО, принимают участие во всех форумах и мероприятиях, проводимых данной международной организацией.

В НГМС безвозмездно распространяются разработанные НИУ Росгидромета программные средства обработки метеорологической информации (ПЕРСОНА МИС, ПЕРСОНА МИП), внедрена система КЛИКОМ, согласован вопрос о внедрении системы CliWARE.
На базе Всероссийского научно-исследовательского института гидрометеорологической информации – Мирового центра данных (ВНИИГМИ – МЦД, Росгидромет) ВМО образовала для государств – участников СНГ Региональный центр по системе управления данными КЛИКОМ и провела обучение специалистов всех НГМС.

Начата работа по развитию на базе ВНИИГМИ-МЦД Регионального центра Интегрированной глобальной системы наблюдений ВМО (ИГСНВ) для государств – участников СНГ. Продолжается тестирование и эксплуатация российской Автоматизированной системы учета наблюдательных подразделений (АСУНП) в качестве единой региональной системы учета наблюдательных подразделений стран – членов МСГ СНГ.

Также в течение продолжительного времени сохраняется представительство МСГ СНГ в Исполнительном комитете Группы наблюдения за Землей. Это облегчает реализацию мероприятий по развитию Глобальной системы наблюдения за Землей (ГСНЗ) и использование ее возможностей в интересах метеорологических служб на территориях государств – участников СНГ.

Учитывая, что по ряду вопросов деятельности МСГ СНГ контактирует с другими отраслевыми советами, по инициативе МСГ СНГ заключены соглашения о сотрудничестве с Межгосударственным авиационным комитетом, Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Межгосударственным экологическим советом. В рамках этих соглашений решаются вопросы, представляющие общий интерес.

Оценивая деятельность Межгосударственного совета по гидрометеорологии, можно констатировать, что со времени своего создания МСГ СНГ доказал свою высокую востребованность и эффективность. Являясь координатором и организатором совместной деятельности государств – участников СНГ в области гидрометеорологии, Совет обеспечил выполнение оперативно-производственных и научно-исследовательских работ в интересах многочисленных потребителей, включая население, различные отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, энергетику, нужды обороны и т. д.

Кроме этого, Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ создал основы для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества национальных гидрометеорологических служб государств-участников, вошедших в СНГ.

Таким образом, учитывая стоящие перед Советом задачи, основные усилия МСГ СНГ будут направлены на дальнейшее развитие сотрудничества национальных гидрометслужб государств – участников СНГ в области:

обеспечения подготовки проектов документов, которые могут внести весомый вклад в расширение и укрепление сотрудничества в области гидрометеорологии;

гармонизации нормативных правовых документов по вопросам гидрометеорологической деятельности;

совершенствования и развития прогнозов погоды с различной заблаговременностью, включая опасные гидрометеорологические явления;

создания единого информационного пространства для предоставления расширенного метеорологического обеспечения;

мониторинга загрязнения окружающей среды;

дальнейшего развития сотрудничества с ВМО и ИКАО;

участия государств – участников МСГ СНГ в проекте «Интегрированная глобальная система наблюдений ВМО»;

проведения совместных научно-исследовательских работ;

расширения сотрудничества в области подготовки специалистов-гидрометеорологов.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/19149