Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Россия и Узбекистан: контуры развития сотрудничества

Отношения России и Узбекистана успешно прошли испытание тремя десятилетиями независимого развития и сегодня, безусловно, находятся на подъеме. В настоящее время ширится экономическое взаимодействие двух стран, укрепляются контакты на уровне президентов, правительств и парламентов, существенно усиливаются культурно-гуманитарные связи, например, наблюдается активное сотрудничество Москвы и Ташкента в сфере высшего образования.

Совпадение национальных интересов

Обе стороны заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества. Для России важна комплементарность экономики Узбекистана, которая заключается не только в выпуске востребованной в РФ продукции (текстиль, плодоовощная продукция, пластмассы и каучук, транспортные средства и др.), но и в наличии у Узбекистана большого количества трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для увеличения российского и узбекского ВВП. Немаловажным фактором является и важность Ташкента для Москвы в плане поддержания стабильности в Центральной Азии и ответственности в региональных делах. При экстраполяции существующих экономических тенденций и темпов развития стран Центральной Азии можно (с определенной долей осторожности) предположить, что в среднесрочной перспективе именно Узбекистан станет наиболее весомой в экономическом и политическом плане страной указанного региона, который весьма значим для национальной безопасности России и важен с точки зрения транспорта и логистики.

Ташкент заинтересован в ускоренном экономическом и технологическом развитии, своевременном обновлении национальной энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры. Для этих целей властям страны необходимы финансовые ресурсы. Привлечение ресурсов государствами может осуществляться различными путями: эмиссией долговых бумаг, получением доходов от сбыта собственной продукции за рубежом, привлечением прямых иностранных инвестиций в свою экономику.

Россия важна для Узбекистана как рынок сбыта собственной продукции, с которым республика хорошо связана со времен бывшего СССР в транспортном, а также нормативно-правовом отношении. Транспортный вопрос представляет стратегическую важность для Узбекистана, поскольку страна является одним из немногих в мире государств (наряду с Лихтенштейном), отделенных от моря территорией двух стран. Неслучаен наблюдаемый сегодня интерес Ташкента к прокладке маршрутов к морю в южном направлении — к Индийскому океану через Пакистан и Иран в юго-западном направлении. Кроме того, существует стремление улучшить транспортное сообщение с Китаем через Кыргызстан. Тем не менее львиная доля грузопотока Узбекистана идет в северном направлении — через Россию и Казахстан. Россия также важна как непосредственный инвестор в экономику Узбекистана благодаря созданию совместных предприятий и производственных мощностей на территории республики.

Отсюда проистекают и четко понимаемые властями Узбекистана интересы и цели политики по отношению к России. Во-первых, преодоление всякого рода заградительных барьеров на пути собственных товарных потоков в Россию (тарифных и нетарифных ограничений, транспортных барьеров). Во-вторых, использование ресурсного и технологического потенциала России для развития собственной экономики и инфраструктуры. В-третьих, создание благоприятных условий для работы собственных трудовых мигрантов на территории РФ. В-четвертых, развитие национального высшего и среднего образования, социальной сферы, в том числе здравоохранения. В-пятых, сотрудничество в поддержании региональной стабильности, углублении кооперации стран Центральной Азии и содействие в установлении мира в Афганистане.

Транспортные проекты в Евразии

В качестве председателя СНГ в 2020 г. Узбекистан инициировал принятие ряда стратегических документов в транспортной сфере, среди которых решение Совета глав правительств СНГ «О Приоритетных направлениях сотрудничества государств — участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года», План мероприятий по реализации Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств — участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении на период 2020–2025 гг., Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации и др.

Реализация намеченных приоритетных задач в указанных стратегических документах в перспективе окажет существенное содействие в совершенствовании нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта, повышении эффективности реализации транзитного потенциала государств-участников СНГ, развитии на пространстве объединения международных транспортных коридоров, повышении эффективности согласованной тарифной политики в области международных железнодорожных перевозок и реализации скоординированной политики в области транспортной безопасности, а также решении проблемных вопросов в данной сфере.

В настоящее время интенсификация транспортного сотрудничества на пространстве СНГ возможна за счет формирования новых транспортных коридоров. Например, железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» может стать одним из важных звеньев перспективных транспортных коридоров, что позволит открыть новые рынки сбыта продукции, осуществлять перевозку грузов из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока, а также обеспечить выход к международным морским портам для географически замкнутых государств Центральной Азии. По экспертным оценкам, на сегодняшний день более 90% перевозок товаров между Азией и Европой осуществляется по морю. Данный проект также предоставит возможность странам СНГ интенсифицировать контейнерные перевозки по маршруту Китай — Европа. В условиях пандемии коронавируса объёмы контейнерных перевозок через данный маршрут увеличились. Так, за девять месяцев 2021 г. перевозки контейнеров по данному маршруту составили 388 тыс. единиц (рост на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.).

Среди этих транзитных направлений особенно выделяется международный транспортный коридор «Север — Юг», который на сегодняшний день обеспечивает выход центральноазиатских товаров через иранские порты на мировые рынки. В то же время данный проект — образец успешного соединения государств Центральной Азии с Индией.

В этом контексте реализация проекта железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» будет способствовать появлению дополнительного коридора и формированию разветвленной сети железнодорожных линий, призванных физически сблизить страны Центральной и Южной Азии. В этом и заключается актуальность продвигаемой Узбекистаном идеи о трансрегиональной взаимосвязанности, практическое воплощение которой принесет выгоду государствам двух регионов.

Бенефициарами реализации вышеперечисленных планов также станут важные субъекты международной торговли, такие как Китай, Россия и Европейский союз, которые заинтересованы в обеспечении надежного сухопутного доступа к южно-азиатскому рынку в качестве жизнеспособного альтернативного варианта морским торговым путям. В результате значительно повысится транспортная значимость территории государств Центральной Азии, которые в перспективе обретут возможность обеспечения своего активного участия в международном транзите товаров. Таким образом, они получат дополнительные источники дохода и уменьшат транспортные расходы. Согласно подсчетам экономистов, транспортировка контейнера из города Ташкента до пакистанского порта Карачи будет стоить примерно 1400–1600 долл., что примерно вдвое дешевле, чем транспортировка из Ташкента до иранского порта Бендер-Аббас (2600–3000 долл.).

Экономика как основа взаимодействия

Весьма успешно развивается экономическое сотрудничество России и Узбекистана. Российская Федерация — второй после Китая инвестор в узбекскую экономику. По итогам 2020 года (непростого из-за вспышки пандемии и вводимых властями государств ограничений) объем железнодорожных и автомобильных перевозок между Россией и Узбекистаном вырос по сравнению с 2019 г. на 27,4% и 27,9% соответственно. В экономическом партнерстве двух стран значительную роль в последние годы играет промышленная кооперация, в том числе и в высокотехнологичных сферах. Флагманом экономического сотрудничества России и Узбекистана сегодня, безусловно, является строительство атомной электростанции в Джизакской области при участии Росатома. Реализация столь масштабного проекта требует подготовки значительного числа квалифицированных кадров. В связи с этим неслучайно, что в 2019 г. в Ташкенте открылся филиал Московского национального университета физических ядерных исследований для подготовки специалистов по работе в высокотехнологичной сфере.

Примером и результатом успешного сотрудничества в промышленном секторе также стал запуск в декабре 2020 г. Ташкентского металлургического завода. Предполагается, что данное предприятие будет закрывать основную часть потребностей экономики Узбекистана в металлургической продукции, а также работать на экспорт. Одним из крупнейших инвесторов в узбекскую экономику остается ЛУКОЙЛ, который в партнерстве с Узбекнефтегазом реализовал проект по созданию Кандымского газоперерабатывающего завода. Положительный опыт имеется в развитии сельскохозяйственного машиностроения: функционирует и производит продукцию совместное предприятие с участием «Ростсельмаша» по выпуску комбайнов [1] . Телекоммуникационный холдинг VEON, работающий под брендом Beeline, с 2006 года инвестировал в Узбекистан свыше 1 млрд долл. В настоящее время компания намерена содействовать развитию цифровой инфраструктуры Узбекистана и в 2021 г. планирует инвестировать около 50 млн долл. в эти проекты. Пять проектов по модернизации мини-ГЭС реализуются при финансовой поддержке Внешэкономбанка России в сфере гидроэнергетики. Есть и многие другие успешные примеры взаимодействия между российским бизнесом и компаниями из Узбекистана, среди которых можно отметить поставки комплектующих для российских автомобильных концернов.

Будучи государством, обладающим развитым технологическим потенциалом в ряде областей (атомная энергетика, космос, ВПК, медицина, IT), Россия интересна Узбекистану как источник технологий и партнер в инженерно-технологическом консультировании. Кроме того, экономика Узбекистана не может до конца абсорбировать увеличивающееся городское население. Перенаправление невостребованных в текущих условиях трудовых ресурсов из Узбекистана в Россию одновременно решает две задачи: снижает социальное напряжение в узбекском обществе, а также обеспечивает стране стабильный денежный поток от трудовых мигрантов, работающих в РФ.

В настоящее время успешно развивается межрегиональное сотрудничество России и Узбекистана. В этом сотрудничестве больший упор сделан на взаимодействие малого и среднего бизнеса двух стран. Лидерами по интенсивности сотрудничества с регионами Узбекистана сегодня являются Москва, Санкт-Петербург, Челябинская, Свердловская, Самарская, Ивановская, Белгородская, Вологодская область, а также Республика Татарстан. Так, в ноябре 2019 г. в результате визита губернатора Свердловской области Э. Куйвашева в Наманганскую область были заключены контракты на 106,7 млн долларов. В 2020 г. в Ташкент с целью налаживания экономического взаимодействия прибыли представители Приморского края и Омской области. Межрегиональное экономическое сотрудничество позволяет заполнить те ниши, которые не попали в фокус внимания руководства России и Узбекистана, поскольку центральная власть уделяет преимущественное влияние более крупным экономическим проектам.

Межпарламентское и военное сотрудничество

Новым направлением взаимодействия России и Узбекистана, дополняющим связи по линии глав государств и правительств, стало развитие парламентской дипломатии, которой Ташкент в настоящее время уделяет значительное внимание. До 2016 г. контактов по линии парламентов двух стран практически не было. В сентябре 2019 г. состоялась встреча спикера нижней палаты парламента Нурдинжана Исмаилова с членами делегации во главе с председателем Государственной Думы России Вячеславом Володиным. В 2021 г. в рамках официального визита делегации Узбекистана в Москву председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева провела встречу и переговоры с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, а также с председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным.

Взаимодействие по линии законодательной власти позволяет вовлечь в процесс обсуждения и взаимного согласования значительного блока вопросов, которые серьезно влияют на социальное самочувствие общества и жизнь граждан. Основными темами состоявшихся в 2019–2020 гг. переговоров между парламентскими делегациями России и Узбекистана помимо развития собственно межпарламентских связей стали вопросы интенсификации межрегионального экономического и гуманитарного сотрудничества, гендерного равенства, межнационального и межрелигиозного диалога, статуса и защиты прав мигрантов, противодействия терроризму, экстремизму и незаконному обороту наркотиков, проблемы кибербезопасности.

Развиваются и контакты двух государств по линии военного сотрудничества. В апреле 2021 г. Узбекистан посетил министр обороны России Сергей Шойгу, проведший переговоры со своим узбекским коллегой Баходиром Курбановым. С. Шойгу заявил о том, что стороны подготовили Программу стратегического партнерства России и Узбекистана в военной сфере на 2021–2025 гг. По словам российского министра, Узбекистан является стратегическим партнером России в Центрально-Азиатском регионе. Приоритетами военного сотрудничества Москвы и Ташкента являются проведение мероприятий по обеспечению военной безопасности, укреплению боевого потенциала вооруженных сил Узбекистана и подготовка военных кадров.

Укрепление гуманитарных связей

Пожалуй, одним из наиболее успешных и продуктивных направлений сотрудничества России и Узбекистана наряду с экономикой стало взаимодействие в сфере образования и науки. Сотрудничество в этом направлении несет пользу обеим странам. В Узбекистане в силу демографических процессов и высокой доли молодого населения высок спрос на высшее образование. Структурные изменения в экономике страны требуют существенно большего количества специалистов, чем это было ранее. Узбекистану будет сложно, а то и вовсе невозможно, обеспечить экономический рост в промышленности и высокотехнологичных отраслях в условиях дефицита требуемых профессиональных кадров.

Контакты в образовательной сфере в предыдущие десятилетия были достаточно скромными. До 2016 г. в Узбекистане функционировало четыре филиала российских вузов, сейчас же в стране действует 12 филиалов. Среди них, помимо филиала МГУ — подразделения МГИМО, МИСиС, Московского инженерно-физического института, Московского энергетического института, РХТИ им. Менделеева, Астраханского государственного технического университета и ряда других вузов. В феврале 2021 г. президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление о начале работы в Ташкенте филиала Санкт-Петербургского государственного университета. Филиал СПбГУ займется подготовкой специалистов в таких сферах, как биомедицина, страноведение, экономика и филология. В целом же на сегодняшний день налажено взаимодействие между семью десятками вузов двух государств.

Важным событием стало проведение в 2020 г. Межрегиональной конференции ректоров двух государств в онлайн-формате. Согласно данным Министерства образования России, количество студентов из Узбекистана, обучающихся в России, в 2020 г. составило почти 33 тыс. человек. Узбекистан входит в топ-5 стран по количеству студентов, обучающихся в России. С 2019 года вступило в силу соглашение межправительственной комиссии по организации и регулированию деятельности филиалов вузов Российской Федерации в Узбекистане. На заседании узбекско-российской межправительственной комиссии также было подписано соглашение о взаимном признании образовательных, квалификационных и научных степеней в двух государствах.

Узбекистан и Евразийский экономический союз

Одним из важных вопросов для Ташкента является вопрос участия страны в работе Евразийского экономического союза. Не секрет, что российское руководство хотело бы видеть это государство в качестве важного составного (и системного) элемента евразийского интеграционного пространства, ядром которого является сама Россия. Гипотетически вступление Узбекистана в Евразийский экономический союз сделало бы данное интеграционное объединение экономически сильнее и более разнообразным в плане производимой товарной продукции.

Участие Узбекистана в работе интеграционного объединения позволило бы преодолеть упомянутые выше тарифные и нетарифные барьеры, стоящие на пути узбекского экспорта, которые возникают вследствие наличия у государств ЕАЭС общей таможенной границы (Узбекистан сегодня находится по другую сторону таможенной границы). Можно предположить, что узбекская сторона может выиграть от членства в ЕАЭС гораздо больше в силу того, что линейка производимой Узбекистаном продукции существенно отличается от линейки продукции, производимой в России, и она весьма востребована на рынках стран ЕАЭС. Речь идет как о готовой продукции, так и о производстве комплектующих (например, в автомобильной индустрии). Линейка производимой в Узбекистане, включающая значительное количество продовольствия и товаров повседневного спроса и меньшее количество сырьевых товаров и демонстрирует, как правило, хорошую конкурентоспособность.

Узбекистан планирует выстраивать взаимоотношения с ЕАЭС исключительно с учетом национальных интересов. В новых условиях важным становится не только увеличение взаимного товарооборота, но и совместное создание кластеров в стратегических отраслях промышленности и сельском хозяйстве. В связи с этим президент Узбекистана Ш. Мирзиёев выдвинул ряд конкретных предложений. Во-первых, расширение торгово-экономического сотрудничества. Необходимо отметить, что в этом году наблюдается значительный рост товарооборота Узбекистана со странами — членами ЕАЭС. Например, только с Казахстаном в первом квартале этого года товарооборот составил 1,2 млрд долл., что на 30% выше по сравнению с 2020 г. Во-вторых, развитие промышленной кооперации. Реализация данного направления позволит интенсифицировать взаимодействие с ЕАЭС, укрепить региональное сотрудничество между государствами, развить национальные экономики, освоить рынки третьих стран. Узбекистан обладает значительным производственным потенциалом, поэтому усиление кооперации с государствами ЕАЭС в сфере промышленности в дальнейшем может позволить более активно конкурировать и на внешних рынках.

Тем не менее власти Узбекистана отдают себе отчет в том, что вступление в евразийское интеграционное объединение может означать и частичное сокращение собственного экономического суверенитета. Вопрос заключается в том, какая из чаш весов окажется тяжелее? В любом случае эти аспекты должны быть предметом объективного и взвешенного анализа со стороны властей и экспертного сообщества Узбекистана. При этом данный анализ должен быть лишен как завышенных ожиданий от перспектив членства, так и нагнетания необоснованного страха по поводу угрозы потери национального суверенитета.

Действительно, членство в ЕЭАС накладывает на страну-участницу объединения обязанности по выполнению принятых организацией решений. Но не стоит при этом забывать о том, что членство в Союзе также наделяет государства правом полноценного влияния на принимаемые решения. При этом следует учитывать немалый политический и экономический вес Узбекистана, который может быть конвертирован во влияние. Возможно, если выгоды будут существенными, а делегирование собственных экономических полномочий наднациональным органам относительно небольшим, сделка по вступлению в ЕАЭС будет действительно выгодной Узбекистану. Ведь речь идет не только о рынке России, но и о рынках соседних Казахстана и Кыргызстана, Армении и Беларуси, а также о рынках стран-партнеров ЕАЭС, с которыми были заключены соглашения о свободной торговле.

В любом случае получение Ташкентом статуса наблюдателя в ЕАЭС в 2020 г. приносит пользу как Узбекистану, так и самому интеграционному объединению. Этот шаг дает возможность ближе познакомиться с применяемыми в работе ЕАЭС нормами, стандартами, техническими регламентами и возможностью их дальнейшей имплементации Узбекистаном в национальное законодательство с целью дальнейшего улучшения условий торгово-экономического сотрудничества с Россией и другими странами ЕАЭС. Что касается позиции Москвы, то экстенсивное расширение ЕАЭС не является для российского руководства самоцелью. Издержки от форсированного и необдуманного вступления Узбекистана или любой другой страны в ЕАЭС могут быть выше потенциальных выгод, что способно нанести вред как двусторонним отношениям, так и работе интеграционного объединения. Более важной и продуктивной задачей для России является продолжение курса на дальнейшее укрепление системы двусторонних отношений с Узбекистаном, включая интенсификацию взаимовыгодного экономического сотрудничества, постепенную гармонизацию экономических стандартов и норм, расширение культурного, научного и образовательного сотрудничества. Вопрос вступления Узбекистана в ЕАЭС остается в повестке отношений, но при этом, не форсируется и является предметом выбора для Узбекистана.

***

Двусторонние отношения Москвы и Ташкента основаны на учете взаимных интересов и сотрудничестве в тех областях, которые действительно приносят пользу и России, и Узбекистану. Подобных точек пересечения взаимных интересов у Москвы и Ташкента много. Это служит залогом того, что интенсивное взаимодействие двух стран будет сохраняться. Текущее положение дел — хорошая основа для дальнейшего развития взаимодействия с целью более полного раскрытия потенциала двусторонних отношений. Политическое руководство России и Узбекистана, деловые и экспертные круги двух стран имеют все возможности для содействия решению этой задачи.​


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/19621