Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Резолюция Международной научно-практической конференции «30 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы»

РЕЗОЛЮЦИЯ
Международной научно-практической конференции
«30 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы»

(27–29 сентября 2021 г., г. Минск)

 

Мы, участники Международной научно-практической конференции «30 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы» (далее – Конференция), представляющие научные и экспертные сообщества государств – участников СНГ, на основе предметного обсуждения основных результатов деятельности объединения за три десятилетия его существования, выражаем твердое убеждение в позитивной исторической миссии Содружества Независимых Государств, которое обладает значительным потенциалом и существенными ресурсами для дальнейшего развития.

Образованное в период масштабных геополитических перемен, СНГ сыграло исключительно важную роль в формировании новых межгосударственных отношений на евразийском пространстве, базирующихся на принципах суверенного равенства, свободного выбора каждым из государств своего пути развития, добровольности, взаимовыгодного партнерства, уважения и учета интересов друг друга. Содружество способствовало стабилизации экономик стран-партнеров, поддержанию сложившихся торгово-экономических и кооперационных связей, сохранению тесных контактов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях.

В этом заключается основная заслуга и миссия СНГ, в котором география, совместная многовековая история, взаимное переплетение культур, тесные и многоплановые связи, соединяющие государства-участники, географические и территориальные условия диктуют философию подхода к пространству Содружества как к общему региону жизнедеятельности наших народов.

Участники Конференции особо подчеркивают важную положительную роль СНГ как авторитетной, признанной на мировом уровне организации, действующей на прочной концептуальной основе. Содружество успешно функционирует в качестве универсальной, широкой по охвату участников региональной платформы. Его главной отличительной особенностью выступает широчайший спектр совместных действий, охватывающий практически все сферы межгосударственных отношений, а также позволяющий каждому государству-участнику найти в системе сотрудничества свое место, наиболее полно отвечающее национальным интересам. Следует особо отметить, что СНГ явилось базовой площадкой для зарождения, становления и успешного развития ряда интеграционных объединений на евразийском пространстве.

Участники Конференции ответственно заявляют, что в сложных условиях современного динамично меняющегося мира Содружество полностью сохраняет и в долгосрочной перспективе будет сохранять свою востребованность в качестве эффективной структуры многостороннего взаимодействия, укрепления взаимовыгодного партнерства по всем направлениям политического, экономического, гуманитарного сотрудничества и в сфере безопасности. За 30 лет своего развития СНГ превратилось в поистине уникальный механизм взаимодействия суверенных государств, обеспечивающий синергию их согласованного и совместного развития в пределах относительно обособленного геополитического пространства, отличающегося особой цивилизационной общностью и близостью политических, экономических и социальных интересов проживающих на нем народов.

Сильными сторонами Содружества по-прежнему выступают множественность форм и гибкость форматов коллективного взаимодействия, механизмов принятия решений, равноправие государств-участников. Это позволяет объединять усилия, интеллектуальный потенциал, материальные ресурсы, природные возможности для поступательного и устойчивого развития как совместного в рамках СНГ, так и отдельно взятой страны.  

В ходе Конференции неоднократно указывалось, что за последние годы Содружество Независимых Государств успешно прошло непростой путь адаптации к современным реалиям. Полностью выполнено соответствующее Решение Совета глав государств СНГ, принятое в 2016 году на саммите в Бишкеке, реализован объемный комплекс организационных и практических мер в этом направлении. При этом процесс совершенствования деятельности органов СНГ, обновления всего Содружества приобрел постоянный и плановый характер, а его основными результатами становятся повышение результативности и эффективности СНГ, совершенствование методов, форм сотрудничества, укрепление стратегического партнерства государств-участников в целях обеспечения мира, добрососедства и прогресса на пространстве Содружества.

Наглядной демонстрацией устойчивости СНГ, его жизнеспособности и значимости для государств-участников, готовности партнеров принимать важные решения в непростые временные периоды стали совместные усилия по противодействию пандемии коронавирусной инфекции в 2020–2021 годах. Согласованная работа медицинских и других государственных служб в рамках Содружества позволила обеспечить солидарное реагирование на обусловленные COVID-19 вызовы и угрозы, а также взаимную помощь по широкому кругу актуальных вопросов.

Участники Конференции считают, что созданная в рамках СНГ развитая нормативно-правовая база взаимодействия, эффективная организационная структура позволяют достаточно успешно решать имеющиеся и возникающие задачи. Положительной оценки заслуживает проводимая в Содружестве с учетом особенностей мирового и регионального развития целенаправленная работа по совершенствованию правовых основ СНГ и дальнейшему институциональному развитию организации. Принятые недавно обновленная Концепция дальнейшего развития Содружества, Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года и ряд отраслевых программ заложили фундаментальные основы и ориентиры всей многогранной деятельности Содружества на обозримый период. Реализация этих документов осуществляется планомерно, настойчиво и плодотворно.

Продолжает развиваться политическое взаимодействие государств-участников на высшем и высоком уровнях, укрепляется и расширяется их внешнеполитическое партнерство, межпарламентское сотрудничество.

Экономика остается для Содружества важнейшим приоритетом. Всемерной поддержки заслуживает проявляющийся в последнее время серьезный тренд на интенсификацию экономического взаимодействия. Основой здесь выступает развитие и функционирование зоны свободной торговли, а также формирование общих рынков товаров и услуг, повышение конкурентоспособности транспортных коридоров, переход заинтересованных государств к более углубленным формам экономической кооперации. Особое внимание уделяется сопряжению деятельности между СНГ и Евразийским экономическим союзом, повышению уровня сотрудничества для дальнейшего продвижения евразийской интеграции и развития обоих объединений.

На новые горизонты выходит гуманитарное сотрудничество, где Содружество наглядно доказало свою способность инициировать, организовывать и успешно проводить масштабные проекты, такие как I Игры стран СНГ, ежегодные Форумы творческой и научной интеллигенции, Межгосударственная программа «Культурная столица Содружества» и другие. Способствуя сохранению традиционных добрососедских отношений между нашими народами, цивилизационно-культурной общности, гуманитарное взаимодействие охватывает все новые области, постоянно расширяется и углубляется, продолжает обеспечивать поступательное человеческое развитие на пространстве Содружества.

Прогресс и конкурентоспособность экономик, качество жизни граждан государств – участников СНГ напрямую зависят от применения научных достижений, реализации проектов «большой науки», использования результатов исследований и разработок мирового уровня новизны, а также планомерно расширяющегося процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Это предельно повышает актуальность формирования и функционирования общего научно-инновационного пространства СНГ.

Нарастание на мировом и региональном уровнях комплекса транснациональных вызовов и угроз, включая вновь возникающие проблемы, обуславливает наращивание сотрудничества государств – участников СНГ в сфере безопасности. Созданные здесь прочные институциональные механизмы, современная правовая база и эффективно работающие структуры позволяют осуществлять успешное многоформатное и многоуровневое взаимодействие по всем направлениям обеспечения безопасности, вносить достойный вклад в поддержание глобальной стабильности. 

Участники подчеркивают, что в современном мире, где вызовы чрезвычайно разнообразны, темпы перемен крайне высоки, технологии быстро меняются и все более усложняются, существовать по отдельности, «выживать в одиночку» становится невозможным. Залогом устойчивого развития, стабильности и безопасности государств – участников СНГ является их сплоченность, объединение усилий, всемерное укрепление и углубление равноправного сотрудничества.

В рамках Содружества при достигнутой на данный момент высокой эффективности сотрудничества по-прежнему сохраняется огромный резерв для дальнейшего наращивания потенциала организации. Для СНГ в современном контексте важно при сохранении строгого учета особенностей национальных интересов всех партнеров своевременно принимать меры по адаптации к стремительно меняющимся условиям и конфигурациям международных отношений, оперативно реагировать на кризисные ситуации и консолидировать усилия государств-участников на их преодоление. Содружество также нуждается в новых механизмах, новых практических формах взаимодействия, как это, например, отмечается в рамках межрегионального и приграничного сотрудничества, предусматривающих наращивание прямых связей в различных сферах на уровне субъектов регионов государств – участников СНГ.

Вместе с тем основной вектор совместных партнерских усилий в перспективе неизбежно следует направить прежде всего на решение наиболее масштабных проблем устойчивого развития региона СНГ, связанных с переходом к новому экономическому укладу, цифровизацией, инновациями, расширением транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, реагированием на глобальные климатические изменения и другие проблемы современности.

Конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности СНГ выработаны на тематических секционных заседаниях и являются неотъемлемыми составными частями решений нашей Конференции.

В целом участники Конференции выражают твердую уверенность в том, что Содружество Независимых Государств остается системообразующей площадкой взаимодействия на постсоветском пространстве, сотрудничество в рамках которого отвечает приоритетным задачам развития всех стран, и выступает в качестве стабилизирующего и объединяющего фактора.

Участники Конференции «30 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы» считают целесообразным широкое распространение ее материалов в государствах – участниках СНГ.

г. Минск, 27–29 сентября 2021 г.

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ
секции «Экономическое взаимодействие, гуманитарное сотрудничество и совершенствование законодательной базы
государств – участников СНГ»

29 сентября 2021 г., г. Минск

 

Участники заседания секции «Экономическое взаимодействие, гуманитарное сотрудничество и совершенствование законодательной базы государств – участников СНГ», проведенного в рамках Международной научно-практической конференции «30 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы»,

обсудив значение сотрудничества в рамках СНГ для обеспечения устойчивого функционирования и наиболее полной реализации потенциала экономик государств – участников Содружества в условиях возросшей волатильности мировой экономики, негативное влияние на экономическое развитие глобального фактора пандемии COVID-19, основные резервы наращивания эффективности взаимодействия в сфере экономики и повышения темпов экономического роста, уровня жизни и благосостояния граждан стран СНГ,

отмечают особую значимость дальнейшего укрепления экономических и гуманитарных отношений в рамках СНГ, важность динамичного развития свободной торговли товарами и услугами между государствами – участниками Содружества и устранения всех изъятий и ограничений в ее осуществлении, свободного перемещения рабочей силы, необходимость углубления промышленной, инвестиционной и научной кооперации, совместного выхода национальных экономик на новый качественный уровень на основе постоянного внедрения новейших технологий, дальнейшей гармонизации подходов к правовому регулированию экономической деятельности, повышения устойчивости к санкционному давлению и недобросовестной конкуренции со стороны глобальных игроков, обеспечения наиболее полного использования потенциала совместной реализации проектов в гуманитарной сфере, сотрудничества в валютно-финансовой сфере, в области образования, туризма, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, связи и коммуникаций, других отраслях национальных экономик, а также усиления межрегионального и приграничного сотрудничества.

По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания рекомендуют расширить и углубить взаимодействие в рамках СНГ по следующим направлениям:

1. Активизация процесса формирования благоприятных условий для расширения свободной торговли товарами и услугами на пространстве СНГ, стимулирование внутрирегиональной торговли и инвестиций, развитие взаимного сотрудничества в сфере осуществления государственных закупок.

2. Продолжение формирования общего рынка труда и регулирование миграции рабочей силы, взаимодействие государств – участников СНГ в расширенном воспроизводстве трудовых ресурсов для высокотехнологичных секторов экономики, включая создание многоуровневой сети центров компетенций, а также в области нормирования труда.

3. Создание совместных кластерных структур в машиностроении, электронной, легкой промышленности, фармацевтике, агропромышленном комплексе и других приоритетных отраслях.

4. Совершенствование нормативно-правовой базы промышленной и инвестиционной кооперации, развитие площадок электронной торговли, создание платформ для информационного взаимодействия между участниками кооперационных процессов.

5. Углубление взаимовыгодного сотрудничества в сфере разработки и внедрения в производство новых технологий на основе развития организационных, правовых, информационных и финансово-экономических условий для эффективного взаимодействия, включая проведение совместных исследований и разработок, реализацию совместных программ и проектов по созданию инновационной продукции.

6. Формирование совместных исследовательских центров и лабораторий, кластерных структур по актуальным направлениям развития технологий, включая нано-, био-, фармацевтические технологии, химию, нефтехимию и лесохимию, атомную и возобновляемую энергетику, космические исследования, искусственный интеллект, а также другие приоритетные области.

7. Обеспечение устойчивого развития и эффективного использования объединенных энергетических систем государств – участников СНГ, формирование общего рынка электроэнергии, продолжение совместных работ по разработке и применению новых технологий производства энергии.

8. Цифровая трансформация ключевых отраслей экономики, стимулирование активного внедрения современных цифровых платформ и новых информационных технологий, включая искусственный интеллект, облачные технологии, «большие данные», аддитивные технологии, интернет вещей, смарт-контракты и другие.

9. Развитие нормативной правовой базы внедрения цифровых инноваций, законодательной регламентации цифрового пространства.

10. Активизация разработки межгосударственных стандартов и других документов в области технического регулирования.

11. Выработка и реализация согласованной политики противодействия недобросовестной конкуренции, в том числе совместное реагирование на такие действия со стороны глобальных игроков, а также на санкционное давление других государств.

12. Наращивание усилий в области формирования интегрированного валютного рынка, обеспечение роста доли взаимных расчетов в национальных валютах во внешней торговле товарами и предоставлении финансовых услуг.

13. Интенсификация сотрудничества в области совершенствования налогового администрирования, бухгалтерского учета и аудита.

14. Обеспечение продовольственной безопасности, развитие селекции и семеноводства, племенного дела; гармонизация требований в области безопасности и качества сельскохозяйственных товаров, включая использование недискриминационных форм мониторинга и контроля, развитие системы обмена информацией о результатах лабораторного контроля, административных и таможенных процедурах; предотвращение распространения сельскохозяйственных вредителей, опасных заболеваний растений и животных; выявление случаев нарушения ветеринарного благополучия территорий.

15. Повышение эффективности использования транзитно-транспортного потенциала государств – участников СНГ, согласованное развитие трансграничных транспортных коридоров и их интеграция в международные транспортно-логистические цепочки.

16. Расширение инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства, содействие их выходу на трансграничные рынки, в том числе формирование специализированных институтов по сервисному и финансовому обеспечению бизнеса.

17. Углубление межрегиональных и приграничных экономических связей, усиление координации в области региональной политики государств – участников СНГ.

18. Расширение практики применения режима безвизового въезда в государства – участники СНГ для развития туризма на пространстве Содружества.

19. Совершенствование институциональной и функциональной основ деятельности по рассмотрению споров при исполнении экономических обязательств по международным договорам в рамках СНГ, иных споров по соглашению государств – участников Содружества, а также толкованию международных договоров и актов органов СНГ.

20. Развитие мобильности обучающихся, педагогов и образовательных программ, сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования государств – участников СНГ.

21. Объединение усилий для разработки новых и обновления существующих стандартов образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

22. Поддержка и совершенствование деятельности базовых организаций государств – участников СНГ по различным направлениям сотрудничества.

23. Развитие выставочных обменов на пространстве Содружества, в том числе поддержка широкого использования выставочно-торговых центров государств – участников СНГ на ВДНХ.

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ
секции «Наука и инновационное сотрудничество
государств – участников СНГ»

29 сентября 2021 г., г. Минск

 

Участники заседания секции «Наука и инновационное сотрудничество государств – участников СНГ», проведенного в рамках Международной научно-практической конференции «30 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы»,

акцентируя внимание на определяющем влиянии науки на развитие общества, экономики и социокультурной сферы, которое проявляется на всех уровнях взаимодействия – от странового до регионального и глобального, а также учитывая актуальные вызовы мировой повестки дня в области науки, технологий, инноваций, результаты состоявшегося широкого обсуждения по проблематике международного взаимодействия ученых и ключевые аспекты формирования и реализации совместных программ и проектов, направлений дальнейшего совершенствования практики и форм кооперации ученых,

полагают важным подчеркнуть основополагающую значимость научного и научно-технического сотрудничества стран СНГ в системе долгосрочных международных отношений на стратегическую перспективу. В условиях нарастающей динамики изменений мирового политического, экономического и технологического ландшафта, реализации инициатив глобального и регионального характера, задающих новые векторы интеграционных процессов, взаимодействие на пространстве СНГ обретает особую актуальность.

Признание интеллекта и новых знаний главными факторами экономического роста предельно увеличивает влияние фундаментальной и прикладной науки, новейших разработок на процветание государств Содружества и благополучие нынешнего и будущих поколений их народов.

Прогресс и конкурентоспособность экономик, качество жизни граждан государств – участников СНГ напрямую зависят от применения научных достижений, реализации проектов «большой науки», использования результатов исследований и разработок мирового уровня новизны, а также планомерно расширяющегося процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Все это обеспечивает формирование комплекса конкурентных преимуществ для реализации «проектов будущего» и создания точек роста для знаниеемких экономик нового типа, которые призваны занять достойные места в группе лидеров инновационного развития.

Участники заседания отмечают предельную актуальность целенаправленных планомерных совместных действий по консолидации научных потенциалов стран для создания развитой сети областей с высокой концентрацией научно-технического потенциала и их интеграции в общее научно-инновационное пространство СНГ. Конфигурирование национальных экономик на структурной основе такого пространства обеспечит аккумулирование совместных усилий, исследовательских потенциалов, вовлеченных ресурсов и цифровых возможностей на взаимно согласованных стратегических направлениях научно-технического прогресса. В свою очередь, это создаст условия для максимизации эффектов для стран-партнеров, придания устойчивой позитивной динамики инновационным процессам, будет способствовать расширению и повышению эффективности коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. В итоге государства Содружества будут планомерно продвигаться к обретению статуса мировых технологических лидеров, ускоряющих и расширяющих интеграцию евразийских и глобальных исследовательских пространств, сохраняя при этом аутентичность, преемственность и лучшие черты национальных научных школ и инновационных систем.

Обсудив состояние и перспективы развития многостороннего сотрудничества в областях научной, научно-технической и инновационной деятельности, участники заседания считают целесообразными следующие меры:

обеспечение на совместной основе научно-аналитической проработки вопросов по созданию системных организационных, правовых, информационных и финансово-экономических условий для организации и эффективного функционирования общего научно-инновационного пространства СНГ;

определение и актуализацию приоритетных направлений научно-технического сотрудничества для формирования и реализации совместных программ и проектов;

одобрение действующей практики и масштабирование опыта по формированию совместных структур на кластерной основе (исследовательских центров и лабораторий, иных форм) по приоритетным направлениям научного поиска (НБИКС-технологии, фармацевтика, тонкая и малотоннажная химия, нефтехимия и лесохимия, атомная, водородная и возобновляемая энергетика, космические исследования, искусственный интеллект, беспилотный и электротранспорт, вопросы экологической повестки и др.);

создание межстрановых мультидисциплинарных экспертных сообществ и структур, ориентированных на научно-методологическое обеспечение совместных программ и проектов, а также проведение на постоянной основе мониторинга развития науки, технологий и инноваций;

поощрение практики функционирования интеграционных объединений ученых и крупных научных центров, а также их рабочих органов (МААН и ее научные советы, совместные заседания президиумов академий наук, Межакадемический совет РАН и НАН Беларуси по перспективам развития Союзного государства и др.).

Участники заседания рекомендуют:

продолжить деятельность по формированию разносторонних, взаимовыгодных и эффективных форм межстрановых связей в сфере науки, технологий, инноваций, а также дальнейшую гармонизацию договорно-правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ в этой сфере, в том числе на базе модельного законодательства, включая вопросы определения приоритетных направлений сотрудничества, формирования и реализации совместных программ, организации закупок научной и научно-технической продукции для государственных нужд на общем научно-инновационном пространстве на взаимосогласованной основе;

продолжить реализацию Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года и формирование межгосударственной инновационной инфраструктуры;

осуществлять на планомерной основе проработку вопросов по реализации мер по согласованию основных положений национальных проектов стратегических, прогнозных и программных документов, а также законодательства в научной, научно-технической и инновационной сферах, созданию их единой системы, увязанной по срокам разработки и реализации, ресурсному обеспечению, получению и применению результатов в интересах развития стран-партнеров;

проводить на системной основе научные исследования по мониторингу развития науки и анализу актуальных тенденций научно-технического прогресса, по формированию научно-методологической базы и выполнению исследований в области долгосрочных стратегических перспектив научно-инновационной сферы и индустриального сектора в целях выявления и обоснования опережающих и прорывных направлений научно-технического прогресса по межгосударственным приоритетным направлениям фундаментальной и прикладной науки в странах Содружества;

совершенствовать механизмы стимулирования инновационного бизнеса, прежде всего в рамках реализации проектов, основанных на коммерциализации отечественных разработок;

разработать механизмы применения налоговых льгот и преференций инновационно активным организациям;

осуществлять меры, направленные на ускоренное развитие высокотехнологичных и инновационных секторов экономики, формирование и развитие современной инновационной инфраструктуры, выявление и реализацию проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для выхода на новые рынки технологий;

ускорить процесс формирования в государствах – участниках СНГ финансово-экономических механизмов поддержки совместных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;

продолжить практику совершенствования условий распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате выполнения совместных исследований и разработок, а также защиту вышеупомянутых прав; 

проработать вопросы создания межгосударственной экспертно-консультационной группы по координации, формированию и реализации совместных инициатив в области науки и инноваций, организации и финансированию совместных исследований в рамках СНГ;

масштабировать практику плодотворного сотрудничества по реализации программ Союзного государства для расширения кооперации между государствами – участниками СНГ и их научными сообществами, в том числе в рамках реализации заключенных межправительственных соглашений;

выработать предложения по формированию крупных межотраслевых программ и проектов «большой науки» (проекты Mega-Science), отвечающих согласованным межгосударственным приоритетам научных исследований,
а также по инициативам межгосударственного значения, нацеленным на рост совокупного исследовательского потенциала СНГ;

активизировать совместные действия по созданию Межгосударственного фонда научных исследований государств – участников СНГ, формированию программ приоритетных исследований, инновационных проектов и инициатив межгосударственного значения, совместных научно-организационных мероприятий и мер по повышению международной мобильности ученых, финансируемых на централизованной основе;

продолжить формирование единого рынка объектов интеллектуальной собственности; создать институциональные условия и реализовать комплекс мер по вовлечению в гражданский оборот совместно созданных объектов интеллектуальной собственности;

расширить применение цифровых технологий, вычислительных и сетевых ресурсов для расширения обмена научно-технической информацией, в том числе на основе создания совместных центров обработки данных, сетевой инфраструктуры, баз «больших данных» с доступом, организованным с единого межгосударственного интернет-портала;

развивать практику сотрудничества в области социальных и гуманитарных наук на основе совместных фундаментальных исследований и проведения научно-организационных мероприятий (конгрессы, форумы, конференции, семинары и др.); 

совместно с системой высшего образования акцентировать внимание на целевой подготовке практико-ориентированных кадров высшей научной квалификации для высокотехнологичных отраслей и новых точек роста интеллектуальной экономики;

оказывать всемерное содействие развитию и росту научных компетенций молодых ученых Содружества на основе расширения их международного сотрудничества, проведения совместных мероприятий, таких как «100 идей для СНГ», совместных исследований и разработок, в том числе посредством реализации комплекса мер по поощрению молодых ученых за научные достижения, полученные на совместной основе;

активизировать межакадемический обмен, включая расширение стажировок молодых ученых;

предусмотреть наращивание совместных действий по популяризации науки в средствах массовой информации, в том числе электронных, с использованием социальных сетей и специализированных научных телеграм-каналов, иных инновационных инструментов и форм продвижения новейших научных знаний во всех общественных слоях и социальных группах СНГ.

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ
секции «Актуальные проблемы эпидемиологии в государствах – участниках СНГ: фундаментальные и клинические аспекты»

29 сентября 2021 г., г. Минск

 

Участники заседания секции «Актуальные проблемы эпидемиологии в государствах – участниках СНГ: фундаментальные и клинические аспекты», проведенного в рамках Международной научно-практической конференции «30 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы», обсудив основные результаты деятельности СНГ в области здравоохранения за 30 лет и возможные меры по дальнейшему развитию организации, заявляют о позитивной оценке роли и значения Содружества Независимых Государств в этой сфере.

Принятие эффективных мер, направленных на совершенствование функционирования системы здравоохранения, основанное на накопленном опыте и примерах успешной работы в странах мира, способствует значительному сокращению заболеваемости и улучшению здоровья населения государств Содружества.

Сегодня основополагающим в системе здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли, усиления профилактической направленности здравоохранения при широком вовлечении населения и общественных организаций в формирование здорового образа жизни.

В условиях пандемии COVID-19 во многих странах фиксировались проблемы в организации противодействия трансграничному распространению коронавирусной инфекции и локализации ее очагов, формировании популяционного иммунитета, разработке методов и средств диагностики, вакцин и лекарственных средств. В этом отношении пространство Содружества становится одним из примеров эффективного взаимодействия государств, позволяющего оперативно реагировать на динамичное изменение эпидемиологической обстановки с учетом мутации вируса, его быстрой адаптации к новой среде, роста его вирулентности.

Именно благодаря открытому обмену информацией между профильными структурами стран Содружества и традиционной взаимопомощи еще в начале 2020 года удалось не только сформулировать первоочередные задачи борьбы с COVID-19, но и, укрепив сотрудничество, приступить к их решению. Важнейшим инструментом сотрудничества стал Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней, созданный Советом по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ в 2000 году. Благодаря ему на постоянной основе был налажен обмен оперативной информацией о состоянии заболеваемости населения, используемых лекарственных средствах и средствах профилактики.

Коронавирусная инфекция показала, что устойчивость санитарно-эпидемиологического благополучия населения в страновом, региональном и глобальном масштабах может быть серьезно нарушена в течение непродолжительного времени. Беспрецедентный экономический ущерб, осложнение международных экономических и социальных отношений, рост потенциала политической конфликтности в результате пандемии заставляют мировую общественность по-новому взглянуть на угрозы биологической безопасности и меры по их предупреждению, локализации и нейтрализации.

Участники заседания акцентировали внимание на том, что предпринимаемые человечеством усилия в борьбе с инфекциями привели к ликвидации или значительному снижению распространенности многих инфекционных заболеваний. Однако современность ставит новые, все более сложные задачи, над решением которых трудятся ученые всего мира. К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, инфекционные болезни ежегодно уносят десятки миллионов жизней на планете. Сегодня в структуре инфекционных болезней значительную часть занимают вирусы, которые эволюционируют с высокой частотой мутации. Особую обеспокоенность вызывают природные очаги особо опасных инфекций, массовое и порой бесконтрольное применение антибиотиков. В результате сформировались штаммы микробов с множественной антибиотикорезистентностью, и это стало глобальной проблемой. Потенциальной биоугрозой сегодня также становится и синтетическая биология – проектирование и создание биосистем с заданными свойствами.

В связи с этим взаимодействие государств – участников СНГ в решении обозначенных проблем было актуальным до пандемии коронавируса и не будет снято с повестки дня после ее завершения. Особое внимание государств к этой проблеме, приоритетное обеспечение ее решения и новый уровень взаимодействия, на который вышли органы здравоохранения во всем мире, необходимо сохранять и далее как ввиду угрозы проникновения в человеческую популяцию новых опасных высокопатогенных инфекционных агентов, так и в целях концентрации усилий на традиционных проблемах эпидемиологии.

Важным уроком пандемии COVID-19 также стало то, что это заболевание одинаково быстро охватывало все слои населения. Это еще раз подчеркивает значимость развития общественного здравоохранения и обеспечения широкого доступа граждан к медицинскому обслуживанию, а также правильность сохраненных в государствах Содружества подходов к формированию и реализации политики в области охраны здоровья.

Участники заседания выражают уверенность в дальнейшем поступательном развитии СНГ на основе углубления и расширения сотрудничества государств-участников и считают, что для реализации и более полного раскрытия потенциала Содружества в сфере здравоохранения прежде всего необходимо:

объединение и активизация усилий, направленных на укрепление многостороннего сотрудничества в борьбе с опасными инфекционными заболеваниями;

повышение эффективности национальных и международных мер реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера;

принятие в условиях пандемии дополнительных усилий, направленных на удовлетворение потребностей граждан по оказанию первичной медико-санитарной, специализированной и высокотехнологичной помощи;

подготовка кадров в сфере здравоохранения;

повышение уровня координации исследований академической, вузовской и отраслевой науки в разработке новых лекарственных средств и вакцин;

внедрение современной персонифицированной высокоэффективной медицины и развитие электронного здравоохранения;

выработка наиболее эффективных форм межведомственного сотрудничества в решении вопросов, представляющих взаимный интерес;

расширение и развитие плодотворного международного сотрудничества в целях укрепления и сохранения здоровья граждан.

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ
секции «Взаимодействие государств – участников СНГ в сфере безопасности, борьбы с преступностью и терроризмом»

29 сентября 2021 г., г. Минск

 

Участники заседания секции «Взаимодействие государств – участников СНГ в сфере безопасности, борьбы с преступностью и терроризмом» Международной научно-практической конференции «30 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы» отмечают следующее.

Проходя очередную веху своего развития, Содружество накопило значительный опыт сотрудничества в сфере обеспечения безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам, который позволяет адекватно реагировать на динамичные изменения обстановки в регионе СНГ.

Сегодня конфигурация архитектуры международной безопасности претерпевает колоссальные преобразования, характеризующиеся возникновением новых источников напряженности, актуализацией угроз, исходящих из традиционных конфликтных зон, а также широким внедрением новых форм и технологий противоборства.

В течение последнего десятилетия в результате гибридных атак возникли новые очаги нестабильности, ситуация в которых затрагивает интересы государств – участников СНГ. Определенное развитие получили и крупные квазигосударственные террористические образования, планировавшие распространить свое влияние на пространство Содружества. Новейшие информационно-технологические и финансовые инструменты, средства манипуляции массовым сознанием позволяли различным религиозно-экстремистским, террористическим и криминальным группам становиться самостоятельными политическими силами.

Серьезным вызовом для обеспечения безопасности становится рост потенциала конфликтности в международных отношениях. Одновременно возросла актуальность предупреждения проявлений ядерного, биологического и экологического терроризма. При этом повышение доступности средств массового поражения является одним из неизбежных негативных последствий технологического прогресса, что предполагает необходимость постоянного совершенствования механизмов международного контроля за их нераспространением, а также предотвращения финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем.

На этом фоне Содружество продолжает оставаться одним из основных региональных доноров стабильности и международной безопасности, а также уверенно контролирует обстановку на своих внешних рубежах, в сфере противодействия экстремизму и терроризму, организованной преступности в ее различных формах и проявлениях.

Главами государств СНГ концептуально определены согласованные принципы, задачи, основные направления и формы сотрудничества  в различных сферах обеспечения безопасности. Актуализированная в 2020 году Концепция дальнейшего развития СНГ и Стратегия экономического развития Содружества на период до 2030 года содержат детальное видение путей дальнейшего наращивания потенциала взаимодействия в этой сфере.

Участники заседания разделяют убежденность в том, что к основным приоритетам СНГ в области безопасности относятся сохранение и укрепление имеющихся направлений военного и военно-технического сотрудничества для обеспечения мира и поддержания международной стабильности, дальнейшее развитие взаимодействия в области обеспечения пограничной безопасности, противодействия террористической и иной экстремистской деятельности, организованной преступности и коррупции.

Залогом успеха в работе по указанным приоритетным направлениям является постоянное совершенствование международно-правовой базы в этой области, дальнейшее сближение национального законодательства государств – участников СНГ в данной сфере, в том числе на основе модельного законодательства Содружества, а также обеспечение всестороннего обмена наилучшими практиками законодательного регулирования соответствующих вопросов. Особенно высока актуальность скорейшего завершения работы по соглашениям о противодействии коррупции и о реадмиссии, а также гармонизации законодательства, регламентирующего использование механизмов выявления и изъятия из оборота печатной продукции, аудио- и видеоматериалов, блокирование интернет-сайтов, содержание которых направлено на разжигание национальной, расовой и религиозной вражды.

Среди наиболее эффективных форм совместного решения задач обеспечения безопасности, определенных в концептуальных документах Содружества, необходимо отметить реализацию среднесрочных межгосударственных программ совместных мер по борьбе с преступностью, терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, укреплению пограничной безопасности на внешних границах, военного сотрудничества.

При взаимодействии правоохранительных органов, органов безопасности и специальных служб доказали свою высокую эффективность проводимые ими совместные профилактические, оперативно-разыскные мероприятия и специальные операции.

Совершенствуется подготовка формирований пограничных и иных ведомств государств – участников СНГ, входящих в группировку, предназначенную для урегулирования (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах Содружества.

Определенные резервы дальнейшего усиления сотрудничества в сфере безопасности имеются в консолидации и укреплении общего судебно-экспертного потенциала, а также в развитии этой деятельности в многостороннем формате в рамках СНГ.

Сохраняет свою актуальность совершенствование организационной и технологической основы обмена информацией между правоохранительными и миграционными органами, подразделениями финансовой разведки, пограничными ведомствами и вооруженными силами государств – участников СНГ.

В области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера уровень взаимодействия стран Содружества достаточно высок. При этом возможности для его повышения в будущем сохраняются в рамках поиска новых, более эффективных методов и механизмов работы аварийно-спасательных служб, а также в их оснащении передовыми техническими средствами.

Качественное решение общих задач в сфере безопасности требует продолжения и расширения практики сотрудничества в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, научного обеспечения деятельности всех заинтересованных государственных органов и служб.

По результатам заседания для дальнейшего наращивания потенциала СНГ в области безопасности его участники рекомендуют:

обеспечение наиболее последовательного и полного выполнения заключаемых международных договоров и совместных решений в области безопасности, ускорение заключения межгосударственных соглашений в рамках СНГ, затрагивающих вопросы безопасности, в том числе соглашений о противодействии коррупции и о реадмиссии;

продолжение работы по сближению национального законодательства государств – участников СНГ в сфере безопасности, борьбы с преступностью, противодействия террористической и иной экстремистской деятельности, совершенствование законодательства по указанным направлениям, в том числе по вопросам выявления и изъятия из оборота печатной продукции, аудио- и видеоматериалов, блокирование интернет-сайтов, содержание которых направлено на разжигание национальной, расовой и религиозной вражды;

сохранение высокого уровня взаимодействия между компетентными органами государств – участников СНГ по вопросам предупреждения, выявления и пресечения деятельности международных террористических и экстремистских организаций, каналов их финансирования, противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и экономической преступности;

системное противодействие коррупции, усиление в этих целях профилактической составляющей, в том числе повышение открытости государственных учреждений, упрощение административных процедур и предоставление услуг бизнесу и гражданам при содействии информационных технологий и цифровизации (внедрение «электронных правительств»);

анализ структуры, задач и функций компетентных в сфере миграции органов в целях усиления их взаимодействия и обеспечения координации деятельности;

развитие военного сотрудничества государств – участников СНГ по широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес, как одного из ключевых факторов обеспечения национальной и региональной безопасности;

продолжение и развитие практики организации и проведения совместных практических мероприятий (учений, командно-штабных тренировок, сборов и т. д.) по отработке вопросов взаимодействия в обеспечении различных аспектов безопасности;

принятие правоохранительными органами, пограничными ведомствами и вооруженными силами специальных мер по обеспечению безопасности в центральноазиатском регионе в связи с дестабилизацией обстановки в Афганистане и активизацией деятельности международных террористических организаций на его территории;

оптимизацию межгосударственного и межведомственного взаимодействия в практической реализации механизма урегулирования кризисных ситуаций на внешних границах с привлечением заинтересованных органов СНГ;

развитие межгосударственного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности, переход к долгосрочному и системному взаимодействию в многостороннем формате;

активизацию поиска новых, более эффективных методов и механизмов совместного осуществления деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также оснащения аварийно-спасательных служб современными техническими средствами;

реализацию комплекса мероприятий по созданию (развитию, совершенствованию) единого информационного пространства в сферах деятельности правоохранительных и миграционных органов, пограничных ведомств и министерств обороны;

расширение практики проведения под эгидой органов СНГ совместных научно-практических мероприятий (конференций, совещаний, выставок, конкурсов и т. д.) по вопросам обеспечения безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/20694