Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О деятельности Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией

Совместная комиссия государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (далее – Совместная комиссия) создана в целях развития взаимодействия в предупреждении и пресечении незаконной миграции.

Совместная комиссия создана в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ, которое принято 16 апреля 2004 года в г. Чолпон-Ате (далее – Решение о Совместной комиссии), и является консультативно-совещательным органом правительств государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года (далее – Соглашение от 6 марта 1998 года). Вышеназванным Решением утверждено Положение о Совместной комиссии.

В соответствии с Положением о Совместной комиссии ее состав формируется из полномочных представителей правительств государств – участников Соглашения, главы правительств которых подписали Соглашение.

В состав Совместной комиссии входят полномочные представители правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан (с 2019 года) и Украины.

Представители Азербайджанской Республики, которая подписала Соглашение от 6 марта 1998 года, но не подписала Решение о Совместной комиссии, принимают участие в работе Совместной комиссии в качестве наблюдателей.

Совместная комиссия взаимодействует с Исполнительным комитетом СНГ и другими органами Содружества.

 

1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОВМЕСТНОЙ КОМИССИИ

В соответствии с Положением о Совместной комиссии ее основными задачами являются:

развитие сотрудничества государств – участников Соглашения от 6 марта 1998 года в противодействии незаконной миграции;

подготовка рекомендаций по разработке проектов международных договоров о противодействии незаконной миграции;

содействие информационному обмену в области противодействия незаконной миграции;

анализ и обмен опытом работы по противодействию незаконной миграции;

разработка рекомендаций по профилактике незаконной миграции.

Основными функциями Совместной комиссии являются:

а) подготовка предложений и рекомендаций по:

гармонизации национального законодательства государств – участников Соглашения от 6 марта 1998 года;

совершенствованию миграционного контроля;

подготовке и повышению квалификации кадров органов государств – участников Соглашения от 6 марта 1998 года, занимающихся вопросами борьбы с незаконной миграцией;

формированию и использованию государственных и межгосударственных информационных учетов в сфере незаконной миграции для выполнения идентификационных и информационно-аналитических задач;

б) осуществление обмена информацией о миграционной ситуации в государствах, национальном законодательстве государств – участников Соглашения от 6 марта 1998 года и об изменениях в нем, имеющихся международных договорах о миграции;

в) обобщение международного опыта деятельности в области борьбы с незаконной миграцией;

г) организация совместных семинаров и конференций;

д) обмен нормативно-правовыми актами, учебной, методической и специальной литературой;

е) представление правительствам государств – участников Соглашения от 6 марта 1998 года отчетов о проделанной работе;

ж) разработка предложений и мер по формированию и расширению легальной миграции.

Совместная комиссия выполняет другие задачи и функции, связанные с реализацией Соглашения от 6 марта 1998 года.

Для выполнения указанных задач и функций Совместная комиссия имеет следующие права:

вносить в установленном порядке на рассмотрение правительств государств – участников Соглашения от 6 марта 1998 года, заинтересованных органов Содружества предложения в соответствии со своей компетенцией;

привлекать по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами государств – участников Соглашения от 6 марта 1998 года в качестве консультантов их специалистов.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВМЕСТНОЙ КОМИССИИ

Организацию деятельности Совместной комиссии определяет Регламент работы Совместной комиссии, утвержденный ее решением от 6 октября 2004 года (с дополнениями от 21 июня 2013 года).

Работа Совместной комиссии строится на основе ежегодно утверждаемых планов. Основной формой работы Совместной комиссии являются плановые (очередные) заседания.

Между заседаниями согласно решениям Совместной комиссии осуществляется разработка проектов правовых актов Содружества, методических рекомендаций и иных документов в сфере борьбы с незаконной миграцией, которые впоследствии вносятся на рассмотрение Совместной комиссии и иных органов Содружества в соответствии с их компетенцией.

Повестки дня заседаний формируются на основе проектов, принятых на предыдущих заседаниях, и предложений членов Совместной комиссии.

В соответствии с Положением о Совместной комиссии ее заседания проводятся не реже одного раза в год.

За 2004–2021 годы проведены 23 заседания Совместной комиссии, в ходе которых рассмотрено более 220 вопросов.

Заседания Совместной комиссии проходили в следующей последовательности:

 


заседания

Дата проведения заседания

Место проведения заседания

1

5–6 октября 2004 года

г. Минск, Республика Беларусь

2

29–30 марта 2005 года

г. Минск, Республика Беларусь

3

4–6 октября 2005 года

г. Минск, Республика Беларусь

4

4–5 апреля 2006 года

г. Минск, Республика Беларусь

5

16–18 ноября 2006 года

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

6

3–4 апреля 2007 года

г. Кишинев, Республика Молдова

7

14–16 ноября 2007 года

г. Душанбе, Республика Таджикистан

8

3–4 июня 2008 года

г. Минск, Республика Беларусь

9

4–5 ноября 2008 года

г. Ереван, Республика Армения

10

9–10 июня 2009 года

г. Астана, Республика Казахстан

11

12–13 ноября 2009 года

г. Минск, Республика Беларусь

12

28–29 апреля 2010 года

г. Пенза, Российская Федерация

13

27–28 октября 2010 года

г. Душанбе, Республика Таджикистан

14

15–16 сентября 2011 года

г. Киев, Украина

15

23–24 мая 2012 года

г. Минск, Республика Беларусь

16

20–21 июня 2013 года

г. Нижний Новгород, Российская Федерация

17

26 июня 2014 года

г. Минск, Республика Беларусь

18

24–25 июня 2015 года

г. Калуга, Российская Федерация

19

24–25 ноября 2016 года

г. Минск, Республика Беларусь

20

28 ноября 2017 года

Московская область, Российская Федерация

21

1 ноября 2018 года

г. Бишкек, Кыргызская Республика

22

10 октября 2019 года

г. Ереван, Республика Армения

23

17 февраля 2021 года

В режиме видеоконференцсвязи

Информация об участии представителей государств – участников СНГ в заседаниях Совместной комиссии приведена в приложении 1.

В соответствии с ранее принятым решением 23-е заседание Совместной комиссии должно было состояться во втором полугодии 2020 года в Республике Узбекистан, однако по объективным причинам, обусловленным введенными в связи c пандемией COVID-19 ограничениями, оно было перенесено и проведено в режиме видеоконференцсвязи в феврале 2021 года на площадке Исполнительного комитета СНГ.

24-е заседание Совместной комиссии предполагается провести во втором полугодии 2021 года в Республике Беларусь.

Согласно Положению о Совместной комиссии ее возглавляет Председатель. Председатель и его заместитель избираются из числа членов Совместной комиссии.

В настоящее время Председателем Совместной комиссии является начальник Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации Казакова Валентина Львовна, заместителем Председателя – начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь Бегун Алексей Юрьевич.

Организационно-технические функции Секретаря Совместной комиссии исполняет сотрудник Исполнительного комитета СНГ по поручению Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ.

Решения Совместной комиссии принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов Совместной комиссии.

Каждое государство – участник Соглашения от 6 марта 1998 года имеет в Совместной комиссии один голос.

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ

В Содружестве создана и при активном участии Совместной комиссии совершенствуется нормативно-правовая база сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия незаконной миграции, основные документы которой приведены в приложении 2.

К базовым правовым актам, регламентирующим эту область деятельности в Содружестве, в первую очередь относятся:

Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (СГП, Москва,
6 марта 1998 года);

Решение о Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года (СГП, Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 года);

Решение о Концепции сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции (СГГ, Астана, 16 сентября 2004 года).

Отдельно следует отметить возросшую заинтересованность Республики Узбекистан в сотрудничестве в вопросах борьбы с незаконной миграцией, о чем свидетельствует инициирование принятия дополнительных мер для завершения процедур по вступлению в силу с 27 апреля 2018 года для Узбекистана Соглашения от 6 марта 1998 года и присоединение Узбекистана с 31 мая 2019 года к Решению о Совместной комиссии. 

В соответствии с межправительственным Соглашением от 6 марта 1998 года взаимодействие в борьбе с незаконной миграцией осуществляется по следующим основным направлениям:

миграционный контроль;

учет граждан третьих государств, лиц без гражданства и граждан сторон, незаконно пересекающих границы государств, незаконно пребывающих на территориях сторон, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию одной из сторон;

выработка механизма по депортации незаконных мигрантов;

гармонизация национального законодательства сторон в области ответственности для незаконных мигрантов и для всех категорий лиц, оказывающих содействие незаконной миграции;

обмен информацией о незаконной миграции;

подготовка и повышение квалификации сотрудников соответствующих органов сторон, занимающихся вопросами борьбы с незаконной миграцией.

Кроме того, Соглашением от 6 марта 1998 года предусмотрен обмен информацией:

о национальном законодательстве в области миграции, а также об изменениях в нем;

об образцах документов, удостоверяющих личность и дающих право на пересечение государственной границы, изменениях форм и требований к документам для въезда, пребывания и выезда с территорий сторон;

о выявленных каналах незаконной миграции, в том числе получения въездных виз, иных документов и их использования, а также о других вопросах выполнения Соглашения от 6 марта 1998 года;

обо всех соглашениях о въезде-выезде и миграции с третьими государствами.

16 сентября 2004 года Советом глав государств СНГ была одобрена Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции, представляющая собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств – участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции.

Концепция содержит понятийный аппарат, дает оценку миграционной ситуации, определяет цели, задачи, основные направления и формы сотрудничества, устанавливает механизм его информационного, научного, материально-технического, финансового обеспечения и реализации самой Концепции.

В соответствии с указанной Концепцией решениями Совета глав государств СНГ утверждались и впоследствии реализовывались среднесрочные программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции (от 26 августа 2005 года на 2006–2008 годы, от 10 октября 2008 года на 2009–2011 годы, от 3 сентября 2011 года на 2012–2014 годы и от 10 октября 2014 года на 2015–2019 годы).

Совместная комиссия принимала непосредственное участие в разработке и координировала реализацию этих программных документов, в которых были предусмотрены меры по развитию правовой базы взаимодействия, совершенствованию и сближению национального законодательства государств – участников СНГ. Запланировано проведение комплексных совместных и согласованных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций. Предусмотрены обмен опытом и информацией, мероприятия взаимодействия компетентных органов между собой, с международными и неправительственными организациями. Определены задачи по информационному, научному, кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению этой работы.

В государствах – участниках и заинтересованных органах СНГ осуществлялся мониторинг выполнения программ. В Исполком СНГ ежегодно поступала информация о ходе их выполнения, которая анализировалась, обобщалась и предоставлялась Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества в рамках ежегодного доклада о выполнении среднесрочных межгосударственных программ в области правоохранительной деятельности.

Реализация специализированных программ по борьбе с незаконной миграцией завершена в 2019 году в связи с принятием принципиального решения об объединении практических мероприятий по противодействию трансграничной преступности в Содружестве в меньшем количестве программ.

В настоящее время значительное количество организационно-правовых и организационно-практических мероприятий, направленных на противодействие преступной деятельности, связанной с незаконной миграцией, реализуется в соответствии с комплексной Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы и Программой сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы, утвержденными Советом глав государств СНГ 28 сентября 2018 года и 18 декабря 2020 года соответственно, а также иными программными документами Содружества.

Приверженность к выработке и проведению согласованной миграционной политики на основе формирования общих подходов к структурам, задачам и функциям компетентных в сфере миграции органов, принятию совместных мер по противодействию незаконной миграции, включая нелегальную трудовую деятельность, осуществляемую трудящимися-мигрантами на территориях государств – участников СНГ, отражена в принятых в 2020 году стратегических документах Содружества:

Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года (СГП, 29 мая 2020 года);

Плане мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года (СГП, 6 ноября 2020 года);

Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации (СГГ, 18 декабря 2020 года).

В целях формирования и совершенствования модельной законодательной базы Содружества в сфере миграции и противодействия ее незаконной составляющей Совместная комиссия взаимодействует с Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ (далее – МПА СНГ).

Разработаны и впоследствии приняты МПА СНГ:

Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконной миграцией (от 3 декабря 2009 года);

модельный закон «О деятельности частных агентств занятости»
(от 28 октября 2010 года);

Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ (от 17 мая 2012 года);

модельное соглашение по реадмиссии (от 23 ноября 2012 года);

Рекомендации по стимулированию интеграции иммигрантов в принимающие сообщества, в том числе через обучение государственному языку принимающего государства, содействие в трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, участие в местном самоуправлении (от 29 ноября 2013 года);

модельный закон «О миграции» (от 27 ноября 2015 года);

модельный закон «О миграции трудовых ресурсов (новая редакция)» (от 27 ноября 2015 года);

модельное соглашение «Об информационном взаимодействии в сфере миграции» (от 27 ноября 2015 года);

модельное соглашение «Об организованном наборе граждан для осуществления временной трудовой деятельности на территории СНГ» (от 27 ноября 2015 года);

Рекомендации по развитию миграции, осуществляемой с целью обучения и стажировки граждан государств – участников СНГ (от 27 ноября 2015 года);

модельный закон «О беженцах» (от 27 ноября 2020 года);

модельное соглашение «О банке недействительных документов, удостоверяющих личность, государств – участников СНГ» (от 27 ноября 2020 года);

модельный Миграционный кодекс для государств – участников СНГ (от 16 апреля 2021 года).

Совместной комиссией на системной основе осуществляется анализ правовых актов, регламентирующих сотрудничество в Содружестве в сфере противодействия незаконной миграции, законодательства и правоприменительной практики государств – участников Соглашения, на основе которого формируются предложения по их совершенствованию.

Вопросы об организации проведения и итогах инвентаризации нормативных правовых актов Содружества в сфере противодействия незаконной миграции стали предметом рассмотрения 19-го и 20-го заседаний Совместной комиссии в 2016 и 2017 годах, по которым приняты соответствующие решения.

Примером продолжения такой работы может служить внесение на рассмотрение Совместной комиссии в 2021 году вопроса о дальнейшей реализации Положения об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства – участники Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией закрыт в соответствии с их действующим национальным законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции (СГП, 25 января 2000 года). 

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И КООРДИНИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ ВЫСШИМИ ОРГАНАМИ СОДРУЖЕСТВА

В целях реализации задач в области миграционной политики и противодействия незаконной миграции, содержащихся в документах высших органов СНГ, на системной основе осуществляется анализ их выполнения, на заседаниях Совместной комиссии регулярно заслушивается информация и принимаются решения по следующим наиболее важным вопросам:

о миграционной ситуации в государствах – участниках СНГ и выявленных каналах незаконной миграции;

о национальном миграционном законодательстве государств – участников СНГ и об изменениях в нем;

о заключенных международных договорах о реадмиссии, информационном обмене в сфере миграции и практике их исполнения;

о ходе и итогах выполнения среднесрочных программ сотрудничества государств – участников СНГ в части противодействия незаконной миграции;

об опыте проведения компетентными органами государств – участников СНГ профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций по пресечению незаконной миграции;

об опыте привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение миграционного законодательства;

об опыте создания и функционирования специализированных учреждений временного содержания задержанных иностранных граждан и национальных механизмах выдворения, депортации и высылки незаконных мигрантов;

об образцах документов, удостоверяющих личность, и их защитных комплексах, изменениях требований к документам для въезда, пребывания и выезда с территорий государств – участников СНГ;

об опыте сотрудничества с международными организациями и их специализированными структурами;

о национальных мерах по легализации пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан и др.

Так, например, анализ хода выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы в области борьбы с незаконной миграцией свидетельствует о разнообразии проводимых мероприятий и их эффективности.

Предоставленная Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ информация свидетельствует о том, что в ходе реализации Межгоспрограммы в государствах – участниках СНГ в 2020 году:

планировались и проводились комплексные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на противодействие незаконной миграции;

осуществлялся межгосударственный информационный обмен по линии незаконной миграции, в ходе которого исполнено 930 поручений и запросов правоохранительных органов;

продолжилось наполнение Специализированного банка данных БКБОП, за 2020 год была внесена информация в отношении 432 объектов учета, в том числе по линии незаконной миграции – 110;

для освещения проблематики незаконной миграции и деятельности компетентных органов по борьбе с ней активно задействовались возможности СМИ и сети Интернет, ведомственных сайтов;

планомерно проводилась подготовка кадров и повышение их квалификации.

Мероприятия Межгоспрограммы постоянно включаются в ежегодные планы работы Совместной комиссии и повестки дня ее заседаний.

 

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ СНГ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В Содружестве Совместная комиссия взаимодействует с Советом руководителей миграционных органов, Координационным советом генеральных прокуроров, Советом министров внутренних дел, Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом командующих Пограничными войсками, Антитеррористическим центром и другими органами отраслевого сотрудничества СНГ.  

Совместной комиссией налажено сотрудничество с Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности, Международной организацией по миграции, Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международным центром по развитию миграционной политики и их структурами.

В рамках реализации Меморандума о сотрудничестве между Исполнительным комитетом СНГ и Секретариатом ОДКБ представители этих органов на регулярной и взаимной основе принимают участие в работе Совместной комиссии и Координационного совета руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией.

На заседания Совместной комиссии постоянно приглашаются представители УВКБ ООН и МОМ, с региональными представительствами которых в России, Беларуси и Центральной Азии налажено продуктивное сотрудничество, включающее информационный обмен, взаимное участие в проводимых мероприятиях, а также их организационную и финансовую поддержку.

Примером такого сотрудничества является проведение в мае 2017 года в Душанбе Международной конференции по противодействию незаконной миграции с привлечением экспертной и финансовой помощи Бюро МОМ в Москве, а также совместное с Представительством УВКБ ООН в Республике Беларусь проведение в декабре 2018 года в Минске Международной конференции по вопросам безгражданства.

Кроме того, Московский офис МОМ в 2020–2021 годах организовал цикл международных мероприятий в рамках регионального проекта «Снижение влияния социально-экономических последствий пандемии COVID-19 на мигрантов и сообщества в Центральной Азии и Российской Федерации» и анонсировал начало следующего проекта на тему «Содействие безопасной и квалифицированной миграции в коридоре Центральная Азия – Российская Федерация».

Вопрос о состоянии сотрудничества с международными организациями в сфере миграции периодически включается в повестки дня заседаний Совместной комиссии.

В соответствии с решением Совместной комиссии от 17 февраля 2021 года прорабатывается вопрос о приглашении на ее очередное заседание во  втором полугодии 2021 года в Минске представителей взаимодействующих органов СНГ в сфере правопорядка и безопасности для выступления по курируемым направлениям деятельности.

 

6. УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ, МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   

Совместная комиссия активно сотрудничает с базовой организацией государств – участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. Решением Совета глав правительств СНГ от 23 мая 2008 года этот статус был придан Академии МВД Республики Беларусь, а непосредственная организация учебного процесса возложена на входящий в ее состав Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми (далее – МУЦ).

Основными направлениями деятельности МУЦ являются повышение квалификации сотрудников органов государственного управления Республики Беларусь и государств – участников СНГ, а также стран дальнего зарубежья, формирование учебно-методической базы, совершенствование преподаваемых и разработка новых учебных курсов, популяризация учебного заведения, установление контактов и привлечение в качестве преподавателей зарубежных экспертов, развитие сотрудничества с международными организациями, привлечение финансирования в рамках международной технической помощи.

Основными категориями обучаемых являются сотрудники органов государственного управления и правоохранительных органов, представители международных и неправительственных организаций, профессорско-преподавательский состав вузов юридического профиля и представители научно-исследовательских учреждений.

Подготовка в МУЦ осуществляется по отдельным учебно-тематическим планам, учитывающим категории и уровень образования принимаемых на обучение слушателей. В соответствии с международными стандартами предусмотрены разнообразные виды занятий, в том числе практические выездные занятия, деловые и ролевые игры, тренинги, проектирование, моделирование и решение ситуационных задач, рассмотрение и обсуждение конкретных ситуаций, семинары по обмену опытом и др.

Всего за время функционирования МУЦ проведено 129 образовательных курсов повышения квалификации, по которым прошли обучение (с получением свидетельств государственного образца) 3009 сотрудников государственных (правоохранительных) и иных органов, международных, неправительственных организаций. Из них Республику Беларусь представляет 2561 человек, представители стран СНГ – 275 человек, иные иностранные участники – 173 человека.

Кроме того, проведено 289 иных образовательных мероприятий (семинары, круглые столы, тренинги, рабочие встречи), в которых приняли участие 5500 человек, представляющих Республику Беларусь и иностранные государства.

Для обеспечения учебного процесса были приглашены 262 международных эксперта.

Вместе с тем потенциал МУЦ позволяет увеличить количество образовательных курсов и контингент обучаемых при дополнительной заинтересованности направляющих государств и решении вопросов финансирования.

С этой целью Исполнительный комитет СНГ совместно с МВД Республики Беларусь, структурами УВКБ ООН и МОМ согласовал принципиальные вопросы организации и предварительную программу курса повышения квалификации для сотрудников правоохранительных, миграционных и иных компетентных органов государств – участников СНГ по международным стандартам и актуальным проблемам миграции, противодействия ее нелегальной составляющей, убежища и безгражданства.

Данное мероприятие, рассчитанное на 3–5 учебных дней в офлайн-формате на базе МУЦ, предполагается провести при экспертной и финансовой поддержке УВКБ ООН и МОМ, однако с учетом ограничений, введенных в регионе Содружества в связи с распространением пандемии COVID-19, сроки его проведения отложены до улучшения эпидемиологической обстановки.

Вопросы состояния сотрудничества по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников компетентных органов, занимающихся проблемами миграции, внедрения новых программ обучения в МУЦ рассматриваются на заседаниях Совместной комиссии.

Статья о деятельности базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми размещена в Сборнике информационно-аналитических материалов за 2020 год на сайте Исполкома СНГ.

В целях реализации пункта 3.5 Программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015–2019 годы в Душанбе 23 мая 2017 года проведена Международная конференция по противодействию незаконной миграции.

Аналогичные мероприятия (конференции, круглые столы, семинары) проводятся регулярно при активном участии членов Совместной комиссии, миграционных и правоохранительных органов, учреждений образования государств – участников СНГ, органов Содружества, МПА СНГ, структур МОМ и УВКБ, иных международных организаций.

Так, пунктом 3.7.3 Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы предусмотрено проведение в 2022 году научно-практической конференции по вопросам сотрудничества правоохранительных органов государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции, в подготовке и проведении которой планируется задействовать организационные ресурсы Совместной комиссии, иных органов Содружества и профильных международных организаций.

Совместная комиссия осуществляет методическое и информационно-аналитическое сопровождение деятельности компетентных в области борьбы с незаконной миграцией органов государств – участников СНГ и информационную поддержку проводимой работы.

Во исполнение пункта 3.2 Программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015–2019 годы решением Совместной комиссии одобрены и впоследствии направлены в правительства государств – участников Содружества разработанные МВД Беларуси Методические рекомендации по противодействию незаконной миграции.

Совместной комиссией подготовлены, изданы и направлены в государства Содружества 11 печатных сборников информационно-справочных материалов по вопросам борьбы с незаконной миграцией. С развитием цифровых технологий итоги практической работы в данной сфере и аналитика регулярно размещаются на информационных ресурсах компетентных государственных органов и органов СНГ.

Актуализированный материал «О состоянии сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции» в апреле 2021 года был размещен на сайте Исполнительного комитета СНГ и Интернет-портале Содружества.

В целях изучения практического опыта работы правоохранительных и иных компетентных в области борьбы с незаконной миграцией структур во время выездных заседаний Совместной комиссии принимающей стороной организуется посещение соответствующих подразделений, а предоставленная информация об их деятельности обобщается в Исполнительном комитете СНГ и направляется в правительства государств – участников СНГ для учета в работе государственных органов.

Так, в рамках 21-го заседания в ноябре 2018 года в Бишкеке и 22-го заседания в октябре 2019 года в Ереване были изучены организационные и практические аспекты функционирования Информационно-консультационного центра Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики и отдела по борьбе с незаконной миграцией 3-го управления Главного управления по борьбе с организованной преступностью Полиции Республики Армения соответственно.

Информация о Совместной комиссии, итогах ее заседаний, об участии государств в заседаниях и нормативно-правовой базе, регламентирующей ее работу и в целом сотрудничество в СНГ в сфере противодействия незаконной миграции, размещена в соответствующих разделах сайта Исполнительного комитета СНГ и Интернет-портала Содружества и оперативно актуализируется.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созданная правовая база и целенаправленная деятельность Совместной комиссии способствуют развитию сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции, выстраиванию и совершенствованию разностороннего взаимодействия компетентных органов государств Содружества, обмену опытом их деятельности и практически значимой информацией в данной области.

Система такого сотрудничества в условиях продолжающегося глобального финансово-экономического кризиса, многочисленных вооруженных региональных конфликтов, пандемии COVID-19, усугубляющих сложную миграционную обстановку в мире, позволяет оперативно реагировать на ее изменения в регионе Содружества, противодействовать неконтролируемой миграции и сопутствующим ей проблемам.

Присоединение государств – участников СНГ, в частности Республики Узбекистан, к ранее принятым документам Содружества в данном направлении сотрудничества и работе Совместной комиссии свидетельствует об актуальности возложенных на нее задач, злободневности рассматриваемых вопросов и заинтересованности в их совместном решении в рамках СНГ. 

Вместе с тем у Совместной комиссии есть перспективы по расширению сотрудничества в данной области.

Прежде всего, это касается совершенствования регулирования процессов трудовой миграции и функционирования общего рынка труда, полной инкорпорации трудящихся-мигрантов в общественную жизнь государства пребывания, что в свою очередь будет способствовать устранению предпосылок и условий для нелегальной миграции.

Также полагается целесообразным оптимизировать двустороннее сотрудничество государств – участников СНГ по ключевым направлениям в области трудовой миграции и борьбы с незаконной миграцией, в том числе на основе модельных соглашений.

Есть необходимость дополнительно проанализировать существующую организацию обмена информацией о незаконной миграции, выработать предложения по ее оптимизации с использованием электронных каналов связи и имеющихся межгосударственных информационных банков и систем.

Требуется завершить реализацию достигнутых договоренностей по повышению эффективности подготовки и повышения квалификации кадров миграционных, правоохранительных и иных структур государств – участников СНГ с использованием возможностей специализированных учреждений, программ и фондов универсальных и региональных международных организаций.

В связи с возросшей практической потребностью в информации о миграционном законодательстве государств – участников СНГ и изменениях в нем следует продолжить практику обмена сведениями такого рода в рамках работы Совместной комиссии, проработать вопрос о возможности их размещения и актуализации с использованием интернет-ресурсов профильных ведомств государств – участников и органов Содружества.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/21475