Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Туркменистана, состоявшихся 12 марта 2022 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей
от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Туркменистана,
состоявшихся 12 марта 2022 года

 

Общие положения

По приглашению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов в Туркменистане (далее – Центральная комиссия) Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 28 февраля 2022 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Туркменистана (далее – выборы).

Постановлением Меджлиса Милли Генгеша Туркменистана от 12 февраля 2022 года в соответствии со статьей 81 Конституции Туркменистана, а также статьей 86 Избирательного кодекса Туркменистана выборы Президента Туркменистана были назначены на 12 марта 2022 года.

Миссия осуществляла свою деятельность свободно и независимо, руководствуясь законодательством Туркменистана, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В составе Миссии были аккредитованы 40 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, а также Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

Среди наблюдателей – депутаты национальных парламентов, председатели и члены центральных избирательных комиссий стран Содружества, представители дипломатического корпуса.

На долгосрочной основе работали 10 человек. Координировал деятельность наблюдателей Штаб Миссии, располагавшийся в городе Ашхабаде.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии, первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Л. Анфимов встретился с заместителем Председателя Кабинета Министров, Министром иностранных дел Туркменистана Р. Мередовым, Председателем Центральной комиссии Г. Мурадовым.

Наблюдатели от СНГ обсуждали ход избирательной кампании с кандидатом в Президенты Туркменистана от Партии промышленников и предпринимателей Б. Мередовым, доверенным лицом кандидата в Президенты Туркменистана С. Бердымухамедова, Председателем Демократической партии Туркменистана А. Сердаровым, доверенным лицом кандидата в Президенты Туркменистана А. Бекмырадова, Председателем Центрального совета Аграрной партии Туркменистана Б. Аннагурбановым.

Состоялись встречи с заместителем Председателя Верховного Суда Туркменистана А. Геокджяевым, заместителем Генерального прокурора Туркменистана А. Акмаммедовым, заместителем Министра внутренних дел Туркменистана Я. Агабаевым.

Члены Миссии в ходе долгосрочного наблюдения ознакомились с работой по подготовке к выборам избирательных комиссий Ахалкского, Лебапского велаятов и города Ашхабада.

Работа Миссии была открытой и гласной. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения, даны интервью представителям средств массовой информации.

Наблюдатели от Содружества отмечают, что в Туркменистане были созданы все необходимые условия для международного наблюдения за выборами.

Законодательная база для проведения выборов

Правовую основу для проведения выборов составляют Конституция Туркменистана, Избирательный кодекс Туркменистана (далее – Кодекс), а также постановления Центральной комиссии.

После президентских выборов 2017 года Кодекс был дополнен положением о возможности использования цифровых технологий при подготовке, организации и проведении выборов.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Туркменистана и отмечают, что оно содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации выборов независимыми избирательными органами на основе всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, при наличии механизмов защиты избирательных прав и разрешения электоральных споров, что отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом Миссия констатирует, что положения избирательного законодательства в ходе прошедшей избирательной кампании соблюдались в полном объеме.

Деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов

Организацию и проведение выборов осуществляли Центральная комиссия, 5 велаятских (областных), Ашхабадская городская, 60 этрапских (районных), городских избирательных комиссий, 2618 участковых избирательных комиссий (УИК), в том числе 41 – за рубежом.

Правовой статус, полномочия Центральной и других избирательных комиссий определяются Кодексом.

Действующий состав Центральной комиссии состоит из 15 человек, назначенных Президентом Туркменистана в 2019 году. Председатель Центральной комиссии был утвержден Меджлисом Туркменистана.

Велаятские и Ашхабадская городская избирательные комиссии сформированы Центральной комиссией в составе 11 человек.

Этрапские, городские избирательные комиссии были образованы соответствующими велаятскими избирательными комиссиями в составе 11 человек, УИК – соответствующими этрапскими избирательными комиссиями в составе 5–15 человек.

Все комиссии были образованы сроком на 5 лет.

Миссия отмечает системную работу Центральной комиссии по организации избирательной кампании, несмотря на сокращенные сроки ее проведения.

Постановлением Центральной комиссии от 13 февраля 2022 года был принят План мероприятий по подготовке и организованному проведению выборов Президента Туркменистана 12 марта 2022 года.

В установленные Кодексом сроки были образованы избирательные участки, определены их границы. Сведения о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования были опубликованы в региональных газетах.

Большое внимание было уделено учебе организаторов выборов.

Центральной комиссией были проведены обучающие семинары для членов велаятских и участковых комиссий, направленные на дальнейшее укрепление знаний избирательного законодательства и навыков его применения. Отдельный цикл занятий был проведен для представителей СМИ и национальных наблюдателей.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями законодательства.

Списки избирателей

В списки избирателей включались граждане Туркменистана, достигшие к дню выборов 18 лет, постоянно или преимущественно (не менее трех последних месяцев до дня выборов) проживающие на территории данного избирательного участка и обладающие избирательным правом.

Для составления списков избирателей местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в сроки, установленные Кодексом, передали УИК сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории.

Гражданам была обеспечена возможность в помещениях участковых избирательных комиссий не позднее чем за 15 дней до дня выборов ознакомиться со списками избирателей, а также проверить правильность внесенных в них данных.

Каждый гражданин имел право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе.

Для проверки полноты и достоверности списков, уточнения сведений об избирателях привлекались представители общественности, органы регистрации актов гражданского состояния, совершался подворный и поквартирный обход.

Согласно данным Центральной комиссии, количество избирателей составило более 3 млн 459 тыс. человек.

По мнению Миссии, составление и уточнение списков избирателей прошли в соответствии с Кодексом, что обеспечило реализацию конституционного права граждан Туркменистана на участие в выборах.

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты

Кандидатом в Президенты может быть выдвинут гражданин Туркменистана, родившийся в Туркменистане, не моложе 40 лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих 15 лет постоянно проживающий и работающий в Туркменистане.

В соответствии с Кодексом право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит политическим партиям, а также группам граждан.

Выдвижение кандидатов в Президенты проходило с 14 по 21 февраля 2022 года.

Кандидаты в Президенты от политических партий выдвигались их центральными органами; кандидаты в Президенты от групп граждан – путем сбора подписей избирателей.

Правом выдвижения кандидатов в Президенты воспользовались все три политические партии Туркменистана: Аграрная партия, Демократическая партия и Партия промышленников и предпринимателей.

Политические партии в установленные Кодексом сроки провели конференции, на которых были выдвинуты кандидаты в Президенты, и представили соответствующие документы в Центральную комиссию.

Центральная комиссия также зарегистрировала 6 инициативных групп граждан по выдвижению кандидатов в Президенты.

Инициативные группы должны были собрать в поддержку потенциального кандидата в Президенты не менее 10 000 подписей избирателей. В установленные Кодексом сроки инициативные группы сдали заполненные подписные листы в избирательные комиссии соответствующих этрапов, городов для их проверки. Подписные листы с заключением о проверке были переданы инициативными группами в Центральную комиссию.

Центральная комиссия, рассмотрев предоставленные политическими партиями и инициативными группами документы, зарегистрировала кандидатами в Президенты Туркменистана:

от Аграрной партии Туркменистана – А. Бекмырадова;

от Демократической партии Туркменистана – С. Бердымухамедова;

от Партии промышленников и предпринимателей Туркменистана – Б. Мередова;

от групп граждан – П. Бегенджова, Б. Гурбанова; Х. Нуннаева, М. Одешова, М. Овезгельдыева, К. Сарыева.

Миссия считает, что выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты были проведены в соответствии с требованиями законодательства и носили открытый характер.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Агитационная кампания кандидатов в Президенты началась с момента их регистрации и завершилась 10 марта 2022 года.

Кандидатам в Президенты бесплатно и на равных условиях было предоставлено по 15 минут эфирного времени на телеканалах «Алтын асыр: Туркменистан», «Мирас», «Яшлык», «Туркменистан».

Для публикации выступлений кандидатов в Президенты и их предвыборных программ безвозмездно были предоставлены равные печатные площади в республиканских газетах «Туркменистан» и «Нейтральный Туркменистан», а также в шести региональных изданиях («Ашгабат», «Ахал дурмушы», «Балкан», «Дашогуз хабарлары», «Туркмен гундогары», «Мару-шаху джахан»).

Миссия отмечает, что все кандидаты активно использовали предоставленное им эфирное время и печатные площади для ведения своей избирательной кампании.

Борьба за голоса избирателей осуществлялась также путем проведения собраний, размещения агитационных материалов на рекламных щитах. В целях разъяснения предвыборных программ кандидаты и их доверенные лица во всех велаятах и в столице страны проводили встречи с избирателями, которые широко освещались в центральных и региональных СМИ.

Средства массовой информации предоставили равные условия по продолжительности и объему освещения в новостных передачах предвыборной деятельности кандидатов в Президенты.

Агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускалась.

Миссия считает, что принятые организаторами выборов меры обеспечили проведение агитационной кампании в свободной атмосфере и на равных условиях.

Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение подготовки и проведения выборов.

На интернет-сайте ЦИК (saylav.gov.tm) размещалась информация о принятых ею решениях, основные нормативные акты, регулирующие нормы избирательного права, новости, связанные с электоральной кампанией.

Средства массовой информации постоянно информировали население страны о ходе подготовки к выборам.

По каналам телевидения и радио транслировались информационные ролики о предстоящих выборах, о процедуре досрочного голосования, о порядке заполнения избирательных бюллетеней. В населенных пунктах страны были размещены плакаты с датой выборов.

За счет средств государственного бюджета по заказу Центральной комиссии было изготовлено, распространено по месту жительства избирателей и размещено на стендах в общественных местах свыше 20 тыс. информационных материалов о кандидатах в Президенты.

УИК направили избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

По мнению Миссии, гражданам была предоставлена широкая возможность доступа к информации о кандидатах в Президенты, их предвыборных программах, этапах и ходе избирательной кампании.

Жалобы и заявления

По состоянию на 11 марта 2022 года Центральная комиссия, Генеральная прокуратура, Верховный Суд Туркменистана не получали обращений и заявлений, касающихся избирательного процесса. По информации МВД Туркменистана, правонарушений, связанных с избирательной кампанией, не зафиксировано.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Согласно Кодексу, избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могли с 2 по 11 марта 2022 года проголосовать на избирательном участке досрочно. Голосование проводилось при участии не менее 2 членов УИК. Представители Миссии на отдельных избирательных участках наблюдали за процедурой досрочного голосования и констатируют, что оно проходило в соответствии с избирательным законодательством.

В день выборов 12 марта 2022 года голосование проводилось с 7.00 до 19.00.

При этом соблюдались меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19): проведение термометрии лиц, находящихся в помещении для голосования, использование средств защиты, антисептических и дезинфицирующих средств для обработки рук и поверхностей, соблюдение безопасной социальной дистанции избирателями, членами избирательных комиссий, наблюдателями.

По информации наблюдателей от СНГ, голосование проходило спокойно и организованно, в присутствии национальных наблюдателей, при высокой активности граждан. Помещения для голосования были оснащены предусмотренными информационными материалами, документами, необходимым оборудованием.

Избиратель, по каким-либо причинам не включенный в список, в день выборов на основании документа, удостоверяющего личность и местожительство, включался в дополнительный список избирателей.

Участковые комиссии предоставили возможность участия в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогли прийти в день выборов в помещение для голосования. На основании обращения избирателя голосование в таких случаях организовывалось с использованием переносных избирательных ящиков.

Для реализации принципа гласности и открытости избирательного процесса 180 избирательных участков во всех регионах республики были оборудованы веб-камерами, транслировавшими ход голосования в Интернете.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов и отмечают, что данная процедура проходила в соответствии с требованиями Кодекса.

Наблюдатели от СНГ не зафиксировали нарушений, которые могли бы оказать влияние на результаты выборов.

Оценку прошедшей избирательной кампании наблюдатели от Содружества дают на основании анализа фактического материала, собранного в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга выборов, а также на основе собственного наблюдения.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы 12 марта 2022 года:

проведены в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Туркменистана;

прошли на высоком организационном уровне, были свободными, открытыми и конкурентными;

соответствовали общепризнанным принципам проведения демократических выборов.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/22708