Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

МПА СНГ: 30 лет в единении постсоветского пространства

История деятельности Межпарламентской Ассамблеи в 30 законах через призму исторических событий



Межпарламентская Ассамблея стран — участниц Содружества Независимых Государств отмечает юбилей. 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще родилось Содружество. Спустя несколько месяцев после образования СНГ 27 марта 1992 года в Алма-Ате первые участники подписали Соглашение о Межпарламентской Ассамблее. Новый орган в условиях распавшегося Советского Союза был призван поддерживать исторические связи и помогать другу другу развиваться по согласованным принципам. Основная идея — разработка модельных законов — рамочных документов с основными понятиями и принципами.

Соглашение в Алма-Ате подписали представители Российской Федерации, республик Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Уже осенью, 15—16 сентября, в Бишкеке прошло первое организационное заседание. 28—29 декабря 1992 года участники собрались уже в Петербурге, в Таврическом дворце, где МПА СНГ и обосновалась на долгие годы. Председателем МПА СНГ традиционно является глава верхней палаты российского парламента. Первым Совет ассамблеи возглавил Руслан Хасбулатов.

За 30 лет мир изменился до неузнаваемости. Но Россия и страны СНГ сохранили налаженный тогда контакт. За прошедшие годы было принято более 600 модельных законов, которые легли в основу суверенного законодательства республик, сохранив, таким образом, единство взглядов на вопросы миграции и здоровья, угроз терроризма и антикоррупционной политики, обмена культурным наследием и спортивных достижений. Модельные законы никогда не были документами прямого действия, но они позволяли создать единое правовое пространство на территории всех государств — участников Содружества.


1992 год. Гражданство

(Председатель МПА СНГ с 1991 по 1993 годы — Руслан Хасбулатов )

После распада Советского Союза и создания множества независимых государств на первый план вышли проблемы гражданства людей, которые за долгие десятилетия привыкли жить по единым нормам на территории всего постсоветского пространства. Происходила свободная миграция, не было формальностей для заключения браков, получения работы. А паспорта в союзных республиках, кроме России, содержали лишь указание на принадлежность лица к гражданству одной из республик. Но после 1991 года все граждане других республик стали иностранцами.

Проблема обострилась после 6 февраля 1992 года, когда вступил в силу новый закон «О гражданстве РФ». Все, кто жил в стране, но не имел прописки в России на эту дату, стали считаться иностранцами с неопределенным статусом. Многим свое гражданство приходилось доказывать в судебном порядке. Некоторые республики приняли законы о гражданстве до 6 февраля 1992 года, это Азербайджан, Белоруссия, Казахстан и Украина. Соответствующие законы в остальных появились значительно позже.

Поэтому не удивительно, что первым рекомендательным законодательным актом, принятым МПА СНГ 28 декабря 1992 года, стал документ «О согласованных принципах регулирования гражданства».

В первом модельном законе говорилось, что его основная задача — сокращения случаев без гражданства. В статье 2 провозглашено: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». В документе также указали, что приобретение гражданства лицами без него поощряется. Отсутствие источника существования, наличие хронической болезни, судимости не должны влиять на решение этого вопроса. А дети, рожденные на территории одного из государств — участников содружества, не должны становиться лицами без гражданства. Также были заложены принципы воссоединения семей, сохранение гражданства при проживании за границей. И другие нормы и правила, которые в наше время уже не вызывают ни споров, ни недоразумений.


1993 год. Таможня

Назревало становление новой таможни. В комментариях к Таможенному кодексу за авторством Попова И.Н., Шнур Л.В. говорится, что после распада СССР на территории бывшего союзного государства осталось лишь 20 процентов работающих таможен, а штатная численность работников в 1992 году не превышала 8000 человек. Необходимо было возрождать опыт дореволюционной России и переориентировать таможенный контроль внутрь страны, в сторону основной массы грузооборота. Этим и занимались в странах в первых годы после распада СССР.

В справочнике Милякова Н.В. «Таможенная пошлина» приводятся такие данные: в течение 1992 года доля внутренних таможен в общем количестве обработанных грузовых деклараций возросла с 67,9 до 81,5 процента, доля пограничных сократилась с 32,1 до 18,5 процента соответственно. К 1993 году число пограничных таможен увеличилось в два раза, а число внутренних таможен — на одну треть. Было создано восемь новых региональных таможенных управлений. В итоге за три года работы разветвленной российской таможенной службы в доход государства поступило более 19 триллионов рублей.

В этот период, 23 мая 1993 года, МПА СНГ приняло четвертый по счету, но не по значимости рекомендательный законодательный акт «Согласованные общие принципы регулирования таможенного дела в государствах — участниках Межпарламентской Ассамблеи». Основная цель — защита национального рынка, стимулирование развития экономики, обеспечение экономической безопасности государства, поощрение конкуренции и решение задач торговой политики. Документом установлен запрет на причинение вреда, унижения чести и достоинства и совершения иных неправомерных действий в отношении лиц, вступающих в таможенные правоотношения.

«Все физические и юридические лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, кроме случаев, предусмотренных национальным законодательством», — говорилось в документе.

А таможенным службам было рекомендовано обмениваться информацией по законодательству и тарифам, статистике, созданию свободных беспошлинных зон и другой информацией, представляющей взаимный интерес.


1994 год. Прожиточный минимум

(Председатель МПА СНГ Владимир Шумейко, 1994-1996 годы)

Экономические реформы новой России привели к упадку. В 1994 году, по данным «Коммерсанта», только за полгода уровень цен удвоился, а с начала 1990 года — вырос ровно в 10 000 раз. Корзина среднего потребителя к июлю 1994 года стоила 1,27 миллиона рублей в противовес простым 127 рублям за четыре года до этого.

Примечательно, что АО МММ, которая с 1989 года вела просто предпринимательскую и торговую деятельность, именно 1 февраля 1994 года выпустила в обращение акции номиналом 1000 рублей в сертификатах от 1 до 100 акций, начав действовать как финансовая пирамида. Позже специалисты подсчитали, что в нее было вовлечено до 15 миллионов вкладчиков.

ПО ДАННЫМ РОССТАТА,в марте 1992 г. прожиточный минимум (по методике вычисления прожиточного физиологического минимума) для всего населения составил 1031 неденоминированный рубль. В мае 1993 г. он превысил 10 тыс. неденоминированных рублей, в октябре 1994 г. — 100 тыс. неденоминированных рублей.

 29 октября 1994 года МПА СНГ приняла модельный закон «О минимальном потребительском бюджете». По документу, в его состав включили сбалансированный набор товаров и услуг: продукты питания, одежду, белье, обувь, предметы санитарии и гигиены, лекарства, предметы хознужд, коммунальные услуги, топливо, транспорт, связь, отдых; обязательные платежи и налоги, табак, алкоголь — то есть необходимый набор благ для жизни. Республикам нужно было на основании документа рассчитать свои минимальные потребительские бюджеты.

В России тогда же в 1994 году Госдума начала разрабатывать законопроект о прожиточном минимуме. Принят он был депутатами только в мае 1995 года, но одобрения Совета Федерации не получил. Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» после обсуждений и доработок был подписан президентом страны Борисом Ельциным только 24 октября 1997 года.


1995 год. Вооруженные конфликты

Первые годы существования постсоветского пространства не были мирными. Только к 1994 году удалось погасить развернувшуюся активную фазу боевых действий между азербайджанскими и армянскими вооруженными формированиями за контроль над Нагорным Карабахом. При содействии МПА СНГ, подключившейся сразу после своего основания к процессу мирного урегулирования конфликта, к 5 мая 1994 года удалось подписать Бишкекский протокол о прекращении огня. «Соглашение о бессрочном прекращении огня» вступило в силу 12 мая. Но до окончательного разрешения затяжного исторического противостояния еще было далеко. С обеих сторон оставались военнопленные и заложники. И на их освобождение потребовался еще год.

7 мая 1995 года миротворческая группа МПА по урегулированию карабахского конфликта, которую возглавил председатель Комитета Совета Федерации РФ по делам СНГ Вадим Густов, посетила Ереван, Степанакерт и Баку. Велись переговоры с президентами Армении и Азербайджана, а также руководством Нагорного Карабаха по обращению Бориса Ельцина и председателя Совета МПА Владимира Шумейко об обмене военнопленными и заложниками. И они дали свои результаты — на 10 августа 1995 года было освобождено 95 человек. Окончательный обмен «всех на всех» был завершен в 1997 году.

В эти же дни, 13 мая 1995 года, МПА СНГ приняла рекомендательный законодательный акт «О защите гражданских лиц и прав военнопленных», в интересах мирных жителей и военнопленных в ходе вооруженных конфликтов как между государствами, так и внутри них.

Одно из положений документа гласит: «В период вооруженного конфликта государство обеспечивает защиту гражданских лиц, даже если одна из сторон не признает наличие такого конфликта. Гражданские лица, оказавшиеся на оккупированной территории во власти противной стороны, пользуются уважением и гуманным обращением без какого-либо дискриминационного различия, основанного на признаках расы, пола, языка, вероисповедания, национального и социального происхождения и других подобных критериях».

В модельном законе описаны правила обмена погибшими, ранеными, попавшими в плен, функции державы-покровительницы и Международного комитета Красного Креста, указано на недопустимость применения оружия в отношении мирных лиц и бомбардировок гражданских объектов. Также содержатся правила эвакуации простого населения из осажденных территорий, предписано бережное отношение к пожилым, инвалидам, беременным женщинам и матерям с малолетними детьми. Установлен запрет на убийство, пытки, надругательство над человеческим достоинством и иное унижение личности, а также использование военнопленных как прикрытие в ходе боевых действий.

Этот документ актуален до сих пор. Тогда же, в 1995 году, он обрел свою актуальность в связи с разворачиванием еще одной войны — первой Чеченской. Затяжная попытка выхода Чечни из состава СССР, инициированная бывшим генералом советских Военно-воздушных сил Джохаром Дудаевым, привела к двоевластию и гражданской войне. Для урегулирования ситуации в конце 1994 года Россия ввела свои войска в Чеченскую Республику. 31 декабря начался штурм Грозного, а к марту 1995 года большая часть города была в руинах. До перемирия, установленного Хасавюртовским соглашением 31 августа 1996 года, Чеченскую Республику раздирали военные действия и террористические акты: в Буденновске в июне 1995 года, в Кизляре в январе 1996-го. Ликвидация Джохара Дудаева в апреле 1996 года и многочисленные попытки переговоров с сепаратистами привели к возможности заключения перемирия с подвешенным статусом непризнанной республики, но с выводом российских войск.

Данные о потерях в ходе первой Чеченской кампании по книге «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование», вышедшей в 2001 году:

Безвозвратные потери федеральных сил составляют 5732 человека, в том числе 3860 военнослужащих Вооруженных сил РФ и 1872 человека от МВД и других ведомств.

Погибших — 5042

Пропавших без вести — 690

Раненых, контуженных, травмированных — 17 892 


1996 год. Преступность

(Председатель МПА СНГ с 1996 по 2001 год — Егор Строев)

Начиная с 1989 года в стране стала стремительно меняться криминогенная ситуация. Экономический кризис, обнищание населения, военные конфликты и переход к рыночной экономике привели к росту преступлений против собственности, появлению новых видов преступлений, таких как вымогательство, рэкет, хищение и вывоз стратегического сырья и ценностей, злоупотребления при приватизации. Расцвела организованная преступность, которая занималась разделом сфер экономического влияния, что сопровождалось множеством убийств.

По данным стратегических справочников «Преступность и правонарушения», выпущенных в 1991-1996 годах, с распадом СССР преступления уже не носили сугубо бытового характера. В 1989 году рост преступности составил 31,8 процентов. Причем серьезно, на 42 процента, увеличилось число особо тяжких преступлений. В 1988 году этот же показатель роста был всего 2,9 процента, а в 1987 году — минус 11,4 процента.

В период с 1988 по 1993 год общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось в 2,3 раза, а уровень на 100 тысяч человек населения повысился с 833,8 до 1887,82. Заложенная тенденция роста преступности ежегодно увеличивалась. И к середине 1990-х годов достигла почти неуправляемого масштаба. За первые четыре месяца 1994 года в России совершалось в среднем восемьдесят четыре убийства в день. Общее число преступлений в стране в 1995 году превысило 1,3 миллиона, включая 30 600 случаев убийств.

В России разрабатывался новый Уголовный кодекс. Он должен был сочетаться с положениями Конституции новой России, содержать демократические принципы, но при этом помочь побороть преступность. Поэтому на протяжении нескольких лет рассматривалось четыре редакции документа. Итоговый был подготовлен к маю 1996 года и принят в июне.

Работа в этом направлении велась и в МПА СНГ. 2 ноября 1996 года представителями Содружества был принят модельный закон «О борьбе с организованной преступностью». Впервые в нормативных документах появилось понятие преступной деятельности как системы деяний с заранее обдуманным умыслом, даны классификации организованной преступности: преступное формирование — организованная группа, банда; организованная группа — устойчивая группа заранее объединившихся лиц для совершения преступлений, банда — вооруженная организованная группа; преступная организация — объединение организованных групп либо банд; преступное сообщество — объединение руководителей преступных организаций, групп или банд. А среди оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с организованной преступностью закрепили, кроме прочего, наблюдение, контроль почтовых и телеграфных отправлений, прослушивание телефонных переговоров, а также оперативное проникновение в преступные формирования.

Но всплеск преступности начала девяностых погасить было не так просто. И потребовалось еще десять-пятнадцать лет, чтобы ликвидировать влияние на управление в стране со стороны преступных кланов.


1997 год. Долги и кредиты

В условиях экономических реформ в стране совершались ошибки за ошибками, которые в итоге к 1998 году привели к техническому дефолту. Но он стал итогом, а предвестники краха экономики — внутренние долги и внешние кредиты — дали о себе знать уже в 1997 году. До половины граждан в стране не получали в полном объеме причитающуюся им зарплату, начались забастовки шахтеров, которые приостановили отгрузку угля электростанциям Приморского края, в мае Правительство представило в Госдуму проект сокращения бюджета 1997 года на 108 триллионов рублей, предложив на треть урезать расходы на вооруженные силы и субсидии шахтам, а затраты на сельское хозяйство, здравоохранение и культуру — на 55 процентов.

Правительство погрязло во внешних долгах. Только за 1997 год Мировой банк предоставил России займы на общую сумму более 3,4 миллиарда долларов: на структурную перестройку экономики, системы соцзащиты, угольной промышленности.

Осенью Россия вступила в Парижский клуб кредиторов для погашения советского долга на наиболее выгодных из возможных условий, что удалось сделать к 21 августа 2006 года. Тогда же стране удалось добиться 25-летней отсрочки по выплате Россией 32 миллиардов долларов долга Лондонскому клубу, в который, в отличие от Парижского, объединились около 600 частных коммерческих банков из развитых стран.

8 июня 1997 года МПА СНГ, прорабатывая различные риски краха экономики на постсоветском пространстве, приняла модельный закон «О банкротстве банков», в котором прописаны основания для признания банков неплатежеспособными, порядок действия опеки и ликвидации финансовых институтов, также порядок погашения долгов.

За счет ликвидационных средств в первую очередь было определено погашать расходы опекуна, ликвидационного управляющего и Национального банка, затем — требования кредиторов. Третьи в очереди указаны депозиты граждан. Последними — обязательства перед госбюджетом.

На фоне критической экономической ситуации в Петербурге в конце июня 1997 года по инициативе и под эгидой Совета Федерации и МПА СНГ прошел первый Петербургский международный экономический форум, призванный впоследствии стать главным ежегодным прорывным экономическим событием мирового масштаба. Тогда форум был ориентирован на проблемы интеграции в странах СНГ. В нем приняли участие более 1,5 тысячи человек из 50 стран. На форуме были подписаны кредитные соглашения между правительствами России и Белоруссии на сумму 500 миллиардов рублей.


1998 год. Терроризм

Терроризм как неуправляемая угроза для общества приобрел международных характер еще с середины ХХ века. В России и на постсоветском пространстве ежегодно происходили террористические акты. Формирования исламистов обосновались в Азербайджане, исламские радикальные движения возникли в Узбекистане. Группы террористов действовали и на территории России. В 1991 году в Минеральных Водах был захвачен самолет Ту-154, в 1994 году террористы взяли в заложники 41 пассажира рейсового автобуса Пятигорск — Красногвардейское и требовали 15 миллионов долларов. В июне 1995 года 195 террористов захватили более 1600 заложников в больнице города Буденновска, а в январе 1996 года около двух тысяч человек оказались заложниками в больнице и роддоме города Кизляр в Дагестане. В ноябре в Москве 14 человек погибло из-за взрыва на Котляровском кладбище, а в июне 1997 года погибли 5 человек при взрыве поезда Москва — Петербург.

Угроза терроризма остается актуальной и по сей день. Но именно в 1998 году современная Россия и МПА СНГ сформулировали первые нормативные акты, нацеленные на борьбу с этим явлением.

А 8 декабря 1998 года МПА СНГ приняла модельный закон «О борьбе с терроризмом» для более четкой и единообразной регламентация этого важного направления деятельности правоохранительных органов и служб безопасности государств СНГ.

В документе прописали основные понятия, указали, что акт терроризма — взрыв, поджог или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. Также к акту терроризма отнесли убийства госдеятелей в политических целях, нападения на представителей иностранных государств и иных лиц, пользующихся международной защитой и членов их семей.

Для предупреждения терроризма было рекомендовано запретить пропаганду этого явления, деятельность различных общественных организаций, причастных к совершению опасных деяний, ликвидировать по решению суда такие организации и конфисковывать по решению суда их имущество.

В России Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» приняли летом 1998 года, в 2006 году он заменен на закон «О противодействии терроризму».


1999 год. Смена власти

24 марта 1999 года НАТО начало войну против Югославии. Белград, Приштина, Ужице, Нови-Сад, Крагуевац, Панчево, Подгорица и другие подверглись ударам с воздуха. В этот момент председатель российского правительства Евгений Примаков направлялся с официальным визитом в США. Уже над Атлантикой он узнал о начале бомбардировок, распорядился развернуться над океаном и вернулся в Москву. А в августе 1999 года с вторжения боевиков в Дагестан началась вторая Чеченская кампания.

Но больше этот год запомнился передачей власти в России будущему лидеру Владимиру Путину. Перемены уже витали в воздухе, в мае 1999-го Госдума вышла с безуспешной попыткой импичмента президенту Борису Ельцину. А уходящий лидер государства начиная с 1998 года как перчатки менял премьеров: Виктора Черномырдина на Сергея Кириенко, затем на Евгения Примакова, потом на Сергея Степашина. В итоге в августе 1999 года Правительство возглавил мало кому известный в Москве петербуржец. 31 декабря Борис Ельцин добровольно ушел в отставку, извинившись перед россиянами, а с новогодним обращением в качестве и.о. Президента России выступил уже Владимир Путин, который обрел полноценную власть лидера государства по итогам выборов летом 2000 года.

Избирательная тема пронизывала тот период. В декабре прошло голосование по выборам депутатов Госдумы третьего созыва, большинство в которой получили коммунисты. «Единство», которое в будущем переросло в современную «партию власти», уже занимало второе место по количеству мандатов.

Вопросами выборов были озадачены и в МПА СНГ. Активной формой стало участие групп наблюдателей МПА в мониторинге за проведением волеизъявления граждан в странах Содружества. В нем участвовали восемь групп, которые наблюдали за ходом голосования на выборах президента Республики Казахстан (январь), в Национальное собрание Республики Армения (май), президента Украины, в Мажилис парламента и маслихаты Республики Казахстан, в парламент Грузии (октябрь), президента Республики Таджикистан (ноябрь), а также в органы местного самоуправления Азербайджанской Республики и в Госдуму России.

Прорабатывая различные формы демократического волеизъявления, 16 октября ассамблея приняла модельный Закон «О местном референдуме». Его проведение в странах Содружества предлагалось для решения вопросов, волнующих местных жителей. Чтобы группа граждан могла выйти с инициативой, зарегистрировать заявку, нужно было собрать около пяти процентов подписей от числа проживающих в муниципалитете и запустить процедуру. Как показало время, этот инструмент не получил широкого распространения. Но заложенные в нем механизмы и принципы сыграли роль именно тогда, когда Россия особенно нуждалась в решении вопросов в правовом поле.

«Местные референдумы в государстве — члене СНГ проводятся в соответствии с конституцией государства — члена СНГ, его законами, а также уставами соответствующих муниципальных образований», — говорится в первых строчках модельного закона.

В 2014 году на основании Конституции Автономной Республики Крым на 16 марта был назначен местный референдум с двумя вопросами: 1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? 2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?

По итогам процедуры Крым и Севастополь вернулись в состав России.


2000 год. Свободная экономика

9 декабря 2000 года МПА СНГ приняла модельный Закон «О свободных экономических зонах». Летом того же года Госдума России приняла после нескольких попыток одноименный закон.

В модельном законе 2000 года было определено, что свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории государства, в пределах которого для товаров и транспортных средств устанавливается режим свободной таможенной зоны, а бизнесу предоставляются налоговые льготы.

Попытки создать свободные экономические зоны по опыту других государств предпринимались еще в Советском Союзе — планировалось создать около 50 «зон совместного предпринимательства», как их называли в конце 80-х годов ХХ века. Волна создания СЭЗ прокатилась по России в 1990-1991 годах. Но отсутствие четкой регламентации и правил, непонимание задач и сути привели к нежизнеспособности проекта. Их создатели стремились отхватить побольше территории, не задумываясь о затратах на обустройство СЭЗ и запуск производств. Даже продержавшиеся дольше всех до середины нулевых СЭЗ федерального значения в Калининградской области и Находке, изначально ориентированные на производство экспорта, ограничивались сборкой продукции из импортных компонентов или вывозили сырье, слабо использовали возможности режима экономического благоприятствования.

Интересный и перспективный инструмент развития бизнеса и поддержки экономики смог развиться в нашей стране гораздо позже, уже в статусе особых экономических зон и с новым законом 2005 года. На пространстве СНГ он не получил до сих пор широкого распространения. В силу того, что после многочисленных проб и ошибок даже в России ОЭЗ эффективно заработали только в последнее десятилетие.  

По данным Министерства экономического развития, сегодня в России функционирует 42 ОЭЗ (23 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). За 15 лет в них зарегистрировалось 929 резидентов, из которых более 140 компаний с участием иностранного капитала из 42 стран. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1,43 триллиона рублей, вложенных инвестиций — более 632,3 миллиарда рублей, было создано более 48 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 229,7 миллиарда рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.


2001 год. Театр

(Председатель МПА СНГ с 2001 по 2011 год — Сергей Миронов)

Укрепляя взаимодействие внутри Содружества, МПА СНГ поддерживала культурные связи на постсоветском пространстве. Комиссия по культуре на протяжении всей деятельности ассамблеи уделяла внимание юбилейным датам национальных общественных и культурных лидеров. Например, участвовала в организации торжественных мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения казахских поэтов-просветителей Абая Кунанбаева и Жамбыла Жабаева (Джамбула), 100-летию классика казахской литературы М. Ауэзова, 1000-летию кыргызского эпоса «Манас», 1100-летию образования государства Саманидов. Участвовала в проведении фестиваля казахских фильмов, международного телекинофорума «Вместе — в третьем тысячелетии» (Ялта, Украина) и многих других.

В ноябре 2001 года МПА СНГ приняла модельный закон «О театре и театральной деятельности». В нем определено, какую поддержку театрам может оказывать государство. Прописали подготовку театральных специалистов в учебных заведениях, выделение инвестиций на строительство и ремонт театров, финансирование международных и региональных мероприятий, бюджетную поддержку текущей деятельности, предоставление налоговых, арендных и коммунальных льгот, а также содействие пропаганде театрального искусства в государственных СМИ.

Это было очень важно для культурной сферы, оказавшейся в ситуации на грани выживания после распада СССР и изменения экономической модели существования. Если в Советском Союзе финансирование культурной сферы позволяло не задумываться о наполнении зала, то в современной России театрам приходилось бороться за каждого зрителя.

С одной стороны, отмена централизации и возможность ставить все, что хочется, привели к созданию новых театральных площадок и экспериментальных смелых постановок. С другой стороны, число проводимых мероприятий и наполняемость залов снизились. По статистике, в 1991 году в ведении Министерства культуры было 218 театров, а в 2000 году — 291. Количество мероприятий в 2000 году составило 90 процентов аналогичного показателя 1991 года, в то время как число зрителей в 2000 году — 60 процентов по сравнению с 1991 годом. При этом, несмотря на сокращение зрительского спроса, цены на билеты росли.

Глава Совета Федерации России Егор Строев внес в 2001 году аналогичный проект закона в Госдуму России. Но его так и не приняли. Государственная поддержка и реформа всей сферы культуры, которую стали осуществлять после 2005 года, отдельного нормирования для театров уже не требовала.


2002 год. Полномочия МСУ

В декабре 2022 года МПА СНГ приняла модельный закон «Об общих принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями». Это был не первый модельный закон, касающийся устройства местного самоуправления на постсоветском пространстве. Но принимался он в период становления местной власти, когда муниципалитеты уже сформировались в республиках и в России, но еще не обросли полномочиями и реальной деятельностью.

Документом было установлено, что наделение МСУ отдельными государственными полномочиями осуществляется законом. И прописано, какие полномочия не могут входить в такие перечни: по правовому регулированию прав и свобод человека, органов судебной власти и правоохранительных органов, а также надзорных ведомств. Местное самоуправление, как форма народовластия, закреплено в конституциях республик. Этому вопросу посвящены разделы в конституциях Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и других республик.

Так, в Туркменистане в систему местного самоуправления входят низовые звенья представительных органов власти — генгеши — на территории шахеров и поселков, а также органы территориального общественного самоуправления.

На Украине местное самоуправление выступает правом территориальной громады — жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города.

В республиках Беларусь, Украина, Таджикистан в систему местного самоуправления наряду с районными Советами в городах входят областные Советы.

В России уже через год, в 2003-м, появился новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сменивший аналогичный документ 1995 года и запустивший реформу местного самоуправления с организацией двухуровневой системы.

Спектр полномочий муниципалитетов и сегодня различается по составу: это может быть самый широкий круг вопросов от благоустройства и распоряжения земельными участками до опеки и содействия предпринимательству. Но основной принцип — не назначение, а избрание прямым голосованием самостоятельных органов местной власти, заложенный еще на стадии создания МСУ — сохранился до сегодняшних дней.


2003 год. Лоббизм и коррупция

9 декабря Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции, которую Генеральная ассамблея ООН приняла 31 октября. Но статья 20 «Незаконное обогащение» оставалась не ратифицированной еще долгие годы. А в МПА СНГ на одном и том же заседании 15 ноября было принято два почти противоречащих друг другу модельных закона. Первый отразил тенденции, заложенные на долгие годы по оздоровлению экономики России и стран СНГ — «Основы законодательства об антикоррупционной политике», второй так и не получил отражения в национальных законодательствах и стал неудачной попыткой навязать проамериканские подходы взаимодействия бизнеса и государства — «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти». Но сам факт его принятия достаточно интересен.

Еще с советских времен в нашей стране, что получило отражение в словарях, лоббизм рассматривался как исключительно американское явление, причем крайне негативное. Но в 90-е годы отношение к этому явлению поменялось, в словаре С.И. Ожегова в 1997 году о лоббизме уже говорилось как о деятельности различных социальных групп, отстаивающих свои политические интересы.

В модельном законе МПА СНГ лоббизм обозначили как деятельность граждан, а также их объединений по установлению контактов с должностными лицами и депутатами для оказания влияния от имени и в интересах конкретных клиентов на разработку, принятие и осуществление законодательных актов, подзаконных нормативных актов, политических и административных решений. По замыслу авторов, для осуществления своей деятельности лоббист должен был бы зарегистрироваться в Минюсте, получив право запрашивать через канцелярии органов власти все нормативные акты, иметь гарантированный допуск во все ведомства, встречаться с депутатами и чиновниками, передавать им аналитические записки.

Но идея оказалась чуждой для постсоветского пространства, этот документ не лег в основу национального законодательства ни в одной из стран СНГ. Пять проектов законов о лоббизме попытались принять в Госдуме России с 1992 по 2003 год. За основу была взяла американская система регистрации лоббистов. Последняя попытка предпринималась в современное время, в 2013 и в 2015 годах и уже под более нейтральным наименованием — «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей». Попытки разработать лоббистское законодательство в России встретили сопротивление Генпрокуратуры России.

А вот модельное законодательство, провозглашающее борьбу с коррупцией, получило отклик и нашло отражение в национальных законодательствах. В России первые шаги в этом направлении были сделаны тогда же, в 2003 году, когда в Уголовный кодекс были внесены как преступления такие деяния, как нецелевое расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов. Федеральный закон «О противодействии коррупции» был принят позже, в декабре 2008 года. В рамках борьбы с коррупцией постепенно утвердились нормы о декларации доходов и расходов чиновников, размещения их в публичном доступе, запрет на наличие счетов за границей и другие ограничения.

Продолжение следует.

Подробнее в Парламентской газете.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/22801