Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Год народного творчества и культурного наследия СНГ: белорусские народные ремесла, обряды и традиции

Особенности характера любого этноса находят отражение в его культуре, творчестве и традициях. Беларусь – яркий тому пример.

Республика Беларусь имеет богатое культурное и духовное наследие, которое формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение.

Историко-культурное наследие народа Беларуси является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Оно представляет собой важнейший источник творческих сил народа. Его сохранение — наиболее эффективное средство национального развития, создания полноценных условий совершенствования личности.

Страна уникальна тем, что исторически в ней сложился объединительный тип культуры. Белорусский этнос вбирал в себя отдельные элементы как восточнославянской, так и западнославянской, балтской, тюркской культур. Наряду с тенденциями к ассимиляции действовали также тенденции сохранения национальных границ, культурной и языковой идентичности белорусского народа. Интеграции норм и ценностей других культур способствовала этническая толерантность, свойственная белорусам.

На территории современной Беларуси проживают 140 национальностей и народностей. Они сохранили свою самобытность, чтят традиции и передают их из поколения в поколение, обогащая и белорусскую культуру. В республике действуют более 200 национальных культурных общественных организаций. Беларусь стала общим домом для людей не только разной этнической, но и конфессиональной принадлежности. Христиане, иудеи, мусульмане с уважением относятся друг к другу, почитают религиозные праздники и святыни, веками живут бок о бок в спокойствии, мире и взаимопонимании. Межнациональное и этнокультурное, межконфессиональное согласие, толерантность стали визитными карточками Беларуси для всего мира.

В некоторых материалах отмечается, что культура и традиции белорусов более других восточноевропейских народов сохранили в себе следы языческих обычаев, невзирая на многовековое христианство и далеко не обособленное географическое положение. В стране сохранились отголоски древних обрядов и ритуалов. С другой стороны, традиции и обычаи белорусов тесно связаны с земледелием и в целом с сельским хозяйством, поскольку являются отражением быта простых людей.

Белорусская национальная культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, складывающихся в жизнедеятельности белорусского народа на основе традиций и ремесел, обычаев и обрядов, поведенческих норм, социальных взаимоотношений и других факторов.

Белорусские ремесла привлекают гостей и ценителей со всего мира. На сегодняшний день в стране насчитывается более десяти видов старинных народных промыслов и множество мастеров, наделяющих их своей собственной культурой, эстетикой и практичностью. Работы белорусских мастеров получили известность и в мировой культуре, имеются в коллекциях работ Ватикана, а также у других знаменитых ценителей. Белорусские ремесленники ежегодно представляют свое творчество на международных выставках народных промыслов.

Народные ремесла и творчество

Народное искусство каждой из стран веками развивалось как домашнее ремесло, призванное украсить быт. В Беларуси основными материалами, которые использовали мастера в своей работе, были лен, солома, глина, лоза, шерсть и другие. Поэтому традиционными видами народных ремесел являются ткачество и вышивка, бондарное и гончарное дело, резьба по дереву, разнообразные изделия из соломы, лозы и бересты, валяние.

До сих пор в деревнях еще можно встретить домашние ткацкие станки и прялки. Сохранились мастера, которые занимаются вышиванкой, соломкой и лозой, росписью по стеклу и гончарством. Можно не только увидеть их за работой, но поучаствовать в процессе изготовления глиняного кувшина или подковы в созданных культурно-исторических центрах по всей республике.

Ткачество – наиболее развитый вид народного творчества в Беларуси. Издревле мастерицы украшали ткаными узорами одежду, салфетки, занавески, наволочки, скатерти, постилки, ковры, дорожки. В Беларуси необычайно богатое наследие узоров народного орнамента. Художественные изделия радуют своей красотой. Изделия, созданные народными мастерами, воплощают в себе богатые традиции орнаментального искусства.

В древние времена девочек учили ткать в раннем возрасте, а первое вытканное юной мастерицей сукно оставляли к свадьбе на приданое. В каждом регионе были индивидуальные узоры или орнаменты, каждый из которых был символом удачи, солнца, неба или земли. С ткачеством связано много старинных народных обрядов и обычаев.

Белорусские ткани имеют преимущественно ритуальные и эстетические функции. В своем декоре они содержат особую знаковую систему. Этнографы, культурологи, искусствоведы в работах анализируют самые разные аспекты возникновения и развития орнаментальной традиции белорусов. Поле исследований ученых весьма широкое: от палеолитических изображений до совершенных образцов декоративно-прикладного искусства ХХ в. Ткачество как народное ремесло живет и развивается в Беларуси и в наши дни.

Орнамент – это своеобразная книга народной мудрости. В посланиях предков сконцентрированы просьбы, мечты, надежды, добрые пожелания родным и близким, чувства счастья или печали и многое другое. В каждом вытканном сантиметре ткани, в каждом стежке был заключен глубокий смысл.

Народный костюм — один из главных элементов этнической культуры, он ярко отражает духовность народа, его эстетические и этические нормы.

Детали народной одежды широко используются и в современной моде. Этнические мотивы остаются в числе наиболее устойчивых модных тенденций.

Рушник – изделие из домотканого полотна – в быту белорусов присутствовал не одно столетие и играл большую роль в различных календарных и семейных обрядах. Во многих регионах Беларуси первый или последний убранный сноп обязательно обвязывали красивым рушником и ставили в красный угол для того, чтобы в следующем году тоже был хороший урожай. Семейные обряды, охватывающие три основных этапа в жизни человека (появление на свет, вступление в брак и проводы человека в мир иной), также сопровождались использованием рушника. Он выступал в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имел значение пути, дороги, соединения. В каждом регионе ткали свои рушники – от неурожая, засухи, в военные времена – чтобы беда обошла стороной.

Настоящей гордостью Беларуси, всемирно признанным достижением ее многовековой культуры являются слуцкие пояса. Изделия ткацкой мануфактуры, работавшей в Слуцке во второй половине XVIII – начале XIX века, по праву считаются крупнейшим достоянием отечественного и европейского декоративно-прикладного искусства.

Благодаря таланту и работе белорусских ткачей, сложился характерный вид пояса, получившего мировую славу как слуцкий. Важнейшим достижением слуцких мастеров стало использование уникальной техники ткачества, позволившей создавать четырехлицевые пояса с богатой орнаментацией и цветовой гаммой с преобладанием золотисто-желтых, оранжевых, розовых, голубых, зеленых, коричневых и красных тонов. Авторов рисунков узоров и орнаментов вдохновляли мотивы цветущей родной природы – близкие их сердцу васильки, незабудки, розы, гвоздики, пионы, цветки и листья клевера, веточки дуба и березы.

В мировой культуре слуцкие пояса имеют значение национального символа Беларуси, воплощающего в себе художественный талант белорусского народа.

По поручению Президента Беларуси А.Г.Лукашенко в стране возродили производство знаменитых слуцких поясов. Уникальное художественное явление XVIII века считается мировым достоянием декоративно-прикладного искусства и бесценным вкладом белорусского народа в культурную сокровищницу человечества.

Валяльный промысел издавна играл важную роль в быту белорусов. Он имел целью валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок.

Из сукна шили верхнюю одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи: седелок, седел, хомутов. Валяная войлочная шапка «магерка» – один из основных головных уборов белорусских крестьян. Летом белорусы носили широкополую войлочную шляпу – «брыль», «капялюш». В конце XIX века в обиходе зажиточных крестьян появилась зимняя обувь – валенки.

Иногда валенки украшались аппликацией, росписью, вышивкой (в том числе бисером, стеклярусом). Сейчас древнее ремесло валяния снова вошло в моду. Старый народный промысел возрождается.

Кузнечное ремесло – одно из старейших ремесел Беларуси. Сельский кузнец, «коваль», изготавливал подковы, гвозди, ножи, серпы и косы, лопаты и сковороды. Кузнечное дело считалось у славян занятием таинственным. В славянской мифологии кузнецам покровительствовал бог огня Сварог.

Подкова – самое распространенное изделие кузнеца – до сих пор считается в народе амулетом и оберегом. Прибитая над дверью концами вверх, она не пустит зло в дом; прибитая над кроватью – избавит от дурных снов.

Гончарное ремесло на территории Беларуси известно с эпохи неолита, когда появились первые вылепленные вручную глиняные изделия, посуда для приготовления пищи на огне. Гончары формировали посуду на ножном гончарном круге, обжигали в горнах или домашней печи и подвергали декоративной обработке.

Различали несколько способов: обваривание, задымливание и глазуровка. Обваренная в овсяном тесте, а затем обожженная посуда получалась пятнистой («рябой»), задымленная – черной, остальная – красной, глазурованной и простой.

Со временем гончарное ремесло, как и многие другие, превратилось в искусство. Отдельной темой развития гончарного ремесла является мелкая пластика. Выполненные из глины различные символические животные, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной керамике.

Образцы белорусской керамической посуды отличают логика и функциональность, пластическая отточенность форм. В художественном облике глиняных изделий белорусских мастеров ярко подчеркнута природная красота материала.

Традиционным народным ремеслом на Беларуси всегда было плетение из природных материалов — соломы, лозы, корня, коры, бересты. Соломка стала символом народного искусства Беларуси: золото полей испокон веков было боготворимым материалом у всех земледельческих народов, ведь солома — спутница хлеба.

Соломоплетение – одно из древнейших ремесел в Беларуси. Из соломенных жгутов плетут разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки, шляпы и др.

Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества, защитники. Конь – герой многих поверий – всегда сопровождал мужчину и был ему другом и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать‑Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле.

Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Беларуси. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.

Из корней сосны, ели, можжевельника изготавливали утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки; берестой оплетали глиняную посуду. Повсеместно употреблялось липовое лыко, из него плели лапти, кошели, вили веревки.

Лозоплетение – одно из наиболее хорошо сохранившихся ремесел на сегодняшний день. Навыки этого народного ремесла практически не были утрачены, а изделия – корзины, мебель, сувениры – пользуются неизменным спросом.

В Беларуси, богатой лесом, дерево применялось не только для постройки жилища и оснащения его интерьера. Из дерева изготавливали также транспортные средства, орудия труда, предметы обихода, посуда.

Бондарное ремесло – практически в каждой местности наряду с кузнецом, гончаром и мельником был свой бондарь, который изготавливал бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки. Клепками назывались особые дощечки. Есть два их вида – колотые и пиленые. Колотые делаются вручную, пиленые – с помощью пилы. Между собой клепки стягиваются обручами – металлическими или деревянными.

Емкости для воды, соков, напитков (транспортная бочка, кадка, бочонок), для хранения продуктов и различных вещей («кубел» – для хранения одежды, лохань – «балея» для стирки белья, квашня – «дзяжа» и др.). Опытный бондарь владеет не только приемами изготовления посуды, но и понимает особенности той или иной породы древесины. Так, мед лучше всего хранится в липовой бочке, а в посуде из дуба быстрее поднимается тесто.

Резьба по дереву – самый древний способ украшения изделий из древесины.

Композиции традиционной орнаментальной белорусской резьбы обычно красиво и свободно развиваются в виде побегов растений. Традиционно белорусы украшали резьбой деревянные суда и дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки. Одними из самых распространенных орнаментов были так называемые солярные знаки или символы Солнца. Солнце олицетворяло начало жизни и чистоту человеческих помыслов. Известны и другие знаки. Так, дерево является символом взаимосвязи всего в мире, жизни рода: корни дерева – предки, ствол – живущие, крона – будущие поколения. Изображение коня приносит счастье, плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух, павлин, курица оберегают от дурного глаза.

Современные белорусские мастера возрождают традиции, изготавливая самые разнообразные предметы – резные шкатулки, деревянные скульптуры, резную деревянную мебель, картины из дерева, резные фигуры и другие изделия.

Популяризация национальной культуры все более распространяется в Беларуси. Тема применения традиционного орнамента в сфере современной национальной стилистики очень актуальна. Традиционный орнамент проникает в город, культурные центры, где становится национальным символом. Его элементы присутствуют в оформлении логотипов, промышленной упаковки, рекламы, книжных изданий, одежды, предметов быта, интерьеров и объектов городской архитектуры.

 

 

О популярности народного творчества в стране говорит тот факт, что практически в каждом районе есть свой Дом ремесел, где проводятся выставки, а заслуженные мастера делятся своими знаниями, опытом и занимаются изготовлением сувениров.

 Праздники, обряды и традиции Беларуси

Белорусская культура – одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Дожинки, Купалье, Гуканье весны, Коляды. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий.

Традиции белорусского народа своими корнями уходят далеко в прошлое. Здесь тесно переплетаются язычество древних предков с христианским верованием. Наглядно это представляется в интересных традициях и праздниках. Некоторые из них, например колядный обряд «Цари», внесены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В деревне Семежево Копыльского района Минской области ряженые, именуемые «царями», накануне Нового года обходят дома сельчан, исполняют в их честь песни и разыгрывают сценки.

Дожинки являются самым широкомасштабно отмечаемым обрядовым праздником, сохранившимся в стране до сегодняшних дней. Означает конец уборочного сезона, жатвы. Это объемная и тяжелая работа, а потому и отмечали ее конец всегда с размахом, всем народом. Когда на поле оставался последний неубранный участок, возле него собиралась толока — так здесь называют добровольных помощников, обычно из числа родственников, соседей и просто знакомых. Всех пришедших распределяла по полю старшая, уважаемая среди родни женщина. Начинали жать одновременно, сопровождая каждый взмах серпа особой обрядовой песней. А ближе к завершению начинался обряд «завивания бороды», который представлял собой поклонение духу поля. Выглядит этот так: на борозду под последними колосьями ставятся хлеб и соль, стебли над ними заплетаются и срезаются все вместе. Эта «борода» закладывается в последний сноп. Его следует украсить, занести в дом хозяина и поставить под образа.

В 1996 году Дожинки официально были признаны общенациональным праздником и превратились в ежегодный фестиваль-ярмарку, для которого каждый раз выбирается новый небольшой городок или поселок, поскольку это праздник тружеников села, и он никогда не проводится в областных центрах.

Купалье отмечается в православный праздник рождества Иоанна Крестителя, но на языческий манер. Его история уходит корнями в древнейшие традиции и обряды белорусов и других славянских народов.

День Ивана Купалы отмечается в стране, особенно вне больших городов, с большим размахом. Легенды гласят, что в ночь с шестого на седьмое июля происходят совершенно необычные вещи, которые не случаются никогда более. Разговаривают звери, оживают растения, в ночь зацветает никогда не цветущий папоротник, а в реках и особенно в лесных озерах плавают в прозрачной воде и выходят на берег русалки. Купающихся в эту ночь они стараются утащить на дно. Про Иванов день у белорусов существует огромное количество преданий.

На Купалье белорусы проводили много символичных обрядов: сбор целебных трав и цветов, приобретающих в эту ночь особую силу; ритуал очищения огнем (через купальский костер люди прыгали, в нем сжигали колесо-«солнце», одежду больных, старые вещи); гадание на будущее (девушки пускали по воде купальские венки); обрядовый ужин; ритуалы защиты домов и полей от нечистой силы; прошение богатого урожая и достатка; обрядовые песни и хороводы, шумные веселые игры; ритуал очищения водой на рассвете, умывание росой.

До сих пор сохранились национальные традиции белорусов разжигать в этот день костры, плести венки и пускать их по воде. Собирается в парках и у воды в основном молодежь, самые смелые купаются. Самый масштабный праздник «Купалье» – «Александрия собирает друзей» – проходит в Шкловском районе Могилевской области. За несколько лет он стал настоящим брендом страны: сюда приезжают многочисленные гости не только из Беларуси, но и России, Украины, других стран мира.

Гуканье весны – одна из самых веселых и интересных традиций белорусов, перекликающихся с Масленицей, проводами зимы. В силу крепких языческих устоев обряд принимает особенные, уникальные национальные черты. В первую очередь, национальные проводы зимы примечательны своим символом, в роли которого выступает аист. Аистов в этот день делают из всего, из чего только можно, — из бумаги, картона, фанеры, теста и т.д. Обязательно вешают его фигурки, особенно съедобные, на деревья. Могут развешиваться и другие снадобья, привлекательные для пернатых. На них слетаются птицы со всей округи, которые, по древнему поверью, несут на крыльях весну. Считается, что дом, во дворе которого соберется больше всего птиц, будет в следующем году самым счастливым, а урожай на земле его хозяев — самым богатым. Все это сопровождается песнями, плясками и традиционными хороводами.

Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года.

Существует предположение, что название праздника возникло от слова «коло» – солнце. По одной из версий, это слово символизировало солнце, которое поедало тьму, имелось в виду увеличение светового дня. По другой версии, это название расшифровывалось, как «кол‑яда», «круговая еда». Объяснялось это тем, что колядующие ходили большой компанией по дворам с песнями, плясками и переодеваниями. За это им выносили еду, которую они потом все вместе и съедали.

Коляды считались особенным праздником, поэтому и готовились к ним соответственно. К этой поре практически каждая семья считала обязательным выкормить и заколоть свинью. В доме проводилась уборка, а женщины занимались пошивом новой нарядной одежды. Встречать этот праздник полагалось чистым: и физически, и духовно.

Помимо еды большое значение уделялось танцам и песням. Колядки начинались только при наступлении 6 января. До этой поры всем надлежало поститься. На столе среди блюд должны были присутствовать взвар и кутья. Было много мясных блюд. Даже в бедных семьях старались богато накрыть стол и позвать в гости родных и близких.

Обязательным атрибутом Коляд был приход в дом колядовщиков. Их ждали каждый год, они сулили хороший урожай, здоровье и счастье. Для молодежи устраивали развлечения – пели песни, переодевались, разыгрывали сценки, гадали и угощали традиционными колядными блюдами. Для детей устраивали кукольные представления, а в селе выбирали самую красивую девушку. Девушки занимались гаданием, ждали суженого. Была распространена игра «Женитьба Терешки», в которой молодежь примеряла на себя роль женатых людей. Суть обряда – сыграть шутливую свадьбу.

Традиции и ритуалы в Беларуси формировались столетиями. Всех обрядов современные белорусы не соблюдают, однако многие элементы используют как в повседневной жизни, так и во время празднования важных событий. Белорусы стремятся сохранить свои народные обычаи, поэтому для их популяризации часто устраиваются фестивали, концерты и другие развлекательные, просветительские мероприятия в сфере культуры.

Бережно сохраняя наследие прошлого, современная Беларусь закладывает новые традиции. В них достижения и лучшие качества: дружелюбие, милосердие и душевная щедрость.

Подготовлено по материалам различных интернет-ресурсов Республики Беларусь.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/22966