Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением республиканского референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением республиканского референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан,
состоявшегося 5 июня 2022 года

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения республиканского референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, назначенного Указом Президента Республики Казахстан от 5 мая 2022 года № 888.

Миссия приступила к мониторингу кампании референдума 21 мая 2022 года, осуществляла свои функции свободно и независимо, соблюдая законодательство страны пребывания, не вмешиваясь в ход референдума и во внутренние дела государства.

В составе Миссии были аккредитованы представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета СНГ. Всего – 144 наблюдателя, 6 из которых работали на долгосрочной основе.

Глава Миссии, первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Л. Анфимов обсуждал ход подготовки и проведения референдума с Председателем Центральной комиссии референдума Республики Казахстан (далее – Центральная комиссия) Н. Абдировым, Председателем Конституционного Совета К. Мами, заместителем Министра иностранных дел Р. Василенко, председателем судебной коллегии по административным делам Верховного Суда А. Тукиевым, заместителем Генерального прокурора Б. Дембаевым, заместителем Министра внутренних дел К. Сунтаевым, вице-министром юстиции Республики Казахстан А. Мукановой, а также посетил ряд территориальных и участковых комиссий референдума (далее – территориальная комиссия и участковая комиссия) города Нур-Султана и Акмолинской области накануне и в день голосования.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ провели встречи в Центральной комиссии, Министерстве иностранных дел Республики Казахстан, ознакомились с работой территориальных и участковых комиссий в городах Нур-Султан, Алматы, Акмолинской области.

Миссия работала открыто и гласно, ее деятельность освещалась в средствах массовой информации. Штабом Миссии выпускались информационные сообщения, даны интервью представителям средств массовой информации.

Миссия отмечает, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения за референдумом.

Назначение референдума

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в Послании Главы государства народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» 16 марта 2022 года представил программу комплексной модернизации политической системы страны, затрагивающую отдельные положения Конституции государства. Это послужило импульсом к широкому обсуждению в обществе предлагаемых преобразований.

В целях выработки предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, направленных на реализацию Послания, Президент Республики Казахстан своим распоряжением от 28 марта 2022 года № 293 образовал рабочую группу в составе ученых-правоведов, представителей Парламента и государственных органов, Уполномоченного по правам человека.

На ХХXI сессии Ассамблеи народа Казахстана 29 апреля 2022 года Глава государства предложил провести республиканский референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан.

В соответствии с требованиями Конституции Республики Казахстан 22 апреля 2022 года подготовленный рабочей группой проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» был направлен в Конституционный Совет для рассмотрения на соответствие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 91 Основного Закона.

В своем заключении от 4 мая 2022 года № 1 Конституционный Совет признал проект Закона соответствующим Конституции Республики Казахстан.

5 мая 2022 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан № 888 о проведении 5 июня 2022 года республиканского референдума, на который вынесен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» с формулировкой вопроса: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, изложенные в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?».

Законодательная база для проведения референдума

Республиканский референдум проводился на основании Конституции Республики Казахстан, Конституционного закона Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года № 2592 «О  республиканском референдуме» (далее – Закон о референдуме), Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Закон о выборах), актов Центральной комиссии.

При подготовке и проведении республиканского референдума Закон о выборах применялся в части, не противоречащей Закону о референдуме.

Вместе с тем Законом о референдуме урегулированы лишь ключевые вопросы подготовки и проведения всенародного голосования, в том числе предмет республиканского референдума, принципы его проведения, гарантии прав граждан на участие в нем, его финансирование и обеспечение, субъекты и порядок реализации инициативы о назначении референдума, полномочия комиссий, подведение итогов референдума.

В соответствии с требованиями, установленными Законом о выборах, осуществлялись составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, обжалование ими фактов невключения (неправильного включения) в список, обеспечение права на участие в референдуме граждан при перемене места их пребывания, организация и проведение голосования, подсчет голосов на участке, определение результатов голосования в административно-территориальной единице.

В то же время такие вопросы, как наблюдение за ходом референдума, ведение агитации, обжалование решений и действий комиссий референдума и государственных органов, законодательством о референдуме урегулированы лишь частично и, по мнению Миссии, требуют дополнительной проработки.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ законодательства, регулирующего проведение референдума, и отмечают, что оно содержит гарантии свободного и открытого голосования на основе всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном волеизъявлении.

Комиссии референдума и их деятельность

Подготовку и проведение референдума осуществляли Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, выполнявшая функции Центральной комиссии референдума, 234 территориальные избирательные комиссии, выполнявшие функции территориальных комиссий референдума, и 10 012 участковых избирательных комиссий, выполнявших функции участковых комиссий референдума.

Порядок образования и полномочия Центральной, территориальных и участковых комиссий определены Конституцией, Законом о выборах и Законом о референдуме. Срок их полномочий – пять лет.

Центральная комиссия – постоянно действующий государственный орган, формируемый в составе Председателя и шести членов. Президент Республики Казахстан назначает на должности Председателя и двух членов, по два члена назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента.

Территориальные комиссии в составе 7 членов образуются Центральной комиссией, а участковые комиссии – территориальными комиссиями. Количественный состав участковых комиссий определяется территориальными комиссиями в пределах от 5 до 11 членов в зависимости от числа граждан на участке, имеющих право участвовать в референдуме.

Члены территориальных и участковых комиссий избираются маслихатами на основании предложений политических партий. Каждая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей комиссии. В случае отсутствия предложений политических партий маслихаты избирают членов комиссии по предложению иных общественных объединений и вышестоящих комиссий.

Действующие составы территориальных и участковых комиссий сформированы маслихатами в январе 2019 года.

Сведения о составе и местах нахождения территориальных и участковых комиссий опубликованы в средствах массовой информации.

Миссия отмечает системную работу Центральной комиссии по организации референдума.

Постановлениями Центральной комиссии были утверждены Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению республиканского референдума, План организации обучения участников республиканского референдума, а также детализированы отдельные положения законодательства о референдуме.

Центральной комиссией было организовано обучение членов территориальных и участковых комиссий. Его методологической основой стала каскадная модель подготовки организаторов референдума, которая позволила охватить различными формами обучения все уровни комиссий референдума.

Центральной комиссией был разработан учебно-методический комплекс «Республиканский референдум: правовые основы и организация работы комиссий референдума», который внедрен в систему «Дистанционное обучение и тестирование кадров избирательной сферы» интернет-ресурса Центральной комиссии. Все члены территориальных и участковых комиссий должны были пройти проверку знаний в области законодательства о референдуме.

В областях, городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент были организованы выездные обучающие семинары-совещания с участием Председателя и курирующих членов Центральной комиссии, а также сотрудников ее аппарата. Наблюдатели от СНГ присутствовали на данных семинарах в городах Нур-Султан, Алматы и отметили актуальность рассматриваемых на них вопросов и полноту их освещения.

Центральной комиссией совместно с Министерством информации и общественного развития Республики Казахстан проведены обучающие семинары в офлайн- и онлайн-форматах для главных редакторов республиканских и региональных средств массовой информации, представителей общественных объединений по вопросам подготовки и проведения республиканского референдума, а также по вопросам участия в референдуме граждан с ограниченными возможностями, онлайн-обучение «Молодежь и референдум».

Центральной комиссией было разработано Общее руководство для наблюдателей иностранных государств, международных организаций и представителей иностранных средств массовой информации.

Учебные и методические материалы были размещены на сайте Центральной комиссии.

Заседания Центральной комиссии проводились открыто и гласно в гибридном формате – как в офлайн-, так и в онлайн-режиме, с участием средств массовой информации.

Заседания транслировались посредством интернет-ресурса Центральной комиссии и были обеспечены сурдопереводом. На брифингах, проводимых после каждого заседания, руководством Центральной комиссии разъяснялись принятые на нем решения.

Члены Миссии участвовали в заседаниях Центральной комиссии и отмечают коллегиальность в ее работе, открытое обсуждение рассматриваемых вопросов.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме

Списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме (далее – списки), составлялись местными исполнительными органами на основании государственной базы данных о физических лицах.

В списки включались граждане Республики Казахстан, достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением признанных недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Каждый гражданин также был вправе самостоятельно зарегистрироваться для включения в список в соответствующем местном исполнительном органе с момента назначения референдума.

Основанием для включения гражданина в список на конкретном участке для голосования являлся факт его регистрации по месту жительства на территории этого участка. Исключение составляли списки по участкам, образованным по месту расположения воинских частей, в местах временного пребывания.

Списки граждан по каждому участку руководители местных исполнительных органов предоставили в участковые и территориальные комиссии к 15 мая 2022 года.

Всего, по информации Центральной комиссии, в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, были включены 11 722 536 человек.

После получения списков территориальные комиссии провели их сверку для выявления случаев неоднократного включения отдельных граждан в соответствующих административно-территориальных единицах, а Центральная комиссия – в целом по республике.

Списки граждан по участкам, образованным по месту жительства, были представлены для ознакомления и проверки правильности внесенных в них данных в помещениях комиссий референдума в сроки, установленные законодательством, – с 20 мая 2022 года – за пятнадцать дней до дня голосования.

Каждый гражданин был вправе обжаловать невключение (неправильное включение) в список или исключение из него, а также допущенные неточности в данных о себе путем подачи заявления в соответствующую участковую комиссию.

Граждане, поменявшие место своего пребывания после представления списков для всеобщего ознакомления, могли проголосовать по открепительным удостоверениям, при предъявлении которых они включались в список на участке референдума по месту пребывания. Открепительные удостоверения на право голосования выдавались гражданам по их просьбе участковыми комиссиями в период с 20 мая до 18 часов 4 июня 2022 года.

Гражданам была предоставлена возможность поиска участка для голосования, в список которого они были включены.

Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан был разработан сервис «Поиск участка для голосования по индивидуальному идентификационному номеру», который размещался на трех информационных ресурсах: https://www.gov.kz/referendum; https://referendum.gov.kz/; https://referendum2022.gov.kz/.

Граждане имели возможность через индивидуальный идентификационный номер находить свой участок референдума. В случае отсутствия информации об участке автоматически отображались списки call-центров акиматов, в которых можно было получить необходимую информацию.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков обеспечила реализацию права граждан Республики Казахстан на участие в референдуме.

Информирование участников референдума. Агитация

Комиссиями референдума, средствами массовой информации было организовано широкое освещение процесса подготовки и проведения референдума.

Центральной комиссией были изготовлены по 5 информационно-разъясняющих и мобилизационных видео- и аудиороликов, которые транслировались на республиканских телеканалах «Хабар», «Хабар 24», «Казахстан», «КТК», «Астана», «7 канал», «31 канал», «Первый канал Евразия» – всего 1273 трансляции, а также на радиоканалах «Казахское радио», «Шалкар», «Жулдыз FM», «Love», «Дача», «Ретро FM Казахстан», «Авторадио Казахстан», «NS» – 1229 выходов в эфир.

Также указанные видео- и аудиоролики были размещены в региональных СМИ и на демонстрационных экранах в общественных местах.

В газетах «Egemen Qazaqstan», «Казахстанская правда», «Время», «Айқын», «Литер», «Қазақ үні», «Жас қазақ», «Комсомольская правда. Казахстан», «Ана тілі» были напечатаны 37 информационных модулей о референдуме.

Было обеспечено круглосуточное размещение информационных интернет-баннеров на русском и казахском языках на единой платформе государственных органов, а также на главных страницах информационных агентств: Nur.kz, Tengrinews.kz, Zakon.kz, informburo.kz, Osgeris.info, Alash.kz, Kznews.kz, Adyrna.kz, Qandastar.kz, Abai.kz, Baq.kz, Baigenews.kz, Nege.kz, Stan.kz, включая их мобильную версию. В социальных сетях были размещены 169 информационно-разъясняющих материалов о референдуме. Изготовлено 6000 билбордов информационного характера.

Все информационно-разъясняющие ролики, баннеры, модули Центральной комиссии параллельно размещались на Telegram-канале «Referendum2022.kz».

Миссия отмечает, что Центральная и нижестоящие комиссии обеспечили всестороннее информационное сопровождение процесса подготовки и проведения референдума.

Информирование граждан о конституционных изменениях, выносимых на референдум, осуществлялось Министерством юстиции Республики Казахстан.

Содержание и разъяснение поправок в Конституцию освещалось в средствах массовой информации, социальных сетях, на проводимых с участием организаторов референдума семинарах-совещаниях.

Законом о референдуме гарантируется право гражданам, общественным объединениям выражать свое мнение по вопросу, выносимому на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации.

Ограничения касаются распространения анонимных материалов, проведения агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности и подрыва безопасности государства, войны, разжигания национальной, религиозной и иной розни, культа жестокости и насилия.

Агитационная кампания проходила с момента объявления референдума – с 6 мая 2022 года до предшествующего его проведению дня – до 4 июня 2022 года.

В период подготовки референдума в средствах массовой информации, социальных сетях шло активное обсуждение вынесенного на него вопроса. Высказывались различные точки зрения, распространялись агитационные материалы как в поддержку, так и против принятия поправок в Конституцию.

Работа с жалобами и заявлениями

Миссия в рамках мониторинга кампании референдума взаимодействовала с органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях законодательства о референдуме.

В период подготовки и проведения референдума его участники были вправе обращаться с жалобами и заявлениями в комиссии референдума, органы прокуратуры, суды.

Законодательством Республики Казахстан установлены сроки, обеспечивающие оперативное реагирование на такие обращения. В частности, заявления граждан, касающиеся формирования списков, а также жалобы на решения комиссий референдума в суды подлежали рассмотрению в день поступления.

Другие заявления граждан и организаций должны были рассматриваться комиссиями референдума в течение пяти дней со дня поступления, а жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий – в течение трех дней.

Заявления о нарушениях законодательства, поступившие в суды и органы прокуратуры в период подготовки и проведения референдума, подлежали рассмотрению в пятидневный срок, а поступившие менее чем за пять дней до голосования и в день голосования – немедленно.

Миссия отмечает, что комиссии референдума, органы прокуратуры и суды обеспечили рассмотрение жалоб и заявлений в установленные сроки.

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Казахстан с просьбой проинформировать о поступивших в ходе подготовки референдума обращениях и результатах их рассмотрения.

По состоянию на 3 июня 2022 года Штаб Миссии получил следующие сведения о рассмотрении жалоб и заявлений.

В Центральную комиссию поступило 524 обращения.

Содержание 95 % поступивших жалоб и заявлений касалось вопросов отзыва гражданами своих персональных данных при формировании списков голосующих лиц, что действующим законодательством о референдуме не предусмотрено. Данные обращения были направлены Центральной комиссией для рассмотрения по подведомственности в местные исполнительные органы.

От общественных объединений Республики Казахстан поступило 7 запросов о возможности участия в наблюдении за референдумом, от средств массовой информации – 9 обращений о предоставлении информации по вопросам организации референдума, 8 обращений юридических лиц касались иных вопросов. По всем из них в установленные сроки принимались исчерпывающие меры, представлялись необходимые разъяснения. Решения Центральной комиссии и действия ее должностных лиц в судебном порядке не обжаловались.

С момента объявления референдума в территориальные комиссии поступило 35 обращений, которые были рассмотрены в установленные законодательством сроки. Фактов обжалования ответов территориальных комиссий в Центральную комиссию либо в суд не имелось.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан уведомила об отсутствии зафиксированных нарушений законодательства о референдуме и административных правонарушений.

Поступившие в органы прокуратуры за период подготовки референдума 18 обращений об отзыве гражданами своих персональных данных при формировании списков голосующих лиц направлены для рассмотрения по подведомственности.

По информации Верховного Суда Республики Казахстан, в период подготовки референдума отмечен единичный случай обращения в суд с требованием об исключении гражданина из списка голосующих. По итогам предварительного слушания и разъяснения действующего законодательства истец отказался от иска.

Министерство внутренних дел Республики Казахстан сообщило об отсутствии зафиксированных органами внутренних дел в рамках их компетенции фактов нарушения законодательства о референдуме.

Миссия отмечает, что при подготовке и проведении референдума в стране были созданы условия для оперативного реагирования на нарушения законодательства о референдуме и своевременного рассмотрения поступивших жалоб и заявлений.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день голосования 5 июня 2022 года представители Миссии наблюдали за процедурой голосования и подведением итогов в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской областях, в городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент, а также на зарубежных участках в Анкаре, Баку, Бишкеке, Бресте, Дубае, Душанбе, Ереване, Казани, Минске, Москве, Омске, Оттаве, Париже, Пекине, Риге, Санкт-Петербурге, Софии.

Голосование проводилось с 7 до 20 часов по местному времени.

Наблюдатели от СНГ посетили 865 участков референдума и отмечают организованность и прозрачность процесса голосования. Национальным и международным наблюдателям были созданы надлежащие условия для наблюдения за процессом голосования. Участки референдума были оснащены информационными материалами и необходимым оборудованием.

Организаторы референдума приняли меры по реализации прав граждан с ограниченными возможностями на участие в нем. Большинство участков, которые посетили наблюдатели от СНГ, размещались на первых этажах, были оборудованы поручнями, пандусами, специально оформленными кабинами для тайного голосования, а также отдельными местами, оснащенными необходимой оргтехникой, наушниками, материалами о референдуме, выполненными шрифтом Брайля.

Процедура подсчета голосов проходила в соответствии с законодательством о референдуме. Наблюдателям был обеспечен полный обзор действий членов участковых комиссий.

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили немногочисленные нарушения, которые, по мнению Миссии, не могли оказать влияния на результаты референдума.

По мнению наблюдателей от СНГ, процедура голосования проходила в соответствии с действующим законодательством.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств считает, что:

референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан прошел на высоком организационном уровне, в соответствии с действующим законодательством;

организаторы референдума обеспечили условия для реализации права граждан на свободное волеизъявление.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/23467