Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Год народного творчества и культурного наследия в СНГ: традиции и ремесла Азербайджанской Республики

Азербайджан – страна древней культуры и традиций, перекресток цивилизаций с богатым историческим прошлым. Здесь по праву гордятся историческими памятниками, древними обычаями, разнообразной культурой и искусством.

На территории современного Азербайджана находятся одни из самых древних очагов мировой цивилизации: Азыхская пещера в Нахичевани (1 млн 200 тыс. лет до н. э.) и горный комплекс Гобустан на Апшероне около Баку (X–VIII тысячелетие до н. э.).

Переселившиеся огузские племена на протяжении веков ассимилировались с местным населением, имевшим глубокие культурные корни, и обогатили эту культуру общетюркскими традициями.

По этническому составу среди населения страны на долю азербайджанцев приходится около 92 %. Другие национальности – лезгины, русские, талыши и др. Поэтому среди главных азербайджанских традиций преобладают восточные обычаи гостеприимства, старинные народные церемонии, обряды и религиозные праздники.

Весомое влияние на культурное наследие азербайджанского народа также оказали климатические условия и природные богатства этого края. Здесь представлены 9 из 11 климатических зон: субтропики и степи, леса и горы и др. Флора и фауна Азербайджана многообразна и насыщенна.

Культура страны, как и ее природа, разнообразна, целостна и богата. История азербайджанской культуры зашифрована в узорах национальных ковров, росписях на керамике и дереве, звучит в народной музыке, живет в предметах, которые хранят тепло рук создавших их мастеров.

Азербайджанские исторические памятники, древние обряды и традиции получили заслуженное признание со стороны специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО.

Сегодня в Список всемирного культурного наследия Азербайджана включены: крепостной город Баку с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней, Гобустанский культурный ландшафт с наскальными рисунками и исторический центр города Шеки с дворцом хана.

В Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены: азербайджанский мугам (2008); искусство азербайджанских ашугов (2009); Новруз (2009, 2016); традиционное искусство ткачества азербайджанских ковров (2010); мастерство изготовления и искусство игры на таре (2012); традиционная верховая игра човган (2013); традиционное искусство изготовления и ношения женского шелкового головного платка келагаи и его символика (2014); медное производство в Лагиче (2015); культура приготовления и преломления хлебной лепешки – лаваша (2016); традиция приготовления долмы (2017); мастерство изготовления и искусство игры на кеманче (2017); эпос – наследие деда Коркуда (2018); яллы (тензэрэ) – коллективные традиционные танцы (2018); Нар байрамы – традиционный праздник и культура граната (2020); искусство миниатюры (2020).

Решением Совета глав государств СНГ в азербайджанских городах Габала в 2013 году и Гянджа в 2017 году была реализована Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества», призванная раскрыть потенциал городов, привлекая внимание к их богатому наследию.

Законодательство Азербайджана предусматривает широкие меры по сохранению культурного наследия. Прежде всего, статья 77 Конституции Азербайджанской Республики устанавливает, что защита памятников истории и культуры является обязанностью каждого гражданина. Государство является гарантом защиты истории и культурного наследия, обеспечивает соблюдение законодательства страны.

В Азербайджанской Республике принят Закон «О правовой охране выражений азербайджанского фольклора» от 16 мая 2003 г., направленный на охрану фольклора как одного из проявлений нематериального культурного наследия. Согласно Закону выражения фольклора – это созданные народом и сохраненные особенности характера художественного наследия, существующие в устной форме, а именно: выражения словесного искусства, народная музыка, игры, танцы, выражения народного промысла и прикладного искусства, другие виды народного творчества.

Все это свидетельствует о том, что сохранение культурного наследия страны и поддержка народного творчества являются одним из приоритетных направлений для Азербайджана.

Традиции Азербайджана

Древняя культура Азербайджана вознесла на вершину мировых культурных ценностей азербайджанский мугам, ковер, богатейшее фольклорное искусство песен, танцев, игр, ритуалов. Одно празднование Новруза – древнего тюркского праздника, астрономического Нового года – целое представление.

Сегодня азербайджанские обычаи – это отражение характера, души, настроения и, конечно, истории этого народа. Культура азербайджанцев складывается из многовековых традиций, составляющих часть богатого наследия, полученного от предков.

Рассмотрим знаменитые культурные и спортивные традиции, народные обычаи азербайджанского народа.

Азербайджанская музыка и танцы

Фундаментом азербайджанской национальной музыки являются мугамы. Не случайно ЮНЕСКО провозгласила азербайджанский мугам «шедевром устного и нематериального наследия человечества».

Азербайджанский мугам – классическое музыкально-поэтическое искусство азербайджанцев.

Этот вид искусства охватывает более широкую географию, чем пределы Азербайджана, и является образцом культурной идентичности, передающимся из поколения в поколение на протяжении столетий.

С древнейших времен азербайджанская национальная музыка развивалась параллельно с литературой – искусство мугама развивалось совместно с восточной поэзией. Так, при исполнении мугамов пели гезели великих поэтов азербайджанского народа Низами, Хагани, Физули, Насими. Наиболее распространенными жанрами азербайджанской национальной поэзии являются гошма, мухаммес, устаднаме, гыфылбенд.

Мугам исполняется как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений. Азербайджанское трио исполнителей мугама состоит из певца, который также играет на дафе, и аккомпанирующих ему тариста и кеманчиста. Первые азербайджанские оперы основаны главным образом на мугамах, созданы также симфонические мугамы, джаз-мугамы.

В 2008 году мугам был внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Самыми распространенными музыкальными инструментами, используемыми для исполнения азербайджанской музыки, являются:

духовые – тутэк (флейта), балабан, зурна (с раструбом);

струнно-щипковые – тар, саз, уд, канон;

струнно-смычковые – кеманча;

ударные – дэф (бубен), нагара, гоша-нагара.

Традиционный азербайджанский мугамный ансамбль состоит из трех инструментов: гавал, тар, кеманча.

Тар является базовым инструментом в традиционной музыке Азербайджана.

Исполнение на таре, а также искусство его изготовления распространены по всей территории Азербайджана. На таре играют народную музыку на свадьбах, праздниках, концертах.

Название этого музыкального инструмента можно встретить в произведениях Гатрана Тебризи, Низами Гянджеви, Мухаммеда Физули и других средневековых поэтов.

По своему строению и форме тар, в отличие от других струнных инструментов, состоит из трех основных частей: корпуса, грифа и головки. Корпус тара изготавливается из тутовника, а гриф и головка – из орехового дерева. Звучание тара достигается при помощи небольшого плектра, изготавливаемого из кости или эбонита. В традиционном строе азербайджанского тара октава делится на 17 звуковысот (ступеней).

Кеманча – струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой. Азербайджанская кеманча имеет свои особенности строения. Звучание струн производится посредством слегка изогнутого смычка, изготавливаемого из кизилового дерева, к концам которого крепится связка конских волос. Сам инструмент состоит из корпуса округлой формы, сделанного из орехового дерева, широкого грифа и соединяющего их, проходя внутри корпуса, металлического стержня. Открытая сторона корпуса обтянута осетровой кожей. Инструмент настраивается по интервалам чистой кварты и квинты.

Тар включен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2012 году, кеманча – в 2017 году.

Ашугское искусство – это музыкальная форма азербайджанского устного народного творчества, своего рода небольшой спектакль, в котором музыка, саз (музыкальный инструмент типа лютни) и автор (ашуг) образуют единую композицию.

Ашугское искусство включает в себя древние эпические дастаны, песни, восхваляющие свободу, героизм, дружбу и любовь народа.

Ашуг сам пишет стихи, сочиняет музыку, а также поет, играет на сазе и танцует одновременно. Часто пение ашуга сопровождается ансамблем духовых инструментов и балабана. Основным же музыкальным инструментом ашуга остается саз.

Традиционные классические ашугские мелодии – баяты, гярайлы, гошма, теджнис и другие – основываются на поэтических формах. Существует более 80 различных географических вариантов ашугских мелодий («Кереми», «Афшари», «Кюрдю», «Дильгами», «Яныг Керами» и др.).

У азербайджанских ашугов манеры исполнения отличаются по специфическим особенностям. Ашуги, представляющие каждый из регионов страны, заметно отличаются своим индивидуальным мастерством и берегут традиции ашугского искусства.

История танцевального искусства Азербайджана уходит корнями в далекое прошлое. Первыми были ритуальные и охотничьи танцы. Из глубины веков пришли массовые обрядовые танцы – сэмэни, хыдыр ильяс, коса-коса, году-году и др.

Обряд «Сэмэни» посвящается приходу весны и оживлению природы. Он сопровождался песнопениями, играми и танцами. Обряд «Хыдыр ильяс» совершался для вызова дождя. Слово «хыдыр» является олицетворением воды. Этот обряд исполнялся в начале весны. Обряд «Коса-Коса» посвящается приходу весны. В идею этого обряда-игры вложена борьба двух сил – лютой зимы и молодой весны.

Еще одним обрядом, магически действующим на урожай, является «Году-году» – культ вызова солнца.

На основе этих обрядовых танцев созданы различные виды народных танцев, которые подразделяются на трудовые (пастушеские), обрядовые (ритуальные, свадебные), бытовые, военные, спортивные, хороводно-игровые и другие.

Для народных песен и танцев характерен четкий ритмический размер. Азербайджанские танцы делятся на мужские и женские, где первые довольно динамичные (газахы, гайтагы и др.), а вторые – более сдержанны и лиричны (вагзалы, узундере). Названия многих танцев, особенно старинных, – это названия животных или растений: джейрани – газель, лалэ – полевой мак, беневше – фиалка, иннаби – плод фруктового дерева и др. Практически все азербайджанские танцы являются сольными, но бывают и групповые.

Народный танец яллы (тензэрэ) – массовый хороводный азербайджанский танец. В основном исполняется на открытом воздухе, на свадьбах, гуляньях и народных торжествах.

Этот танец отражает образ жизни, обычаи и традиции народа, его стойкость и стремление к миру.

Точный возраст древнего народного танца яллы не установлен до сих пор. Изображения этого танца можно встретить среди наскальных рисунков Гобустана и Гями-гая. Особенно этот танец популярен в Нахичеване, который является своего рода музыкальным символом края. Разновидностями танца считаются учаяг, телло, тензере, галадангалая.

В танце принимают участие как мужчины, так и женщины. Возглавляющий танец глава хоровода называется яллы баши. Выйдя на середину круга, он начинает играть шелковым платком, постепенно к хороводу один за другим присоединяются все желающие.

Решением ЮНЕСКО в 2018 году традиционные групповые танцы яллы были внесены в Список нематериального культурного наследия.

История одного из древнейших видов спорта – традиционной конной верховой игры човган – насчитывает более тысячи лет. Внесена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2013 году. Сегодня в Азербайджане проводятся турниры по национальной игре човган.

Човган зародилась в середине первого тысячелетия нашей эры как командная игра. В Азербайджане човган издревле считалась аристократической игрой и проводилась на отдельном поле.

Фрагменты игры изображались на старинных азербайджанских миниатюрах, также в древних рукописях давались подробные описания и правила игры.

Традиционная борьба гюлеш, как говорят в Азербайджане, – это состязания не только в силе тела, но и в силе воли, духа. И если раньше борьба гюлеш была просто народной потехой, то сегодня это визитная карточка народной азербайджанской культуры. Состязания проводятся, как и в старину, под музыку – под мелодичные звуки зурны и удары барабана. Борцов гюлеша называют пехлеванами.

Исследователи отмечали, что в старину в селениях пехлеваны соревновались прямо на земле, а в Баку, Гяндже и Ордубаде сохранились специальные здания – зорхана. Настоящие спортивные дворцы, с ареной и амфитеатром для зрителей, с красивыми куполами и коврами. В зорхане проходили состязания и тренировки, звучали музыка, песни о подвигах богатырей.

Сегодня в Азербайджане устраиваются регулярные соревнования по гюлешу на первенство районов, городов и республики.

Праздничные традиции

В азербайджанском календаре много интересных народных праздников. Один из самых древних, любимых и семейных праздников Азербайджана – Новруз – приходится на день весеннего равноденствия, знаменуя приход весны и начало нового года. Праздничные приготовления стартуют за месяц до самой главной даты. Согласно народным поверьям, Новрузу предшествуют четыре вторника, каждый из которых посвящен пробуждению одной из природных стихий. Так, по вторникам каждой недели отмечаются Су, Од, Йел и Торпаг (еще одно название – Ахыр) Чершенбеси – соответственно вторники Воды, Огня, Ветра и Земли. Пробуждение четырех элементов природы предвещает приход пятого, главного элемента, нового светлого дня – Новруза, начала возрождения и полного оживления земли. В этот день принято разжигать костры и прыгать через огонь, ходить друг к другу в гости, устраивать застолье и выпекать особые сладости – шекербура, гогал и пахлава.

В Новруз в Азербайджане можно увидеть театрализованные представления, главными героями которых выступают Коса и Кечал. Это забавные персонажи народных преданий, имена которых переводятся очень красноречиво: Коса – «редкобородый», Кечал – «лысый». Оба героя стараются развеселить публику и дарят зрителям по-настоящему праздничное настроение.

По обычаю на столе должны быть семь блюд, название которых начинается с буквы «с». Кроме этого, на стол ставят зеркало и свечи, кладут крашеные яйца. Сэмэни – проросшая пшеница – также является непременным атрибутом празднества.

В 2009 году по инициативе Азербайджана, Афганистана, Индии, Ирана, Ирака, Казахстана, Кыргызстана, Пакистана, Турции, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана праздник внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. 21 марта объявлен ЮНЕСКО как Международный день Новруз.

С 2006 года в Азербайджане в дни сбора граната отмечается праздник граната Нар байрамы.

В эти дни в городе Гёйчай, считающемся центром гранатоводчества страны, проводятся выставки, где садоводы демонстрируют различные сорта граната, предлагаются для дегустации гранатовый сок и варенье.

В 2020 году ЮНЕСКО объявила праздник граната одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.

Кроме того, в Азербайджане отмечают праздники по мусульманскому календарю. В частности, праздник жертвоприношения (Курбан-байрам), праздник после поста (Рамазан-байрам), Мевлуд-байрам (день рождения пророка Мухаммеда). Эти праздники отмечаются в Азербайджане на государственном уровне.

Традиции гостеприимства

О гостеприимстве азербайджанцев можно сложить целую поэму. Эта национальная черта ярко выразилась в традициях народа. Гость для его представителей – желанный и важный человек, а принимать его следует с размахом и радушием. Если вас попросили зайти в гости, то нельзя отказываться – подобное поведение считается в Азербайджане оскорбительным. Впрочем, время визита можно успешно перенести – для азербайджанцев законом является желание гостя.

Гостеприимство азербайджанцев подтверждают многие литературные источники. Еще в памятнике азербайджанской литературы дастане «Деде‑Коркуд» говорится, что «дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушатся».

Чайные церемонии

Чай на Востоке, и в Азербайджане в частности, – это не просто напиток, а атрибут, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни, является символом традиций и ритуалов, неотъемлемой частью общения. Будь то помолвка, свадьба, рождение, похороны, празднества и просто спокойный умиротворенный отдых – всегда непременным и желанным участником является чай.

В Азербайджане чай пьют из стаканчиков, имеющих особую грушевидную форму – верх и низ у них расширенные, а «талия» узкая. Называются они «армуды», что переводится как «грушевидный».

В любом азербайджанском доме гостю первым делом предлагают чай. Всегда с чая начинается застолье, им же оно и заканчивается.

Чайхана – еще одна традиция, связанная с чайной церемонией. В отличие от стандартной среднеазиатской чайханы, где можно и попить чай, и плотно пообедать, в азербайджанской чайхане подается исключительно чай. К нему могут предложить только сладости и конфеты, но не еду. В современном виде чайхану можно с уверенностью назвать клубом, причем исключительно мужским. Здесь обсуждают новости, дела, строят планы, вспоминают прошлое, а главное, поддерживают отношения.

Традиции азербайджанских мастеров продолжают жизнь в современных формах ремесленнического искусства: сувенирах, домашней утвари, украшениях ручной работы. Во многих регионах Азербайджана на радость туристам и для ценителей народного творчества возрождают и развивают древние ремесла.

Народные ремесла Азербайджана

Особенности быта азербайджанского народа, национальный характер, самосознание наиболее ярко отражаются в народном ремесле. Не случайно сегодня в крупнейших музеях мира – от Лувра до Эрмитажа – хранятся образцы декоративного искусства, созданные азербайджанскими мастерами по металлу, керамике, шелку и дереву.

Почти каждый город современного Азербайджана можно назвать «городом мастеров», который в прошлом славился далеко за пределами государства центром развития различных ремесел и художественных промыслов. Ремесла народных мастеров: ковроделие, гончарное, кузнечное, оружейное ремесло, выделка набивных шелковых тканей, изготовление ювелирных изделий, инкрустация и резьба по дереву, камню, металлу – активно развиваются и в настоящее время.

Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством: выращивание зерновых культур, занятие хлопководством, виноградарством, садоводством. Важную роль занимало разведение крупного рогатого скота и овцеводство.

Богатство и разнообразие сырьевых ресурсов в Азербайджане издавна способствовали развитию различных ремесел и художественных промыслов.

Традиционные ремесла были связаны с обработкой металлов: меди, золота, серебра. На весь мир известны ковры с национальными узорами. Особо ценным ремеслом считалась тамбурная вышивка шелковыми нитями по бархату черного, синего, красного оттенков. Широко славились произведенные местными мастерами ювелирные украшения, клинки, кованые сундуки с изысканными узорами, в которых собирали приданое невестам.

Ковроделие

Знаменитые азербайджанские ковры словно вобрали в себя все цвета, краски природы, всю богатую историю страны. Сегодня они, подобно волшебным коврам, не зная границ времени и пространства, доходят до самых дальних стран.

Ковроделие занимает особое место в национальной культуре Азербайджана и стало символом народа.

Ковровое искусство Азербайджана отличается большим разнообразием композиций, насчитывающим сегодня свыше шестисот видов, начиная с простейшего – паласа и заканчивая наивысшим по сложности ворсовым ковром – халча. С древнейших времен ковры широко использовались в быту населения Азербайджана, жителей городов и сел. Ковры и ковровые изделия различались по размерам, типам, функциональным особенностям, качеству.

О зарождении этого вида ремесла в Азербайджане в глубокой древности свидетельствуют многочисленные данные археологических исследований, проводимых на территории страны, а также памятники классической литературы, исторические книги и фольклорные произведения, где неоднократно встречаются упоминания о коврах и описания рукотворной гордости азербайджанского народа.

Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке (конец II – начало I тысячелетия до н.э.).

В 2010 году традиционное азербайджанское ковровое искусство было включено в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Ковер в Азербайджане считается таким же произведением искусства, как картина или скульптура в Европе. Неудивительно, что в столице – городе Баку создан музей, посвященный национальной гордости страны.

Азербайджанский национальный музей ковра, расположенный в одном из самых современных зданий города Баку, не только хранит богатую коллекцию предметов материальной культуры Азербайджана, но также ведет активную деятельность, направленную на всестороннее исследование азербайджанского коврового искусства и его популяризацию в мировом культурном пространстве.

Музей развивает отношения со многими международными организациями, такими как Европейская текстильная сеть (ETN), Европейский музейный форум (EMF), Международный совет музеев (ICOM), ЮНЕСКО и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС).

Гончарное дело

Гончарное дело также является одним из самых древних видов ремесел Азербайджана, сохранив свое особое значение и по сей день. Специалисты относят появление этой области в искусстве к эпохе неолита. Начиная с конца средних веков, гончарное производство в Азербайджане достигло наивысшего уровня. В результате археологических раскопок, ведущихся во многих населенных пунктах, было найдено огромное количество эмалированной и неэмалированной посуды, что свидетельствует о высоком уровне производства керамики в Азербайджане.

Найденные археологами древние гончарные печи, гончарные круги и керамические изделия на территории современного Азербайджана говорят о том, что гончарное ремесло существует здесь более 3700 тысяч лет. В средние века древний город Гянджа являлся основным центром по производству фаянсовой посуды.

Керамика использовалась очень широко, археологи выделили несколько основных областей ее применения: утилитарная, бытовая керамика (посуда, светильники, тандырные печи), промышленная (тигли и формы для отливки металлов), строительная (кирпич, декоративно-облицовочные плиты), украшения (бусы, подвески, серьги, браслеты и пр.) и всевозможные статуэтки бытового и религиозного назначения.

Художественная вышивка и национальная одежда

Вышивка – древнейший вид художественного творчества, свидетельствующий о богатстве духовного мира азербайджанского народа. Техника и композиция азербайджанских вышивок своими корнями уходят в глубокую древность.

Для художественной вышивки использовались шелк местного производства и шелковые нити. Для окрашивания – красители растительного происхождения.

В художественной вышивке особое значение уделялось изображению птиц. В вышивке самым древним и известным мотивом изделий декоративно-прикладного искусства являлось довольно часто встречаемое парное изображение птиц.

Самым распространенным видом художественной вышивки является форма вышивания плоскими пуговицами. Пуговицы округлой формы, тонко вырезанные из металлических кусочков (железа, латуни, серебра, золота), закрепляются на шелковых занавесках, покрывалах для зеркал, особенно на веерах. Орнаменты образуют различные формы растений и геометрические формы. В таких вышивках основным условием было оформление художественным украшением. Вышивка плоскими пуговицами широко использовалась на Ближнем Востоке, в Средней Азии, а также в Азербайджане.

Среди популярных и широко распространенных в быту видов вышивок можно выделить: золотое шитье, вышивка гладью, тамбурным швом, шитье блестками, бисером, штампованными бляшками, «пристегивание», аппликация, вышивка спиралью и филейная работа.

Одним из главных атрибутов, связанных с исторической и национальной культурой азербайджанского народа, является национальная одежда.

Национальные костюмы больше, чем другие элементы материальной культуры, отражают национальные особенности народа.

Национальные костюмы азербайджанцев красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие станы азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой. Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает мужественность, не стесняет движений. Женскую одежду шили в основном из шелка и бархата, а мужскую – из сукна и домашней кашемировой ткани.

Женская одежда

Стиль костюма отражал семейное положение и возраст обладательницы. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины. В состав женского костюма входили: верхняя рубашка, архалук, чепкен, леббаде, кьюлече, кьюрду, эшмек и бахари.

Туманы (юбки) которые носили женщины-азербайджанки, как правило, доходили до самого пола. Туман шили из шелковой или шерстяной ткани с различными узорами, состоящими из 12 кусков. Туманы бывали гофрированными или плиссированными и украшались помпонами, изготовленными из цветных шелковых или золотых нитей.

Поверх одежды женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой. Женщины носили башмаки с вышитой поверхностью и сапоги с длинными голенищами. Из женских головных уборов особо распространенными видами были тюбетейки, а также шелковые косынки. Выходя на улицу, девушки надевали чадру.

Мужская одежда

Состояла из верхней рубашки, архалука, чухи и шаровар (брюк). Верхняя мужская рубашка застегивалась пуговицей или петлей. Мужскую рубашку шили в основном из атласа и сатина.

В Азербайджане ходить без головного убора считалось неприличным. Популярными видами мужских головных уборов были папахи, сшитые из кожи различного покроя. Весьма широко были распространены аракчыны, сшитые из шелковой ткани и украшенные золотыми вышивками. Пожилые мужчины и старики носили под папахами стеганные «тесеки» (мягкие шапочки) из белой бязи. Зимой носили дубленки и шубы из натуральных кожи и мехов.

Мужская обувь, сшитая из выделанной кожи, обычно была однотонной и без узоров. В городах мужчины носили башмаки. А в сельской местности больше были распространены чарыки.

В традиционных женских нарядах Азербайджана уже больше трех веков присутствует неотъемлемый элемент одежды – платок, само название которого несет в себе аромат древности – келагаи.

Эти платки и сегодня украшаются узорами при помощи деревянных штампиков, закрепляющих узор горячим воском. Ткань подвергается крашению до десяти раз. Рисунок отличается сложностью, гармонией и высоким вкусом. По красоте узоров такие набойки по шелковой ткани напоминают золотое шитье. По темному фону – коричневому, черному или темно-фиолетовому – наносился узор с преобладанием красной или золотой краски. Чудо-узоры келагаи делают эти произведения народного искусства маленькими шедеврами.

Сегодня келагаи обретает новое дыхание. Он настолько гармонично вписывается в гардероб современной и стильной женщины, что его в своих коллекциях используют модельеры. Женщины с удовольствием приобретают и носят этот неповторимый и в то же время традиционный азербайджанский платок, который придает красоту даже самой обыденной одежде.

Азербайджанские национальные костюмы отличаются оригинальностью и самобытностью, они сумели привлечь внимание всего мира. В 2014 году традиционное искусство и символика азербайджанского келагаи, его изготовление и ношение были включены ЮНЕСКО в Список всемирного нематериального культурного наследия.

Сегодня во многих городах Азербайджана сохранены древние школы в области вышивки, результаты рукоделия азербайджанских мастеров являются украшением международных выставок и музеев.

Изготовление металлических изделий и ювелирное дело

Найденные при раскопках на территории Азербайджана материально-культурные ценности показывают, что еще во II тысячелетии до нашей эры предки азербайджанцев использовали в жизни и быту изготовленные из бронзы образцы посуды, кинжалов, топоров, поясов, золотых украшений и т.д.

Со временем металлическое ремесло на территории Азербайджана совершенствовалось и уже в средние века достигло высочайшего уровня. В этот период народные умельцы куют из металла различные виды оружия, домашнее имущество: утварь, сундуки, посуду, ювелирные украшения и другие образцы умелого ремесленничества, многие из которых дошли и до наших дней.

Это подтверждают ремесленные образцы, найденные во время археологических раскопок в этих местах: бронзовые скульптуры, фигуры животных и птиц, кувшины, казаны и пр. Позже начали изготавливать головные уборы и пояса из драгоценных металлов, украшенные чеканным орнаментом.

Основные технические способы изготовления металлических изделий: чеканка, тиснение, гарасавад, шебеке, хатемкарлыг и глазурование.

Азербайджанские мастера-медники посредством горячей ковки придавали любую форму своим изделиям: известно более 80 видов медных изделий различных наименований. Сегодня многие образцы этих находок хранятся в известных музеях мира.

Медное производство в Лагиче внесено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2015 году.

Селение Лагич находится в Исмаилинском районе Азербайджана и является древним краем азербайджанских ремесленников. В старину Лагич называли «городом сорока ремесел» – каждая семья занималась каким-то промыслом.

Здесь действовало более 200 мастерских ремесленников, развивалось около ста видов ремесел. Традиция изготовления и употребления медной утвари в поселке Лагич на Кавказе и сегодня привлекает туристов со всего мира.

Многовековые традиции азербайджанского ювелирного искусства передаются из поколения в поколение, совершенствуясь и наполняясь новым содержанием.

Азербайджанские ювелиры-зергеры владели всеми видами тонкого и изысканного ювелирного искусства: филигранью, гравировкой, чернью, чеканкой.

Наиболее известными центрами прославленных ювелирных мастерских были Нахичевань, Гянджа, Шемаха и Баку. В Баку изготовливали изделия с горячей перегородчатой эмалью и росписью. Делали пояса для женских и мужских костюмов, предметы украшения коня и вооружений, чапраз – застежки из серебра или меди для женского костюма, силсилэ – женские золотые и серебряные украшения к лицевой части тюбетейки, перстни, браслеты, серьги и др.

Сегодня успешно возрождено ювелирное производство с использованием горячей эмали. В этой технике создаются главным образом дорогостоящие подарочные изделия. Крупные медальоны заполняются тонкой вязью восточного узора, пространства плоскости между металлическими перегородками — стекловидной эмалью, которая покрывается цветной росписью. 

Ажурно-филигранные и эмалевые изделия азербайджанских мастеров, особенно женские украшения, пользуются большой популярностью в мире.

Художественная резьба и витражи-шебеке

Широко была распространена в Азербайджане резьба по камню и дереву, украшавшая детали жилых домов. Для окон делали специальные изящные решетки – витражи-шебеке. Их вырезали из одной доски или собирали без помощи гвоздей и клея из заранее подготовленных тонких деревянных пластинок.

Шебеке в переводе с азербайджанского языка означает «сетка». Эта старинная технология состоит из сетчатых узоров, составленных из цветных стекол и деревянных брусков, собранных при этом без единого гвоздя или склеивающего материала. Шебеке часто сравнивают с европейским витражом – ведь основным материалом и в тех, и в других служит цветное стекло.

Наилучшим примером этого искусства является изысканный орнамент на окнах дворца шекинских ханов, построенного в XVIII веке.

Сегодня искусство шебеке бережно хранится потомками мастеров, чьи секреты создания передаются из поколения в поколение. Орнамент широко используется не только в реставрации памятников Азербайджана, но и в новых сооружениях и строениях.

* * *

Азербайджан – страна, бережно соблюдающая свои традиции, которые сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни. Многие из них воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, ремеслах, народных верованиях, национальной одежде, кулинарии, народных гуляниях и развлечениях.

Азербайджан стремится сохранить и популяризировать свое культурное наследие и народное творчество, поэтому проводит большое количество культурных мероприятий, фестивалей музыки и искусства, конференций и выставок международного масштаба. Большинство мероприятий стали традиционными и проходят не только в столице, но и в регионах республики, которые превратились в культурные центры с международным статусом.

Азербайджанцы бережно хранят свое богатое историко-культурное наследие и развивают его на благо будущего поколения и успешного развития страны.

 

Подготовлено по материалам интернет-ресурсов Азербайджанской Республики.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/23545