В Москве состоялась встреча высших административно-должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС
2 декабря 2013 года в Москве состоялась встреча высших административно-должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС. О текущей деятельности СНГ по приоритетным направлениям развития и планах работы на обозримую перспективу участников встречи проинформировал Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
По его словам, в 2013 году, как и прежде, совместные усилия стран Содружества были сконцентрированы на достижении реальной отдачи от интеграционного сотрудничества на ключевых приоритетах развития – углублении экономического взаимодействия, широкомасштабном гуманитарном партнерстве, обеспечении стабильности и безопасности.
Он с удовлетворением отметил позитивные тенденции на всех названных направлениях. Высокая положительная оценка дана Содружеству на саммите глав государств, прошедшем в октябре. Главы государств были единодушны в подтверждении политического курса на укрепление Содружества и наращивание сотрудничества в его рамках.
Самой важной задачей для Содружества Независимых Государств в сфере экономики, по мнению Председателя Исполкома СНГ, является формирование полноценной зоны свободной торговли.
Договор о зоне свободной торговли, подписанный 18 октября 2011 года, ратифицирован и вступил в силу для шести государств: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины.
Кыргызская Республика и Республика Таджикистан завершают необходимые процедуры.
31 мая 2013 года на заседании Совета глав правительств СНГ был подписан Протокол о применении этого Договора между его Сторонами и Республикой Узбекистан.
Участники Договора не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, за исключением предусмотренных изъятий, количество которых существенно сократилось – с 61 до 5 товарных позиций на начало 2013 года (в настоящее время при импорте сохраняются пошлины на водку, табачные изделия и сахар, которые будут действовать до 1 января 2015 года).
Стороны договорились «заморозить» экспортные пошлины на существующем уровне. Уже начаты переговоры по их поэтапному снижению и отмене. Проведено три заседания экспертной группы по данному вопросу. Очередное заседание состоится в марте 2014 года.
Выполняются положения Договора в части неприменения запретов и количественных ограничений во взаимной торговле.
В соответствии с положениями Договора ведется работа по целому ряду проектов новых Соглашений, охватывающих практически весь спектр внешнеторговой деятельности.
Это проекты Соглашения о свободной торговле услугами, Соглашения о закупках для государственных нужд государств – участников СНГ и Порядка определения размера вознаграждения комиссии экспертов по рассмотрению споров.
Проведены три заседания рабочей группы по проекту Соглашения о транзите трубопроводным транспортом. Учитывая различные подходы Сторон к содержанию этого документа, для дальнейшего продвижения работы над ним предполагается создание Рабочей группы высокого уровня.
Проводится постоянный мониторинг реализации положений Договора. Соответствующая информация Исполнительным комитетом СНГ ежегодно представляется Совету глав правительств СНГ. На заседании СГП СНГ 20 ноября 2013 года было отмечено, что принятые государствами – участниками Договора обязательства в целом выполняются, а работа по реализации положений Договора будет продолжена.
С. Лебедев отметил активное развитие взаимодействия в области связи и информатизации. Заглавным документом в этой сфере является Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества, утвержденная главами правительств в прошлом году, который был объявлен в СНГ «Годом связи и информатизации».
По мнению С. Лебедева, неизменно сохраняет статус одного из приоритетов интеграции гуманитарное сотрудничество.
Ядром системы сотрудничества в гуманитарной сфере являются отраслевые органы Содружества. В их числе Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.
При их непосредственной поддержке в 2013 году проведены крупные культурные и общественные мероприятия: VIII Форум творческой и научной интеллигенции (сентябрь, г. Минск), cъезды учителей и работников образования, Международные спортивные игры государств – участников СНГ, гастрольно-образовательные туры Молодежного симфонического оркестра стран СНГ. Реализуется Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества».
Особенно важным С. Лебедев считает тот факт, что в рамках гуманитарной тематики реализуются мероприятия, адресованные в будущее Содружества.
Такого рода мероприятия осуществляются в соответствии с: Планом мероприятий по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества на период до 2020 года, Стратегией развития физической культуры и спорта, Стратегией развития сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма, Концепцией сотрудничества в сфере культуры, Планом приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества на 2013–2014 годы.
В рассматриваемой сфере в ближайшей перспективе практические действия будут также направлены на разработку Стратегии развития гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ, организацию деятельности Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки, доработку проектов учредительных документов Межгосударственного фонда научных исследований государств – участников СНГ.
Политическое взаимодействие в Содружестве Независимых Государств, по словам Председателя Исполкома СНГ, в основном реализуется через Совет министров иностранных дел, в рамках которого действует устоявшаяся и хорошо зарекомендовавшая себя такая форма сотрудничества, как многоуровневые межмидовские консультации.
В 2013 году проведено 7 консультаций по вопросам взаимодействия стран СНГ в рамках ООН и ОБСЕ, противодействия новым вызовам и угрозам. 18 декабря нынешнего года пройдут консультации по вопросам экспортного контроля и нераспространения.
Представители внешнеполитических ведомств обсудили также проблематику взаимодействия с Европейским Союзом, участия отдельных государств – участников СНГ в программе ЕС «Восточное партнерство». Большой интерес проявлен к консультациям по взаимодействию в информационной сфере, в которых приняли участие руководители информационных служб МИДов стран Содружества.
Выработанные в ходе консультаций решения, по мнению С. Лебедева, позволяют представителям государств – участников СНГ выступать с согласованными позициями в различных международных организациях и форумах.
Говоря о межмидовских консультациях в рамках СНГ, С. Лебедев подчеркнул намерение внести предложение об участии представителей секретариатов ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС в последующие годы в таких консультациях на тему «О сотрудничестве государств – участников СНГ в противодействии новым вызовам и угрозам». Эту позицию он предложил включить в план совместных мероприятий на 2014–2015 годы.
Он также проинформировал, что в 2013 году состоялось более 30 крупных мероприятий с участием представителей Исполнительного комитета СНГ.
Особо был отмечен Семинар по выполнению резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности ООН, который был организован Исполнительным комитетом СНГ в сотрудничестве с ОБСЕ, Управлением ООН по вопросам разоружения при поддержке Министерства иностранных дел Беларуси и прошел в Минске 15–17 января 2013 года.
В соответствии с рекомендациями Семинара Исполкомом СНГ создан контактный пункт по резолюции 1540 (2004) в целях дальнейшего расширения взаимодействия с Комитетом 1540 СБ ООН.
В ряде мероприятий (68-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 37-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО и некоторых других) по просьбе Исполкома СНГ Содружество представляла председательствующая в текущем году в СНГ Беларусь, а также органы отраслевого сотрудничества СНГ.
Особое внимание в выступлении Председателя Исполкома СНГ было посвящено вопросам дальнейшего укрепления системы обеспечения коллективной безопасности. В том числе совершенствованию ее организационной основы, развитию правовой базы сотрудничества и реализации практических мероприятий, предусмотренных действующими программами и планами.
Большие усилия были сосредоточены на борьбе с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, организованной преступностью в различных ее проявлениях, на сотрудничестве в оформлении и охране государственных границ, в военной области.
Значительный вклад в укрепление общего потенциала безопасности внесен согласованной работой в смежных отраслях – в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, геодезии, картографии и дистанционного зондирования Земли, обеспечения промышленной безопасности, гидрометеорологии и экологии.
Отметив, что 2013 год проходил в СНГ под знаком Года экологической культуры и охраны окружающей среды, С. Лебедев с удовлетворением отметил, что экологическая повестка была наполнена большим перечнем важных с практической точки зрения мероприятий, проведенных как на национальном уровне, так и совместно.
В апреле Исполнительный комитет СНГ представил главам государств и главам правительств СНГ Доклад о выполнении в 2011–2012 годах действующих пяти среднесрочных программ сотрудничества на приоритетных направлениях обеспечения безопасности. За этот период проведено 5 специальных операций и 28 единовременных комплексных оперативно-профилактических мероприятий. Раскрыты 50,2 тыс. преступлений, задержаны более 25 тыс. лиц, находившихся в розыске, пресечена деятельность 505 организованных преступных групп, изъяты 17,5 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 23 тонн наркотических веществ, ликвидированы 71 канал незаконной миграции и 24 канала торговли людьми.
В общем комплексе реализованных и планируемых в сфере безопасности мер С. Лебедев отметил обеспечение безопасности на транспорте государств – участников СНГ и, в частности, антитеррористическую деятельность на железнодорожном транспорте. Междисциплинарный подход к этому вопросу проявляется в Концепции антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ, утвержденной Советом глав правительств СНГ 31 мая 2013 года.
Целью этого документа является выработка согласованных подходов к вопросам содействия со стороны субъектов железнодорожного транспорта государств – участников СНГ органам государственной власти в предупреждении террористических актов, а также в минимизации и ликвидации их последствий.
В настоящее время Исполнительный комитет СНГ согласовывает в соответствии с действующими процедурами проект Соглашения об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности, подготовленный Координационным транспортным совещанием государств – участников СНГ.
Как подчеркнул Председатель Исполкома, в СНГ продолжает наращиваться потенциал совместного противодействия криминальной и теневой экономикам.
На этом направлении созданы национальные органы финансового мониторинга. С целью координации их совместных действий образован Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ (Соглашение об образовании Совета подписано главами государств СНГ 5 декабря 2012 года. 13 ноября сего года в Ашхабаде состоялось второе заседание Совета).
Позитивно он оценил и динамику сотрудничества в вопросе обеспечения информационной безопасности.
Правовая база пополнилась утвержденной главами государств Концепцией сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий и подписанным на ноябрьском заседании глав правительств Соглашением о сотрудничестве государств – участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности. В 2014 году планируется разработка специальной программы по реализации названной Концепции.
Наряду с наращиванием усилий в перечисленных сферах, в текущем году, по словам С. Лебедева, на межгосударственном уровне поставлена задача совершенствования борьбы с коррупцией.
С этой целью главами государств подписано Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции. Кроме того, была продолжена работа по подготовке проекта Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в противодействии коррупции.
Напряженная работа велась и в области реализации согласованной миграционной политики.
Основная проблема здесь, по мнению С. Лебедева, заключается в преодолении стихийности в перемещении трудовой миграции, придании этому процессу устойчивого и понятного характера, отвечающего интересам социально-экономического развития государств – участников СНГ.
Учитывая в целом положительные итоги реализации программ правоохранительной направленности, на заседании Совета глав государств СНГ 25 октября 2013 года утверждены соответствующие программы на очередной среднесрочный период.
С. Лебедев отмети также динамичность развития сотрудничества в военной и пограничной областях.
Говоря в целом о развитии в 2013 году договорно-правовой базы сотрудничества в сфере безопасности, Председатель Исполкома СНГ обратил внимание присутствующих на тот факт, что на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ принято более 20 соответствующих документов и это без учета документов экономической сферы, в том числе касающихся, например, ядерной энергетики, приграничного сотрудничества, других областей.
В заключение С. Лебедев отметил, что в современных условиях значение региональной интеграции трудно переоценить. Это один из важнейших факторов успешного политического и экономического развития каждого государства – участника.
Участники совещания обсудили вопросы развития контактов по линии деловых советов ЕврАзЭС, СНГ и ШОС, проанализировали ход выполнения Плана мероприятий деятельности секретариатов Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, ОДКБ и Исполнительного комитета СНГ на 2012–2013 годы, а также подписали аналогичный План на 2014–2015 годы.
Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/2421