Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О деятельности Межгосударственного совета по промышленной безопасности

ОТЧЕТ
О деятельности Межгосударственного совета
по промышленной безопасности в 2017–2021 годах

 

1. Создание МСПБ. Членство в Совете

В целях обеспечения гарантий безопасности жизни и здоровья работников, занятых на опасных производственных объектах, защиты населения и окружающей среды от техногенных аварий и проведения согласованной политики по вопросам обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также принимая во внимание положения Конвенции ЕЭК ООН 1992 года «О трансграничном воздействии промышленных аварий», правительства государств – участников Содружества Независимых Государств 28 сентября 2001 года подписали Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Данным Соглашением определено, что стороны намерены осуществлять сближение национальных процедур и требований в области промышленной безопасности.

Соглашение подписали девять государств – участников Содружества: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.

В 2020 году к Соглашению присоединилась Республика Узбекистан.

В соответствии со статьей 4 вышеназванного Соглашения создан Межгосударственный совет по промышленной безопасности (далее – Совет или МСПБ), который является органом отраслевого сотрудничества СНГ. Положение о МСПБ принято этим же Соглашением. Совет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ, другими органами отраслевого сотрудничества СНГ и подотчетен Совету глав правительств СНГ.

Совет формируется из полномочных представителей – руководителей органов государственного надзора или руководителей государственных органов, осуществляющих государственную политику в области промышленной безопасности государств – участников Соглашения. При этом каждое государство имеет один голос. В состав Совета также входит представитель Исполнительного комитета СНГ с правом совещательного голоса.

В заседании Совета могут принимать участие в качестве наблюдателей представители общественных организаций государств – участников Соглашения, представители государств СНГ, не являющихся участниками Соглашения, а также представители третьих государств, межгосударственных объединений и международных организаций, которые участвуют в заседании МСПБ с согласия членов Совета.

2. Задачи и функции

Основной целью деятельности Совета является обеспечение согласованных действий и принимаемых мер в области обеспечения промышленной безопасности государствами – участниками Соглашения, решения задач по защите экономик государств – участников Содружества, укрепления общей стабильности на пространстве СНГ.

Основными задачами и функциями Совета являются:

определение приоритетных направлений сотрудничества и проведение согласованной политики в области обеспечения промышленной безопасности;

принятие программ и планов развития сотрудничества, правового регулирования, государственного надзора и разрешительной деятельности в области обеспечения промышленной безопасности;

принятие для реализации согласованных или совместно разработанных уполномоченными органами государств – участников Соглашения требований промышленной безопасности;

обеспечение согласованных действий в области нормативного регулирования и гармонизации требований промышленной безопасности с международными нормами и стандартами для ликвидации технических барьеров в торговле;

сотрудничество в области обеспечения промышленной безопасности с соответствующими органами государств, не являющихся участниками Соглашения;

согласование правовых, производственных, экономических, экологических, организационных и иных вопросов сотрудничества в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

обеспечение обмена информацией об обстоятельствах, причинах и последствиях техногенных аварий и травмирования работников, занятых на поднадзорных объектах, а также аналитическими и статистическими материалами в области обеспечения промышленной безопасности;

обмен информацией в области разработки нормативно-правовой базы, правоприменительной практики;

обмен опытом в области оптимизации государственных услуг по выдаче разрешительных документов, а также обучения, аттестации и проверки знаний работников, занятых на опасных производственных объектах;

проведение сопоставительного анализа нормативного регулирования промышленной безопасности в отдельных отраслях промышленности;

организация и проведение рабочих встреч специалистов по конкретным направлениям надзорной деятельности;

модернизация и ведение сайта МСПБ для организации эффективного обмена информацией о деятельности Совета и национальных органов регулирования промышленной безопасности.

3. Организация и порядок работы

Работа МСПБ осуществляется путем проведения заседаний Совета, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, как правило, поочередно в государствах – участниках Соглашения. Дата и предварительная повестка дня каждого следующего заседания Совета определяются на очередном заседании Совета.

Решения МСПБ принимаются большинством голосов присутствующих членов Совета. Решения МСПБ об утверждении программ и проектов, предложений об изменении Положения о Совете принимаются двумя третями голосов присутствующих членов Совета.

В период с 2001 по 2022 год проведено 20 заседаний Совета.

Функции председательствующего на заседании, как правило, осуществляются членом МСПБ, представляющим государство, на территории которого оно проводится. Он же исполняет обязанности председателя Совета до очередного заседания. Традиционно с приветственным словом на открытии заседания выступает представитель правительства принимающего государства. Руководство Советом осуществляет председатель, который избирается на заседании. Председательство в МСПБ осуществляется поочередно каждым государством в лице его представителя – члена Совета на основе принципа ротации, на срок не более одного года, если иное не будет установлено Советом.

Председателем Совета на очередной период избран Председатель Комитета промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Макажанов Ныгмеджан Койшибаевич.

Одним из первых вопросов повестки дня заседания Совета является подведение итогов работы за прошедший год. Данная практика позволяет проанализировать выполнение поставленных задач и определить проблемные вопросы, требующие дополнительного рассмотрения и проработки.

Каждый из уполномоченных органов работает сегодня в рамках стремительно развивающихся систем национального законодательства, которые касаются и промышленной безопасности. По этой причине одним из первых обсуждаемых вопросов является освещение изменений в законодательстве государств – участников Соглашения в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах и деятельности в этом направлении в течение года.

На заседаниях члены Совета обмениваются информацией о состоянии нормативной правовой базы по промышленной безопасности, уровне аварийности и травматизма, рассматривают наиболее резонансные аварии, вопросы контрольной (надзорной) деятельности, сближения законодательства в области регулирования разрешительной деятельности, а также международного сотрудничества. Информация уполномоченных представителей позволяет анализировать изменения и события в странах региона и вовремя реагировать на них.

В ходе работы разрабатываются и принимаются планы основных мероприятий по реализации Соглашения.

В соответствии с принятыми планами государства-члены:

организуют информационное сопровождение деятельности Совета, которое осуществляется посредством размещения на сайте МСПБ нормативных правовых актов об аварийности и производственном травматизме; материалов по итогам заседаний; информации об участии в международных конференциях, форумах, выставках, совместных рабочих встречах;

проводят семинары, встречи по наиболее актуальным проблемам обеспечения промышленной безопасности и надзорной деятельности;

проводят совместные контрольно-профилактические проверки на опасных производственных объектах;

осуществляют обмен опытом по различным направлениям деятельности.

В рамках деятельности МСПБ было проведено 11 сравнительно-правовых анализов государственного регулирования промышленной безопасности в государствах – участниках Совета по различным направлениям. Представленная информация позволяет надзорным ведомствам государств – участников Совета формировать предложения по гармонизации и совершенствованию национального законодательства в области промышленной безопасности. Ежегодно члены МСПБ представляют информацию об авариях на опасных производственных объектах, произошедших за год до проведения заседания Совета, а также информацию о положительной практике осуществления контрольно-надзорной деятельности в области промышленной безопасности, в частности об изменениях в подходах к проведению проверочных мероприятий в целях повышения эффективности надзорной деятельности, которая в дальнейшем систематизируется и размещается на сайте МСПБ (www.mspbsng.org).

Стремясь к совершенствованию своей деятельности, Советом подготовлен, а главами правительств 18 октября 2011 года подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, который определяет порядок проведения заседаний МСПБ, права председателя и членов Совета, функции секретариата Совета, процедуру подготовки и принятия документов.

Важным является решение о целесообразности участия в заседаниях редакторов изданий по промышленной безопасности, где они делятся опытом освещения вопросов промышленной безопасности. Сегодня существует практика освещения заседаний в журналах по промышленной безопасности и практика выпуска в печать специальных изданий, посвященных деятельности МСПБ. Это способствует популяризации и демонстрирует открытость деятельности межгосударственного органа.

Это малая часть тех важных вопросов и решений, которые обсуждаются и принимаются в рамках работы Совета. Ежегодные заседания МСПБ являются площадкой для диалога руководителей и специалистов органов, осуществляющих регулирование в области промышленной безопасности, что позволяет формировать единые подходы в сфере надзора за опасными производственными объектами и принимать совместные решения по ряду вопросов, что, в свою очередь, способствует устойчивому и безопасному развитию стран.

4. Основные направления деятельности Совета

На первом заседании Совета был осуществлен анализ взаимоотношений органов государственного надзора государств-участников в области промышленной безопасности за 1991–2002 годы и сформированы рабочие группы.

Для исполнения решений, принимаемых Советом, созданы рабочие группы, которые ему подотчетны.

Рабочей группе № 1, возглавляемой представителем Российской Федерации, поручена подготовка предложений для проведения сопоставительного анализа и формирования общих принципов и процедур по реализации требований промышленной безопасности.

Сопоставительный анализ, проведенный рабочей группой, показал, что основные подходы к регулированию промышленной безопасности, в том числе методы осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности в странах СНГ, схожи. Главные различия касаются статуса надзорных органов, сферы их полномочий и наличия или отсутствия функций по нормативному регулированию.

Рабочей группе № 2, возглавляемой представителем Республики Беларусь, по вопросам разрешительной деятельности в области промышленной безопасности поручена подготовка предложений, направленных на сближение национальных процедур в сфере разрешительной деятельности на опасных производственных объектах.

Рабочей группе № 3 по вопросам подготовки аттестации и сертификации персонала, возглавляемой представителем Азербайджанской Республики, поручено готовить предложения, направленные на сближение национальных процедур в сфере признания документов о подготовке, аттестации и сертификации персонала в области промышленной безопасности.

Рабочая группа № 4 по информационному сопровождению деятельности надзорных органов стран-участниц на сайте МСПБ, возглавляемая представителем Российской Федерации, осуществляет подготовку информационных материалов и их размещение на сайте МСПБ.

Сайт МСПБ (www.mspbsng.org) был создан для осуществления обмена правовыми документами, информацией о деятельности государств-членов и другими данными. Сайт является инструментом, через который общественность имеет возможность получать информацию о деятельности МСПБ. Размещаемая на сайте информация позволяет заинтересованным лицам получать необходимые сведения не только об уставных документах, функциях, целях, задачах и принимаемых решениях, но и сведения о деятельности надзорных органов в области промышленной безопасности, в том числе об их структуре, контактных данных, используемых нормативных документах.

Важным является тот факт, что МСПБ оказывает содействие регулярным многосторонним и двусторонним контактам, консультациям между государственными надзорными органами в области обеспечения промышленной безопасности.

Для обеспечения поставленных целей надзорные органы государств участников Соглашения используют следующие основные формы взаимодействия:

заключение двусторонних соглашений о взаимопонимании и сотрудничестве:

Меморандум между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Российская Федерация) и Государственной инспекцией по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики;

Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Российская Федерация) и Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по вопросам сотрудничества в области промышленной безопасности;

Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Российская Федерация) и Службой по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан;

подписание двусторонних планов совместных мероприятий (определяют конкретные мероприятия по взаимодействию между ведомствами России и Беларуси, Беларуси и Армении, Беларуси и Казахстана, а также другими);

организация и проведение рабочих встреч, отраслевых научных и научно-практических семинаров и конференций по наиболее актуальным проблемам обеспечения промышленной безопасности;

предоставление на взаимной основе нормативно-правовых материалов, в том числе и зарубежных, а также проектов технических регламентов, разрабатываемых в соответствии с законодательством о техническом регулировании;

проведение сопоставительного анализа национального законодательства в области промышленной безопасности;

активное использование и наполнение сайта МСПБ;

взаимные публикации в специализированных национальных изданиях по промышленной безопасности;

участие в специализированных выставках в области промышленной безопасности.

Кроме того, базовой организацией государств – участников СНГ в области науки и высоких технологий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России) разработан и внедряется программно-технический комплекс, позволяющий собирать и обрабатывать мониторинговую информацию о безопасности и жизнеобеспечении контролируемых объектов.

Учитывая, что 5 государств – участников СНГ являются также участниками Евразийского экономического союза, в рамках которого действуют технические регламенты, обойти вопросы технического регулирования невозможно.

Документы, которые принимаются в рамках Таможенного союза и ЕАЭС, имеют приоритет над национальным законодательством. После вступления в силу технического регламента ранее действующие национальные государственные нормы, установленные к объектам регулирования технического регламента в этой области, утрачивают силу. Данный процесс способствует созданию единых требований к техническим средствам, включенным в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 526.

На сегодняшний день принято 7 технических регламентов, относящихся к сфере промышленной безопасности.

В рамках двусторонних встреч и контактов обсуждаются общие подходы, совместные действия по реализации требований технических регламентов.

Деятельность МСПБ дает возможность использовать результаты совместных научно-исследовательских работ, информационные и методологические материалы, практический опыт в вопросах обеспечения промышленной безопасности. Взаимовыгодный обмен способствует совершенствованию системы промышленной безопасности государств – участников Соглашения.

Деятельность Совета способствовала развитию и углублению сотрудничества национальных органов регулирования в области промышленной безопасности государств – участников СНГ, что позволило на базе обмена передовым опытом, нормативными документами и методиками заложить основы для последующих шагов по гармонизации законодательства стран-партнеров и обеспечения скоординированных действий в данной сфере.

Следует отметить развитие сотрудничества с Европейской экономической комиссией ООН, в частности с Секретариатом Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий. На XIV заседании в Чолпон-Ате страны-участницы согласились предоставить Секретариату Конвенции ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий статус наблюдателя в МСПБ. Представители Секретариата Конвенции ежегодно участвуют в заседаниях Совета.

Государства – участники СНГ активно взаимодействуют с ЕЭК ООН по Проекту по оказанию поддержки странам Центральной Азии по укреплению безопасности хвостохранилищ и по Проекту по национальным диалогам по промышленной безопасности в Центральной Азии (фаза I: запуск).

Также существует практика участия председателя Совета в заседаниях Конференции Сторон Конвенции.

При организационной поддержке секретариата Совета в Санкт-Петербурге ежегодно проводится Международный форум по промышленной безопасности, который является прекрасной площадкой для обсуждения практических вопросов сотрудничества и обмена опытом в области промышленной безопасности.

МСПБ открыт для сотрудничества и совместного обмена опытом с государственными органами, регулирующими вопросы промышленной безопасности в странах, не входящих в регион СНГ. В дальнейшей работе МСПБ предлагается уделить особое внимание взаимодействию государственных органов регулирования государств – участников СНГ по следующим направлениям:

развитие риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности;

внедрение дистанционного контроля на опасных производственных объектах;

переход от статической к динамической модели выявления и предупреждения инцидентов, анализа опасности и прогнозирования технических рисков;

стимулирование инновационной деятельности для модернизации государственного регулирования в области промышленной безопасности.

Реализация указанных направлений будет способствовать дальнейшему укреплению взаимовыгодного сотрудничества стран – членов МСПБ.

Взаимодействие государств – участников СНГ в области промышленной безопасности способствует конструктивному обмену опытом, развитию заинтересованного диалога, укреплению взаимовыгодного сотрудничества.

 

Секретариат МСПБ


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/24498