Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Об итогах деятельности базовых организаций государств – участников СНГ в сфере образования за 2022 год

В рамках Содружества Независимых Государств статусом базовых организаций государств – участников СНГ (далее – базовые организации) по различным направлениям образовательной деятельности наделены 17 высших учебных заведений.

Настоящая справка, подготовленная на основании информации базовых организаций об их практической деятельности в 2022 году, характеризует форматы и результаты работы базовых организаций в отчетный период.

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) как базовая организация по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий в 2022 году актуализировал имеющиеся программы дополнительного образования и расширил их перечень по направлениям подготовки преподавателей вузов.

Проведено обучение представителей промышленных предприятий и образовательных учреждений Казахстана и Узбекистана. Всего в МГТУ им. Н.Э.Баумана как базовой организации обучено свыше 2300 специалистов стран Содружества.

В отчетном периоде были заключены соглашения, меморандумы и договоры о сотрудничестве в сферах науки и образования с Азербайджанской Республикой (1), Республикой Казахстан (3) и Республикой Узбекистан (2).

В 2022/2023 учебном году в МГТУ им. Н.Э.Баумана было зачислено 134 представителя стран Содружества на основные образовательные программы (аспирантура, бакалавриат, магистратура). Также проводилось обучение граждан СНГ по программам довузовской подготовки с использованием дистанционных образовательных технологий.

МГТУ им. Н.Э.Баумана является головным вузом Ассоциации технических университетов России, включающей 37 вузов стран СНГ. В 2022 году в Ассоциацию были приняты 8 вузов стран Содружества.

Расширенное заседание Совета Ассоциации в формате съезда с участием вузов государств – участников СНГ состоялось в декабре в рамках IV Бетанкуровского международного форума «Инженерное образование – всемирное наследие. Готовы ли современные образование и наука обеспечить технологический суверенитет страны?». Также был проведен круглый стол «Технологическое лидерство университетов в условиях формирования единого научно-образовательного пространства Содружества Независимых Государств».

МГТУ им. Н.Э.Баумана в качестве приоритетов дальнейшей работы базовой организации определил разработку новых программ дополнительного профессионального образования,  в том числе направленных на получение цифровых компетенций и навыков использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании;  создание на базе учебно-методических комплексов электронных учебных пособий, позволяющих реализовывать программы повышения квалификации для граждан СНГ в дистанционном формате; разработку и апробирование современных образовательных технологий и цифрового учебно-методического обеспечения; разработку и организацию учебных курсов с целью подготовки граждан СНГ к поступлению в аспирантуру и магистратуру МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева (РГАУ–МСХА им. К.А.Тимирязева) как базовая организация по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования продолжил взаимодействие с различными организациями стран Содружества в направлении подготовки кадров для агропромышленного комплекса (АПК).

В 2022 году РГАУМСХА им. К.А.Тимирязева заключил 11 соглашений с учреждениями государств – участников СНГ (всего действуют 43 договора и соглашения). На основании договоров были разработаны и реализованы совместные курсы по виноделию в рамках образовательных программ с Армянским национальным аграрным университетом. Начата разработка совместных курсов по семеноводству с Белорусской сельскохозяйственной академией и Кыргызским национальным аграрным университетом им. К.И. Скрябина, а также сертификации продукции АПК совместно с Белорусским государственным аграрным техническим университетом.

В качестве базовой организации РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева поддерживает и развивает научно-экспериментальное сотрудничество с ведущими производственными предприятиями. В 2022 году происходило активное привлечение экспертов в ведомственные проекты стран Содружества, в частности Азербайджана, Казахстана и Узбекистана.

В отчетном периоде по программам дополнительного профессионального образования прошли обучение 224 слушателя из стран Содружества. РГАУМСХА им. К.А.Тимирязева организовывал практику на экспериментальных полях, в теплицах и иных объектах, что способствовало формированию профессиональных компетенций.

С 2021 года РГАУМСХА им. К.А.Тимирязева был поддержан Минобрнауки России по программе стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030» по треку «Исследовательское лидерство», в международный консорциум которого вошли университеты государств –участников СНГ: Казахский национальный аграрный исследовательский университет и Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства.

По поручению Экономического совета СНГ РГАУМСХА им. К.А.Тимирязева разработал проект «Дорожной карты» Плана основных мероприятий по реализации Концепции развития сельскохозяйственных наук и научного обеспечения агропромышленного комплекса СНГ, который был представлен в декабре на 34-м заседании Межправительственного совета по вопросам АПК СНГ.

РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева продолжит деятельность, предусмотренную «Стратегией и программой развития Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А.Тимирязева до 2030 г.». Формирование Плана действий на 2023–2024 годы будет учитывать специфичные условия глобального противостояния на международной арене с появлением нескольких центров влияния. В связи с расширением сотрудничества между аграрными вузами по всем направлениям будет продолжать формироваться единый рынок трудовых ресурсов в государствах – участниках СНГ.

Приоритетными направлениями развития базовой организации являются совершенствование содержания подготовки и переподготовки специалистов АПК СНГ для обеспечения продовольственной и экологической безопасности государств – участников СНГ, устойчивого развития сельских территорий, роста уровня и качества жизни сельского населения, конкурентоспособности аграриев на внутреннем и мировом сельскохозяйственных рынках; формирование информационной образовательной сети, взаимодействующей с ведущими вузами государств – участников СНГ для распространения и эффективного применения передовых знаний и практик в сфере аграрного образования и трансфера инновационных технологий; реализация совместных образовательных программ по направлениям: семеноводство, виноделие, сертификация в сфере АПК; заключение новых двусторонних договоров о сотрудничестве с университетами государств – участников СНГ и утверждение дорожных карт по реализации заключенных договоров; проведение тематических научно-технических конференций, ярмарок, форумов и выставок в сфере образовательных проектов, науки и инноваций в АПК.

Республиканский институт профессионального образования Республики Беларусь (РИПО) как базовая организация по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров в системе профессионально-технического и среднего специального образования в 2022 году продолжил развивать сотрудничество между учреждениями образования стран Содружества, что вызвано необходимостью расширения ставших традиционными и поиском новых рынков образовательных услуг.

Проведенный мониторинг образовательных потребностей учреждений профессионального образования государств – участников СНГ позволил определить востребованные направления повышения квалификации педагогических работников, которые впоследствии были реализованы: «Soft skills: развитие надпрофессиональных компетенций учащихся», «Международная медиация. Новый взгляд», «Инновационные технологии в образовании», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии», «Основные подходы к профилактике и коррекции суицидоопасного поведения обучающейся молодежи», «Технологии визуализации информации: цифровые инструменты и сервисы для эффективного обучения» и «Технологии инклюзивного образования».

Для 104 педагогических работников учреждений профессионального и высшего образования государств – участников СНГ был организован обучающий курс «Международная стажировка «Инновационные технологии в образовательной деятельности». В обучении приняли участие 45 представителей Республики Беларусь, 35 – Российской Федерации, 11 – Кыргызской Республики и 13 – Республики Узбекистан.

В целях презентации и масштабирования лучшего отечественного опыта развития профессионального образования в государствах – участниках СНГ в течение года базовую организацию посетили 7 делегаций из Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.

В свете выполнения решения Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 7 октября 2021 года РИПО был изучен опыт стран Содружества, тенденции и перспективы развития их деятельности по признанию частичных квалификаций. Итоговая информация была представлена на заседании Совета, где была отмечена положительная динамика государств – участников СНГ по развитию системы признания частичных квалификаций и определены рекомендации отраслевым министерствам по использованию опыта стран Содружества при разработке и совершенствовании системы оценки и признания квалификаций/частичных квалификаций, а также обмену информацией между региональными и национальными органами власти о соответствующих инициативах и их результатах.

К 10-летию базовой организации была приурочена Международная научно-практическая конференция «Профессиональная культура – императив профессионального образования ХХI века», состоявшаяся 28 апреля на базе РИПО с участием представителей Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. На Конференции были обсуждены новейшие исследования по стратегическим направлениям развития профессионального образования в СНГ.

По решению Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 4 октября 2022 года РИПО возглавил Рабочую группу по разработке проекта Концепции обеспечения качества профессионального образования государств – участников Содружества Независимых Государств.

В целях дальнейшего развития сотрудничества в области профессионального образования на пространстве Содружества предполагается проведение в октябре 2023 года Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование в условиях глобальных вызовов» с участием ведущих специалистов государств – участников СНГ. Также базовая организация планирует расширить участие научных и образовательных организаций государств – участников СНГ в выставочных мероприятиях в сфере образования, проводимых странами Содружества, а также активизировать совместную проектную деятельность учреждений образования государств – участников СНГ по развитию профессиональных компетенций педагогических кадров системы непрерывного профессионального образования и развивать практику повышения квалификации руководителей и педагогических работников в организациях дополнительного образования взрослых государств – участников СНГ, в том числе и с использованием дистанционных образовательных ресурсов.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), базовая организация по подготовке кадров в области фундаментальных естественных наук, вносит вклад в развитие сотрудничества образовательных и научно-исследовательских организаций в рамках 105 договоров с вузами государств – участников СНГ, из которых 29 были подписаны в 2022 году. Среди новых партнеров – Ереванский университет международных отношений «Анания Ширакаци», Гродненский университет имени Янки Купалы, Полоцкий государственный университет, Белорусский государственный технологический университет.

В 2022 году МГУ активно развивал деятельность зарубежных кампусов: Казахстанского филиала МГУ, филиалов МГУ в городах Баку, Душанбе, Ереване и Ташкенте. На их базе реализовывались совместные образовательные программы с университетами стран СНГ с выдачей двух дипломов. Например, на базе филиала МГУ в Ташкенте действуют совместные образовательные программы с Бухарским государственным университетом и Национальным университетом Узбекистана имени Мирзо Улугбека. Студенты зарубежных кампусов в рамках академической мобильности имеют возможность вести исследовательскую работу непосредственно в МГУ.

Филиалы МГУ ведут активную работу со школьниками стран Содружества. Так, управление по внешним связям филиала МГУ в Ереване регулярно организует посещение старших школ с открытыми уроками и лекциями. В течение года велась подготовка к открытию «Школ юных» при Казахстанском филиале МГУ: по экологии, филологии, математике и программированию. При филиале МГУ в Баку действуют воскресные школы для будущих абитуриентов.

В отчетном периоде была создана Ассоциация университетов России и Кыргызстана. Заключены соглашения с Международной Высшей Школой Медицины и Ошским государственным университетом. Установлены связи между химическим факультетом МГУ и Национальным историко-археологическим музейным комплексом «Сулайман-Тоо» с целью обмена опытом в изучении объектов культурного наследия с использованием современных неразрушающих методов.

Кроме этого, были заключены соглашения с 4 вузами Республики Узбекистан и продолжены партнерские отношения с Туркменским государственным университетом имени Махтумкули. Началась реализация совместной образовательной программы бакалавриата по направлению «Геология» с выдачей двух дипломов между геологическим факультетом МГУ и факультетом геологии нефтяных и газовых месторождений Университета геологических наук (г. Ташкент, Республика Узбекистан).

Под руководством базовой организации с 11 по 22 апреля прошла XXIX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» с участием представителей стран Содружества.

Впервые в октябре на базе филиала МГУ в Ташкенте прошел Международный фестиваль NAUKA 0+, имеющий целью рассказать обществу понятным и доступным языком, что такое наука, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку. В сентябре Фестиваль науки в партнерстве с NAUKA 0+ прошел на площадке Ботанического сада в Минске.

Активная деятельность по привлечению молодежи в естественные науки велась в филиале МГУ в Душанбе. 20 сентября состоялся научный семинар «Современное состояние инженерной геологии, экологии и туризма в Таджикистане». Также прошли онлайн-олимпиады: I тур Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по информатике (11 ноября), II (финальный) тур Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады (ОНО – Open International Internet-Olympiad) по гуманитарным дисциплинам – русскому языку, правоведению и культурологии (19 ноября).

В последующем МГУ продолжит работу в направлениях обучения граждан из стран Содружества, развития зарубежных кампусов МГУ на территориях стран СНГ, сотрудничества с ведущими университетами стран СНГ, создания совместных образовательных программ и проведения мероприятий, привлекающих к изучению естественных наук одаренную молодежь.

Белорусский государственный технологический университет (БГТУ) как базовая организация по образованию в области лесного хозяйства и лесной промышленности успешно развивает образовательный и научный потенциал своей сферы на пространстве Содружества.

БГТУ принимает активное участие в выполнении Плана мероприятий второго этапа (2022–2025 годы) по реализации Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года, утвержденного Решением Экономического совета СНГ.

БГТУ осуществляет международное сотрудничество в области образования и науки с вузами лесного профиля из Армении, России, Таджикистана.

Среди важных направлений деятельности Общественного совета базовой организации в 2022 году стало проведение XXVIII Республиканского конкурса научных работ студентов. В нем приняли участие студенты и выпускники 55 учреждений высшего образования, которые представили 3356 работ. В рамках конкурса состоялась Конференция при активном участии представителей Армении, Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины (представлено более 850 докладов).

В дальнейшем базовая организация продолжит выполнение Плана мероприятий второго этапа (2022–2025 годы) по реализации Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года.

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР), базовая организация по высшему образованию в области информатики и радиоэлектроники, продолжил свою деятельность в направлении подготовки инженерных и научных кадров в области информационных технологий, радиоэлектроники, инфо- и телекоммуникаций, микро- и наноэлектроники.

Базовая организация является основным инициатором и участником подготовки специалистов с высшим образованием (бакалавров) по совместным образовательным программам с университетами-партнерами: Ташкентским университетом информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий по специальностям «Программное обеспечение информационных технологий», «Программируемые мобильные системы», «Искусственный интеллект»; Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева по специальности «Информационные технологии и управление в технических системах».

Разработана учебно-программная документация для совместной реализации образовательных программ с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ».

БГУИР был организатором ряда международных мероприятий, среди которых состоявшаяся 11 мая на базе университета VIII Международная научно-практическая конференция «Big Data and Advanced Analytics» (Большие данные и анализ высокого уровня), объединившая участников и слушателей из разных стран, в том числе из Беларуси, России, Казахстана и Узбекистана. В научном форуме было представлено более 100 статей.

Посредством публикаций в открытых источниках, а также размещения информации на собственном сайте БГУИР информировал страны Содружества о деятельности базовой организации.

В целях развития сотрудничества с университетами стран Содружества БГУИР определил следующие направления: проведение совместных мероприятий по продвижению образовательных программ, интенсификация обменов обучающимися и научно-педагогическими работниками на пространстве СНГ, активизация и расширение партнерства с вузами Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, сотрудничество в продвижении образовательных и научных проектов, развитии экспортного потенциала белорусского образования, обмене опытом и гармонизации образовательных стандартов. Перспективными также являются подготовка кадров для приоритетных направлений научно­-технологического развития, создание и коммерциализация конкурентоспособной научно-технической продукции, интеграция в международное научно-технологическое пространство.

Белорусский национальный технический университет (БНТУ) в качестве базовой организации по высшему техническому образованию в 2022 году продолжил реализацию совместных образовательных программ и проектов с вузами-партнерами стран Содружества.

В отчетном периоде было заключено 20 соглашений о сотрудничестве с вузами Республики Казахстан (2), Кыргызской Республики (1), Российской Федерации (11), Республики Таджикистан (4) и Республики Узбекистан (2).

В целях презентации опыта работы БНТУ в течение года были приняты 11 делегаций из учреждений высшего образования Российской Федерации и Республики Узбекистан.

Поддерживалось функционирование совместных образовательных программ с 15 университетами Узбекистана, совместного инженерно-технического факультета с Таджикским техническим университетом имени академика М.С. Осими (ТТУ), совместного факультета с Ташкентским государственным транспортным университетом, Белорусско-Узбекского межотраслевого института прикладных технических квалификаций.

Развивалось научно-техническое сотрудничество БНТУ с вузами стран Содружества. Выполнялись 10 совместных крупных научных исследований по направлениям: инженерия поверхностей, лазеры, опто- и магнитоэлектронные системы нового поколения, экономика и другие.

В 2022 году БНТУ принял активное участие в 16 выставочно-ярмарочных мероприятиях, проходивших в государствах – участниках СНГ, где были представлены его научно-технические разработки и образовательные возможности.

В целях развития общественно-культурных связей с вузами-партнерами и организациями стран СНГ на базе БНТУ обеспечено функционирование Центра казахского языка, истории и культуры им. Абая и Центра образования, науки и культуры Таджикистана. Поддерживалась деятельность Центра белорусского образования, науки и культуры Республики Беларусь на базе совместного инженерно-технического факультета БНТУ–ТТУ в Душанбе. В мае был открыт Центр белорусской культуры и образования в Ташкентском государственном техническом университете имени Ислама Каримова.

По итогам отчета базовой организации на заседании Совета 4 октября дана положительная оценка ее деятельности и были одобрены проекты по реализации в последующем совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», созданию механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в Содружестве.

Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета (МГЭИ им. А.Д. Сахарова), базовая организация по экологическому образованию, продолжил свою целенаправленную деятельность в направлениях разработки программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также интеграции экологического образования в странах Содружества.

В начале года МГЭИ им.А.Д.Сахарова актуализировал состав Общественного совета базовой организации, состоящий из 25 представителей вузов и научных организаций Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

В отчетном периоде под эгидой базовой организации были проведены различные совместные мероприятия. Среди них:

III Международная научно-методическая конференция «Экологическое образование и устойчивое развитие. Состояние, цели, проблемы и перспективы» (25 февраля) с участием 350 представителей Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины;

Международная научная конференция «Сахаровские чтения 2022 года: экологические проблемы XXI века» (19–20 мая), среди участников которой были ученые, экологи и эксперты из Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины;

11-я Международная экологическая олимпиада вузов стран СНГ (с 25 по 29 апреля) в онлайн-формате.

В 2022 году были заключены соглашения о сотрудничестве с вузами Российской Федерации (6), Кыргызской Республики (1), Республики Казахстан (1) и Республики Узбекистан (2). Разработаны совместные образовательные программы с вузами Российской Федерации и Республики Узбекистан.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), базовая организация по подготовке кадров в области гуманитарных и социально-экономических наук, вносит вклад в совершенствование и развитие учебно-научного потенциала университетов Содружества.

На обучение по образовательным программам высшего образования в отчетном периоде было зачислено 840 граждан государств – участников СНГ. В целях профориентационной работы СПбГУ принял участие в международных образовательных выставках в странах СНГ, а также организовал и провел для абитуриентов из государств – участников СНГ 21 мероприятие в онлайн- и очном форматах.

СПбГУ в рамках Сетевого университета СНГ реализует основную образовательную программу «Русский язык и литература» по направлению подготовки «Филология». Планируется реализация основной образовательной программы «Цифровые медиакоммуникации» по направлению «Реклама и связи с общественностью» с Казахским национальным университетом имени Аль-Фараби. Создание и открытие этой сетевой программы одобрено Координационным советом Сетевого университета СНГ.

В отчетном периоде иностранные обучающиеся принимали участие в многочисленных внеучебных мероприятиях, в том числе в качестве волонтеров в днях открытых дверей, Петербургском международном экономическом форуме 2022 года, Санкт-Петербургском международном форуме труда 2022 года, Петербургском международном юридическом форуме 2022 года, X Петербургском международном форуме здоровья, Международной научной конференции «Петр I и становление российской науки» и других событиях социальной и благотворительной направленности.

В рамках традиционной XVII фотовыставки «Петербург – в мире, мир – в Петербурге...», состоявшейся в ноябре в штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, были представлены работы обучающихся из Армении, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Украины.

В дальнейшем базовая организация планирует работать над созданием программы поддержки академической мобильности на пространстве СНГ в целях развития сотрудничества между российскими и высшими учебными заведениями СНГ в сфере высшего образования, повышения качества образования путем обмена опытом между ведущими университетами, продвижения и развития академической мобильности. Планируется повышение квалификации для преподавателей вузов стран СНГ по широкому перечню гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Также в целях повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации намечена разработка новых дополнительных образовательных программ для преподавателей вузов стран СНГ.

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) как базовая организация по подготовке педагогических кадров в 2022 году продолжил координацию совместной деятельности педагогических вузов стран Содружества и их взаимодействия в системе непрерывного педагогического образования.

В связи с юбилейными датами университетов (150 лет МПГУ, 100 лет Армянскому государственному педагогическому университету имени Хачатура Абовяна, 25 лет Славянскому университету Республики Молдова) базовая организация направила во все педагогические университеты стран Содружества подробную информацию о вузах-юбилярах. Ректоры этих вузов выступили на заседании Общественного совета с докладами о мероприятиях, проводимых в связи с празднованием юбилейных дат.

В 2022 году МПГУ провел коллективное исследование по теме разработки согласованных критериев и технологий мониторинга качества педагогического образования в педагогических вузах стран Содружества, охватившее 13 вузов из 8 стран Содружества. В ходе исследования было опрошено более 5300 студентов и 240 административно-управленческих сотрудников. Справочный материал был размещен на интернет-ресурсах СНГ при содействии Исполнительного комитета СНГ. Подведение итогов исследования предполагается на научно-практической конференции в 2023 году.

Также был проведен II Международный открытый конкурс сайтов образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих программы непрерывного педагогического образования в государствах – участниках СНГ «Интернет-премия – EAPU», в котором приняли участие 52 образовательные организации из Беларуси, Казахстана, Молдовы, России и Узбекистана.

В октябре – ноябре состоялся IV Международный конкурс «Педагогическое начало – 2022», собравший около 100 молодых преподавателей из 37 педагогических вузов и 5 институтов развития образования 8 стран Содружества.

Широкую поддержку получила инициатива Общественного совета базовой организации о проведении Международного проекта «Золотая лекция» для слушателей стран Содружества, реализованного в 2021 и 2022 годах.

На базе сетевого центра повышения квалификации, организованного МПГУ, были проведены курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава педагогических вузов стран Содружества.

В связи с объявлением в Российской Федерации в 2023 году Года педагога и наставника Общественный совет базовой организации предложил организациям системы непрерывного педагогического образования стран Содружества провести в 2023 году Международный форум «Учитель стран Содружества Независимых Государств: подготовка и профессиональное развитие».

Также Общественный совет планирует провести Научно-практическую конференцию «Организация мониторинга качества подготовки педагогических кадров в педагогических вузах стран СНГ: опыт и перспективы сотрудничества», III Международный конкурс научно-методических разработок молодых преподавателей стран СНГ «Учимся учить», Международный форум стран СНГ «Молодой преподаватель системы непрерывного педагогического образования: ступени профессионального развития» и Международный фестиваль лучших практик преподавания русского языка как иностранного в педвузах государств – участников СНГ.

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (БГПУ) как базовая организация по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования совместно с входящими в состав Общественного совета учреждениями образования в 2022 году обеспечил проведение 55 научных и научно-образовательных мероприятий. 1744 педагогических работника повысили свою квалификацию по 38 образовательным программам. Подготовлено 259 магистерских и 4 кандидатские диссертации в области подготовки педагогических работников к работе в условиях инклюзивного образования.

Главным результатом деятельности базовой организации стала разработка проекта модельной концепции развития педагогического образования в контексте принципа инклюзии, определяющей целевые ориентиры развития содержания профессионального образования педагогических работников в контексте принципа инклюзии, механизмы и ресурсы их достижения.

В качестве перспективных задач БГПУ как базовая организация обозначил изменение парадигмы определения содержания педагогического образования в контексте реализации принципа инклюзии: от «дефицитарности» ребенка к опоре на его возможности; оперативное внедрение результатов научных исследований проблем образования лиц с особыми образовательными потребностями в содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников; увеличение доли практико-ориентированной подготовки будущих и практикующих педагогов в контексте реализации принципа инклюзии в образовании; учет запроса образовательной практики при определении содержания повышения квалификации педагогических работников.

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Институт Пушкина) наделен статусом базовой организации по преподаванию русского языка.

В целях выстраивания долгосрочных отношений в сфере образования Институтом Пушкина в 2022 году заключено 5 соглашений о сотрудничестве с партнерами из стран Содружества (всего действует 17 соглашений).

С 24 по 28 мая в Москве состоялся Второй Костомаровский форум, участниками которого стали 857 человек из стран СНГ. 24 мая проведена панельная дискуссия «Русский язык на постсоветском пространстве: навстречу Году русского языка – 2023».

В сентябре – декабре при поддержке Минпросвещения России был проведен Международный научный конгресс «Русский язык в странах СНГ: положение, функционирование, коммуникация», который проходил на площадках Института Пушкина (г. Москва), Российско-Армянского (Славянского) университета (г. Ереван) и Кыргызско-Российского Славянского университета (г. Бишкек).

При поддержке Минобрнауки России подготовлены и напечатаны четыре новых спецвыпуска журнала «Русский язык за рубежом»: «Русистика Армении», «Русистика Белоруссии», «Русистика Киргизии», «Русистика Таджикистана».

К 30-летию СНГ состоялся второй выпуск Индекса положения русского языка в мире: индекс глобальной конкурентоспособности, индекс устойчивости в странах постсоветского пространства, подготовленного Институтом Пушкина.

Образовательно-­просветительские экспедиции Международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире» в 2022 году состоялись в Армении и Кыргызстане.

В рамках подготовки к Году русского языка как языка межнационального общения в СНГ Институт Пушкина при поддержке Минобрнауки России организовал в ноябре – декабре серию постоянных межвузовских научных семинаров и образовательно-просветительских онлайн-лекториев по вопросам русского языка и литературы. В них приняли участие более 3 тысяч представителей разных стран, в том числе из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана.

В целях поддержки русского языка за рубежом Институт Пушкина продолжил работу по развитию портала «Образование на русском». В международных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе для школьников и студентов, организованных с помощью сервисов портала «Образование на русском», приняли участие 1659 человек из стран СНГ.

Продолжилась работа кафедр «Институт Пушкина» на базе славянских университетов в Армении, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане.

В 2023 году Институт Пушкина как базовая организация планирует провести комплекс ключевых мероприятий в рамках реализации Плана мероприятий по проведению в Содружестве Независимых Государств в 2023 году Года русского языка как языка межнационального общения. Итоги выполнения мероприятий предполагается рассмотреть на расширенном заседании Общественного совета базовой организации в целях определения лучших практик, а также обсуждения программы развития базовой организации на краткосрочный и долгосрочный периоды.

Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) в качестве базовой организации по языкам и культуре продолжил работу по обучению девяти языкам стран Содружества.

Кафедра языков и культур стран СНГ и ближнего зарубежья обеспечивала преподавание практических и теоретических дисциплин и всех видов перевода армянского, азербайджанского, казахского, кыргызского, таджикского, узбекского и украинского языков. На кафедре разработаны и действуют 18 программ интенсивных курсов по языкам государств – участников Содружества.

Преподаватели кафедры языков и культур стран СНГ и ближнего зарубежья подготовили 19 докладов и выступлений, а также опубликовали 12 статей в различных изданиях.

В 2022 году осуществлен выпуск студентов (бакалавриат) со знанием армянского, узбекского и украинского языков, а также слушателей дополнительной образовательной программы интенсивного курса в режиме онлайн по армянскому, кыргызскому и украинскому языкам как иностранным.

Благодаря работе 9 центров языков и культур государств – участников СНГ при МГЛУ проведены многочисленные мероприятия совместно с представителями диаспор, общественных организаций стран СНГ и посольствами стран Содружества. Центр узбекского языка и культуры был торжественно открыт в апреле 2022 года.

Среди наиболее значимых проектов в 2023 году – Международная научно-практическая конференция «Диалог культур и цивилизаций», Школа педагогического мастерства МГЛУ, XI Международная школа молодых переводчиков художественной литературы стран СНГ «Многоязычие и роль русского языка как языка посредника: от глобализма к интернационализации?», XVI Международный форум «Диалог языков и культур СНГ в XXI веке» на тему «Формирование инновационного гуманитарного пространства СНГ и роль русского языка в условиях многоязычия и поликультурности».

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в качестве базовой организации по подготовке кадров в области государственного управления направляла свою деятельность в 2022 году на углубление сотрудничества профильных высших учебных заведений стран СНГ при реализации совместных образовательных и исследовательских проектов.

Под руководством базовой организации в отчетном периоде были проведены 23 мероприятия. В частности, в рамках деловой программы Невского форума по теме «Реформы России: от Петра Великого до наших дней», состоявшегося в июне в Санкт-Петербурге, одна из секций была посвящена вопросам развития сетевой академии государственного управления стран СНГ. В ходе секции обсуждалось сотрудничество в области науки и образования среди партнерских академий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. На секции с докладом о результатах работы сетевой академии выступил заместитель председателя Общественного совета базовой организации Марголин А.М.

Также был проведен цикл молодежных круглых столов «Евразийская интеграция – 2030: экономика, безопасность, общество» – этап отбора на Летний кампус РАНХиГС. В мероприятиях приняли участие студенты Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, Российско-Армянского университета, Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н.Ельцина и других университетов.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации РАНХиГС получила финансирование на проведение личностно­профессиональной диагностики, разработку и реализацию программ повышения квалификации и переподготовки кадров для государственного управления стран Содружества. В связи с этим в 2022 году по программам дополнительного профессионального образования был обучен 441 представитель.

Отчет о состоянии и перспективах развития деятельности базовой организации был представлен 4 октября на заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ.

Российский университет дружбы народов (РУДН), базовая организация в области информационного обеспечения образовательных систем, в 2022 году провел 19 совместных научно-технических мероприятий с вузами стран Содружества.

Были реализованы мероприятия повышения квалификации для представителей Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Проведены зимние школы по темам: «Актуальные проблемы педагогики» (обучены 9 граждан Республики Армения и 99 – Республики Казахстан), «Современные медиакоммуникации: диалог культур» (обучены 6 граждан Республики Беларусь, 25 – Республики Казахстан, 9 – Кыргызской Республики и
7 – Республики Таджикистан), «Медиатекст и цифровая среда: проблемы и перспективы взаимодействия» (обучены 3 гражданина Республики Казахстан и 118 – Кыргызской Республики).

В январе, феврале и октябре в онлайн-формате, а также в апреле и ноябре в Кыргызстане прошла Открытая олимпиада РУДН для иностранных граждан, победителями которой стали представители Армении, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана.

Было реализовано 110 программ академической мобильности для профессорско-преподавательского состава (наиболее популярные направления – Республика Беларусь и Республика Казахстан). Среди студентов приняли участие в программах входящей академической мобильности 208 представителей стран Содружества и 107 – в программах исходящей академической мобильности. Лидировала мобильность в Республику Казахстан (146 и 95 программ соответственно).

РУДН продолжил выполнять координирующие функции проекта «Сетевой университет СНГ». На заседании Координационного совета 16 июня были подведены итоги работы за год, утверждены совместные образовательные программы и намечены перспективы дальнейшего развития. В соответствии с утвержденными критериями и условиями присоединения образовательных организаций к Сетевому университету СНГ было принято решение о включении в его состав 8 вузов Армении, Кыргызстана и России. На указанном заседании вузы-партнеры единогласно поддержали предложение о переизбрании РУДН головной организацией.

Всего в проекте Сетевого университета СНГ участвует 46 ведущих университетов из 9 стран Содружества. Благодаря проекту в вузах государств – участников СНГ в период с 2010 по 2022 год прошли обучение 1339 магистрантов, 487 из которых – по грантам МФГС. Ведется подготовка высококвалифицированных специалистов по 35 направлениям магистратуры.

На заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ 4 октября был рассмотрен ход реализации Соглашения об учреждении и функционировании Сетевого университета Содружества Независимых Государств. По итогам рассмотрения Совет признал целесообразными направления работы Координационного совета по актуализации перечня совместных образовательных программ, поощрению внедрения вузами – участниками Сетевого университета СНГ инновационных образовательных технологий в процесс обучения и реализации совместных научных и научно-технических проектов, поддержке изучения языков, культур и традиций народов государств – участников СНГ с учетом их законодательства.

Помимо этого, РУДН, как ответственный за взаимодействие по выполнению Плана действий по координации в 2020–2030 гг. деятельности государств – участников СНГ в реализации Цели устойчивого развития 4, провел мониторинг выполнения Плана за 2021 год.

В 2023 году будет продолжена работа базовой организации в направлениях повышения квалификации представителей стран Содружества и выполнения программ академической мобильности для профессорско-преподавательского состава и студентов, а также реализации совместных научно-технических мероприятий с вузами стран Содружества и развития Сетевого университета СНГ.

Институт управления образованием Российской академии образования (ИУО РАО), являясь базовой организацией по образованию взрослых и просветительской деятельности, обеспечивал разработку и формирование нормативной правовой базы образования взрослых и просветительской деятельности.

ИУО РАО занимался разработкой модельного правового акта «Рекомендации по организации просветительской работы с родителями и деятельности родительских сообществ», призванного способствовать организации в государствах – участниках СНГ условий для развития позитивных тенденций в области образования, в том числе в направлении изменения качества взаимодействия семьи и образовательной организации с помощью реализации его потенциала. Документ был принят постановлением МПА СНГ от 28 октября 2022 года.

Перспективы деятельности базовой организации представляют собой трансляцию ценностей и смыслов образования и жизнедеятельности молодежи и взрослых на пространстве СНГ, актуализацию просветительства как важнейшего ресурса формирования субъекта пространства образования взрослых СНГ, модельное законотворчество и деятельность в качестве наблюдателя за работой Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) в рамках деятельности базовой организации по подготовке кадров в области исторического образования в 2022 году занимался совместной проектной деятельностью с научным и педагогическим сообществом государств – участников СНГ в области исторического образования и просвещения, направленной на популяризацию истории, современного состояния и перспектив интеграционных проектов на пространстве Содружества.

В рамках сотрудничества с университетами государств – участников СНГ были созданы совместные центры евразийских исследований с Белорусско-Российским университетом, Кыргызско-Российским Славянским университетом им. Б.Н. Ельцина, Российско-Армянским университетом и Российско-Таджикским (Славянским) университетом. Важнейшей целью деятельности центров определено содействие научно-образовательной интеграции на евразийском пространстве и формированию общего научно-образовательного пространства в рамках Содружества. Среди ключевых задач центров – содействие сохранению общей исторической памяти.

Cотрудниками РГГУ разработан образовательный модуль, направленный на подготовку специалистов по теме «Интеграционные процессы на евразийском пространстве: перспективы развития в условиях трансформации системы международных отношений». Также была разработана и реализована программа повышения квалификации в онлайн-формате по теме «Преподавание истории в контексте современных процессов на евразийском пространстве».

Основное внимание базовая организация уделяла проведению международных мероприятий, ставящих целью популяризацию интеграционных идей и инициатив и охватывающих широкий круг участников в странах СНГ, среди них:

международный круглый стол «Беларусь и Россия в общем историко- культурном пространстве: к 100-летию образования СССР» (2 ноября, г. Могилев, Республика Беларусь, на базе Белорусско-Российского университета);

стратегические сессии в Армении, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане по тематике исторической памяти и общего историко-культурного наследия стран СНГ (2 ноября, г. Могилев, Республика Беларусь; 16 ноября, г. Бишкек; 22 ноября, г. Душанбе; 29 ноября, г. Ереван);

Пятая летняя школа молодых архивистов, организованная Архивом Президента Республики Казахстан совместно с РГГУ и Казахским национальным университетом имени Аль-Фараби, с участием специалистов из архивных учреждений Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана (15 июня).

Также в отчетном периоде РГГУ организовал цикл просветительских лекций и мастер-классов на тему истории и современного развития интеграции на пространстве СНГ для слушателей из Армении, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана.

Базовая организация в последующем продолжит работу над развитием сотрудничества в области исторического образования с ведущими вузами и научными центрами государств – участников СНГ. Запланировано проведение в 2023 году РГГУ и другими научно-образовательными центрами цикла просветительских мероприятий в смешанном формате для студенческой молодежи стран СНГ, посвященных юбилеям разгрома нацистских захватчиков в Сталинградской битве 1942–1943 гг. и Курской битве 1943 г. Предлагается организовать и провести в 2024 году в образовательных организациях стран Содружества единый урок, приуроченный к 80-летию освобождения территории СССР от нацистских оккупантов в 1944 году. Базовая организация готова взять на себя функции по подготовке методических рекомендаций для проведения данного урока.

Как следует из вышеизложенной информации, в 2022 году базовые организации осуществляли свою деятельность во всех предусмотренных уставными документами направлениях. Была продолжена работа по разработке образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования. Успешно решались задачи подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов государств – участников СНГ. Активно применялись дистанционные методы обучения и цифровые технологии. Проводились научные исследования, реализовывались многочисленные международные образовательные проекты.

На состоявшемся в Астане 4 октября заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ были проанализированы состояние и перспективы развития базовых организаций государств – участников СНГ по высшему техническому образованию и по подготовке кадров в области государственного управления. Дана положительная оценка деятельности в качестве базовых организаций государств – участников СНГ Белорусского национального технического университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Приняты соответствующие рекомендации для министерств образования/просвещения (и науки) государств – участников СНГ.

Также на указанном заседании Совета была рассмотрена информация базовой организации государств – участников СНГ по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в системе профессионально-технического и среднего специального образования относительно опыта государств – участников СНГ, тенденций и перспектив развития их деятельности по признанию частичных квалификаций.

Решение поставленных базовыми организациями перспективных задач будет способствовать дальнейшему укреплению и развитию общего образовательного пространства Содружества.

 

Департамент гуманитарного сотрудничества, общеполитических
и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/24925