Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Меджлиса Туркменистана седьмого созыва
ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей
от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением
выборов депутатов Меджлиса Туркменистана седьмого созыва,
состоявшихся 26 марта 2023 года
Общие положения
По приглашению Туркменистана Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 8 марта 2023 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Меджлиса Туркменистана седьмого созыва (далее – выборы).
Меджлис Милли Генгеша Туркменистана постановлением от 12 января 2023 года назначил выборы депутатов Парламента, членов велаятских, этрапских и городских халк маслахаты, членов Генгешей на 26 марта 2023 года. Согласно Положению о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств Миссия осуществляла мониторинг только выборов депутатов Меджлиса Туркменистана.
В составе Миссии были аккредитованы 49 человек, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, а также Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Ашхабаде. На долгосрочной основе работали 8 наблюдателей.
В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии, Генеральный секретарь СНГ С. Лебедев встретился с Президентом Туркменистана С. Бердымухамедовым, Председателем Халк Маслахаты Г. Бердымухамедовым, заместителем Председателя Кабинета Министров, Министром иностранных дел Туркменистана Р. Мередовым, Председателем Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов в Туркменистане Г. Мурадовым, Главой Миссии Шанхайской организации сотрудничества Г. Логвиновым, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ К. Йонкер, а также ознакомился с работой ряда участковых избирательных комиссий города Ашхабада.
Представители Миссии обсуждали ход предвыборной кампании с руководством Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов, Министерства иностранных дел, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Туркменистана. Состоялись встречи наблюдателей с руководством политических партий, участвовавших в выборах.
Миссия осуществляла свою деятельность свободно и независимо, руководствуясь законодательством Туркменистана, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства. Ее работа широко освещалась в средствах массовой информации. Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения и промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов.
Члены Миссии констатируют, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения.
Законодательная база для проведения выборов
Выборы проводились на основе положений Конституции, Избирательного кодекса Туркменистана (далее – Кодекс), иных законодательных актов, а также постановлений Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов в Туркменистане (далее – Центральная комиссия, ЦИК).
По мнению экспертов Миссии, Кодекс гарантирует право гражданина избирать и быть избранным, свободу выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод, общественное и международное наблюдение за выборами.
Наблюдатели от СНГ констатируют, что национальное законодательство отвечает общепризнанным нормам международного права в области организации и проведения выборов и является достаточной правовой основой для обеспечения свободного волеизъявления избирателей.
Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке и проведению выборов
Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная комиссия, 125 окружных избирательных комиссий и 2644 участковые избирательные комиссии, в том числе 42 – за рубежом.
Порядок образования и полномочия избирательных комиссий всех уровней определяются Кодексом.
Центральная комиссия образуется Президентом Туркменистана в составе Председателя, заместителя Председателя, секретаря и 12 членов. Представители в состав ЦИК выдвигаются Президентом, политическими партиями и общественными объединениями. Председатель Центральной комиссии утверждается Меджлисом Туркменистана.
Окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК) образуются Центральной комиссией в составе 9 – 11 членов. Представители в состав ОИК выдвигаются на заседаниях велаятских, этрапских, городских органов политических партий, общественных объединений, собраниями групп граждан.
Участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК) образуются соответствующей избирательной комиссией этрапа, города в составе 5 – 15 членов. Представители в состав УИК выдвигаются на собраниях первичных организаций политических партий, общественных объединений, собраниями групп граждан.
Составы Центральной и участковых комиссий были сформированы в 2019 году, окружных комиссий – в декабре 2022 года. Срок полномочий всех избирательных комиссий – 5 лет.
Миссия отмечает системную и планомерную работу Центральной комиссии по организации избирательной кампании.
Постановлением ЦИК комиссии от 16 января 2023 года был принят План мероприятий по подготовке и организованному проведению выборов депутатов Меджлиса Туркменистана, членов халк маслахаты велаятов, этрапов, городов и Генгешей 26 марта 2023 года.
В установленные Кодексом сроки были образованы избирательные округа и участки, определены их границы. Информация о номерах, наименованиях, центрах и границах избирательных округов, расположении избирательных участков была опубликована в центральных и региональных печатных СМИ.
В целях повышения профессиональной подготовки организаторов выборов Центральная комиссия совместно с депутатами Меджлиса Туркменистана, представителями политических партий и общественных объединений провела обучающие семинары для членов нижестоящих избирательных комиссий, на которых рассматривались вопросы дальнейшего повышения их правовых знаний, работы со списками избирателей, организации досрочного голосования и голосования в день выборов, оснащения избирательных участков, а также участия средств массовой информации в обеспечении открытости и гласности при проведении электоральной кампании.
Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса ЦИК были составлены и изданы 12 руководств, памяток, предназначенных для членов избирательных комиссий разных уровней, представителей средств массовой информации, международных и национальных наблюдателей.
Долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой по подготовке к выборам окружных и участковых комиссий Ахалского, Дашогузского, Марыйского велаятов и города Ашхабада. Наблюдатели отмечали профессионализм членов комиссий, грамотное оформление документации, обеспеченность комиссий законодательными актами, методическими рекомендациями, информационными материалами, необходимым для организации голосования оборудованием.
По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями законодательства Туркменистана.
Списки избирателей
В соответствии с Кодексом в списки избирателей включаются граждане Туркменистана, достигшие ко дню выборов 18 лет, постоянно или преимущественно (в течение не менее чем трех последних месяцев до дня выборов) проживающие на территории данного избирательного участка и обладающие избирательным правом.
Для составления списков избирателей местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в сроки, установленные Кодексом, передали в УИК сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории. Члены участковых комиссий уточняли списки путем посещения избирателей по месту их жительства.
Гражданам была обеспечена возможность в помещениях участковых комиссий не позднее чем за 15 дней до дня выборов ознакомиться со списками избирателей, а также проверить правильность внесенных в них данных.
Каждый гражданин был вправе обжаловать невключение, неправильное включение или исключение из списка, а также допущенные неточности в указании своих данных, подав соответствующее заявление в УИК.
По данным Центральной комиссии, количество избирателей, включенных в списки, составило более 3 млн 496 тыс. человек.
Миссия считает, что процедура составления и уточнения списков избирателей прошла в соответствии с Кодексом, что явилось важным фактором реализации конституционного права граждан Туркменистана на участие в выборах.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Меджлиса Туркменистана
Согласно Конституции Туркменистана Меджлис состоит из 125 депутатов, которые избираются сроком на пять лет по одномандатным избирательным округам.
В соответствии с Кодексом кандидатом в депутаты может быть выдвинут гражданин Туркменистана, достигший ко дню выборов 25 лет и в течение предшествующих 10 лет постоянно проживающий в Туркменистане. Право выдвижения кандидатов в депутаты Меджлиса принадлежит политическим партиям, а также группам граждан.
Выдвижение кандидатов в депутаты Меджлиса проходило с 25 января по 24 февраля 2023 года.
Политические партии выдвигали кандидатов на заседаниях своих центральных, велаятских, этрапских и городских органов. При этом партии могли выдвинуть несколько кандидатов в депутаты Меджлиса, но только по одному кандидату на каждый избирательный округ. Для выдвижения необходимо, чтобы за кандидата проголосовало более половины участников заседания.
Собрания групп граждан по выдвижению кандидатов проходили с участием не менее 200 избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. На каждом собрании по выдвижению кандидата в соответствующий избирательный округ группы граждан могли выдвинуть только одного кандидата, если за него проголосовало более половины участников собрания.
Решения заседаний органов политических партий, протоколы собраний граждан в двухдневный срок после их проведения направлялись в соответствующие ОИК с приложением заявлений выдвинутых кандидатов о согласии баллотироваться.
Регистрация кандидатов проходила с 4 по 28 февраля 2023 года. Окружные комиссии зарегистрировали 285 кандидатов в депутаты Меджлиса. Из них от Демократической партии Туркменистана зарегистрировано 97 претендентов, от Партии промышленников и предпринимателей Туркменистана – 27, от Аграрной партии Туркменистана – 51, выдвинутых группами граждан – 83 кандидата.
Сообщение о регистрации кандидатов в депутаты Меджлиса и их биографии были опубликованы в печати.
По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов проходили в соответствии с требованиями Кодекса, на равноправной основе, свободно и открыто.
Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации
Агитационная кампания кандидатов началась с момента их регистрации и завершилась 25 марта 2023 года. Агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускалась.
Законодательство Туркменистана гарантирует кандидатам в депутаты и их доверенным лицам равные условия для свободного осуществления предвыборной агитации через СМИ, путем собраний и встреч с избирателями, распространения агитационных материалов.
В соответствии с Кодексом кандидаты имели право на бесплатное эфирное время на государственных теле- и радиоканалах.
Каждому кандидату в депутаты на безвозмездной основе в соответствии с подготовленным Центральной комиссией графиком было предоставлено по 10 минут эфирного времени на телеканалах «Алтын асыр: Туркменистан», «Мирас», «Яшлык».
Кандидатам для размещения агитационных материалов на равных условиях выделялись бесплатные печатные площади в центральных («Туркменистан», «Нейтральный Туркменистан») и региональных («Ашгабат», «Ахал дурмушы», «Балкан», «Дашогуз хабарлары», «Туркмен гундогары», «Мару-шаху джахан») газетах.
Борьба за голоса избирателей осуществлялась также путем проведения собраний, размещения агитационных материалов на рекламных щитах. В целях разъяснения предвыборных программ кандидаты и их доверенные лица проводили встречи с избирателями, которые широко освещались в центральных и региональных СМИ.
Средства массовой информации предоставили равные условия по продолжительности и объему освещения в новостных передачах предвыборной деятельности кандидатов в депутаты.
Миссия считает, что организаторы выборов обеспечили проведение агитационной кампании в соответствии с требованиями избирательного законодательства на равных условиях и в свободной атмосфере.
Центральная и нижестоящие избирательные комиссии, средства массовой информации своевременно и в полном объеме информировали граждан о ходе избирательной кампании.
По каналам телевидения и радио регулярно передавались информационные сообщения о предстоящих выборах, транслировались видеоролики, разъяснявшие процедуру голосования, досрочного голосования, порядок заполнения избирательных бюллетеней. Призывы к голосованию размещались на средствах наружной рекламы.
По заказу Центральной комиссии были изготовлены и размещены на стендах в общественных местах информационные материалы с биографическими данными кандидатов в депутаты.
Тема выборов регулярно освещалась на страницах печатных изданий, в новостных теле- и радиопрограммах.
На сайте ЦИК (saylav.gov.tm) оперативно размещались принятые ею решения, положения и инструкции, а также новости, связанные с электоральной кампанией.
Участковые комиссии направили избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.
Для оповещения о дне выборов также использовались СМС-сообщения.
По мнению Миссии, гражданам был предоставлен свободный доступ к информации о кандидатах в депутаты, их предвыборных программах, этапах и ходе избирательной кампании.
Жалобы и заявления
По состоянию на 25 марта 2023 года Центральная комиссия, Генеральная прокуратура, Верховный Суд Туркменистана не получали обращений и заявлений, касающихся избирательного процесса. По информации МВД Туркменистана, правонарушений, связанных с избирательной кампанией, не зафиксировано.
Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей
Согласно Кодексу избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могли с 16 по 25 марта 2023 года сделать свой выбор досрочно. Досрочное голосование проводилось в помещениях УИК при участии не менее двух членов участковой комиссии. Заполненный гражданином избирательный бюллетень опускался в опечатанный избирательный ящик. Представители Миссии на отдельных избирательных участках наблюдали за процедурой досрочного голосования и отмечают, что оно проходило в соответствии с Кодексом.
Избирательные участки 26 марта 2023 года были открыты с 7.00 до 19.00 часов.
Члены Миссии осуществляли наблюдение во всех велаятах, городе Ашхабаде и констатируют, что голосование проходило спокойно и организованно, при высокой активности граждан, в присутствии национальных и международных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты.
Участковые комиссии предоставили возможность участия в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могли самостоятельно прибыть в день выборов в помещение для голосования. Для этого необходимо было не позднее 13.00 часов 26 марта 2023 года подать в УИК соответствующее обращение. В таких случаях голосование проводилось с использованием переносных избирательных ящиков при участии не менее двух членов комиссии.
Для реализации принципа гласности и открытости избирательного процесса 240 избирательных участков во всех регионах республики были оборудованы веб-камерами, транслировавшими ход голосования в Интернете.
Зафиксированные наблюдателями отдельные упущения носили технический характер и оперативно устранялись участковыми комиссиями.
Члены Миссии наблюдали за процедурой подсчета голосов и отмечают, что она проходила в соответствии с избирательным законодательством.
Миссия считает, что органы государственной власти Туркменистана и избирательные комиссии всех уровней обеспечили в ходе выборов реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление.
Выводы
Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы 26 марта 2023 года:
прошли на альтернативной основе и на высоком организационном уровне, были свободными и открытыми;
проведены в соответствии с Конституцией, Избирательным кодексом Туркменистана и отвечают общепризнанным международным нормам проведения демократических выборов.
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/25076