Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Экономический Суд СНГ начинает работу в новом формате

В июне 2023 г. состоялся Пленум Экономического Суда СНГ, где Председателем Суда был избран судья от Республики Беларусь Андрей Владимирович Плотников. Он рассказал о роли и планах Суда, внедрении процедуры ad hoc и дистанционных формах работы.

— Экономический Суд СНГ воспринимается как суд для разрешения межгосударственных споров. Доступен ли этот суд для субъектов хозяйствования?

— Экономический Суд Содружества учрежден на основании Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15.05.1992 в целях разрешения межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества.

Основная цель создания Суда — обеспечение единообразного применения соглашений государств — участников Содружества и основанных на них экономических обязательств.

Во-первых, к ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств СНГ, Совета глав правительства СНГ и других его институтов. То есть Экономическому Суду подведомственны исключительно межгосударственные споры.

Во-вторых, к компетенции Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров о соответствии нормативных и других актов государств — участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества (п. 3 Положения о Суде).

Кроме того, Экономический Суд осуществляет толкование актов Содружества и его институтов, а также актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения.

Судебные акты по запросам о толковании применения положений международных договоров составляют подавляющее большинство от общего количества рассмотренных дел (около 90%).

Справочно: из 137 судебных актов, принятых в рамках рассмотрения 127 дел, 123 — по делам о толковании.

При создании Экономического Суда был установлен порядок, при котором право обращения в него предоставлено государствам, органам Содружества и высшим судебным органам государств Содружества, разрешающим экономические споры. Субъектам хозяйствования право на обращение в Суд не предоставлено, поэтому и рассмотрение запросов от данной категории лиц выходит за рамки его компетенции.

Не имея права прямого доступа в Суд, субъекты хозяйствования тем не менее вправе обращаться в иные органы и институты Содружества, высшие национальные суды, высшие органы власти и управления (через отраслевые министерства, комитеты) с просьбой о направлении их запросов в Экономический Суд от имени этого органа по требующим толкования вопросам.

— Как акты Экономического Суда СНГ влияют на деловой оборот в государствах-участниках?

— Решения Суда в своем большинстве влияют именно на интересы частных лиц. Особенно это ярко проявляется по делам о толковании соглашений в области пенсионного обеспечения, социальных гарантий, льгот граждан, проживающих на территории стран — участниц Содружества.

Решения и заключения Суда в области таможенных отношений, инвестиционной деятельности, собственности влияют на определение условий правового режима торгово-экономической деятельности субъектов хозяйствования.

В ряде случаев наличие коллизий норм национального законодательства с положениями международного договора приводит к негативным правовым последствиям, к убыткам хозяйствующих субъектов и служит основанием для обращения в Экономический Суд Содружества. Например, в сфере таможенного регулирования и по вопросам, связанным с формированием зоны свободной торговли, Экономическим Судом рассмотрен ряд дел, в которых разъяснены отдельные положения международных соглашений по вопросам осуществления таможенных процедур, определения происхождения товаров и иным.

Разъяснения Правил определения страны происхождения товаров от 30.11.2000 способствовали единообразному применению органами государств — участников Соглашения о создании зоны свободной торговли норм указанных Правил, что позволило хозяйствующим субъектам избежать существенных убытков.

На основании рекомендаций Экономического Суда был разработан Протокол от 10.12.2010 о внесении изменений в Соглашение о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24.12.1993.

Таким образом, Суд через принятие решений, в особенности о толковании, влияет на процесс формирования правовой базы Содружества, помогает решать возникающие в рамках Содружества правовые вопросы межгосударственного сотрудничества, что влияет на развитие не только права Содружества, но и национальных правовых систем.

— Как вы охарактеризуете поле деятельности Суда СНГ, учитывая сокращение числа государств — членов Содружества и активное нормотворчество в рамках ЕАЭС, дающего «подпитку» для работы Суда ЕАЭС?

— Пока функционирует Содружество, необходимость существования судебного органа, который мог бы дать официальное толкование принимаемым его органами актам, будет актуальной. Подтверждением служит факт расширения обязательной юрисдикции Экономического Суда СНГ. В настоящее время имеется порядка 40 международно-правовых актов, принятых в рамках Содружества, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Суда и для государств, не являющихся участниками Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ (Армении, Узбекистана, Молдовы, Туркменистана).

Наиболее актуальной является проблема соотношения значительного количества нормативных предписаний региональных образований в сфере экономической интеграции. Бытует термин «разноскоростная интеграция» в рамках СНГ и ЕАЭС.

Поэтому на настоящий момент особое значение имеет вопрос о взаимном использовании в судебной деятельности Экономическим Судом СНГ и Судом ЕАЭС принятых ими решений.

Многие эксперты поднимают вопрос о наличии проблемы конкуренции юрисдикций органов международного правосудия, в данном случае Экономического Суда СНГ и Суда ЕАЭС.

Объективно оценивая общее состояние интеграционных процессов в Содружестве, необходимо помнить о единой транспортной сети, единой электроэнергетической системе, магистральных нефтегазопроводах и взаимном торгово-экономическом сотрудничестве.

Именно в рамках Содружества приняты и действуют Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002), Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992. Аналогов в рамках ЕАЭС нет.

На основе данных актов выработаны механизмы решения многочисленных вопросов, направленных на обеспечение гражданам, субъектам хозяйствования надежной правовой защиты личных, имущественных и неимущественных прав на территориях договаривающихся сторон, в том числе о свободном доступе иностранцев в суды, устранения коллизий применения норм материального права. Происходит постоянное взаимодействие учреждений юстиции.

Большее количество судебных решений — большее количество правовых квалификаций, позиций обеспечивает лучшее понимание содержания норм и принципов международного права со стороны его субъектов. Поэтому однозначно следует вывод не о конкуренции, а о взаимном дополнении Экономического Суда СНГ и Суда ЕАЭС в пределах юрисдикций существующих интеграционных объединений.

— В чем видите отличия в работе судьи Верховного Суда Беларуси и судьи Суда СНГ?

— Юрисдикция Экономического Суда СНГ — территория с населением более 188 млн человек, что предопределяет повышение уровня ответственности и адекватную оценку последствий принимаемых решений, их правовую определенность, простоту и доступность для понимания и в конечном счете исполнимость.

В национальном суде есть неоспоримое преимущество — ежедневная практика. Количество дел в международном суде никогда не сравняется с национальным. Но решение Суда может заложить международную практику, обычай в той или иной сфере.

Принципиальное отличие обусловлено компетенцией Экономического Суда СНГ, как органа международного правосудия.

Судья Экономического Суда СНГ призван обеспечить единство правопонимания на основе не только норм национального законодательства и международного права, но и существующей практики всех национальных судов Содружества, выработанных правовых традиций, на условиях единства правового пространства Содружества, работы по гармонизации законодательства.

— Какие первостепенные задачи ставите, как Председатель Экономического Суда СНГ?

— Концепцией дальнейшего развития СНГ в качестве одной из задач повышения эффективности органов Содружества определено содействие работе Экономического Суда СНГ в новом формате ad hoc (формирования палаты судей для рассмотрения конкретного спора, что чаще встречается в арбитражных, третейских процедурах).

Постановлением Пленума Экономического Суда СНГ от 15.06.2023 N 2 утвержден Регламент, который определяет порядок процессуальной деятельности Суда в новом формате ad hoc с использованием преимущественно дистанционных форм работы.

Новый формат деятельности Экономического Суда на основе элементов электронного правосудия обеспечивает открытость, доступность, оперативность его работы, сокращение финансовых расходов участников процесса.

На настоящий момент сформирован реестр судей и укомплектован аппарат Экономического Суда, что позволяет суду приступить к рассмотрению дел и обеспечить реализацию главной задачи — повышение эффективности деятельности Экономического Суда СНГ, сохранения и укрепления самого института судебного рассмотрения споров.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/25802