Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В СНГ будут актуализированы законы о непрерывном образовании

19 октября в Таврическом дворце состоялось заседание Экспертного совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию. Мероприятие прошло под председательством ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академика РАН Андрея Рудского. Ключевыми темами обсуждения экспертов стали цифровизация образовательных процессов и регулирование формального и неформального образования. Также фокус внимания участников был направлен на программы просветительской деятельности и создание международного индекса научного цитирования.

 

Экспертов приветствовал Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. Он отметил, что развитие и внедрение новейших информационных технологий связано с неопределенностью и порой с непредсказуемостью для экономических структур.

«Учитывая, что современный мировой прогресс в поступательном движении имеет цикличность всего 10 лет, в отличие от прошлых веков с цикличностью в 100 лет, требуется работать на опережение для создания гармонизированных моделей национального правового регулирования, направленных на обеспечение эффективного развития науки и взаимодействия стран Содружества в научной сфере», – заявил Генеральный секретарь.

На заседании рассмотрели и поддержали проект модельного закона «О целевых фондах поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности». Документ направлен на стимулирование развития науки и инноваций, реализацию приоритетных направлений деятельности и повышение результативности научных исследований и разработок.

В качестве инвесторов могут выступать физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и международные организации. Отдельное внимание разработчики проекта уделили вопросам защиты от возможных рисков, способам предотвращения конфликта интересов и недопущению коррупции при финансировании исследований.

Члены совета рассмотрели и поддержали проект новой редакции модельного закона «О научной и научно-технической деятельности». В документе отражены современные тенденции и направления правового регулирования в науке.

Принятие закона не повлечет за собой существенного изменения региональному законодательству, но поможет стать ему более гибким. Документ призван упростить взаимодействие субъектов научной деятельности в рамках международного сотрудничества и способствовать привлечению инвестиций в научные проекты.

На заседании рассказали о концепции проекта изменений и дополнений в модельный Образовательный кодекс для государств – участников СНГ.

Основная идея – адаптация модельного законодательства об образовании к условиям современной цифровой среды. Сфера образования активно вовлечена в процессы цифровизации, которые начались еще до появления коронавирусной инфекции, но активно ускорились в результате воздействия пандемии.

На сегодня в законодательствах стран СНГ отсутствуют положения, которые устанавливают, что цифровизация образования – это изменение технологии образования, но не его содержания. Путём общего регулирования можно избежать ряда вопросов со стороны участников образовательных отношений, которые связаны с возможным ухудшением качества образования из-за использования дистанционных технологий.

Еще одним актуальным вопросом является утверждение единого стандартного оснащения образовательных организаций программным обеспечением и материально-технической базы.

С развитием технологического прогресса меняется и статус участников образовательных отношений. Так, активные процессы развития систем онлайн-образования, онлайн-платформ, онлайн-курсов сделали актуальным вопрос об определении статуса субъектов, которые обладают необходимыми ресурсами для осуществления образовательной деятельности.

Дмитрий Кобицкий попросил разработчиков документа уделить особое внимание дистанционным образовательным программам для школьников.

С докладом о проекте положения «О международном индексе научного цитирования (МИНЦ)» выступил руководитель Международного центра научной информации, доктор экономических наук, профессор Сергей Кудюков.

МИНЦ представляет собой платформу, включающую базу данных, аналитический инструментарий, и обеспечивает координацию научных исследований в странах СНГ. Целью создания МИНЦ является развитие международного научного сотрудничества и партнерства в рамках государств СНГ.

Создание МИНЦ направлено на развитие новых инструментов наукометрии, формирование коммуникационной площадки для ученых из стран Содружества, повышение качества научных журналов и анализ передовых направлений научных исследований.

С помощью МИНЦ пользователи получат полные сведения о необходимом материале или авторе, а также смогут найти экспертов по научным областям, научных руководителей или оппонентов для научного исследования.

В состав Наблюдательного совета МИНЦ входят представители органов власти, научных и образовательных организаций, ученые Содружества и других государств.

Особый интерес экспертов к индексам научного цитирования отметил Андрей Рудской и предложить включить в Наблюдательный совет представителей международных систем цитирования, а также привлечь вузы, которые могут самостоятельно присуждать ученые степени.

Профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации также заинтересованы в создании данного проекта, отметил Дмитрий Кобицкий и поблагодарил разработчиков за реализацию МИНЦ на площадке МПА СНГ.

В свою очередь, заместитель руководителя Секретариата Совета МПА СНГ, директор Международного института мониторинга развития демократии МПА СНГ Иван Мушкет пригласил членов совета принять участие в семинаре-совещании с редакторами научных журналов, председателями экспертных советов ВАК, представителями библиотек и научно-образовательных организаций, занимающихся вопросами наукометрии. Мероприятие пройдет 20 октября в Таврическом дворце.

На заседании обсудили вопросы формального, неформального и информального образования.

Необходимым условием социального развития является непрерывное образование. Оно включает формальное образование, которое осуществляется по профессиональным программам и срокам обучения и подтверждается получением соответствующих документов об образовании.

К неформальному образованию относятся тренинги, курсы, небольшие программы, предлагаемые на всех этапах обучения или трудовой деятельности. Информальное образование – это самостоятельная познавательная деятельность, которая происходит на рабочем месте или в свободное время.

Сегодня сотрудники проходят курсы переподготовки, группового и индивидуального профессионального обучения, краткосрочных курсов обучения, однако это фактически не закреплено каким-либо правовым документом. Нет соответствующего регулирования, какие организации могут проводить курсы переподготовки, по каким программам, кто гарантирует эти программы, кто осуществляет контроль, чьи результаты могут быть признаны в установленном законодательством порядке.

Актуальным становится вопрос признания получаемых компетенций для их использования в профессиональной или образовательной деятельности, а также регулировании механизмов программ дополнительного образования.

Вопрос неформального и информального образования затрагивался в модельном законе МПА СНГ «Об образовании взрослых» и «О просветительской деятельности». Выступая на заседании, докладчики предложили внести изменения в эти документы, которые позволили бы обеспечить порядок утверждения, принципы формирования и реализации образовательных программ.

По итогам обсуждений члены Экспертного совета предложить создать временную рабочую группу при МПА СНГ для более детальной проработки вопроса и составления экспертного заключения.

На заседании член Экспертного совета Дмитрий Мохоров и ректор Андижанского государственного педагогического университета Бахтиер Расулов представили информацию об антикоррупционном просвещении в контексте Концепции сотрудничества стран СНГ в противодействии коррупции. Членами совета было решено поддержать инициативу разработки рекомендаций по антикоррупционному просвещению и предложить постоянным комиссиям МПА СНГ по правовым вопросам и по науке и образованию рассмотреть вопрос о включении в Перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2023–2025 годы.

Начальник экспертно-аналитического управления Секретариата Совета МПА СНГ Денис Жук рассказал о ходе подготовки международной конференции «Русский язык – основа интеграционного диалога в регионе СНГ». Мероприятие пройдет 26-27 октября в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце, а также на других площадках соорганизаторов.

Итоги XXVI Форума творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ и XV Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы представил секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию, ответственный секретарь Экспертного совета МПА СНГ – РСС Александр Сурыгин.

В заключение заседания Андрей Рудской отметил результаты работы Экспертного совета. Министерством просвещения Российской Федерации была поддержана инициатива о создании Международной олимпиады по гуманитарным и общественным наукам школьников стран СНГ.

В заседании приняли участие представители Азербайджана, Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Исполнительного комитета СНГ, профильных ведомств, исследовательских центров и ведущих вузов, сотрудники Секретариата Совета МПА СНГ.

Следующее заседание Экспертного совета по науке и образованию пройдет в апреле 2024 года в Санкт-Петербурге.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/26297