Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики (13–26 августа 2024 года)

Общие положения

По приглашению Правительства Азербайджанской Республики Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 13 августа 2024 года осуществляет мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики (далее – выборы).

Выборы были назначены на 1 сентября 2024 года Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 28 июня 2024 года в соответствии с частью I статьи 981 и пунктом 1 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики.

В составе Миссии аккредитованы 133 наблюдателя, которые представляют Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

Миссия выполняет свои функции свободно и независимо, руководствуясь законодательством Азербайджанской Республики, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства.

На долгосрочной основе работают 10 наблюдателей от СНГ. Координирует их деятельность Штаб Миссии, располагающийся в городе Баку.

Долгосрочные наблюдатели изучают работу избирательных комиссий, осуществляют наблюдение за процессом уточнения списков избирателей, ходом регистрации кандидатов в депутаты, агитационной кампанией. При посещении комиссий они имеют доступ к документам, регулирующим избирательный процесс, получают необходимую информацию о подготовке к выборам.

Наблюдатели от СНГ обсуждали ход предвыборной кампании с руководством Центральной избирательной комиссии (далее – Центральная комиссия, ЦИК), Министерства иностранных дел, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики. Состоялись встречи наблюдателей с кандидатами в депутаты, руководством ряда политических партий, участвующих в выборах.

 

Законодательная база для проведения выборов

Правовую основу избирательной системы Азербайджанской Республики составляют Конституция, Избирательный кодекс (далее – Кодекс), ряд иных законодательных актов, регламентирующих отдельные аспекты избирательного процесса. На подзаконном уровне основное значение в нормативно-правовом регулировании выборов принадлежит постановлениям Центральной комиссии, принятым в целях единообразного применения избирательного законодательства.

После парламентских выборов 2020 года в Кодекс внесены изменения редакционного характера, а также уточнены используемые термины.

Эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, работающие в составе Миссии, проводят анализ избирательного законодательства Азербайджанской Республики. Их выводы будут изложены в итоговом документе Миссии наблюдателей от СНГ.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Подготовку и проведение выборов осуществляют:

Центральная комиссия;

125 окружных избирательных комиссий (далее – окружные комиссии, ОИК);

6 478 участковых избирательных комиссий (далее – участковые комиссии, УИК).

За рубежом избирательные участки не образовывались.

Избирательные комиссии всех уровней как постоянно действующие государственные коллегиальные органы сформированы в 2021 году сроком на 5 лет.

Центральная комиссия состоит из 18 членов, которые избираются Милли Меджлисом: 6 членов представляют политическую партию, депутаты которой имеют большинство в парламенте, 6 – политические партии, составляющие меньшинство в Милли Меджлисе, 6 – от депутатов, не принадлежащих ни к одной политической партии.

По аналогичному принципу формируются окружные и участковые комиссии. В состав ОИК входит 9 членов, которых назначает Центральная комиссия, в УИК – 6 членов, назначаемых окружной комиссией.

Законодательством предусмотрено, что политическим партиям, блокам политических партий, выдвинувших кандидатов, которые были зарегистрированы более чем в 60 одномандатных избирательных округах, предоставляется право назначить своих представителей в состав избирательных комиссий всех уровней с правом совещательного голоса.

Кандидаты, зарегистрированные по одномандатным избирательным округам, имеют возможность назначить своих представителей в соответствующие окружные комиссии, а также в участковые комиссии, расположенные на территории этих избирательных округов.

ЦИК системно и в установленные сроки проводит работу по организации избирательного процесса.

Постановлением Центральной комиссии от 29 июня 2024 года № 15/53 был утвержден Календарный план основных организационно-практических мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. ЦИК в рамках своей компетенции приняла ряд постановлений, детализирующих отдельные вопросы избирательной кампании.

Обучение организаторов выборов проводится на системной основе в рамках тренингового проекта, основанного в 2002 году и ежегодно совершенствовающегося за счет добавления новых форм и содержания.

Центральная комиссия для повышения уровня профессиональной подготовки членов избирательных комиссий применяла каскадный метод, когда вышестоящие избирательные органы проводили обучение членов нижестоящих.

Так, с 5 по 10 августа 2024 года образованная ЦИК группа тренеров проводила практические семинары для членов окружных комиссий, которые в свою очередь с 12 по 22 августа 2024 года обучали членов УИК. Всего в проекте обучения было задействовано около 40 000 членов избирательных комиссий.

На проводимых тренингах, кроме подробного изложения действий при подготовке участков к голосованию, организации процесса голосования, подсчете голосов избирателей, заполнении протоколов об итогах голосования, проводился разбор проблемных ситуаций, с которыми организаторы выборов могли столкнуться в своей работе, и разъяснялись способы их решения.

Центральная комиссия провела также семинары для специалистов окружных комиссий по информационным технологиям. На них была представлена подробная информация об обновленных возможностях Государственной автоматизированной информационной системы, проведены практические занятия по работе со специальной программой, разработанной для прямой передачи информации о явке избирателей и предварительных результатах голосования в день выборов.

Помимо обучения членов ОИК и УИК, Центральной комиссией в рамках совместного проекта с Верховным Судом и апелляционными судами Азербайджанской Республики были организованы региональные семинары-совещания, посвященные судебному разрешению избирательных споров.

На семинарах, проводимых совместно с Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики, была представлена подробная информация о правах и обязанностях сотрудников полиции в период предвыборной агитации, в день голосования, а также в процессах транспортировки и охраны официальных избирательных документов.

Роль и обязанности средств массовой информации в предвыборной агитации, проводимой на платной и бесплатной основе, обсуждены на семинаре, организованном Центральной комиссией совместно с Агентством по развитию медиа, Аудиовизуальным советом и Советом по прессе.

Для членов участковых комиссий ЦИК разработала руководство, детализирующее их действия в день голосования.

В методических материалах для экспертных групп по рассмотрению жалоб, связанных с нарушением избирательных прав граждан, созданных при Центральной и окружных комиссиях, подробно отражен порядок рассмотрения обращений, а также составления соответствующих заключений и проектов решений.

В разработанном ЦИК пособии для кандидатов в депутаты изложены предусмотренные законодательством процедуры по их выдвижению и регистрации, сроки и правила, установленные для подачи документов, а также права и обязанности кандидатов.

Соответствующие методические материалы выпущены для наблюдателей, сотрудников полиции, представителей СМИ.

Разработанные ЦИК информационно-методические материалы по вопросам подготовки и проведения выборов содержат необходимые разъяснения положений законодательства, образцы избирательной документации.

Организаторами выборов проводится значительная работа по информированию населения о предстоящих выборах. В этих целях в помощь участникам избирательного процесса ЦИК изготовила плакаты информационного, разъясняющего и мобилизационного характера. Избирателям рассылаются уведомления о месте и дне голосования с указанием адреса избирательного участка, времени голосования и номера избирателя в списке.

В целях оперативного предоставления представителям СМИ информации о ходе избирательной кампании ЦИК открыла Независимый медиацентр «Выборы 2024».

В рамках долгосрочного мониторинга выборов члены Миссии знакомятся с деятельностью окружных и участковых комиссий. Наблюдатели отмечают профессионализм их членов, грамотное оформление документации, обеспеченность комиссий законодательными актами, методическими рекомендациями, информационными материалами, необходимым для организации голосования оборудованием.

Члены Миссии принимают участие в заседаниях Центральной комиссии и отмечают ее гласную и открытую работу, коллегиальное обсуждение рассматриваемых ею вопросов в присутствии наблюдателей и представителей средств массовой информации.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии предпринимают необходимые меры для проведения электоральной кампании в установленные сроки с соблюдением требований законодательства.

 

Списки избирателей

В соответствии с Кодексом в список избирателей включаются граждане Азербайджанской Республики, обладающие активным избирательным правом.

Основанием для включения гражданина Азербайджанской Республики в список избирателей является установленный уполномоченным органом факт его постоянного проживания на территории соответствующего избирательного участка (не менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, предшествовавших дню официального опубликования решения о назначении выборов).

Единый список избирателей ведется Центральной комиссией на постоянной основе по избирательным участкам, избирательным округам и в целом по Азербайджанской Республике.

Участковые комиссии ежегодно предоставляют в ЦИК сведения, связанные с уточнением списка.

В период проведения избирательной кампании гражданам с 28 июля 2024 года предоставлена возможность ознакомиться со списками избирателей в помещениях УИК.

Правильность своих данных в списке можно проверить также на сайте Центральной комиссии и в центрах услуг АСАН (Государственное агентство по обслуживанию граждан и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики), введя в терминал данные удостоверения личности в разделе «Проверить статус избирателя».

В случае если данные не отражены в системе, можно на месте обратиться в ЦИК, введя контактную информацию в новом открывшемся окне на экране терминала.

Каждый гражданин вправе обжаловать невключение его в список избирателей либо допущенные ошибки или неточности о нем самом или иных лицах. Участковая комиссия в течение одного дня со дня обращения должна проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо предоставить обратившемуся избирателю письменный ответ с указанием причины непризнания заявления.

По информации Центральной комиссии, по состоянию на 25 августа в избирательные списки было включено 6 миллионов 421 тысяча 960 избирателей.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

Согласно Конституции Азербайджанской Республики Милли Меджлис состоит из 125 депутатов, избираемых по мажоритарной системе сроком на 5 лет.

Депутатом парламента может быть избран гражданин Азербайджанской Республики, обладающий избирательным правом, не имеющий двойного гражданства, обязательств перед другими государствами. Ограничения касаются также лиц, работающих в системе исполнительной или судебной власти, занимающихся другой оплачиваемой деятельностью, исключая научную, педагогическую и творческую, религиозных деятелей, лиц, недееспособность которых подтверждена судом, осужденных за тяжкие преступления, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.

Право выдвижения кандидатов принадлежит гражданам в порядке самовыдвижения, избирателям, образующим инициативную группу, политическим партиям, блокам политических партий.

В поддержку кандидата в депутаты на территории избирательного округа, по которому он выдвигался, должно было быть собрано не менее 450 подписей избирателей. При этом избиратель мог подписаться в поддержку более чем одного кандидата.

От граждан, партий, блоков партий было подано в окружные комиссии 1508 заявлений о выдвижении кандидатов в депутаты парламента. 1420 граждан приступили к сбору подписей в свою поддержку. 1195 из них подали необходимые документы и подписные листы на регистрацию. Впоследствии 64 гражданина сообщили об отказе в продолжении предвыборной борьбы. 79 претендентам было отказано в регистрации из-за недостоверности сведений о размере, источниках доходов и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку их выдвижения, непредоставления предварительного финансового отчета о средствах, затраченных на организацию сбора подписей избирателей.

25 претендентов обжаловали решения окружных комиссий об отказе им в регистрации в ЦИК, которая в 6 случаях удовлетворила их требования.

1052 гражданина были зарегистрированы кандидатами в депутаты Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

Из 1052 зарегистрированных кандидатов 61 отозвали свои кандидатуры.

Таким образом, на 125 депутатских мандатов претендует 991 кандидат.

По мнению наблюдателей от СНГ, участие в электоральной кампании большого количества партий и кандидатов предоставляет избирателям широкую возможность выбора.

 

Предвыборная агитация

Предвыборная агитация началась 9 августа и продлится до 8.00 утра 31 августа 2024 года.

Согласно Избирательному кодексу агитация осуществляется через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, другими не запрещенными законом методами.

Право на проведение предвыборной агитации имеют зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, а также уполномоченные представители и доверенные лица политических партий, кандидаты от которых зарегистрированы.

В соответствии с требованиями Кодекса политическим партиям, кандидаты которых зарегистрированы более чем в 60 избирательных округах, предоставляется возможность вести предвыборную агитацию на телевидении и в периодической печати на бесплатной основе. Поскольку только партия «Ени Азербайджан» смогла выдвинуть кандидатов в требуемое количество округов, руководством партии было принято решение отказаться от такого права в целях создания равных условий для всех участников избирательной кампании.

Для ведения предвыборной агитации партии и кандидаты могут приобрести эфирное время и печатную площадь в средствах массовой информации на платной основе за счет средств своих избирательных фондов.

О намерении предоставлять эфирное время и печатные площади для ведения агитационной кампании заявили 58 организаций телерадиовещания и редакции периодических изданий.

Для осуществления надзора за соблюдением правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации при Центральной комиссии образована пресс-группа из сотрудников ЦИК и представителей СМИ.

Местные исполнительные органы совместно с окружными комиссиями определили 5506 мест для встреч с избирателями. В том числе 2037 в помещениях и 3469 на открытых площадках.

На официальном сайте Центральной комиссии размещен список мест, выделенных для проведения агитации.

В республике было установлено более 10 000 специальных щитов для размещения предвыборных агитационных плакатов кандидатов в депутаты.

В ходе общения с наблюдателями от СНГ кандидаты, представители предвыборных штабов политических партий, участвующих в выборах, отмечали, что не сталкивались со случаями воспрепятствования агитационной деятельности.

 

Жалобы и заявления

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений, связанных с нарушениями избирательного процесса.

После изучения и обобщения ответов соответствующая информация будет изложена в итоговом заявлении Миссии. 

Свои окончательные выводы и оценки Миссия отразит в итоговом документе по результатам мониторинга подготовки и проведения досрочных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/27951