Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой выборов Президента Республики Беларусь
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
о ходе наблюдения за подготовкой
выборов Президента Республики Беларусь
(18 декабря 2024 года – 20 января 2025 года)
Общие положения
По приглашению Министерства иностранных дел Республики Беларусь Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 18 декабря 2024 года осуществляет мониторинг подготовки выборов Президента Республики Беларусь (далее – выборы), назначенных на 26 января 2025 года Постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 23 октября 2024 года.
Миссия действует свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.
По состоянию на 20 января 2025 года в составе Миссии аккредитованы 290 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. На долгосрочной основе работают 40 наблюдателей. Координирует их деятельность Штаб Миссии в городе Минске.
Члены Штаба Миссии обсудили ход избирательной кампании с руководством Верховного Суда, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, с кандидатами в Президенты О. Гайдукевичем, А. Канопацкой, С. Сыранковым, А. Хижняком, руководством предвыборного штаба кандидата А. Лукашенко.
Долгосрочные наблюдатели Миссии знакомятся с работой территориальных и участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь во всех областях Беларуси и городе Минске.
Деятельность Миссии освещается в прессе, теле- и радиопередачах. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов. Долгосрочные наблюдатели от Содружества открыты для общения с представителями средств массовой информации.
Законодательная база для проведения выборов
Выборы проводятся на основе положений Конституции, Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), иных законодательных актов Республики Беларусь, а также постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь (далее – Центральная комиссия, ЦИК), разъясняющих отдельные процедуры организации избирательной кампании.
Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Республики Беларусь. Их выводы будут изложены после дня голосования в итоговом документе.
Формирование комиссий по выборам Президента Республики Беларусь и их деятельность
В соответствии с Кодексом подготовку и проведение выборов организовывают:
Центральная комиссия;
территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь – областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного подчинения, кроме городов с районным делением), районные в городах (далее – территориальные комиссии);
участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь (далее – участковые комиссии).
Центральная комиссия является постоянно действующим государственным органом, состоящим из 12 членов, срок ее полномочий – 5 лет.
Члены Центральной комиссии избираются Всебелорусским народным собранием по предложению Президента Республики Беларусь, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания. Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомендуются Президенту Республики Беларусь совместными решениями президиумов областных, Минского городского советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов. Действующий состав Центральной комиссии сформирован в декабре 2021 года.
Минская городская и областные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь образуются президиумами областных, Минского городского советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9–13 членов комиссии;
районные, городские комиссии по выборам Президента Республики Беларусь – президиумами районных, городских советов депутатов и районными, городскими исполнительными комитетами, а районные в городах – президиумами городских советов депутатов и городскими исполнительными комитетами в составе 9–11 членов комиссии;
участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь – районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местными администрациями в составе, как правило, 5–19 членов комиссии.
Кандидатуры в состав избирательных комиссий имеют право выдвигать политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, а также группы граждан в количестве не менее 10 человек.
В установленные Кодексом сроки были образованы 153 территориальные и 5325 участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь.
По информации Центральной комиссии, были соблюдены требования Кодекса о представительстве в составах территориальных и участковых комиссий от политических партий и других общественных объединений (как правило, не менее 1/3), а также государственных служащих (не более 1/3).
Долгосрочные наблюдатели от Содружества присутствовали на заседаниях районных, городских исполнительных комитетов в Витебской, Гродненской и Минской областях, а также администраций Ленинского, Октябрьского и Партизанского районов города Минска по образованию участковых комиссий и констатируют, что заседания проходили в соответствии с требованиями Кодекса.
Миссия отмечает системную и планомерную работу Центральной комиссии в электоральный период.
Постановлением ЦИК 24 октября 2024 года утвержден Календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь. Кроме того, Центральная комиссия приняла ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов избирательной кампании.
Большое внимание ЦИК уделяет организации учебы членов избирательных комиссий всех уровней. Начиная с 2022 года в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, региональных институтах развития образования на курсах повышения квалификации для потенциальных организаторов выборов прошли обучение более 5 тыс. человек.
Центральной комиссией проведены семинары-совещания с руководством территориальных комиссий и местных органов власти, встречи с активом областей и города Минска по разъяснению особенностей текущей избирательной кампании.
Совместно с Академией управления было организовано обучение 215 тренеров от районов и городов республики. Прошедшие подготовку специалисты проводят тренинги с членами участковых комиссий по разработанным ЦИК сценариям занятий и с использованием обучающего фильма.
Для территориальных и участковых комиссий Центральной комиссией изданы методические пособия, в которых изложены необходимые разъяснения законодательства и приведены образцы заполнения избирательной документации.
Наблюдатели от СНГ отмечают открытость и коллегиальность заседаний Центральной комиссии, которые проходят с участием наблюдателей, представителей средств массовой информации и транслируются в онлайн-режиме на ее официальном сайте.
В рамках долгосрочного мониторинга избирательной кампании члены Миссии посещают территориальные и участковые комиссии во всех областях Беларуси и городе Минске и констатируют, что комиссии обеспечены необходимым для организации голосования оборудованием, правовой и методической литературой.
Списки избирателей
Согласно Кодексу списки граждан, имеющих право участвовать в выборах Президента Республики Беларусь, составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии.
Местные органы власти обеспечивают учет избирателей на основе данных государственной информационной системы «Регистр населения» и (или) иных баз данных и передают участковым комиссиям списки граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах. В списки включаются обладающие избирательным правом граждане, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, зарегистрированные к моменту составления списка по месту жительства или по месту пребывания на территории данного участка для голосования.
Члены участковых комиссий уточняют списки путем направления запросов в органы ЗАГС, военные комиссариаты, жилищно-эксплуатационные организации, расчетно-справочные центры, подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, организации здравоохранения и суды, а также посещая избирателей по месту их жительства.
С 10 января 2025 года каждый гражданин может в помещении участковой комиссии проверить, включен ли он в список и правильно ли в списке указаны сведения о нем. Избирателю предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке в его отношении неточности, обратившись с заявлением в участковую комиссию. Отказ в удовлетворении заявления может быть обжалован в вышестоящей комиссии или суде.
Избиратель, желающий проголосовать не по месту регистрации, может обратиться в участковую комиссию по месту проживания в период с 10 по 25 января 2025 года и быть включенным в список избирателей на основании паспорта или идентификационной карты гражданина Республики Беларусь и документов, подтверждающих проживание на территории участка для голосования.
Граждане, имеющие право участвовать в выборах и зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания на территории участка для голосования, но не включенные в список по какой-либо причине, могут дополнительно включаться участковыми комиссиями в списки на основании паспорта или идентификационной карты гражданина Республики Беларусь.
Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.
Согласно Кодексу выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек. В поддержку выдвижения кандидатом в Президенты необходимо собрать не менее 100 000 подписей избирателей.
В Центральную комиссию для регистрации инициативных групп были поданы заявления от 11 лиц, имевших намерение выдвинуться кандидатом в Президенты.
По причине несоблюдения требований Кодекса в регистрации 4 инициативных групп было отказано.
Постановлениями ЦИК были зарегистрированы инициативные группы 7 претендентов. В период сбора подписей избирателей 2 претендента заявили о прекращении работы своих инициативных групп.
Проверку достоверности подписей граждан осуществляли территориальные комиссии.
На заседании Центральной комиссии 23 декабря 2024 года кандидатами в Президенты Республики Беларусь были зарегистрированы О. Гайдукевич, А. Канопацкая, А. Лукашенко, С. Сыранков, А. Хижняк.
Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании
В соответствии с Кодексом предвыборная агитация кандидатов в Президенты началась за 25 дней до выборов – с 1 января 2025 года и продлится по 25 января 2025 года.
Согласно Постановлению Центральной комиссии «О порядке использования средств массовой информации при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь» кандидаты в Президенты имеют право на бесплатную публикацию своих предвыборных программ в газетах «Рэспубліка» и «Звязда», а также на два бесплатных выступления в эфире телепрограммы «Беларусь 1» и на два бесплатных выступления в эфире радиопрограммы «Первый национальный канал Белорусского радио» Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь продолжительностью не более 30 минут каждое.
Очередность выступления кандидатов была определена путем жеребьевки, по результатам которой Центральная комиссия 23 декабря 2024 года утвердила графики распределения эфирного времени.
14 января 2025 года программы всех 5 кандидатов были опубликованы в газетах «Рэспубліка» и «Звязда».
Кандидаты в Президенты для ведения агитации могут приобрести дополнительное эфирное время, а также печатную площадь в средствах массовой информации за счет средств собственных избирательных фондов.
На период с 21 ноября 2024 года по 5 февраля 2025 года при Центральной комиссии создан Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации.
До начала агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с соответствующими территориальными комиссиями определили помещения для встреч кандидатов в Президенты, их доверенных лиц с избирателями, места для проведения в уведомительном порядке массовых агитационных мероприятий, а также места для размещения агитационных печатных материалов кандидатов.
Члены Миссии отмечают, что кандидаты и их доверенные лица для своей агитационной кампании используют все предоставленные законодательством возможности: встречи с избирателями, пикеты, выступления в СМИ, распространение печатных агитационных материалов. Значительная часть агитационной работы предвыборными штабами кандидатов ведется с использованием различных интернет-ресурсов и социальных сетей.
По мнению Миссии, агитационная кампания проходит спокойно и организованно, в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. Кандидатам созданы в целом равные условия для предвыборной агитации и обеспечено право выступления в средствах массовой информации.
Центральная и нижестоящие комиссии, местные исполнительные и распорядительные органы, средства массовой информации подробно информируют население страны о подготовке к выборам.
Центральная комиссия разработала визуальную концепцию избирательной кампании: логотип, образцы баннеров, плакатов, памятки и буклет для избирателя, определила единую структуру раздела «Выборы» сайтов исполкомов с указанием видов размещаемой информации при проведении выборов.
Руководством ЦИК в интервью средствам массовой информации регулярно освещаются вопросы подготовки к дню голосования, разъясняются нормы избирательного законодательства.
На интернет-сайте Центральной комиссии представлена необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к избирательной кампании, с 30 декабря 2024 года начал работать сервис по поиску избирателями своих участков для голосования.
Информация о ходе подготовки к выборам дается в новостных теле- и радиопрограммах, публикуется в центральной и местной печати, размещается на официальных сайтах Минского городского, а также областных и районных исполкомов, администраций районов в городах под рубрикой «Выборы Президента Республики Беларусь». Там же доступны сведения о заседаниях территориальных комиссий и принятых ими решениях.
В населенных пунктах республики размещены плакаты, растяжки и пилоны с датой выборов. Для информирования избирателей также используются информационно-рекламные табло, объявления в общественном транспорте, торговых центрах.
Центральная комиссия изготовила общие плакаты с биографическими данными кандидатов в Президенты для размещения на участках для голосования, а также информационные материалы о кандидатах, которые вместе с сообщениями о времени и месте голосования направлены участковыми комиссиями избирателям по месту жительства.
Работа с жалобами и заявлениями
Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Беларусь с просьбой проинформировать о случаях поступления обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса и результатах их рассмотрения. После изучения и обобщения ответов соответствующие сведения будут приведены в итоговом заявлении Миссии.
***
Свои окончательные выводы и оценки Миссия изложит в итоговом документе по результатам мониторинга подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь.
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/28803