Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан
ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей
от Содружества Независимых Государств по
результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан
Общие положения
По приглашению Министерства иностранных дел Республики Таджикистан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан (далее – выборы).
Выборы депутатов нового созыва Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Маджлисов народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов были назначены на 2 марта 2025 года Указом Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона № 882 от 4 декабря 2024 года. Согласно Положению о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств Миссия осуществляла мониторинг только выборов депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 8 февраля 2025 года, действовала свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Таджикистан, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.
В составе Миссии были аккредитованы 157 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. На долгосрочной основе работали 10 наблюдателей. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Душанбе.
В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии Л. Анфимов провел встречи с Председателем Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан Б. Худоёрзода, первым заместителем Министра иностранных дел Республики Таджикистан Н. Исматулло, Главой Миссии Шанхайской организации сотрудничества Пяо Янфань, ознакомился с работой окружных и участковых избирательных комиссий городов Душанбе, Гиссар, Нурек и Турсунзода.
Члены Штаба Миссии обсудили ход избирательной кампании с руководством Центральной комиссии по выборам и референдумам, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Верховного Суда Республики Таджикистан. Состоялись встречи с избирательными штабами Аграрной партии Таджикистана, Демократической партии Таджикистана, Коммунистической партии Таджикистана, Народно-демократической партии Таджикистана, Партии экономических реформ Таджикистана, Социалистической партии Таджикистана.
Представители Миссии в период долгосрочного наблюдения ознакомились с деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий в Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской, Хатлонской областях, городах и районах республиканского подчинения, а также в городе Душанбе.
Работа Миссии была открытой и гласной. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения и промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.
Наблюдатели от Содружества отмечают, что международным наблюдателям в республике были созданы необходимые условия для их деятельности.
Законодательная база для проведения выборов
Правовой основой для проведения выборов являются Конституция, Конституционный Закон «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан» (далее – Закон), нормы других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановления Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан (далее – Центральная комиссия, ЦКВР), разъясняющие отдельные процедуры организации избирательной кампании.
После парламентских выборов 2020 года изменения в Закон не вносились. Миссия подтверждает вывод, сделанный по итогам выборов депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, состоявшихся 1 марта 2020 года, о том, что законодательство республики содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации выборов независимыми избирательными органами на основе всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, при наличии механизмов защиты избирательных прав и разрешения электоральных споров, что отвечает международным стандартам демократических выборов.
Формирование избирательных комиссий и их деятельность
В соответствии с Законом организацию и проведение выборов осуществляли:
Центральная комиссия;
окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Маджлиси намояндагон (далее – окружные комиссии, ОИК);
участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Маджлиси намояндагон (далее – участковые комиссии, УИК).
Центральная комиссия избирается Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли по представлению Президента Республики Таджикистан в составе 7 человек сроком на 7 лет. Членами ЦКВР не могут быть избраны граждане, состоящие в какой-либо политической партии. Действующий состав Центральной комиссии сформирован 25 октября 2019 года.
Окружные комиссии образуются ЦКВР по представлению местных исполнительных органов государственной власти в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 6 членов комиссии.
Участковые комиссии образуются окружными комиссиями в составе от 5 до 19 членов, включая председателя, его заместителя и секретаря комиссии.
В установленные Законом сроки были образованы 41 окружная и 3549 участковых комиссий, в том числе 36 за пределами Республики Таджикистан. Информация о местонахождении избирательных комиссий была опубликована в республиканских СМИ.
Миссия отмечает системную и планомерную работу Центральной комиссии в электоральный период.
Постановлением ЦКВР от 6 декабря 2024 года был утвержден Календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли. Кроме того, Центральная комиссия приняла ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов избирательной кампании, а также разработала и утвердила более 35 инструкций, памяток, правил, рекомендаций для нижестоящих избирательных комиссий и других участников электорального процесса.
В целях совершенствования знаний, деловых и профессиональных навыков организаторов выборов была проведена большая работа по их обучению.
Центральной комиссией в сотрудничестве с Институтом повышения квалификации работников Министерства юстиции и Таджикским национальным университетом было организовано обучение 60 тренеров в столице и более 195 в областях, городах и районах республики, которые проводили обучение членов избирательных комиссий в регионах страны.
Учебно-практические семинары для руководителей, членов ОИК и УИК по вопросам избирательного законодательства, подготовки и проведения выборов были организованы в три этапа в Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областях, городе Душанбе, городах и районах республиканского подчинения. По информации ЦВРК, на них прошли обучение более 22 тысяч человек.
Для обеспечения единообразного применения норм Закона в ходе электоральной кампании, повышения правовой культуры организаторов и участников выборов Центральная комиссия разработала инструкции для окружных и участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, сборник «Вопросы и ответы по избирательному законодательству», Руководство для сотрудников милиции.
По заказу Центральной комиссии были изготовлены разъяснительные плакаты, наглядные материалы, предназначенные для размещения в помещениях для голосования.
В рамках долгосрочного мониторинга выборов члены Миссии посещали окружные и участковые комиссии в регионах республики и городе Душанбе. Наблюдатели от СНГ констатируют, что комиссии были обеспечены средствами связи, оргтехникой, необходимым для организации голосования оборудованием, правовой и методической литературой. В помещениях УИК была размещена информация о кандидатах и порядке голосования.
По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне и в точном соответствии с законодательством страны.
Списки избирателей
Согласно Закону списки избирателей по выборам депутатов Маджлиси намояндагон составляются участковыми комиссиями по каждому избирательному участку. Местные исполнительные органы государственной власти обеспечивают учет избирателей и передают в УИК сведения о проживающих на соответствующей территории избирателях.
В списки включаются граждане Республики Таджикистан, достигшие к дню выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании.
С 15 февраля 2025 года списки размещались в помещениях участковых комиссий для всеобщего ознакомления. Каждый гражданин имел право обжаловать в УИК невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в нем неточности в указании данных об избирателе. Решение комиссии могло быть обжаловано в суде в установленном порядке.
В день голосования граждане, по каким-либо причинам не включенные в список избирателей, могли быть внесены в приложение к списку по предъявлении документа, подтверждающего факт их проживания на территории данного избирательного участка.
По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах были включены свыше 5 млн 522 тыс. избирателей.
Миссия считает, что процедуры составления и уточнения списков избирателей были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
В соответствии с Законом из 63 депутатов Маджлиси намояндагон 41 избирается по одномандатным избирательным округам, а 22 – по единому общереспубликанскому округу по спискам политических партий. К распределению депутатских мандатов допускаются партии, получившие не менее 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Право выдвижения кандидатов в депутаты, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, а по одномандатным округам – политическим партиям, а также гражданам путем самовыдвижения.
Согласно Закону выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам начинается за 60 дней до выборов, а по единому общереспубликанскому округу – со дня назначения выборов.
Списки кандидатов в депутаты по единому общереспубликанскому округу утверждались политическими партиями на их съездах (конференциях). Своих кандидатов выдвинули 6 из 7 политических партий, зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Таджикистан. Аграрная партия Таджикистана выдвинула 13 кандидатов, Партия экономических реформ Таджикистана – 13, Социалистическая партия Таджикистана – 6, Демократическая партия Таджикистана – 4, Народно-демократическая партия Таджикистана – 28, Коммунистическая партия Таджикистана – 6.
Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах от политических партий осуществлялось их городскими, районными органами на пленумах (конференциях), а в порядке самовыдвижения – путем подачи в окружную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом. При этом кандидат-самовыдвиженец должен был собрать в свою поддержку не менее 500 подписей избирателей данного округа. Всего по одномандатным избирательным округам выдвигались 167 претендентов на депутатский мандат, из которых 75 были выдвинуты политическими партиями, а 92 – путем самовыдвижения.
Центральная комиссия зарегистрировала списки всех 6 политических партий, выдвинувших своих кандидатов по единому общереспубликанскому округу, общей численностью 68 человек.
После изучения представленных претендентами документов окружными комиссиями в одномандатных избирательных округах зарегистрированы 152 кандидата в депутаты, из которых 77 – самовыдвиженцы.
Миссия констатирует, что процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты прошли в соответствии с требованиями Закона, на принципах альтернативности и конкурентности, что позволило предоставить избирателям возможность реального выбора.
Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации
Предвыборная агитация началась с момента регистрации списков политических партий, кандидатов в депутаты и завершилась 28 февраля 2025 года. В день выборов и за день до начала голосования предвыборная агитация не допускается.
В целях соблюдения прав субъектов избирательного процесса, недопущения злоупотребления свободой массовой информации, политическими партиями, участвовавшими в электоральной кампании, было подписано соглашение о соблюдении правил предвыборной агитации на выборах депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
В соответствии с Законом предвыборная агитация может осуществляться в следующих формах:
через средства массовой информации;
путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, организации дебатов и дискуссий);
путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов;
в иных установленных Законом формах.
Согласно Постановлению Центральной комиссии «О порядке использования средств массовой информации в предвыборной агитации» каждой политической партии было выделено до 40 минут бесплатного эфирного времени, а каждому кандидату в депутаты и их доверенным лицам – до 20 минут на каналах государственного телевидения и радио.
Политическим партиям, кандидатам в депутаты, а также их доверенным лицам было предоставлено право бесплатно и на равных условиях публиковать предвыборные программы и агитационные материалы в государственных республиканских, областных, городских и районных печатных изданиях в объеме до 8 печатных листов.
Помимо предоставленного бесплатного эфирного времени, каждый кандидат в депутаты, политическая партия имели право осуществлять предвыборную агитацию на государственном телевидении и радио, в печатных СМИ на платной основе за счет средств своих избирательных фондов.
В целях создания равных условий для всех кандидатов и политических партий в предвыборной агитации Центральная комиссия своим постановлением определила единую форму и размер агитационных плакатов политических партий и кандидатов в депутаты Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли.
Партиям и кандидатам безвозмездно и на равных условиях были выделены места для проведения предвыборных мероприятий и встреч с избирателями. Окружные комиссии совместно с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления оказывали содействие в организации этих встреч, предоставляя помещения и оповещая граждан о времени и месте проведения таких мероприятий.
Агитационная работа политическими партиями, кандидатами в депутаты проводилась также в виде поквартирных обходов, распространения листовок и плакатов.
По мнению Миссии, всем участвующим в выборах политическим партиям и кандидатам в депутаты были созданы равные условия для ведения агитации и предоставлены широкие возможности для конкурентной борьбы за голоса избирателей.
Наблюдатели констатируют, что агитационная кампания проходила спокойно и организованно, с соблюдением требований законодательства.
Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение электоральной кампании.
Ход подготовки к дню голосования освещался в новостных теле- и радиопрограммах. Соответствующая информация публиковалась в центральной и местной печати. Руководством Центральной комиссии, учеными, экспертами в области права регулярно давались интервью республиканским и региональным средствам массовой информации, в которых обсуждались вопросы проведения выборов, разъяснялись нормы избирательного законодательства.
По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики, а также социальная реклама, призывающая к участию в голосовании.
На сайте ЦВРК была представлена необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к избирательной кампании. Центральная комиссия также открыла отдельные страницы в социальных сетях Facebook, Instagram, Telegram и на платформе YouTube.
Для дополнительного информирования избирателей было разработано мобильное приложение «Выборы народных депутатов – 2025».
По заказу ЦКВР были изготовлены свыше 450 тысяч экземпляров информационных плакатов о кандидатах в депутаты, включенных в партийные списки, а также баллотирующихся по одномандатным округам, которые вывешивались на избирательных участках.
В населенных пунктах республики были размещены информационные баннеры, плакаты, растяжки с датой выборов.
Участковые комиссии направили избирателям извещения о дне голосования с указанием адреса избирательного участка.
Для оповещения граждан также рассылались СМС-сообщения.
Жалобы и заявления
Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Таджикистан с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с электоральной кампанией.
По сведениям Центральной комиссии, по состоянию на 2 марта ею получены 8 обращений, которые были рассмотрены в установленные сроки.
Генеральная прокуратура не получала жалоб и обращений, касающихся избирательного процесса.
По информации Министерства внутренних дел, правонарушений, связанных с избирательной кампанией, не зафиксировано.
Суды республики рассмотрели 2 жалобы, касающиеся выборов в местные Маджлисы народных депутатов. Заявления, связанные с выборами в Маджлиси намояндагон, в суды не поступали.
Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей
В соответствии с Законом граждане, не имевшие возможности прибыть в день голосования на избирательный участок, могли за 7 дней до выборов проголосовать досрочно в помещении соответствующей окружной комиссии.
В день выборов, 2 марта 2025 года, голосование проводилось с 6.00 до 20.00.
На избирательных участках были созданы необходимые условия для людей с ограниченными физическими возможностями. Помещения для голосования располагались преимущественно на первых этажах зданий и, как правило, оборудовались элементами доступной среды. Для избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата были установлены специальные кабины, приспособленные для заполнения бюллетеня сидя, организовано дежурство волонтеров для оказания необходимой помощи лицам, нуждавшимся в ней в силу возраста или состояния здоровья.
Также на избирательных участках были оборудованы медпункты, комнаты матери и ребенка.
Участковые комиссии обеспечили возможность голосования гражданам, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могли прийти в день выборов в помещение для голосования. В этих случаях голосование организовывалось по местонахождению избирателя с использованием переносных ящиков для голосования.
В мониторинге голосования приняли участие более 11 тыс. 600 национальных наблюдателей, что, по мнению Миссии, позволило осуществить широкий гражданский контроль за выборами.
В день выборов наблюдатели от Содружества посетили 887 избирательных участков в большинстве регионов страны, а также осуществляли наблюдение на зарубежных участках в дипломатических представительствах Республики Таджикистан в Азербайджанской Республике (Баку), Республике Беларусь (Минск), Республике Казахстан (Алматы), Кыргызской Республике (Бишкек), Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Уфа), Республике Узбекистан (Ташкент), Королевстве Бельгия (Брюссель), Объединенных Арабских Эмиратах (Дубай), Республике Корея (Сеул), Французской Республике (Париж).
На участках, где побывали члены Миссии, голосование проходило в спокойной обстановке, при высокой явке избирателей.
Наблюдатели от СНГ присутствовали при подсчете голосов участковыми комиссиями и отметили, что данная процедура проводилась в соответствии с требованиями Закона.
Зафиксированные наблюдателями отдельные упущения носили технический характер и оперативно устранялись участковыми комиссиями. Нарушений, которые могли бы повлиять на результаты выборов, Миссией выявлено не было.
Выводы
Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, состоявшиеся 2 марта 2025 года:
проведены в полном соответствии с Конституцией и избирательным законодательством Республики Таджикистан;
прошли на высоком организационном уровне, были альтернативными, открытыми и прозрачными;
обеспечили право граждан Республики Таджикистан на свободное волеизъявление.
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/29116