Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информация о проектах документов, вносимых на рассмотрение заседания Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (29 мая 2015 года, поселок Бурабай, Республика Казахстан)

На заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (далее – СГП СНГ) планируется рассмотреть 23 проекта документов по различным аспектам сотрудничества и взаимодействия в рамках Содружества.

Более трети документов нацелены на расширение и углубление сотрудничества и взаимодействия в сфере экономики.

Наиболее важными из них являются следующие проекты решений:

о Плане совместных действий государств – участников СНГ по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере.

В рамках обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивости экономического роста планируется разработать и реализовать приоритетные совместные проекты в области инфраструктуры и производственной кооперации  стран Содружества, в том числе в сферах транспорта, информационно-коммуникационных технологий, вложений в человеческий капитал. Предполагается также выработать и реализовать меры поддержки и развития внутреннего спроса в государствах – участниках СНГ и др.

Предусмотрены меры по развитию финансовых рынков, включающие подготовку предложений по расширению использования национальных валют во взаимной торговле, реализацию мер по повышению устойчивости банковских систем стран Содружества и вступлению в силу Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – участников СНГ от 5 декабря 2012 года.

Кроме этого, План содержит комплекс организационно-правовых мер, направленных на развитие взаимной торговли в рамках заключенного Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года;

о ходе реализации в 2014 году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и Комплекса мероприятий на 2012–2014 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

В 2014 году основное внимание уделялось вопросам актуализации Межгосударственной программы, в первую очередь в части совершенствования функций и механизма взаимодействия органов управления и участников Программы, доработки ее нормативных положений.

В рамках выполнения Комплекса мероприятий на 2012–2014 годы по реализации Программы разработана система межгосударственного взаимодействия инновационных структур, требующая разработки мероприятий по реализации Программы на 2015–2016 годы и на 2017–2020 годы.

Современная экономическая ситуация сужает финансовые возможности государств – участников СНГ, что сказывается на финансировании межгосударственных инновационных проектов Программы, которое осуществляется в полном объеме в Российской Федерации и частично в Республике Беларусь.

В этой связи предлагается принять меры по обеспечению финансирования пилотных проектов Программы в соответствии с национальным законодательством, а также ускорить завершение работ над межгосударственным соглашением о порядке финансирования проектов и мероприятий в рамках Программы;

о Комплексе мероприятий на 2015–2016 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

Комплекс мероприятий включает подготовку проекта порядка разработки и финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года, актуализацию ее положений и ряд других мер нормативно-правового обеспечения.

В рамках осуществления организационно-технологических мероприятий планируется разработать предложения по формированию в государствах – участниках СНГ баз данных инновационных разработок, взаимному обмену и обеспечению доступа к ним; сформировать перечень первоочередных потребностей государств – участников СНГ в инновационных технологиях и разработках и составить карты технологических потребностей предприятий; подготовить план действий по развитию взаимодействия бизнеса и науки в рамках Программы в государствах – участниках СНГ и др.

Предусматривается также в 2015–2016 гг. осуществить мероприятия по информационному и кадровому обеспечению реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года;

об Основных направлениях сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года.

Проект Основных направлений закрепляет принципы, цели, задачи государств – участников СНГ в лесном хозяйстве и лесной промышленности, а также механизмы их реализации.

В нем предусматриваются следующие направления сотрудничества:

совершенствование и развитие механизмов взаимного сотрудничества между министерствами, ведомствами и иными структурами государств – участников СНГ, отвечающими за развитие лесного хозяйства и лесной промышленности;

обеспечение экономической и экологической безопасности при использовании лесов и обеспечении лесными ресурсами перерабатывающих производств;

создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;

развитие образования, науки, трудового и интеллектуального потенциалов в лесном секторе экономики государств – участников СНГ.

Важными направлениями являются также дальнейшее развитие и сближение нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения процессов управления в лесном хозяйстве и лесной промышленности, развитие научно-технологической базы, кадрового потенциала, торгово-экономического сотрудничества, создание единого информационного пространства и другие направления.

Реализация Основных направлений в рамках утвержденного Плана мероприятий на период до 2025 г. возлагается на лесные ведомства государств – участников СНГ и Межправительственный совет по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству.

Реализация Основных направлений и Плана мероприятий позволит повысить экономический потенциал лесного хозяйства и лесной промышленности государств – участников СНГ, конкурентоспособность экономики, уровень благосостояния и качества жизни населения, а странам Содружества выйти на новый уровень сотрудничества и широкой кооперации, развития рынка продукции и услуг в области лесного хозяйства и лесной промышленности.

Прогнозируется достижение следующих показателей:

обеспечение в государствах – участниках СНГ темпов роста показателей лесной промышленности и лесного хозяйства, превышающих среднегодовые показатели роста национальной экономики;

сокращение различий между государствами – участниками СНГ по интегральным показателям развития лесного хозяйства и лесной промышленности;

обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, укрепления позиций в мировой хозяйственной системе государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на основе достижения конкурентоспособности экономики государств – участников СНГ;

о Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и Плане мероприятий по ее реализации.

Концепция определяет основные принципы, цели, задачи и направления деятельности органов исполнительной власти государств – участников СНГ и их регионов, а также организаций и граждан в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ.

Целями межрегионального и приграничного сотрудничества государств  участников СНГ являются содействие социально-экономическому развитию регионов, в том числе с учетом их географического положения, а также развитие торгово-экономического, культурного и человеческого потенциала регионов, развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ, формирование и реализация взаимовыгодной согласованной региональной политики.

Документ предусматривает следующие задачи и направления межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ:

совершенствование законодательства государств – участников СНГ с учетом действующих двух- и многосторонних международных договоров;

мобилизация имеющихся возможностей в социально-экономической и культурной сферах на решение совместных задач;

проведение Форума регионов государств – участников СНГ, создание региональных объединений сотрудничества;

согласованное обустройство приграничной инфраструктуры;

развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества регионов;

укрепление атмосферы доверия, взаимопонимания и добрососедства между населением регионов за счет развития гуманитарных связей;

охрана здоровья и обеспечение правопорядка и безопасности;

рациональное и безопасное использование природных ресурсов и осуществление хозяйственной деятельности с учетом обеспечения безопасности окружающей среды;

обеспечение своевременного предупреждения и совместной ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях;

регулирование рынка труда и миграционных процессов на приграничных территориях.

Концепция предусматривает совместное рассмотрение вопросов развития и координации межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ, в том числе в рамках Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников СНГ;

о Концепции формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности.

Проект Концепции разработан в целях оптимизации системы профессионального образования в области интеллектуальной собственности государств – участников СНГ в соответствии с современными потребностями экономики, обеспечения высокопрофессиональными кадрами по управлению интеллектуальной собственностью, а также повышения доступности качественного образования в данной сфере.

Концепция определяет цель, задачи и основные принципы формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности, а также формы, специальности и направления подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в данной сфере.

Координация действий по реализации положений Концепции возлагается на Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, функции методического центра по реализации целей и задач Концепции – на Российскую государственную академию интеллектуальной собственности как базовую организацию государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности.

Согласно Плану первоочередных мероприятий по реализации Концепции, в течение 2015–2016 гг. предполагается разработать и утвердить Положение о формировании и развитии межгосударственной системы подготовки
и систему дистанционного обучения с использованием сетевых режимов и ресурсов. Планируется также проведение ежегодных обучающих семинаров
и тренингов для специалистов в сфере интеллектуальной собственности.
На постоянной основе предполагается осуществлять
обмен учебно-методическими материалами, совместное внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий, а также организовывать и проводить международные научно-практические конференции, симпозиумы и другие совместные мероприятия.

Принятие Концепции позволит государствам – участникам СНГ обеспечить высококвалифицированными специалистами приоритетные направления развития науки и техники, создать условия для успешного решения задач по патентному сопровождению научно-технических исследований и разработок, введению объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, формированию рынка интеллектуальной собственности;

о внесении изменений в Межгосударственную целевую программу «Рекультивация территорий государств – членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».

В связи с прекращением деятельности органов Евразийского экономического сообщества внесены изменения в наименование Межгосударственной целевой программы, где слова «территорий государств – членов ЕврАзЭС» заменены словами «территорий Кыргызской Республики и Республики Таджикистан», а также в текст документа в связи с его реализацией  в рамках Содружества Независимых Государств,

а также Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений.

Разработка проекта документа обусловлена экономической целесообразностью сотрудничества по обеспечению единства и достоверности измерений и необходимостью укрепления взаимодействия при выполнении положений Соглашения о проведении согласованной политики
в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года.

Проект документа определяет основные условия взаимного признания результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации единичных экземпляров средств измерений, произведенных в государствах – участниках Соглашения, а также поверки и калибровки средств измерений, проводимых в государствах – участниках Соглашения.

Порядок признания результатов испытаний регламентируется нормативным документом, принимаемым Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по согласованию с уполномоченными национальными органами по метрологии государств – участников Соглашения.

Подписание Соглашения позволит повысить эффективность деятельности метрологических служб по испытаниям с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений.

В блоке документов гуманитарного характера, внесенном на заседание СГП СНГ, наиболее значимым является проект Решения об Основных мероприятиях сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области культуры на 2016–2020 годы.

Проектом запланировано проведение в 2016–2020 годах в столицах
и других городах государств – участников СНГ свыше 120 мероприятий
в области культуры.

В отдельные разделы проекта включены меры по сохранению и использованию памятников историко-культурного наследия, охране нематериального историко-культурного наследия и народного творчества.

Кроме этого, предусматриваются мероприятия, направленные на дальнейшее расширение и углубление сотрудничества в театрально-концертной области, в музыкальной и библиотечной сферах, в музейном деле, а также в таких областях, как кино, наука, образование, книгоиздание, изобразительное искусство, информационная деятельность и совместная подготовка кадров.

В гуманитарном блоке также предполагается рассмотреть проекты:

Соглашения о повышении квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций государств – участников Содружества Независимых Государств.

Проект Соглашения направлен на развитие долгосрочного сотрудничества в сфере дополнительного образования педагогических работников общеобразовательных организаций государств – участников Содружества Независимых Государств.

Предусматривается создание уполномоченных органов, ответственных за предоставление взаимной информации о системе повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций.

К важным положениям проекта можно отнести предоставление равных прав педагогическим работникам общеобразовательных организаций, осуществляющим профессиональную деятельность на территории государств – участников Соглашения; содействие развитию прямых связей и обмену опытом работы между образовательными организациями (образовательными учреждениями, учреждениями образования) сторон, предоставляющими услуги в области повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, и организациями, заинтересованными в получении таких услуг, а также содействие выставочной деятельности и рекламе образовательных услуг в указанной области.

Подписание Соглашения будет способствовать развитию долгосрочного сотрудничества и углублению интеграционных процессов в сфере дополнительного образования педагогических работников общеобразовательных организаций государств – участников Содружества Независимых Государств;

Решения об учреждении нагрудного знака Содружества Независимых Государств «Отличник образования Содружества Независимых Государств».

Проектом учреждается нагрудный знак Содружества Независимых Государств «Отличник образования Содружества Независимых Государств», утверждаются Положение о нем, Описание нагрудного знака и удостоверения к нему, а также Инструкция о порядке представления к награждению.

Нагрудным знаком будут награждаться лучшие работники сферы образования стран СНГ на съездах учителей и работников образования государств – участников СНГ;

решений о придании статуса базовых организаций государств – участников СНГ:

Научно-исследовательскому институту труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – в сфере методического и организационно-технического обеспечения работ в области нормирования труда;

Белорусскому государственному экономическому университету – по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по нормированию труда;

федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации – по подготовке специалистов военно-гуманитарного профиля;

Решения о состоянии архивного дела в государствах – участниках СНГ.

Согласно Информации, подготовленной Консультативным советом руководителей государственных архивных служб государств – участников СНГ, архивные службы и государственные архивные учреждения всех стран Содружества качественно и в полном объеме выполняют поставленные перед ними задачи по комплектованию, сохранности, организации учета архивных фондов и документов.

В то же время в этой деятельности имеется ряд проблем, касающихся недостаточного финансирования государственных архивных учреждений, расширения площадей архивохранилищ государственных архивов, повышения статуса и квалификации архивных работников.

Консультативным советом вносятся предложения:

оказывать архивным службам поддержку в части подготовки и реализации комплексных государственных программ в сфере архивного дела, обеспечения их полного и непрерывного финансирования;

рассмотреть вопрос о повышении статуса органов управления архивным делом, возвращении их прямого подчинения правительствам своих государств, а также права принятия нормативных правовых актов в сфере архивного дела и делопроизводства;

увеличить объем финансирования мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления государств – участников СНГ на базе Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, являющегося базовой организацией в этой сфере в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ
от 18 сентября 2003 года.

В сфере обеспечения безопасности планируется рассмотреть проекты решений:

о Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении.

В документе заложена система согласованных государствами – участниками СНГ взглядов и подходов к сотрудничеству в области обеспечения транспортной безопасности, определяющая цели, основные задачи и направления сотрудничества государств – участников СНГ в этой сфере. Ее положения являются основой для разработки международных договоров, а также межгосударственных целевых программ в области обеспечения транспортной безопасности в рамках Содружества.

Реализация Стратегии отвечает жизненно важным интересам каждого государства – участника СНГ и призвана содействовать укреплению экономических связей и безопасности на пространстве СНГ;

об Основных направлениях развития Объединенной системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года.

Проект документа содержит широкий комплекс мероприятий, направленных на совершенствование нормативной правовой базы сотрудничества в этой области, организационной структуры и системы управления Объединенной системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств – участников Содружества Независимых Государств. Проект предусматривает организацию и проведение совместных мероприятий (тренировок и сборов) оперативной подготовки.

В рамках военно-технического сотрудничества планируется оснастить подразделения национальных систем контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки современными диагностическими и программными комплексами по прогнозированию и моделированию радиационной, химической и биологической обстановки, утвердить единые методики и программное обеспечение контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки и др.;

о Концепции развития военно-прикладных видов спорта в вооруженных силах государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года.

Проект Концепции нацелен на повышение физической подготовленности военнослужащих вооруженных сил государств – участников СНГ и предусматривает следующие задачи:

гармонизация законодательств государств – участников СНГ в области развития военно-прикладных видов спорта, а также организация и проведение спартакиад вооруженных сил государств – участников СНГ;

определение единого подхода и стандартов (нормативов) к организации и проведению занятий по военно-прикладным видам спорта;

увеличение количества занятий и соревнований по военно-прикладным видам спорта в дружественных армиях государств – участников СНГ;

вовлечение в занятия военно-прикладными видами спорта допризывной молодежи и молодежи призывного возраста;

популяризация военно-прикладных видов спорта;

укрепление здоровья и закаливание военнослужащих, допризывной молодежи и молодежи призывного возраста.

В проекте закреплены также основные направления развития военно-прикладных видов спорта.

Реализация положений Концепции позволит:

приобщить молодежь к физической культуре и здоровому образу жизни;

развить учебно-материальную базу по физической подготовке;

увеличить долю военнослужащих, допризывной молодежи и молодежи призывного возраста, углубленно занимающихся военно-прикладными видами спорта;

создать условия для занятий военно-прикладными видами спорта в вооруженных силах государств – участников СНГ;

привлечь все категории военнослужащих к систематическим занятиям военно-прикладными видами спорта;

повысить уровень физической подготовленности военнослужащих, укрепить их здоровье и психологическую устойчивость;

снизить морально-психологическую напряженность в воинских коллективах;

увеличить долю военнослужащих, выполнивших нормативы по физической подготовке на «хорошо» и «отлично», а также имеющих спортивные звания и разряды по военно-прикладным видам спорта;

укрепить дружественные связи между военнослужащими  государств – участников СНГ;

о Регламенте информационного взаимодействия государств – участников Соглашения о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 2011 года.

Проектом Решения Совета глав правительств СНГ предусматривается утвердить Регламент ИВГУС и ЕСУ; правительствам государств – участников Соглашения о ЕСУ СНГ определить порядок передачи полномочным органом данных ЕСУ СНГ своим заинтересованным министерствам и ведомствам; участникам информационного взаимодействия – обеспечить защиту информации в рамках ЕСУ СНГ.

Документом определены участники информационного взаимодействия ЕСУ – национальные полномочные органы государств – участников Соглашения о ЕСУ СНГ (поставщики/потребители данных) и субъекты – получатели данных ЕСУ СНГ в рамках их компетенции и в объеме, определяемом национальным полномочным органом (НПО). К последним относятся Антитеррористический центр государств – участников Содружества Независимых Государств; Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств; Координационная служба Совета командующих Пограничными войсками; Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности.

Оператором ЕСУ СНГ определена Федеральная миграционная служба Российской Федерации – НПО Российской Федерации.

Проект закрепляет функциональную схему построения ЕСУ СНГ, определяет функции участников информационного взаимодействия и порядок получения информации о въезде, выезде и пребывании. Регламентом предусмотрены следующие виды взаимодействия: получение информации о въезде, выезде и пребывании; получение информации о статистических показателях в сфере внешней миграции.

Регламентация ЕСУ граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников Содружества Независимых Государств, будет способствовать повышению эффективности совместной борьбы с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконной миграцией и иными вызовами и угрозами.

На заседании СГП СНГ также будут рассмотрены проекты решений:

о результатах проведенных в 2014 году документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ.

Проектом Решения предусмотрено принять к сведению Информацию о результатах документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, а также исполнение мероприятий по устранению выявленных недостатков. Исполнительному комитету СНГ обеспечить контроль за ходом их выполнения и во втором полугодии 2015 года проинформировать в установленном порядке Экономический совет СНГ;

о назначениях:

Гаркуна Владимира Гиляровича на должность первого заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ – по предложению Республики Беларусь;

Жусупбекова Конысбека Аргынгазиновича на должность заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ – по предложению Республики Казахстан;

Иванова Сергея Игоревича на должность заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ – по предложению Российской Федерации;

Земскова Олега Альбертовича, представителя Республики Беларусь, заместителем Руководителя Антитеррористического центра государств – участников Содружества Независимых Государств.

Планируется также рассмотреть вопрос о месте и сроке проведения очередного заседания Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, которое состоится, как предполагается, 30 октября 2015 года
в городе Душанбе, Республика Таджикистан.

 

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/5011