Страны СНГ развивают сотрудничество в обеспечении транспортной безопасности
Современная транспортная система из-за стратегической важности для развития государства и своих функциональных особенностей потенциально вступает как одна из целей для международного терроризма. Являясь одним из важнейших элементов инфраструктуры, транспорт, особенно в эпоху глобализации, в большей степени подвержен техногенным катастрофам и актам незаконного вмешательства.
В Содружестве Независимых Государств придается важное значение выработке и реализации государствами согласованной системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса при перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении.
В рамках СНГ успешно функционируют система специализированных органов сотрудничества в сфере обеспечения безопасности, а также такие органы отраслевого сотрудничества, как Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, Межправительственный совет дорожников, Совет по авиации и использованию воздушного пространства, Межгосударственный авиационный комитет и Координационное транспортное совещанием государств – участников СНГ.
В целях обеспечения транспортной безопасности в рамках СНГ действует ряд документов, в том числе:
Декларация по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах – участниках СНГ (от 18 сентября 2003 года);
Приоритетные направления сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года (от 14 ноября 2008 года);
Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ (от 20 ноября 2009 года);
Соглашение об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности (от 30 мая 2014 года);
модельный закон «О безопасности на транспорте», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 31 октября 2007 года.
Новым и принципиально важным документом в этой области стала недавно принятая Стратегия обеспечения транспортной безопасности на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении. Она была утверждена 29 мая 2015 года на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в поселке Бурабай, Республика Казахстан.
Стратегия представляет собой комплексный документ, закрепляющий систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов и подходов к сотрудничеству в области обеспечения транспортной безопасности, определяющий цель, основные задачи и направления сотрудничества стран Содружества в этой сфере.
В документе впервые в международно-правовой практике СНГ представлен широкий и объемный перечень ключевых терминов и определений, относящихся к данной сфере. Так, Стратегия охватывает единую техническую систему государств – участников Содружества, предназначенную для перемещения пассажиров, грузов и грузобагажа, в том числе такие технологические комплексы, как железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений; судоходные гидротехнические сооружения; аэродромы, аэропорты; объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки; а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Объектами обеспечения транспортной безопасности являются также транспортные средства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, устройств, включающие: транспортные средства автомобильного транспорта; воздушные суда гражданской авиации; воздушные суда авиации общего назначения; суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда); суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров; железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям.
Согласно Стратегии актом незаконного вмешательства признается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасности деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда и здоровью людей, материальный ущерб, либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Кроме этого, документ включает в себя ключевые термины и определения, определяющие категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценку их уязвимости, степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и ряд других.
Главная цель Стратегии – выработка и реализация странами Содружества согласованной системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса при перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении.
В рамках ее реализации предстоит решить ряд основных задач:
гармонизировать подходы государств – участников СНГ к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения транспортной безопасности;
сформировать организационно-правовой механизм реализации согласованных мер обеспечения транспортной безопасности и незамедлительного информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, используемых для осуществления международных перевозок на/с или через территории государств – участников СНГ;
выявлять, предупреждать и пресекать акты незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на территориях государств – участников СНГ, и (или) транспортных средств, осуществляющих перевозки по их территориям, вне зависимости от государства их принадлежности, а также обеспечить ликвидацию последствий, установление причин и условий совершения актов незаконного вмешательства;
сформировать механизм, обеспечивающий своевременную передачу сведений, содержащихся в проездных документах (билетах) пассажиров, следующих в международном сообщении, в формируемые государствами – участниками СНГ национальные автоматизированные базы персональных данных о пассажирах.
Одним из ключевых направлений сотрудничества государств – участников СНГ станет гармонизация подходов к:
определению угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых для осуществления перевозок по территориям государств – участников Содружества, установлению уровней безопасности в транспортном комплексе, порядку их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства;
дифференциации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых для осуществления перевозок между странами Содружества в соответствии с критериями категорирования;
проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых для осуществления перевозок между государствами – участниками СНГ;
разработке требований, планированию и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Сотрудничество стран Содружества также будет выражаться в гармонизации подходов к установлению требований:
к лицам, осуществляющим работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности;
к подготовке и аттестации лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых для осуществления перевозок между государствами – участниками СНГ;
к осуществлению государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
к организации информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
к установлению прав, обязанностей и ответственности субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков и иных лиц, ответственных за планирование и реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Одним из направлений также выступает формирование согласованной позиции по вопросам обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в рамках участия государств – участников СНГ в деятельности иных международных организаций.
Государств – участники Стратегии определят компетентные органы, уполномоченные обеспечить организацию и осуществление взаимодействия в рамках ее реализации.
Среди конкретных форм сотрудничества наших стран можно выделить:
разработку и внесение на рассмотрение органов СНГ согласованных предложений по реализации Стратегии;
взаимодействие и координацию деятельности компетентных органов государств – участников СНГ, органов отраслевого сотрудничества СНГ при реализации положений Стратегии;
организацию информационного обмена по наиболее актуальным вопросам обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
проведение международных конференций, выставок и семинаров по вопросам обеспечения транспортной безопасности;
организацию государствами – участниками СНГ регулярного обмена опытом в целях подготовки и повышения квалификации лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
проведение научно-исследовательских работ.
В рамках реализации Стратегии обеспечения транспортной безопасности на основе предложений, поступивших из стран Содружества, предусматривается разработка общего плана мероприятий. Координировать реализацию Стратегии будет Координационное транспортное совещание государств – участников СНГ во взаимодействии с Антитеррористическим центром государств – участников СНГ, Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, Межправительственным советом дорожников, Советом по авиации и использованию воздушного пространства, Межгосударственным авиационным комитетом.
Реализация Стратегии отвечает жизненно важным интересам каждого государства – участника СНГ и призвана содействовать укреплению экономических связей и безопасности на пространстве СНГ.
Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/5213