Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Республики Беларусь

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением
выборов Президента Республики Беларусь,
состоявшихся 11
 октября 2015 года

 

Организация мониторинга и условия для его проведения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Беларусь Миссия наблюдателей от СНГ (далее – Миссия) с 18 августа 2015 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь (далее – выборы).

В составе Миссии были аккредитованы 387 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

На долгосрочной основе работали 43 наблюдателя. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Минске.

Миссия строила свою работу в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов, законодательством Республики Беларусь, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и уважая суверенитет государства.

Представители Миссии обсудили ход избирательной кампании с руководством Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, с кандидатом в Президенты Н. Улаховичем, руководством предвыборных штабов кандидатов в Президенты А. Лукашенко, С. Гайдукевича, Т. Короткевич.

Продолжилось взаимодействие миссий наблюдателей от СНГ и БДИПЧ ОБСЕ. В день выборов Глава Миссии наблюдателей от СНГ С. Лебедев встретился с Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ Ж. Фором.

Миссия проводила политику информационной открытости, ее деятельность освещалась в прессе, в теле- и радиопередачах. Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения, промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

Наблюдателям от Содружества были созданы необходимые условия для наблюдения за выборами, что свидетельствует о демократичности, открытости и прозрачности избирательного процесса.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции, Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), иных законодательных актов Республики Беларусь, а также постановлений Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия).

По мнению Миссии, присоединение Республики Беларусь в 2014 году к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств стало важным международным и политическим шагом, который демонстрирует приверженность Беларуси демократии и свободным выборам.

После избирательных кампаний 2010 и 2012 годов в Кодекс в ноябре 2013 года и в июне 2015 года были внесены изменения, направленные на дальнейшую демократизацию избирательной системы. Основные из них, касающиеся выборов Президента Республики Беларусь, следующие:

изменен порядок финансирования избирательных кампаний кандидатов;

закреплена недопустимость проведения агитации, направленной на срыв выборов;

введен ряд норм, способствующих повышению уровня информированности избирателей о кандидатах;

уточнен порядок принятия решений об отказе в регистрации и отмене решения о регистрации кандидатов в Президенты;

расширена судебная защита избирательных прав граждан.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Беларусь.

Миссия отмечает, что законодательство республики отвечает общепризнанным нормам международного права в области организации и проведения выборов и является достаточной правовой основой для их свободного и демократического проведения.

 

Формирование комиссий по выборам
Президента Республики Беларусь и их деятельность

Организацию и проведение выборов осуществляли:

Центральная комиссия;

территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь (далее – территориальные комиссии);

участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь (далее – участковые комиссии).

В установленные Кодексом сроки были образованы 153 территориальные и 6129 участковых комиссий, в том числе 49 за пределами Республики Беларусь.

Наблюдатели от Содружества присутствовали на заседаниях райисполкомов и администраций районов в городах по образованию участковых комиссий в 16 районах всех областей республики и города Минска.

Миссия констатирует, что при формировании комиссий было соблюдено требование Кодекса о том, что, как правило, в состав комиссий должны включаться не менее 1/3 представителей политических партий и других общественных объединений и не более 1/3 государственных служащих.

Миссия отмечает гласную и открытую работу Центральной комиссии. Ее решения принимались на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения.

Каждому кандидату в Президенты была предоставлена возможность направить по одному своему представителю в Центральную комиссию в качестве ее члена с правом совещательного голоса. Этим правом воспользовались С. Гайдукевич, Т. Короткевич, Н. Улахович.

В целях повышения профессионального уровня руководящего состава территориальных комиссий Центральная комиссия провела в областях семинары-совещания.

Обучение членов участковых комиссий прошло по утвержденному Центральной комиссией Примерному сценарию тренинга для членов участковых комиссий.

Представители Миссии, присутствовавшие на тренингах, отметили, что в ходе их проведения моделировались и разрешались ситуации, которые могли возникнуть на избирательных участках, как в день выборов, так и в период досрочного голосования.

В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ посетили 105 территориальных комиссий и более 400 участковых. При посещении комиссий наблюдатели от Содружества получали необходимую информацию, имели доступ к документам, регулирующим избирательный процесс.

Глава Миссии С. Лебедев ознакомился с работой территориальных и участковых комиссий Минской области и
г. Минска.

В целях проверки готовности комиссий к выборам Центральная комиссия 5 октября 2015 года провела генеральную репетицию, в ходе которой передавалась информация о количестве избирателей, о числе ящиков для голосования, в том числе прозрачных, о количестве полученных бюллетеней и другие данные. Также были проверены средства связи, задействованные во всех комиссиях.

По мнению Миссии, Центральная, территориальные и участковые комиссии приняли практические меры для подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне.

 

Списки избирателей

Списки граждан, имевших право участвовать в выборах, в соответствии с Кодексом составлялись по каждому участку для голосования местными органами власти и передавались в участковые комиссии.

В список включались граждане, зарегистрированные к моменту составления списка по месту жительства или по месту пребывания на территории данного участка для голосования.

Члены участковых комиссий уточняли списки путем посещения избирателей по месту их жительства и направления запросов в органы ЗАГС, военные комиссариаты, жилищно-эксплуатационные организации, подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел. Избиратели могли ознакомиться со списками за 15 дней до выборов в помещениях участковых комиссий. Каждому гражданину предоставлялось право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка.

Граждане, имевшие право участвовать в выборах, но поселившиеся на территории участка для голосования после предоставления списка для ознакомления, а также граждане, по какой-либо причине не включенные в список, дополнительно включались участковыми комиссиями в списки на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих проживание на территории данного участка.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах было включено около 7 млн. избирателей.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей предоставила право гражданам Республики Беларусь, имеющим право голоса, принять участие в выборах.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов
в Президенты Республики Беларусь

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществлялось инициативными группами избирателей в количестве не менее 100 человек. В поддержку выдвижения кандидатом в Президенты необходимо было собрать не менее 100 000 подписей избирателей.

В Центральную комиссию для регистрации инициативных групп были предоставлены документы от пятнадцати лиц, имевших намерение выдвинуться кандидатом в Президенты.

По итогам рассмотрения документов Центральная комиссия отказала в регистрации семи инициативных групп и зарегистрировала инициативные группы избирателей восьми претендентов.

Наблюдатели констатировали, что сбор подписей проходил беспрепятственно и осуществлялся путем посещения избирателей на дому, организации пикетов на улице.

Инициативные группы соблюдали закон и действовали корректно, не создавая неудобств для граждан и препятствий для своих конкурентов.

Центральной комиссией был подготовлен информационно-разъяснительный видеоматериал о порядке сбора подписей, который транслировался по каналам телевидения.

Проверку достоверности подписей граждан осуществляли территориальные комиссии.

Наблюдатели от Содружества присутствовали на заседаниях ряда территориальных комиссий при подведении итогов проверки достоверности подписей, собранных инициативными группами в поддержку выдвижения кандидатов в Президенты, и отмечали, что подход ко всем претендентам был одинаковым, равным и соответствовал избирательному законодательству.

На заседании Центральной комиссии 10 сентября 2015 года кандидатами в Президенты Республики Беларусь были зарегистрированы: С. Гайдукевич, Т. Короткевич, А. Лукашенко, Н. Улахович. Впервые в борьбе за высший государственный пост участвовала женщина.

В регистрации было отказано Ж. Романовской, так как она предоставила в Центральную комиссию менее 800 подписей, а также В. Терещенко, поскольку из всех собранных подписей избирателей в поддержку выдвижения его кандидатом только 6699 оказались подлинными.

Поданная В. Терещенко жалоба в Верховный Суд на отказ в регистрации не была удовлетворена. Наблюдатели от Содружества присутствовали на заседании Верховного Суда по данному вопросу.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты были осуществлены в соответствии с требованиями Кодекса, в обстановке гласности и открытости.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Агитационная кампания кандидатов в Президенты началась с момента регистрации и продлилась по 10 октября 2015 года.

Кандидатам были созданы равные условия для ведения предвыборной агитации и обеспечено право выступления в средствах массовой информации.

Согласно Постановлению Центральной комиссии «О порядке использования средств массовой информации при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2015 году» кандидаты в Президенты имели право бесплатно опубликовать свои предвыборные программы в газетах: «Советская Белоруссия», «Рэспубліка», «Народная газета», «Звязда», «Минский курьер», «Заря» (Брестская область), «Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Мінская праўда», «Магілёўскія ведамасці».

Кандидатам была предоставлена возможность на бесплатной основе дважды выступить (не более 30 минут каждое выступление) на телеканале «Беларусь 1» и в эфире «Первого национального канала Белорусского радио» Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь. Очередность выступления кандидатов была определена путем жеребьевки.

Центральная комиссия 10 сентября 2015 года утвердила график распределения эфирного времени для выступлений кандидатов в Президенты.

В случаях, если кандидатам в Президенты требовалось дополнительное время для агитации, они могли за счет средств собственных избирательных фондов приобрести эфирное время, а также печатную площадь в средствах массовой информации.

На телевидении было выделено время для проведения дебатов кандидатов в Президенты, которые прошли в прямом эфире на телеканале «Беларусь 1» 3 октября 2015 года.

При Центральной комиссии был образован Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, который рассмотрел одну жалобу и одно обращение кандидата в Президенты Т. Короткевич.

На период агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями определили места для проведения кандидатами в Президенты и их доверенными лицами встреч с избирателями и размещения информационных стендов.

Члены Миссии отмечают, что встречи с избирателями проходили в атмосфере открытости и гласности, корректно, с соблюдением общественного порядка.

Кандидаты в Президенты, их доверенные лица в период агитационной кампании вели активную работу в электоральной среде. Борьба за голоса избирателей осуществлялась в разнообразных формах: путем проведения встреч с избирателями, собраний, пикетов, митингов, публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», выступлений, интервью, распространения избирательных листовок, размещения агитационных материалов на информационных стендах.

По информации Центральной комиссии, в общей сложности кандидатами в Президенты проведено более 600 мероприятий в закрытых помещениях, свыше 300 пикетов на улице.

Миссия считает, что принятые организаторами выборов меры обеспечили проведение агитационной кампании в свободной атмосфере, позволили ее участникам открыто излагать свои политические взгляды и оценки, знакомить избирателей с предвыборными программами. Агитационная кампания прошла спокойно, организованно и была цивилизованной.

Миссия отмечает, что Центральная и нижестоящие комиссии, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение избирательной кампании.

Члены Центральной комиссии, руководители территориальных комиссий регулярно на страницах печатных изданий, в эфире телевизионных и радиоканалов информировали граждан о ходе выборной кампании, разъясняли нормы избирательного законодательства.

Центральная комиссия с 23 июля организовала работу информационного ресурса «ВЫБОРЫ 2015», где в режиме онлайн можно было получать всестороннюю информацию, которая касалась избирательной кампании.

Во всех населенных пунктах республики были размещены информационные плакаты с датой выборов. Напоминания о дне голосования звучали в общественном транспорте, рассылались в виде смс-сообщений от имени Центральной комиссии операторами сотовой связи.

По инициативе Центральной комиссии по каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики о предстоящих выборах, о порядке досрочного голосования и голосования в день выборов, о порядке заполнения бюллетеней.

Также по каналам телевидения демонстрировались ролики патриотического содержания, информирующие о том, как важно каждому избирателю исполнить свой гражданский долг и прийти на выборы.

Государственные СМИ печатали интервью с кандидатами в Президенты, информировали о деятельности их штабов и доверенных лиц кандидатов.

Впервые за счет средств республиканского бюджета были изготовлены и распространены по месту жительства избирателей информационные материалы о кандидатах в Президенты.

Участковые комиссии направляли избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

По мнению Миссии, гражданам была предоставлена возможность доступа к достоверной и объективной информации о кандидатах в Президенты, этапах и ходе электоральной кампании.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Беларусь с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса.

По состоянию на 10 октября 2015 года в Штаб Миссии поступили следующие сведения о жалобах и заявлениях.

В органы прокуратуры поступили 50 жалоб по вопросам исполнения законодательства о выборах. Также возбуждено одно уголовное по факту совершения противоправных действий в отношении члена инициативной группы по сбору подписей избирателей по выдвижению кандидатом в Президенты.

По информации Верховного Суда, в суды поступили 38 жалоб, которые были рассмотрены в установленные сроки.

Министерство внутренних дел сообщило об одном правонарушении, связанном с проведением избирательной кампании. В отношении нарушителя составлен протокол об административном правонарушении.

В Центральную комиссию поступило 391 обращение, абсолютное большинство из них признано необоснованным.

Миссия отмечает, что рассмотрение обращений и жалоб, связанных с нарушениями избирательного процесса, осуществлялось в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.

 

Наблюдение за голосованием
и подсчетом голосов
избирателей

В соответствии с Кодексом избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могли с 6 по 10 октября проголосовать досрочно в помещении участковой комиссии в присутствии не менее двух ее членов.

Представители Миссии наблюдали за процедурой досрочного голосования на 567 участках и констатировали, что оно проходило в соответствии с Кодексом, в присутствии национальных наблюдателей.

В целях реализации права избирателей, работающих вахтовым методом на строительстве Белорусской атомной электростанции, Центральная комиссия приняла постановление, согласно которому граждане Беларуси, работающие на АЭС и не имевшие возможности принять участие в голосовании по месту жительства, включались в список граждан на участке для голосования № 2 г. Островца Гродненской области.

Центральная комиссия обеспечила дополнительные условия для голосования избирателей с нарушениями зрения. Для незрячих избирателей были изготовлены трафареты для заполнения избирательных бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля, а слабовидящим предоставлялись увеличительные стекла (лупы).

В день выборов наблюдатели от Содружества посетили 3195 участков для голосования во всех городах и районах республики.

На участках, где побывали члены Миссии, голосование проходило в спокойной обстановке, в присутствии международных и национальных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в Президенты. Все участки для голосования имели предусмотренные информационные материалы, необходимое оборудование и средства связи.

По мнению наблюдателей от Содружества, зафиксированные отдельные нарушения не носили системного и массового характера и не оказали влияния на итоги выборов. О выявленных нарушениях Миссия проинформировала Центральную комиссию.

Участковые комиссии обеспечили возможность участия в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогли прийти в день выборов в помещение для голосования. Избиратель мог обратиться письменно или устно в участковую комиссию в любое время после ее образования, а в день голосования – не позднее 18.00 часов. В таких случаях голосование проходило с использованием переносных ящиков для голосования и участием не менее двух членов комиссии.

В день голосования в мониторинге выборов приняли участие более 43 тысяч национальных наблюдателей, что, по мнению наблюдателей от СНГ, позволило обеспечить гражданский контроль за выборами.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов участковыми комиссиями и отметили, что данная процедура проводилась открыто. В соответствии с Кодексом наблюдателям была предоставлена возможность обозревать процедуру подсчета избирательных бюллетеней, что свидетельствует о стремлении организаторов выборов обеспечить общественное доверие к результатам голосования.

Оценку прошедшей избирательной кампании наблюдатели от Содружества дают на основании анализа фактического материала, собранного в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга выборов, а также на основе собственного наблюдения.

Миссия не обнаружила фактов, ставящих под сомнение легитимность выборов Президента Республики Беларусь.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

выборы 11 октября 2015 года проведены в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь;

прошедшие выборы соответствовали принципам проведения демократических выборов, были прозрачными, открытыми и конкурентными;

органы власти Республики Беларусь и избирательные комиссии всех уровней обеспечили в ходе выборов реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление.


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/5629