Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информационно-аналитический обзор изменений налогового законодательства государств – участников СНГ за 2014-2015 годы

Информационно-аналитический обзор изменений налогового законодательства государств – участников СНГ за 2014-2015 годы.

 

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

В налоговом законодательстве Азербайджанской Республики изменений вступивших в силу с 1 января 2014 года не было.

В 2015 году в Налоговый кодекс Азербайджанской Республики внесены изменения по ставкам и расчету налога на имущество и земельного налога физических лиц. В Налоговый кодекс добавлена статья о том, что часть годовых процентных доходов в размере до 500 манатов, выплачиваемых по вкладам физических лиц местными банками или филиалами иностранных банков в Азербайджанской Республике освобождены от подоходного налога. Изменены ставки акцизов на производимые на территории Азербайджанской Республике пищевой спирт, пиво (за исключением безалкогольного пива) и все виды спиртных напитков (за исключением вин и винной продукции), табачные изделия, а также импортируемые на территорию Азербайджанской Республики легковые автомобили, яхты для отдыха или спорта, а также другие плавучие средства, предусмотренные для этих целей

 

 

РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В Республике Армения с 1 января 2014 года введена система расчета амортизационных отчислений основных средств, согласно которой при приобретении (строительстве, обработке) нетекущих активов амортизационные отчисления рассчитываются исходя из максимальной годовой процентной ставки амортизации, установленной Законом Республики Армения «О налоге на прибыль» для данной группы основных средств. С 2014 года прекратило действие положение о минимальных ежеквартальных платежах налога на прибыль.

В Закон Республики Армения «О налоге на прибыль» внесено изменение, согласно которому доходы, полученные нерезидентом в виде процентов от государственных долговых облигаций Республики Армения в иностранной валюте или скидок при их погашении, а также от отчуждения указанных облигаций, обмена на другие ценные бумаги или иных подобных операций, освобождаются от налога на прибыль.

В 2015 году сумма налога на прибыль с облагаемой прибыли налогоплательщика - резидента Республики Армения, осуществляющего экспортную программу, получившую одобрение Правительства Республики Армения, исчисляется по ставке 2 %, если сумма таможенной стоимости экспортированных в течение отчетного года налогоплательщиком с территории Республики Армения в таможенном режиме «Экспорт» и (или) перемещенных в страны-члены Евразийского экономического союза товаров, произведенных в Республике Армения, стоимости услуг, оказанных за пределами Республики Армения организациям-нерезидентам Республики Армения, и (или) стоимости работ, выполненных за пределами Республики Армения для организаций-нерезидентов Республики Армения, составляет как минимум 50 млрд драмов, или по ставке 5 %, если эта сумма составляет как минимум 40 млрд драмов.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

С 1 января 2014 года лица, импортирующие в Республику Армения и производящие в Республике Армения табачную продукцию, в части сделок по импорту и (или) отчуждению табачной продукции, уплачивают НДС. До 1 января 2014 года по табачной продукции вместо НДС уплачивался фиксированный платеж.

С 1 января 2014 года освобожденными от НДС сделками считаются:

организация деятельности игорных домов;

эксплуатация игровых автоматов с выигрышем;

организация интернет-игр с выигрышем.

С 1 января 2015 года налоговые счета выписываются исключительно электронным способом.

Относительно зачета по НДС внесены следующие изменения:

а) при удовлетворении всем другим условиям, установленным законом для осуществления зачета по НДС, суммы НДС, выделенные в налоговых счетах, по приобретенным товарам и полученным услугам, могут зачитываться также без осуществления оплаты поставщикам товаров или услуг:

с 1 января 2015 года - те лица, оборот по реализации (без НДС) у которых по осуществленным в предыдущем календарном году налогооблагаемым сделкам не превысил 100 млн драмов;

с 1 января 2016 года - те лица, оборот по реализации (без НДС) у которых по осуществленным в предыдущем календарном году налогооблагаемым сделкам не превысил 500 млн драмов;

с 1 января 2017 года - все плательщики НДС.

АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ

Импортеры табачной продукции и производители - реализаторы табачной продукции в Республике Армения с 1 января 2014 года за табачную продукцию должны уплачивать акцизный налог (до этого они уплачивали фиксированные платежи).

С 1 января 2015 года вступил в силу закон «Об особенностях исчисления и уплаты косвенных налогов между Республикой Армения и государствами-членами Евразийского экономического союза». Данный закон регулирует особенности порядка исчисления и уплаты косвенных налогов (НДС и акцизного налога) при экспорте товаров с территории Республики Армения в государства-члены Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), импорте товаров из этих государств на территорию Республики Армения, а также предоставлении со стороны лиц, зарегистрированных (поставленных на учет) в Республике Армения, услуг другим, незарегистрированным (не поставленным на учет) в Республике Армения, лицам (или наоборот) на территории ЕАЭС в качестве исключений из регулирований, закрепленных в Приложением № 18 к Протоколу «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», считающимся неотъемлемой частью Договора «О Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года.

Законом установлено, что для вывозимых из Республики Армения товаров:

а) базой для налогообложения НДС (облагаемым оборотом) считается таможенная стоимость, исчисленная в порядке, установленном Законом Республики Армения «О таможенном регулировании»;

б) базой для налогообложения акцизным налогом считаются таможенная стоимость, исчисленная в порядке, установленном Законом Республики Армения «О таможенном регулировании», и (или) натуральные единицы измерения, установленные Законом Республики Армения «Об акцизном налоге».

 

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

С 1 января 2014 года в налоговое законодательство Республики Беларусь введена норма, предоставляющая налоговому органу право определения (увеличения) налоговой базы за отчетный период по результатам хронометража.

Одновременно устанавливается обязанность плательщика в течение 10 рабочих дней со дня получения решения по результатам наблюдения хронометражным методом произвести корректировку налоговой базы соответствующих налогов, сборов (пошлин) за налоговый период, в котором проводилось наблюдение хронометражным методом, пересчитать и уплатить (доплатить) причитающиеся суммы налогов, сборов (пошлин) в бюджет.

Налог на добавленную стоимость

В Республике Беларусь с 2015 года освобождаются от НДС операции по передаче предмета лизинга физическим лицам - лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга. К льготируемым оборотам относятся суммы лизинговых платежей в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга.

Исключаются особенности исчисления налоговой базы НДС для подрядчиков, привлекающих субподрядчиков: при реализации подрядчиками строительных работ (включая проектные работы), выполненных с участием субподрядчиков, налоговая база определяется подрядчиком как стоимость выполненных работ, включающая стоимость работ, выполненных субподрядчиками (п. 17 ст. 98 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Ставка ноль (0) % установлена для работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан Республики Беларусь.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В 2014 году в Республике Беларусь амортизационная премия заменена инвестиционным вычетом. Сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Разрешено корректировку выручки и (или) затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в случае увеличения или уменьшения цены за реализованные или приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права осуществлять на дату изменения договора.  Исключены нормы, позволяющие учитывать в налоговом учете формирование резерва по сомнительным долгам.

В 2015 году с целью минимизации использования тонкой капитализации Налоговым кодексом Республики Беларусь установлены ограничения по отнесению процентов на затраты белорусской организации. Ограничение вычитаемых затрат по выплате процентного дохода имело место в тех ситуациях, при которых размер долгового обязательства перед акционерами-нерезидентами (или их взаимозависимыми лицами) более чем в 3 раза превышает взнос в уставный фонд данной организации.

С целью исключения минимизации налога на прибыль в статью Налогового кодекса, регулирующую правило тонкой капитализации установлены ограничения по отнесению процентов на затраты.

С 2015 года включены положения, согласно которым тонкая капитализация распространяется не только на долговые обязательства, но и на некоторые иные виды затрат. Согласно новой редакции статьи 131-1 Налогового кодекса, если белорусская организация имеет в налоговом периоде задолженность перед учредителем-нерезидентом, прямо или косвенно (через третьи лица) владеющим более чем 20% в ее уставном фонде, и (или) перед другой белорусской организацией, признаваемой в соответствии со статьей 20 Налогового кодекса взаимозависимым лицом этого иностранного учредителя, и (или) задолженность, в отношении которой непосредственно это взаимозависимое лицо и (или) этот иностранный учредитель выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить погашение задолженности белорусской организации, и размер такой контролируемой задолженности в налоговом периоде в 3 и более раза превышает (а для производителей подакцизных товаров - просто превышает) на конец налогового периода собственный капитал (разницу между величиной активов и обязательств), то при исчислении налога на прибыль в этом налоговом периоде не только проценты, но и некоторые другие затраты и внереализационные расходы, связанные с расчетами (обязательствами) по контролируемой задолженности, учитываются в размере, не превышающем предельных сумм каждого из отдельных видов таких затрат.

Исключается ставка налога на прибыль в пониженном на 50 % размере при налогообложении прибыли, полученной от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части.

Для банков и страховых организаций ставка налога на прибыль увеличилась с 18 до 25 %.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

С 2014 года установлены единые подходы к определению налоговой базы подоходного налога при получении физическими лицами от организаций и иных физических лиц доходов в натуральной форме в виде капитальных строений.

В 2015 году в связи с расширением перечня имущества, предоставляемого в лизинг, за счет жилых помещений физическим лицам не для предпринимательских целей Налоговым кодексом предусмотрено предоставление физическим лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, имущественного налогового вычета в случае приобретения одноквартирного жилого дома или квартиры в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга. При этом размер налогового вычета установлен в размере стоимости предмета лизинга.

Ставка подоходного налога с физических лиц увеличена с 12 до 13 %.

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

С 2014 года не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые в соответствии с законодательством как здания сборно-разборные и передвижные для целей определения нормативных сроков службы основных средств .

Местные Советы депутатов могут увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость не более чем в 2,5 раза (ранее в 2 раза). Расширен перечень лиц, на которых не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

С 2014 года местные Советы депутатов смогут увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков не более чем в 2,5 раза (ранее в 2 раза) (ст. 201-1 Налогового кодекса).

С 2015 года плательщик вправе самостоятельно исчислить размер подлежащего уплате земельного налога за земельный участок, предоставленный во временное пользование и своевременно не возвращенный в соответствии с законодательством, самовольно занятый, используемый не по целевому назначению, не дожидаясь вынесения в отношении его постановления по делу об административном правонарушении, и представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) с внесенными в нее соответствующими изменениями и (или) дополнениями.

Используя указанный порядок уплаты земельного налога, плательщик может минимизировать свои расходы, которые он понес бы на уплату пеней.

Налог при упрощенной системе налогообложения

С 1 января 2014 года установлен запрет на применение УСН плательщиками, реализующими имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и др.) и осуществляющими посредническую деятельность по страхованию.

Налог на игорный бизнес

С 1 января 2014 года в среднем на 10 %. увеличиваются фиксированные ставки на объекты игорного бизнеса. Для плательщиков, использующих электронные игровые столы, которые могут быть подключены к специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, фиксированная ставка налога на игорный бизнес снижается на 50 %.

В 2013 году Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь завершена работа по созданию специальной компьютерной кассовой системы (СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса. С учетом ввода СККС в эксплуатацию, с 1 января 2014 года изменен особый режим налогообложения  налога на игорный бизнес. В частности, расширена налоговая база данного налога за счет введения дополнительного объекта налогообложения - положительной разницы между суммой принятых ставок и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок). Ставка налога на игорный бизнес по этому объекту налогообложения установлена в размере 4 %.

Единый налог на вмененный доход

С 1 января 2014 года введена система налогообложения, основанная на вмененном доходе, в отношении деятельности микроорганизаций (т.е. с численностью работников не более 15 человек), по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

 

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

В 2014 году в Налоговый кодекс Республики Казахстан внесены следующие изменения.

Предусмотрено повышение налоговых ставок по следующим налогам:

По налогу на имущество физических лиц:

повышение в 2 раза базовой стоимости квадратного метра жилища;

пересмотр прогрессивной шкалы ставок налога на имущество.

По земельному налогу

В целях повышения эффективности использования земель увеличение ставок в 10 раз налога на земли, предназначенные для жилищного или иного строительства и неиспользуемые в соответствующих целях или используемые с нарушением законодательства Казахстана в течение определенного периода.

По налогу на транспортные средства - с целью более плавного роста нагрузки и соблюдения принципа «чем больше загрязняешь, тем больше платишь» повышение ставок для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3 000 куб.см, произведенных в Казахстане после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию Казахстана после 31 декабря 2013 года.

По акцизам - увеличение ставок акцизов акцизов в 2014 году:

по крепкой алкогольной продукции в два раза;

на сигареты с 1 550 тенге до 3 000 тенге за 1 000 штук.

По налогообложению сельхозтоваропроизводителей - внесены изменения в статью 147 Налогового кодекса, согласно которым бюджетные субсидии, предоставленные юридическим лицам – производителям сельскохозяйственной продукции, признаются доходом, полученным от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, переработке и реализации указанной продукции собственного производства, то есть доходы в виде таких субсидий подлежат обложению по ставке 10 %.

По корпоративному подоходному налогу - предусмотрена возможность учета убытка по долгосрочным контрактам.

По налогу на добавленную стоимость - внесены изменения по дате совершения оборота:

а) по товарам – переход с учета условий контракта на отгрузку;

б) по работам, услугам – переход с ранней даты, указанной в акте работ, услуг, на позднюю дату;

в) приостановлено до 2015 года признание оборота по предоплате, незакрытой до конца года.

Предусмотрено освобождение от НДС импорта предметов религиозного назначения, которые не будут в дальнейшем реализовываться.

По специальным налоговым режимам (СНР) - предусмотрено сокращение с двух лет до одного года периода, по истечении которого налогоплательщик вправе вернуться с общеустановленного порядка налогообложения на специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, предполагающий упрощенный льготный порядок налогообложения.

По налоговому администрированию

Утверждение форм налоговой отчетности не Правительством Республики Казахстан, а Министерством финансов Республики Казахстан.

По дифференциации камерального контроля:

а) высокая степень риска – направление налогоплательщику уведомления, обязательного к исполнению;

б) средняя степень риска – направление извещения к сведению;

в) низкая степень риска – ничего не направляется.

Зачет и возврат налогов

Проведение зачета излишне уплаченных налогов, сборов и плат в счет уплаты других налогов, сборов и плат без налогового заявления. 

По контрольно-кассовым машинам (ККМ)

Разрешено неприменение ККМ следующим лицам:

а) работающим по патенту – до 2015 года;

б) работающим в рамках СНР на территории открытых торговых рынков – до 2017 года.

В 2015 году в Налоговый кодекс Республики Казахстан внесены следующие изменения.

По корпоративному подоходному налогу

С 1 января 2015 года, дивиденды, выплачиваемые юридическим лицом, которое производит уменьшение исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов, подлежат обложению у источника выплаты.  Пересмотрены нормы амортизации исчисления амортизационных отчислений. Юридические лица - производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) имеют право на уменьшение налогооблагаемого дохода на однократный размер начисленных расходов работодателя по доходам работника, подлежащих отнесению на вычеты. Предприятия со стопроцентным участием государства в уставном капитале и осуществляющее деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан (ЭКСПО), не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу, в том числе не представляют такие расчеты.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Введены новые правила определения даты совершения облагаемого оборота при предоставлении (передаче) во временное владение и пользование имущества;

Освобождены от НДС не лицензируемые медицинские и ветеринарные услуги, а также услуги в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оказываемые государственной организацией санитарно-эпидемиологической службы.

Предусмотрена возможность выписки счета-фактуры в иностранной валюте, в случае если счет-фактура выписана в электронном виде.

подоходный налог для физических лиц.

Исключены из доходов физического лица материальные выгоды, полученные за счет средств бюджета Республики Казахстан:

по дошкольному воспитанию и обучению, по техническому и профессиональному, послесреднему, высшему, послевузовскому образованию, осуществляемых в форме государственного образовательного заказа;

предоставлению гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

предоставлению реабилитационного лечения, оздоровления и отдыха на объектах санаторно-курортного назначения;

предоставлению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

налог на имущество.

Внесены изменения, предусматривающие исключение из объектов обложения налогом на имущество зданий, сооружений, являющихся неотъемлемой частью транспортного комплекса, обеспечивающего функционирование метрополитена.

 

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

В 2014 году введено освобождение от уплаты НДС для военной техники, импортируемой на территорию Кыргызской Республики государственными органами и организациями, деятельность которых финансируется из госбюджета Кыргызской Республики.

Введено поэтапное делегирование полномочий органам местного самоуправления по сбору налогов на имущество, земельного налога, а также налога на основе добровольного и обязательного патента.

Разрешено предоставление налоговой отчетности в электронном виде без электронной цифровой подписи по заявлению налогоплательщика и присвоение ему налоговым органом логина и пароля для доступа к информационной системе налоговой службы.

В Перечень доходов, не облагаемых подоходным налогом, включено денежное содержание сотрудников дипломатической службы Кыргызской Республики, госслужащих и других работников – граждан Кыргызской Республики, работающих в представительствах госорганов Кыргызской Республики в иностранных государствах или международных организациях, расположенных за рубежом.

Букмекерская и тотализаторская деятельность переведена с общего режима налогообложения на специальный режим на основе обязательного патента.

Налоговый Кодекс Кыргызской Республики дополнен статьей 256-1 об освобождении поставок товаров, работ, услуг, осуществляемых частными партнерами и/или проектными компаниями в процессе реализации соглашений о государственном-частном партнерстве.

В 2015 году внесены следующие изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики:

Изменены сроки уплаты подоходного налога и налога на проценты, изменены сроки представления отчета по сумме налога, удержанного у источника выплаты дохода в Кыргызской Республике.

Срок представления Единой налоговой декларации за 2013 год физическими лицами установлен до 1 июля 2014 г.

Установлен срок легализации доходов и имущества по 30 июня 2014 года.

Внесены дополнения и изменения:

в понятийную часть Налогового кодекса, в частности, статья дополнена терминами «Импорт товаров» и «Законодательство таможенного союза»;

предусмотрено предоставление отчета по НДС только в электронном виде;

Налоговый кодекс дополнен отдельной главой 40-1 «Налогообложение НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

 

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

Начиная с 2014 года в Республике Молдова изменен срок представления декларации о подоходном налоге как для физических, так и для юридических лиц с 31 на 25 марта года, следующего за отчетным налоговым годом. Также изменены сроки уплаты подоходного налога в рассрочку с 31 на 25 число каждого квартала.

В 2014 году для физических лиц увеличена предельная сумма дохода, облагаемого по нижней ставке подоходного налога (7 %), а также увеличен размер освобождений по подоходному налогу (личного, на иждивенцев и льготного).

Необлагаемыми стали доходы, полученные физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, от реализации продукции растениеводства и садоводства в натуральном виде и продукции животноводства в натуральном виде, живом и убойном весе другому физическому лицу, за исключением индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Также с 2014 года в раздел II Налогового кодекса Республики Молдова введено понятие «процентное начисление», представляющее собой процесс, в рамках которого налогоплательщики-физические лица, не имеющие задолженностей перед национальным публичным бюджетом за предыдущие налоговые периоды, вправе направлять процентную долю в размере до 2 % суммы подоходного налога, перечисляемого ежегодно в бюджет, некоммерческим организациям общественной пользы, религиозным культам и их составным частям.

Для юридических лиц, начиная с 2014 года:

1)         разрешен вычет понесенных и определенных работодателем расходов на проезд, питание и профессиональное образование работника в порядке, установленном Правительством;

2)         разрешен вычет расходов, уплаченных налогоплательщиком в течение налогового года в виде взносов финансовых средств, связанных с деятельностью профсоюзов. Предел вычета данных расходов составляет 0,15 % фонда оплаты труда;

3) начиная с 2014 года, разрешен вычет износа основных средств, полученных безвозмездно и введенных в действие в налоговые периоды, предшествующие 2014 году, стоимость которых включена в налогооблагаемый доход налогоплательщика. Износ этих основных средств исчисляется исходя из стоимости, отраженной в балансе налогоплательщика по состоянию на 31 декабря 2013 г.

В 2015 году для физических лиц вновь была увеличена предельная сумма дохода, облагаемого по нижней ставке подоходного налога (7 %), а также увеличен размер освобождений по подоходному налогу (личного, на иждивенцев и льготного). Необлагаемыми стали доходы, полученные физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, от поставки натурального молока. При этом из числа необлагаемых доходов исключены выходные пособия.

Для юридических лиц, начиная с 2015 года:

1)         разрешен вычет годовых расходов, понесенных работодателем на взносы дополнительного медицинского страхования сотрудника в размере до 50% взноса обязательного медицинского страхования;

2)         для риэлторов установлена обязанность по представлению Главной государственной налоговой инспекции Республики Молдова информации о договорах о сдаче во владение и/или пользование недвижимой собственности, заключенных физическими лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Кроме того, как для физических, так и для юридических лиц снижен предел допустимости вычета расходов в виде пожертвований на благотворительные цели (с 10 до 2 % налогооблагаемого дохода).

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В 2015 году согласно ст. 104 п. b1) Налогового кодекса, по нулевой ставке НДС облагаются следующие поставки: древесная, травянистая и фруктовая биомасса, предназначенная для производства тепла и горячей воды.

Также, в 2014 году, согласно ст.115 ч.(1) Налогового кодекса, каждый субъект налогообложения, указанный в пунктах а) и/или с) статьи 94, обязан представлять декларацию о НДС за каждый налоговый период. Декларация составляется на официальном бланке, который представляется в налоговый орган не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончился налоговый период.

В 2014 году, согласно ст.4 Закона Республики Молдова № 1054-XIV от 16 июня 2000 года о введении в действие раздела IV Налогового кодекса, освобождается от уплаты акцизов дистиллят, полученный на основе вина (дистиллят для дивина, дистиллят винный, дистиллят из виноградной выжимки, дистиллят из винных дрожжей, спирт этиловый виноградно-винодельческого происхождения), производимый в Республике Молдова, при отгрузке из акцизного помещения для использования в качестве сырья для производства других товаров, в установленном Правительством Республики Молдова порядке.

Также в 2014 году, согласно ст. 1251 ч. 1 Налогового кодекса, субъекты налогообложения, ввозящие подакцизные товары, должны произвести инвентаризацию запаса подакцизных товаров (товарные позиции 220300, 2205, 220600, 2207, 2208, 240210000, 240220, 240290000, 2403) в течение 45 календарных дней со дня последнего изменения по увеличению ставки акцизов и уплатить акциз по разнице ставок.

Начиная с 1 мая 2015 года, согласно ст.102 части 11 Налогового кодекса, сумма НДС, уплаченная или подлежащая уплате, на техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт транспортных средств, используемые лицами, указанные в составных группах 112 и 121 Классификатора занятий Республики Молдова, подлежит зачету только для одного автомобиля по каждому подразделению хозяйствующего субъекта, включая его центральный офис. Сумма НДС, уплаченная или подлежащая уплате, на техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт более одного транспортного средства, используемого лицами, указанными в составных группах 112 и 121 Классификатора занятий Республики Молдова, не подлежит зачету и относится на затраты или расходы.

В 2015 году увеличены ставки акцизов на нефтепродукты импортируемые и/или поставляемые на территорию Республики Молдова, по отношению к предыдущему году (на 6,1 % в 2015).

В 2015 году утратила силу часть 4 ст.97 Налогового кодекса, согласно которой облагаемая стоимость облагаемой поставки товаров (услуг), осуществленной субъектом налогообложения, не может быть ниже затрат на их производство, или стоимости приобретения поставленных товаров, или таможенной стоимости импортируемых товаров, определенной согласно статье 100, или себестоимости оказанных услуг, за исключением случаев, когда товар потерял потребительские свойства, при условии подтверждения этого факта органами и службами, на которые возложены такие функции.

МЕСТНЫЕ СБОРЫ

В 2014 году в разделе VII Налогового кодекса «Местные сборы» были произведены изменения, вследствие которых:

расширился список объектов сбора за объекты торговли и/или объекты по оказанию услуг. Объектами сбора стали: объекты розничной торговли, оптовой торговли, услуг общественного питания и объекты по оказанию услуг, деятельность которых регламентирована Законом Республики Молдова № 231 от 23 сентября 2010 года «О внутренней торговле Республики Молдова» и осуществляется на основании разрешения на деятельность, выданного органами местного публичного управления;

правомочный орган местного публичного управления не вправе устанавливать ставки местных сборов:

поименно - отдельно для каждого налогоплательщика;

дифференцированно в зависимости от организационно-правовой формы осуществления деятельности;

дифференцированно в зависимости от вида осуществляемой деятельности;

дифференцированно в зависимости от местоположения;

дифференцированно по видам объектов налогообложения.

В отступление от указанных положений, ставки сбора устанавливаются:

в случае сбора за объекты торговли и/или объекты по оказанию услуг - в зависимости от вида осуществляемой деятельности, вида объекта налогообложения, места расположения, площади, занимаемой объектами торговли и/'или объектами по оказанию услуг, вида реализуемых товаров и оказываемых услуг, режима работы;

в случае рыночного сбора - в зависимости от вида рынка, места расположения и режима работы;

в случае сбора за предоставление услуг по автомобильной перевозке пассажиров на территории муниципиев, городов и сел (коммун) - в зависимости от количества мест в транспортной единице, протяженности маршрута, периодичности движения на маршруте, пассажиропотока на маршруте;

в случае сбора за рекламные устройства - в зависимости от площади поверхности (поверхностей) рекламного устройства и места размещения.

Для сбора на благоустройство территорий, взимаемого с крестьянских (фермерских) хозяйств); сбора с владельцев собак, сбора на санитарную очистку территорий и сбора за парковку, механизм администрирования утверждается органами местного публичного управления.

С 1 мая 2015 года, по сбору за объекты торговли и/или объекты по оказанию услуг субъектами налогообложения стали все юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

По сбору за рекламные устройства расшился список объектов налогообложения, в результате чего, у юридических лиц или физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, обладающих на праве владения/пользования или являющихся собственниками рекламных устройств (плакатов, щитов, стендов, сооружений и конструкций (отдельно стоящих или расположенных на стенах и крышах зданий), трехмерной и световой рекламы, электромеханических и электронных подвесных табло, иных технических средств) для размещения наружной рекламы и/или любой другой информации, относящейся к предпринимательской деятельности, возникают обязательства по исчислению и уплате сбора за рекламные устройства.

Не является объектом налогообложения рекламное устройство, расположенное в месте предпринимательской деятельности, которое используется для отображения наименования хозяйствующего субъекта, поверхность которого не превышает 0,5 кв. м.

С 1 мая 2015 года, по некоторым сборам за природные ресурсы, регламентированным в соответствии с положениями раздела VIII Налогового кодекса - сбору за воду; сбору за добычу полезных ископаемых; сбору за использование подземных пространств для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и сбору за эксплуатацию подземных сооружений в целях осуществления предпринимательской деятельности, не связанной с добычей полезных ископаемых, субъектами налогообложения стали все юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Увеличились с 1 мая 2015 года ставки сборов за пользование автомобильными дорогами автомобилями, зарегистрированными в Республике Молдова.

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств, банки не вправе открывать новые счета и предоставлять данному лицу право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Также, начиная с 1 января 2014 года:

1. Применяется обязательный досудебный порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) (пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса).

2. Отказ от представления или непредставление в установленные сроки документов, истребованных в порядке ст. 93.1 Налогового кодекса, признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса (пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса).

3. Установлена ответственность в соответствии со статьей 129.1 Налогового кодекса за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) информации о проверяемом налогоплательщике, истребованной в порядке ст. 93.1 Налогового кодекса (пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса).

4. Стало возможным привлекать к ответственности за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, необходимых для осуществления налогового контроля, не только организации, но и физических лиц (в том числе предпринимателей) (пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса).

Изменения налогового законодательства, вступившие в силу в течение 2014 года:

1. Отменена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счетов, в том числе лицевых, и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса).

2. Отменена обязанность нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счетов, которые предназначены для осуществления ими профессиональной деятельности (пункт 3 статьи 23 Налогового кодекса).

3. Установлена обязанность банков сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, вклада (депозита), изменении их реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями (пункт 1 ст. 86 Налогового кодекса).

Начиная с 1 июля 2014 года, банк, помимо обязанностей по сообщению в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме информации о счетах организаций, индивидуальных предпринимателей, обязан сообщать информацию об их депозитах, а также о счетах, вкладах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 1 января 2015года:

1. Лица, на которых Налоговым кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме документов, которые используются им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и были переданы налогоплательщикам в электронной форме (пункт 5.1 статьи 23 Налогового кодекса).

2. Налоговому органу предоставлено право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса).

3. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 % (пп.2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса).

4. Установлена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговый орган:

о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 %);

об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);

о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (пункт 3.1 статьи 23 Налогового кодекса).

5. Установлена обязанность органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органов опеки и попечительства сообщать соответственно о фактах заключения (расторжения) брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (абзац 1 пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса).

С 1 января 2015 года введена норма, в соответствии с которой налогоплателыцики - физические лица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

              Налоговый кодекс дополнен главой «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица».

              Наиболее значимые поправки в части урегулирования и взыскания задолженности по обязательным платежам:

С 1 января 2015 года изменился порядок взыскания задолженности с организаций, имеющих лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства и финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципальном образовании).

При наличии у данной категории должников задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, не превышающей 5 млн рублей, взыскание осуществляется в бесспорном порядке с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства и финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципальном образовании), путем направления на бумажном носителе или в электронной форме соответствующего решения налогового органа.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

С 2014 года при совершении операций, освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса, отменено требование выставлять счета-фактуры и, соответственно, регистрировать их в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгах покупок и книгах продаж.

Все налогоплательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию только в электронной форме по установленному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

С 2015 года установлено, что в налоговую декларацию по НДС (представляемую в налоговые органы в электронной форме) включаются сведения из книги покупок и книги продаж налогоплательщика, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Декларация по НДС, которая должна быть подана в электронной форме, но представлена на бумажном носителе, не считается представленной.

Срок представления налоговой декларации по НДС перенесен с 20 на 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты НДС в бюджет увеличены на пять дней.

Исключена обязанность ведения налогоплательщиками НДС журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Указанная обязанность сохранена только для посредников, экспедиторов и застройщиков, в том числе если они освобождены от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками НДС.

Вычеты НДС могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных на территории России товаров (работ, услуг, имущественных прав) или товаров, ввезенных на территорию РФ либо иные территории под ее юрисдикцией.

АКЦИЗЫ

В 2014 году согласно норме Закона, нулевая ставка акциза на этиловый спирт, содержащийся в подакцизном товаре, будет применяться при ввозе в Россию с территории государств-членов Таможенного союза этилового спирта, который является товаром Таможенного союза.

Определен единый порядок уплаты авансового платежа акциза за спирт-сырец, как по произведенному на территории Российской Федерации, так и ввезенному с территории любого государства-члена Таможенного союза

В 2015 году в перечень подакцизных товаров включены операции (получение, оприходование) по бензолу, параксилолу, ортоксилолу, авиационный керосин с одновременным введением в отношении производителей продукции нефтехимии из бензола, параксилола, ортоксилола, а также лиц, осуществляющих заправку воздушных судов авиационным керосином, системы свидетельств, позволяющих применять вычеты (в том числе повышенные) начисленных сумм акциза.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В Налоговый кодекс введена новая статья 214.8, определяющая порядок проведения налоговых проверок налоговых агентов при выплате доходов по ценным бумагам и финансовым инструментам срочных сделок с 2014 года.

С 2014 года букмекерские конторы и тотализаторы признаны налоговыми агентами по НДФЛ по доходам, выплачиваемым физическим лицам этими организациями. Таким образом, с 2014 года НДФЛ с суммы выигрыша удерживается и перечисляется в бюджет букмекерскими конторами и тотализаторами, а не уплачивается физическими лицами по декларации.

В статью 207 Налогового кодекса внесено изменение о том, что исчисление 183-дневного срока пребывания лица на территории Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда не только для краткосрочного лечения и обучения, но и для исполнения трудовых и иных обязанностей, которые связаны с выполнением работ или оказанием услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.

С 1 января 2015 года увеличивается с 9 до 13 % налоговая ставка по НДФЛ в отношении доходов, полученных физическими лицами в виде дивидендов. Налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-221 Налогового кодекса, в отношении доходов от долевого участия в организации не применяются.

Введены понятия депозитарной расписки и представляемых ценных бумаг. Выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок признаются в качестве доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации. Определены особенности определения налоговой базы по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете и вводятся инвестиционные налоговые вычеты.

Порядок уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 года), но и в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет). Указанные платежи уплачиваются за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.

С 2015 года установлена обязанность физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их, представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются; декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

На период с 2014 по 2029 годы установлена возможность применения пониженных ставок налога на прибыль для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области.

Соответствующий статус участника регионального инвестпроекта подтверждается включением в особый реестр и дает возможность применять ко всей полученной прибыли пониженную ставку, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90 % всех учитываемых доходов.

Это 0 процентов в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и пониженная ставка налога в бюджет субъекта на срок до 10 лет. Отсчет срока будет или с момента, когда были признаны первые доходы от реализации инвестпроекта или с четвертого периода для трехлетних проектов (с шестого соответственно для пятилетних) начиная с периода, в котором участник был включен в реестр.  

Из этих 10 лет размер ставки налога в бюджет субъекта не может превышать 10 % в течение первых пяти налоговых периодов, а в течение следующих пяти лет не может быть менее 10 %.

Кроме того, пониженные ставки подлежат применению до 1 января 2029 года независимо от даты включения организации в реестр.

С 2014 года введены особенности в части определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, направленные на повышение инвестиционной привлекательности новых морских месторождений углеводородного сырья.

Эти особенности касаются владельцев лицензий на участок, где расположено такое месторождение и на организацию, заключившую с таким владельцем операторский договор. К числу особенностей отнесен порядок списания расходов на освоение природных ресурсов, порядок создания специального резерва, повышающие коэффициенты амортизации, перенос убытков на будущее без ограничения десятилетнего срока.

С 2014 года для целей исчисления налога на прибыль в перечень видов нематериальных активов включено исключительное право на аудиовизуальные произведения. Налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок его полезного использования, который не может быть менее двух лет.

С 2015 года введена новая глава 3.4 Налогового кодекса, устанавливающая механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).

Контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, являющаяся резидентом иностранного государства и контролируемая резидентами Российской Федерации (как физическими, так и юридическими лицами). Контролирующим является лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 % (до 1 января 2016 года - 50 %); или лицо доля участия которого составляет более 10 %, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации составляет более 50 %. При определении доли участия в соответствии со статьей 105.2 Налогового кодекса рассматривают не только прямое участие, но и косвенное. При этом при определении доли физического лица учитывается его участие совместно с супругом и несовершеннолетними детьми. Контролирующим может быть признано так же лицо, не удовлетворяющее вышеуказанным критериям участия, но осуществляющее контроль над иностранной организацией (оказывающее влияние или имеющее возможность его оказывать на решения по распределению прибыли после налогообложения).

Прибыль КИК подлежит налогообложению на территории Российской Федерации, при этом уплаченные налоги в иностранном государстве, будут учитываться при определении налоговых обязательств в России. Налогоплательщик обязан включать прибыль КИК в налоговую базу. Вместе с декларацией в налоговый орган необходимо так же подавать отчетность контролируемой компании и, если оно имеется, аудиторское заключение. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит по 2015 году - 50 млн руб., по 2016 году - 30 млн руб., по последующим периодам (годам) 2017 года - 10 млн руб. Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей.

С 2015 года для целей налогообложения прибыли к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 Налогового кодекса (пункт 5 статьи 246 Налогового кодекса).

Введено определение «лицо, имеющее фактическое право на доход», и с учетом этого уточнены положения, касающиеся удержания налога при выплате дохода иностранной организации, если применяются положения международных договоров (статья 7 Налогового кодекса, пункт 3 статьи 310, статья 312 Налогового кодекса). Уточнены положения касающиеся выплаты дивидендов российской организации от российской организации, через иностранную организацию.

С 2015 года изменен порядок учета процентов по долговым обязательствам (пункты 1, 1.1, 1.2, 1.3 статьи  269 Налогового кодекса).

По общему правилу проценты по долговому обязательству учитываются в составе доходов (расходов) в размере, исчисленном исходя из фактической ставки. Исключение составляют проценты, начисленные по долговому обязательству, которое возникло в результате сделки, признаваемой контролируемой, а также проценты, попадающие под правила тонкой капитализации.

С 2015 года внесены уточнения по учету доходов в виде дивидендов в неденежной форме на дату получения недвижимости по передаточному акту или иному документу, подтверждающему передачу, либо на дату перехода права собственности, если дивиденды получены в виде иного имущества, в том числе ценных бумаг (подпункт 2.1 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса).

С 2015 года налоговые агенты не удерживают налог с доходов от реализации акций, более 50 % активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

С 2015 года ставка налога на прибыль с доходов российских организаций в виде дивидендов, полученных от российских и иностранных организаций, увеличилась с 9 до 13 %.

Установлены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, применяемые с 2015 года для резидентов территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (пункт 1.8 статьи 284 Налогового кодекса):

в федеральный бюджет: 0 процентов в течение 5 лет, начиная с года, в котором была получена первая прибыль по данным налогового учёта,

в бюджеты субъектов: размер налоговой ставки не может превышать 5 % в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль по данным налогового учёта, и не может быть менее 10 % в течение следующих пяти налоговых периодов;

Также установлены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, применяемые для резидентов свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя (пункт 1.7 статьи 284 Налогового кодекса):

в федеральный бюджет: 0 % в течение 10 последовательных лет, начиная с года, в котором была получена первая прибыль по данным налогового учёта;

в бюджеты субъектов: налоговая ставка устанавливается законами Республики Крым и г. Севастополя, но не более 13,5 %.

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С 2014 года определено, что микрофинансовые организации и организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр не вправе применять УСН.

С 2015 года налогоплательщики, применяющие УСН:

не вправе использовать метод ЛИФО для определения размера расходов по оплате стоимости товаров;

учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР

С 1 января 2014 года вводится обязанность уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси):

произведенных (изготовленных) на территории Российской Федерации;

приобретенных на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 6 статьи 24.1 Закона № 278-ФЗ, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор.

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

С 1 января 2014 года действуют новые налоговые ставки для природного горючего газа (700 рублей за 1000 куб. м) и газового конденсата (647 рублей за 1 тонну). А с 1 июля 2014 года в отношении этих полезных ископаемых вводится новый порядок определения сумм НДПИ с учетом применения корректирующих коэффициентов;

Увеличена ставка налога в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной до 493 рублей за 1 тонну.

С 1 января 2015 года в главу 26 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Кроме того с 1 января 2015 года увеличена налоговая ставка в отношении нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной до 766 рублей, а также изменен порядок применения коэффициентов к указанной налоговой ставке.

Одновременно изменен порядок применения коэффициентов к налоговой ставке в отношении газового конденсата, а именно добавлен корректирующий коэффициент Ккм.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

С 2014 года введен порядок признания отдельно стоящего нежилого здания, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (назначение помещений общей площадью не менее 20 % общей площади данного здания или фактически используется не менее 20 % общей площади этого здания).

От налогообложения освобождается имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

С 1 января 2015 года изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не будет учитываться при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.

С 1 января 2015 года не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

С 1 января 2015 года Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» утратил силу, а в Налоговый кодекс добавлена новая глава 32 «Налог на имущество физических лиц».

ТОРГОВЫЙ СБОР

С июня 2015 года в Налоговый кодекс введена глава 33 «Торговый сбор». Торговый сбор для плательщиков, осуществляющих торговлю через торговые объекты (за исключением автозаправочных станций), может быть введен с 1 июля 2015 года в городах федерального значения, а в остальных муниципальных образованиях – после принятия соответствующего федерального закона.

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность. Квартальные ставки сбора устанавливаются муниципальными образованиями в расчете на объект торговли или на его площадь. Они не могут превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате за квартал, при применении патентной системы налогообложения при розничной торговле через определенный объект торговли. Муниципальные образования вправе дифференцировать ставку сбора и уменьшать её вплоть до нуля.

 

РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

В 2014 году Налоговый кодекс Республики Таджикистан дополнен главой 47, состоящей из одной статьи и устанавливающий новый льготный налоговый период для птицеводческих хозяйств и предприятий по производству комбинированных кормов для птиц и животных.

Главой установлено, что указанные предприятия при инвестировании  в размере не менее 16 млн долларов США в производство на срок до 12 лет освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с пользователей автомобильных дорог и налога на недвижимое имущество, а также от таможенных пошлин при ввозе товаров непосредственно для использования собственных нужд предприятий. Данный льготный режим способствует развитию скотоводства и птицеводства в Республике Таджикистан.

В 2015 году в Налоговый кодекс были внесены следующие изменения и дополнения:

в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении предприятий, которые зарегистрированы в оффшорных зонах и имеют долю в отечественных предприятиях или сотрудничают с ними, в Налоговый кодекс введено понятие «Оффшорные зоны - государства или территории, которые представляют нерезидентам (иностранным физическим и юридическим лицам) льготный режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытия и представления информации о проведенных операциях с денежными средствами и другим имуществом. Для целей налогообложения перечень оффшорных зон определяет Правительство Республики Таджикистан по предложению уполномоченного органа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст. 17 Налогового кодекса);

налоговые органы имеют право установить сумму налога, используя метод прямой или косвенной оценки, когда операция (сделка) совершена с резидентными предприятиями, имеющими долю (акции) участника оффшорной зоны или с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах (ч. 4, ст. 23 Налогового кодекса);

в соответствии с изменениями в ст. 67 Налогового кодекса распределение уплаченных налогоплательщиком налогов между республиканским и местным бюджетом осуществляется органами казначейства;

при отсрочке задолженности налогоплательщик освобождается от ответственности в виде начисления процентов по отсроченным суммам налога (ст. 70 Налогового кодекса);

изменен порядок погашения налоговых обязательств в виде: исчисленные (начисленные) суммы налогов; исчисленные проценты и исчисленные штрафы (ст. 71 Налогового кодекса);

в случае неуплаты налогоплательщиком в установленные сроки налогов и возникновения налоговой задолженности, налоговый орган в течении 20 дней направляют уведомление, и после этого применяет принудительные меры взыскания (ранее направлялось' 2-уведомления) (ст. 72 Налогового кодекса);

льготы по подоходному налогу в отношении отчуждении недвижимого имущества не применяется в отношении недвижимости, используемых в предпринимательских целях. Льготы в отношении отчуждения движимого имущества не распространяется при отчуждении акций и доли участия в уставном капитале предприятия (ст. 104 Налогового кодекса);

-  налогообложение дивидендов распространяется на резидентные предприятия, содержащие долю участника ’оффшорной зоны (ст. 126 Налогового кодекса);

внесены изменения в статьи 109,110,156 и 158 НК - часть фактически полученной балансовой прибыли Национального Банка Таджикистана уплачивается в государственный бюджет по ставкам, установленным статьей 12 Закона Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана»;

поставка коконов, в том числе на экспорт, освобождаются от НДС (ст. 169 и 172 Налогового кодекса);

изменена ставка акцизного налога на услуги в области телекоммуникаций с 3% до 5% (ст. 200 Налогового кодекса) (вступила в силу с 19 марта 2015 года);

специальные военно-транспортные средства и специализированная военная техника освобождается от уплаты налога на транспортные средства (статья 267 Налогового кодекса);

с учётом изменений, внесенных в статью 225 НК, Правительство Республики Таджикистан получило право изменять порядок уплаты подписного бонуса;

в статье 279 НК внесены изменения, предусматривающие повышение ставки налога на объекты недвижимости в основных административных городах (Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе и Куляб) (вступили в силу с 19 марта 2015 года);

в статьи 107 и 294 Налогового кодекса (льготы, предусмотренные для малого бизнеса) внесены следующие изменения; субсидии, получаемые до 1 января 2018 года государственными учреждениями в сфере культуры за счет бюджетных средств, для сохранения своей деятельности, не включается в их валовой доход.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из основных показателей, свидетельствующих об эффективной работе налоговых систем государств, является объем поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет страны. В 2014 году в государствах – участниках СНГ в абсолютных цифрах налоговые поступления в национальные бюджеты составили от 780 млн долларов США (Кыргызская Республика) и до 328 млрд долларов США (Российская Федерация). При этом во всех государствах – участниках СНГ (кроме Республики Казахстан и Российской Федерации) наблюдается темп прироста уплаченных налогов и сборов и в сравнении с уровнем 2013 года их увеличение варьирует от 0,36 % (Кыргызская Республика) и до 16 % (Республика Таджикистан).

Следует отметить, что в отличие от предыдущих лет, практически во всех государствах – участниках СНГ уровень налоговой нагрузки остался прежним (на уровне 2013 года).

В сравнении с 2013 годом, удельный вес налоговых поступлений на 1 работника - специалиста налоговых служб в 2013 году снизился в Республике Казахстан и Российской Федерации (91 и 90 % соответственно) и  увеличился в остальных государствах – участниках СНГ. Темпы его роста составили от 103,5 % (Азербайджанская Республика) и до 123 % (Республика Беларусь). Наиболее значительные суммы данного показателя приходятся на работников - специалистов налоговых служб Азербайджанской Республики (3,9 млн долларов США на 1 работника) и Республики Казахстан (5,4 млн долларов США на 1 работника).

В 2014 году налоговые поступления государств – участников СНГ в разрезе налогов и сборов характеризуются следующими данными.

Удельный вес налога на доходы физических лиц в общей сумме налоговых поступлений составляет от 6,5 % (Республика Казахстан) и до 27,2 % (Республика Армения). Данный показатель к уровню 2013 года увеличился незначительно - наибольший процент увеличения составил 14 % (Азербайджанская Республика и Республика Таджикистан).

Одним из основных источников налоговых поступлений у ряда государств является налог на прибыль организаций, удельный вес которого в общей сумме поступлений составляет от 9,8 % в Республике Армения до 32 % в Азербайджанской Республике.

Налог на добавленную стоимость в общей сумме налоговых платежей занимает наибольший удельный вес в Азербайджанской Республике – 29 % и наименьший его уровень в Республике Казахстан – 4,8 %. Наибольший прирост указанного показателя достигнут в Республике Беларусь – 25 %.

Значительную часть в бюджете Республики Казахстан и Российской Федерации занимает налог на добычу полезных ископаемых – 12,8 и 22,9 % соответственно. При этом следует учитывать, что поступления этого налога в других государствах – участниках СНГ не поднимаются выше 1,2 % (Республика Беларусь) и является наименьшим - 0,1 % в Республике Молдова.

В сравнении с 2013 годом наиболее увеличилось поступление акцизов в Азербайджанской Республике – 144,6 %.

В 2014 году налог на имущество юридических и физических лиц к уровню предыдущего года возрос практически во всех странах, и составил от 104,5 % (Республика Казахстан) и до 114 % (Республика Беларусь). 

Результаты контрольной работы налоговых органов государств – участников СНГ характеризуются следующими данными.

По сравнению с 2013 годом количество выездных налоговых проверок юридических и физических лиц значительно увеличилось в Азербайджанской Республике. Снижение данного показателя наблюдается в Республике Казахстан, Российской Федерации, а также в Республике Молдова.

 

 

Координационный совет руководителей
налоговых служб государств – участников СНГ

 


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/5968