Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Интервью заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ К.Жусупбекова информационному агентству «БЕЛТА»

В XXI веке многие страны столкнулись с терроризмом. Простого рецепта от этой болезни нет, и в одиночку победить ее не пытается, пожалуй, ни одно государство. Гораздо более эффективными представляются коллективные действия, которые предпринимают интеграционные объединения, в том числе СНГ. О том, что конкретно делается для борьбы с терроризмом в Содружестве, почему ИГИЛ столь опасно для общества, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ Конысбек Жусупбеков.

- Конысбек Аргынгазинович, наибольшей опасности территориальной атаки со стороны так называемого Исламского государства подвергаются азиатские и африканские страны, хотя в последнее время теракты все чаще касаются европейцев. Какие меры принимаются в СНГ для противодействия терроризму и экстремизму?

- На рубеже тысячелетий мировому сообществу не удалось освободиться от целого ряда негативных явлений. К числу основных движущих сил современных конфликтов можно отнести международный терроризм. Опыт работы Содружества наглядно демонстрирует, что проблемы обеспечения безопасности и противодействия преступности и терроризму остаются наиболее востребованными направлениями сотрудничества.

Координацию взаимодействия в борьбе с терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма осуществляют Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ и Антитеррористический центр.

Для практической реализации концептуальных подходов в этой сфере Советом глав государств с 2000 года утверждаются среднесрочные межгосударственные программы совместных мер. Сейчас реализуется такая программа на 2014-2016 годы.

При разработке программ учитываются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные обязательства стран СНГ и их национальное законодательство, а также состояние, тенденции и динамика развития обстановки в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на территориях стран Содружества и в мире.

В соответствии с программами практически все страны СНГ оформили свое участие в большинстве универсальных международно-правовых документов, принятых в ООН и Совете Европы, по вопросам борьбы с международным терроризмом.

Не вызывает сомнения, что успешно сотрудничать можно только на основе неразрывного взаимодействия в однородном правовом поле. Ведущая роль здесь принадлежит Межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества, которая планомерно наращивает усилия по сближению национального законодательства государств в сфере борьбы с терроризмом, изыскивая новые формы и методы своей деятельности. Это позволяет наиболее эффективно использовать научный потенциал и практический опыт, привлекать к решению проблем борьбы с терроризмом более широкий круг специалистов и ученых.

В странах нашего интеграционного объединения разрабатываются национальные законы и другие нормативные правовые документы. Так, приняты специальные законы о борьбе с терроризмом, продолжается работа по совершенствованию национального законодательства по противодействию незаконному производству и обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, борьбе с наемничеством и финансированием терроризма, по унификации уголовной ответственности за преступления террористического характера. Кроме того, в стадии внутригосударственного согласования находятся проекты международно-правовых документов, которые направлены на борьбу с этим злом.

Эффективным направлением совместной деятельности правоохранительных структур стран СНГ стало проведение регулярных комплексных и специальных операций по противодействию терроризму и связанным с ним противоправным деяниям. В результате предотвращено 2 акта терроризма и экстремизма, ликвидировано 2 лаборатории для создания орудий и средств совершения преступлений, связанных с террористической и экстремистской деятельностью, выявлено 428 лиц, причастных к деятельности террористических и экстремистских организаций, пресечена деятельность 112 организованных преступных групп, 27 ячеек международных религиозных экстремистских организаций, 148 информационных ресурсов по фактам, связанным с информационно-пропагандистской деятельностью террористических и экстремистских организаций. Изъято свыше 14 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 130 тыс. боеприпасов, 130 тыс. кг взрывчатых веществ, свыше 20 т наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров.

Антитеррористический центр СНГ совместно с органами отраслевого сотрудничества Содружества ежегодно, начиная с 2002 года, проводит сборы руководящего состава антитеррористических подразделений, оперативно-тактические, командно-штабные и тактико-специальные учения.

Продолжается работа по формированию автоматизированных банков данных криминогенных учетных объектов, использование которых позволяет выявлять и раскрывать трансграничные преступления, задерживать лиц, находящихся в межгосударственном розыске.

Активно развивается как на многосторонней, так двусторонней основе сотрудничество в подготовке кадров. Некоторым учебным заведениям в сфере правоохранительной деятельности придан статус базовых организаций государств - участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

- Как вы считаете, чем заманивают представителей постсоветских стран в ряды ИГИЛ? Есть ли способ противостоять этому злу? Насколько актуальна для стран СНГ вербовка в социальных сетях?

- ИГИЛ отличается от других террористических структур своим ведением информационно-пропагандистской работы с использованием СМИ и интернета. Благодаря этому ИГИЛ удалось создать образ хорошо структурированной, дисциплинированной и эффективной организации и привлечь новых сторонников.

Используя популистские лозунги, нищету населения и собственные успехи в Ираке, ИГИЛ стало объектом, который привлекает к себе малозащищенные в социальном и экономическом смысле слои населения.

До недавнего времени костяк частей ИГИЛ представляли в основном жители Ирака, Сирии, Йемена и отдельных стран Магриба. Однако все больше граждан сравнительно благополучных государств мира расширяют национальную составляющую боевиков. Фактически ИГИЛ - это организационно-управленческая структура террористических организаций, которая имеет серьезный опыт проведения боевых действий, противостоит в глазах многих "американской гегемонии" и "крестовому нашествию". Оно стало для радикально настроенной молодежи, в том числе стран Содружества, гораздо более заманчивым образом, чем "Аль-Каида", теряющая в последнее время влияние.

Что касается основ вербовки новых рекрутов в центральноазиатских республиках в ряды ИГИЛ, для этого используются различные варианты и комбинации. Однако общим остается то, что людям, не обладающим достаточными знаниями в теологии, демонстрируются видео о массовых убийствах женщин и детей правительственными войсками Сирии, Ирака и американской военной коалицией.

Часты случаи, когда террористами в качестве потенциальных "клиентов" выбираются молодые люди, которые имеют материальные трудности, пережили личную психологическую трагедию или не способны реализовать себя в обществе.

После предварительной теологической обработки фундаментальными ценностями к ним обращаются вербовщики с предложением "решить моральную и материальную проблему".

При этом одной из самых удобных и эффективных площадок для вербовки являются социальные сети. Агитаторы ИГИЛ привлекают внимание адептов темами, вызывающими споры. Установив непосредственный контакт с теми, кто принял участие в обсуждении, постепенно убеждают выделенный контингент в мелочах, находят общие взгляды на выгодные для полемики факты, а затем методами убеждения призывают в свои ряды.

ИГИЛ разделяет вербуемых на категории, выделяя из них тех, кто может помочь как в войне, так и в мирной жизни. Уже сейчас эта террористическая организация ищет специалистов для налаживания управления захваченными территориями. Пропаганда также направлена на привлечение в подконтрольные территории в Сирии и Ираке врачей, бухгалтеров, инженеров.

Представители ИГИЛ используют практически все возможности по увеличению своего потенциала, в том числе прорабатывают возможность консолидации с другими террористическими организациями, вынашивающими взаимные интересы.

При активном участии коллег из Кыргызстана Антитеррористическим центром государств - участников СНГ подготовлен документальный фильм, основанный на показаниях конкретных лиц, которые воевали на стороне ИГИЛ и вернулись домой. В кадрах показана технология вербовочной работы и отправки этих людей в Сирию для участия в боевых действиях. Фильм размещен на интернет-портале СНГ.

- Что нужно делать для предотвращения втягивания в деятельность ИГИЛ новых членов?

- Необходимо повышать эффективность профилактики терроризма и религиозного экстремизма, в том числе за счет контрпропаганды в интернете, с использованием научного потенциала теологов и религиоведов на пространстве Содружества.

Практика свидетельствует, что основной средой, перенимающей террористические идеи, является молодежь до 30 лет. В силу ряда факторов молодые люди являются наиболее уязвимыми в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Среди этих факторов - социальная и материальная незащищенность молодежи, максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения. Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время стал интернет. Причина тому - легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.

Следует использовать возможности вузов стран Содружества по обучению и повышению квалификации имамов, теологов и других специалистов в сфере религии и религиозной психологии. Это предложение сформировано с учетом того, что выпускники зарубежных теологических учебных заведений являются одними из основных источников распространения радикальной идеологии на территориях наших государств.

Организация обучения и повышения квалификации имамов, теологов и других специалистов в сфере религии и религиозной психологии в учебных заведениях СНГ позволит повысить уровень их политической культуры, знаний в философии, политологии и теологии, а также будет способствовать консолидации национального самосознания, воспитанию традиционных этнокультурных и духовных ценностей, формированию идеалов социальной справедливости и чувства патриотизма, долга перед родителями, семьей, детьми, обществом.

Дело в том, что на международной арене возникла вооруженная сила с устоявшейся инфраструктурой, объединяющая в себе элементы сетевой террористической организации, крупного незаконного вооруженного формирования, организованной преступной группировки, мафиозной сети, тоталитарной секты. Лидеры этого образования призывают к стиранию госграниц внутри исламского мира, широко распространяют идеологию терроризма, активно действуют вблизи территорий государств Содружества.

В заявлении глав государств Содружества о борьбе с международным терроризмом подчеркивается, что эффективное противодействие этой глобальной угрозе возможно на основе международного права при центральной роли ООН. В качестве приоритета определена борьба с международными террористическими организациями, в первую очередь с ИГИЛ. Идет речь о необходимости координации совместных действий за счет широких международных усилий. Выражена общая решимость задействовать весь потенциал сотрудничества в СНГ для своевременного предупреждения и эффективного противостояния угрозам, исходящим от террористических группировок, и готовность к конструктивному взаимодействию со всеми заинтересованными государствами и международными организациями.

- В одном из выступлений вы говорили, что наилучший способ борьбы с терроризмом - лишение его финансовой подпитки. Расскажите об этом подробнее.

- Давайте рассмотрим этот вопрос на примере ИГИЛ. Сформирована устойчивая система зарабатывания денег в бюджет ИГИЛ, ее основу составляют конкретные источники.

Во-первых, это продажа нефти и нефтепродуктов. По оценке руководителя финансовой разведки США, доходы джихадистов от продажи контрабандной нефти (в руках организации находятся несколько крупных нефтяных месторождений и НПЗ в Ираке и Сирии) превышают $1 млн в день. Британские и израильские аналитики увеличивают эту цифру до $2,5-3 млн. Демпинг и налаживание контрабандного трафика позволяют лидерам ИГИЛ обойти санкции ООН.

Во-вторых, это налоги и штрафы. В районах, контролируемых ИГИЛ, устанавливается налог в размере 10% от прибыли, который платят практически все компании, лица, занятые хозяйственной деятельностью. Кроме того, с каждой покупки покупатель выплачивает 2% от ее цены на так называемые благотворительные цели организации. При крупных покупках ставка возрастает до 10%.

В-третьих, это торговля похищенными историческими ценностями и артефактами. Это направление, по различным оценкам, приносит исламистам от нескольких сотен миллионов до миллиардов долларов США. В одном только Египте с 2011 года из разграбленных музеев похищены художественные и исторические ценности на сумму около $3 млрд.

Масштабы расхищений в Ираке и Сирии гораздо выше. Покупатели через интернет находятся, в частности, в Европе, США, Китае, Японии и странах Персидского залива.

В-четвертых, это прямое разграбление захваченных территорий. Оно происходит в районах проживания шиитов и различного рода религиозных меньшинств и на захваченных территориях. Активисты ИГИЛ взяли под контроль иракские банки, которые расположены на захваченной территории. Позиционируя себя в качестве государства, халифат объявил активы иракских госбанков "государственной собственностью" ИГИЛ.

В-пятых, это захват заложников, торговля людьми и человеческими органами. Такая статья доходов поддается оценке несколько сложнее. Эксперты оценивают поступления от этого "бизнеса" примерно в 20% доходов ИГИЛ. При этом выплата выкупов осуществляется не только в частном порядке, но и из госбюджетов стран Запада, что позволяет исламистам считать данный вид бизнеса по-прежнему рентабельным.

В-шестых, это таможенные сборы, монопольная торговля, черный оборот оружия, отчисления так называемых спонсоров. Несмотря на то, что большинство стран Персидского залива прекратили поддержку ИГИЛ и даже начали открыто борьбу с ним, многие представители финансовой олигархии этих стран, пользуясь несовершенством системы финансового контроля, продолжают финансирование группировки.

Также ИГИЛ получает доход от транзита наркотиков. По оценкам специалистов, ежегодный доход ИГИЛ от транзита афганского героина в Европу составляет до миллиарда долларов.

Сопоставляя экономику ИГИЛ как квазигосударства с экономикой большинства современных стран, необходимо сделать оговорку, что она соответствует экономике воюющего государства, все ресурсы которого направлены на обеспечение боевых действий. В таких условиях социальные расходы не являются экономическим приоритетом и максимально сокращаются.

Таким образом, залогом эффективности борьбы с ИГИЛ является лишение исламистов всех возможных источников доходов. Меры силового характера могут дать результат только вкупе с разворачиванием экономической войны, которая должна включать уничтожение инфраструктуры, связанной с добычей, переработкой и транспортировкой нефти на контролируемых ИГИЛ территориях; вытеснение исламистов с нефтеносных районов; перекрытие банковских и других финансовых каналов, используемых для получения валютных средств и так далее.

В целях противодействия финансированию терроризма созданы национальные органы финансового мониторинга, а для координации их взаимодействия и сотрудничества образован Совет руководителей подразделений финансовой разведки СНГ, который успешно осуществляет мероприятия по выявлению лиц, причастных к деятельности и финансированию террористических организаций.

В частности, им разработана методика выявления международных террористических центров, их ячеек, представители которых воюют на территориях Сирии и Ирака в составе террористической организации ИГИЛ, и определения бизнес-структур, оказывающих содействие террористам и получающих доход от этой деятельности. В результате ее применения в 2015 году выявлено 90 ячеек международных террористических центров, взяты в проверку более 1300 террористов-боевиков.

 

Источник: БЕЛТА

 

 

 


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/6182