Об итогах заседания Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, состоявшегося 30 мая 2012 года
30 мая 2012 года в г. Ашхабадепод председательством Президента Туркменистана Г.Бердымухамедова состоялось очередное заседание Совета глав правительств СНГ.
В заседании приняли участие главы правительств Республики Армения – Т. Саркисян, Республики Беларусь – М. Мясникович, Республики Казахстан – К. Масимов, Кыргызской Республики – О. Бабанов, Республики Молдова – В. Филат, Российской Федерации – Д. Медведев, Республики Таджикистан – А. Акилов, первый заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики Я. Эюбов и первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Азимов.
В заседании СГП СНГ участвовал Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев.
Накануне заседания и после его завершения прошли двусторонние встречи Президента Туркменистана с главами делегаций стран Содружества, Председателем Исполкома СНГ, а также глав правительств ряда государств –участников Содружества, в ходе которых состоялся заинтересованный обмен мнениями по широкому спектру вопросов взаимодействия в двустороннем и многостороннем форматах, включая региональное сотрудничество в рамках СНГ.
В узком составе главы делегаций обсудили вопросы, касающиеся дальнейшей интеграции в контексте расширения участников Договора о зоне свободной торговли и ускорения ратификационных процедур по нему, сроков проведения очередного заседания СГП в городе Ялте (Украина), а также ряд других вопросов, включенных в повестку дня.
На расширенном заседании СГП СНГ рассмотрены и приняты около 30 документов, направленных на дальнейшее развитие интеграционного сотрудничества государств – участников Содружества.
В сфере гуманитарного сотрудничества был принят ряд важных документов, в том числе:
Решение о Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств – участников Содружества Независимых Государств. Стратегия представляет собой согласованную государствами – участниками СНГ совокупность взаимоувязанных задач и направлений развития, мероприятий и этапов их реализации, механизмов, обеспечивающих решение системных проблем в деятельности национальных гидрометеорологических служб (НГМС). Документ содержит 8 разделов, в т. ч. «Общие положения», «Системная проблема НГМС СНГ и ожидаемые результаты реализации Стратегии», «Обоснования направлений решения системной проблемы и оценка рисков», «Приоритетные задачи, мероприятия по их решению и этапы реализации Стратегии», «Обеспечение согласования и координации гидрометеорологической деятельности государств – участников СНГ. Положительный опыт, требующий сохранения и развития», «Механизмы реализации Стратегии», «Финансирование мероприятий Стратегии», «Мониторинг выполнения Стратегии и контроль за ее реализацией». В приложении к проекту указан примерный перечень целевых показателей-индикаторов. Документ предусматривает также организацию систематических наблюдений за состоянием климатической системы, направленных на выявление тенденций возможных изменений климата в ближайшей перспективе и постоянное совершенствование работ по воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы,наобеспечение населения, органов государственной власти, секторов экономики достоверной информацией о фактическом и ожидаемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении на всей территории Содружества. Реализация Стратегии позволит обеспечить повышение заблаговременности и оправдываемости штормовых предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях на всей территории СНГ; увеличение оправдываемости прогнозов погоды различной заблаговременности климатических прогнозов;
Решение о Стратегии развития физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, определяющее основные цели, задачи и направления межгосударственного сотрудничества в деле развития физкультуры и спорта в СНГ. Стратегия отражает отраслевую специфику данной сферы, связанную с особенностями развития физкультурно-массового движения и спорта высших достижений, любительского и профессионального спорта, детско-юношеского и студенческого спорта, национальных видов спорта, олимпийского и паралимпийского движения, ключевые аспекты формирования и функционирования объектов спортивной инфраструктуры, проведения спортивных мероприятий, подготовки и переподготовки кадров, взаимодействия с производителями и поставщиками спортивных товаров и услуг.
Основными задачами Стратегии являются увеличение количества людей, занимающихся спортом и ведущих здоровый образ жизни, и выстраивание принципиально новой модели функционирования спортивной отрасли, которая сделала бы занятия спортом доступными самым широким слоям населения;
Решение о Плане мероприятий на 2012–2013 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.План содержит широкий комплекс мероприятий (около 200), направленных на обеспечение равнодоступного качественного образования, внедрение новых форм обучения, включая создание сетевых учебных заведений и использование дистанционного и неформального обучения, совершенствование профессиональной подготовки, повышение квалификации, оказание помощи в трудоустройстве и карьерном росте. Предусмотрены также меры по поддержке социально уязвимой части молодежи, включая инвалидов, сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей, беженцев и вынужденных переселенцев; выявлению и поддержке талантливой молодежи во всех сферах общественной, творческой и научной деятельности; поощрению состязательности как части инновационного развития; активизации контактов и поощрению укрепления сотрудничества между общественными молодежными объединениями и молодыми лидерами.
В отдельные разделы включены мероприятия по популяризации здорового образа жизни, созданию общего информационного пространства в сфере международного молодежного сотрудничества, профилактике среди молодежи государств – участников СНГ этнического, религиозного и политического экстремизма, недопущению распространения ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, повышению уровня межэтнической толерантности и развитию межкультурного диалога, расширению взаимодействия молодых представителей этнических диаспор, развитию научного и инновационного сотрудничества между студентами высших учебных заведений стран Содружества;
Соглашение о Совете по туризму государств – участников Содружества Независимых Государств, которымпредусматривается создание Совета для координации сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма. Основной его задачей является содействие развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии государственных органов, национальных, региональных, международных и других туристических организаций;
Протокол о внесении изменений в Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств – участников СНГ от 13 января 1999 года, согласно которому функции по реализации действующего Соглашения возложены на Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах;
Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 года, согласно которому содержание Положения о Совете по физической культуре и спорту приведено в соответствие с Общим положением об органах отраслевого сотрудничества СНГ, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 9 октября 2009 года;
Решение о придании государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области дистанционного и электронного обучения. Отныне МЭСИкак базовая организация будет формировать единые подходы к развитию дистанционного и электронного обучения в системах образования государств – участников СНГ.
В перечне рассмотренных документов значительный блок посвящен дальнейшему расширению и углублению сотрудничества в экономической сфере.
Участники заседания утвердили Концепцию либерализации рынка финансовых услуг государств – участников СНГ, являющуюся дополнительным механизмом международного сотрудничества в финансовой сфере для наращивания и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования. Концепция нацелена навыработку стратегии развития рынков финансовых услуг государств Содружества и системы мер по их либерализации. В целях либерализации рынка финансовых услуг ставятся задачи по совершенствованию законодательства стран Содружества в направлении обеспечения либерализации и равенства условий доступа и работы на внутренних рынках финансовых услуг, выявлению и поэтапному устранению причин и условий, препятствующих доступу на внутренние рынки финансовых услуг, разработке и принятию в рамках Содружества мер по защите прав и интересов субъектов рынка финансовых услуг. Координирующая, правовая и информационно-аналитическая функции по реализации согласованных решений возложены на Межгосударственный валютный комитет.
В условиях продолжающихся негативных процессов в мировой финансовой системе не менее значимым документом, подписанным на заседании СГП СНГ, является Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – участников СНГ. Документ нацелен на создание условий для равноправного и взаимовыгодного участия банков – резидентов сторон на интегрированном валютном рынке государств – участников Содружества. Предусматривается, что каждая сторона обеспечивает банкам – резидентам других сторон, обладающим правом на осуществление валютных операций, допуск на свой национальный валютный рынок для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены банкам-резидентам этой стороны.
Участники заседания приняли решение продолжить переговоры по согласованию условий участия Республики Узбекистан в Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года и внести данный вопрос на рассмотрение очередного заседания СГП СНГ.
Следующим важным документом, подписанным на заседании СГП, является Протокол о внесении изменений в Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств – участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года. В уточненной редакции Договорнаправлен на повышение эффективности функционирования общего электроэнергетического рынка СНГ, расширение торговли электрической энергией, улучшение координации параллельной работы электроэнергетических систем, повышение надежности электроснабжения потребителей государств – участников СНГ и энергетической безопасности Содружества. Участники Договора обязуются проводить мониторинг выполнения его положений и также других документов по обеспечению параллельной работы ЭС СНГ, создавать совместные органы по координации совместных действий, согласовывать размещение и взаимное предоставление резервов мощности, обмениваться технологической информацией в согласованных объемах, обеспечивать беспрепятственный транзит электрической энергии и мощностей в пределах технических возможностей через территории государств Содружества.
К другим документам в сфере экономического сотрудничества следует отнести подписанные решения:
о ходе реализации Решения Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ. В нем отмечаются достигнутые в государствах – участниках СНГ макроэкономическая стабилизация и рост экономического развития, а также соблюдение большинством стран Содружества рекомендованных значений макроэкономических показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность. Правительствам государств – участников СНГ, не подписавших вышеназванное Решение СГП СНГ, рекомендуется рассмотреть возможность присоединения к нему для участия в проведении в рамках Содружества международных сравнений макроэкономических показателей;
о Положении об Операторе Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года, позволяющем начиная со второго полугодия 2012 года приступить к созданию условий для развертывания организационной деятельности участников Программы, отбора и формирования перечня инновационных и инвестиционных проектов, подготовки системы кадрового обеспечения межгосударственного инновационного сотрудничества в рамках реализации мероприятий Программы;
об упразднении Межгосударственного совета руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения и Межправительственного совета по сотрудничеству в области химии и нефтехимии и Соглашении о сотрудничестве в области промышленности и создании Совета по промышленной политике государств – участников СНГ. Вместо упраздненных выше органов отраслевого сотрудничества СНГ создается Совет по промышленной политике, который будет вырабатывать взаимосогласованные решения в области промышленной политики, координировать совместные действия в области промышленности, направленные на повышение конкурентоспособности и устойчивого развития отраслей промышленности и хозяйствующих субъектов. На Совет также возлагаются задачи по созданию совместных производств, транснациональных компаний и финансово-промышленных групп; осуществлению совместных действий по противодействию экспортной экспансии промышленной продукции на рынки государств – участников Соглашения; формированию взаимовыгодных кооперационных связей между хозяйствующими субъектами отраслей промышленности. Реализация Соглашения будет способствовать созданию взаимовыгодной конкурентной среды на рынках промышленной продукции государств – участников СНГ;
Соглашение о создании Координационного совета по карантину растений государств – участников СНГ. На Совет возложены функции по обеспечению применения согласованных и гармонизированных с международными стандартами фитосанитарных мер, направленных на предотвращение заноса и распространения карантинных вредных организмов на территориях государств – участников Содружества.
Ряд других принятых документов в экономической сфере касается внесения изменений в действующие соглашения, регулирующие деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, и приведения содержания положений о них в соответствие с Общим положением об органах отраслевого сотрудничества СНГ, утвержденным Решением Совета глав государств Содружества от 9 октября 2009 г., в том числе внесены измененияв Соглашение о взаимодействии государств – участников Содружества в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли от 9 октября 1992 года и Соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства от 11 сентября 1998 года.
Отдельным блоком рассмотрен и принят ряд документов, направленных на расширение и углубление сотрудничества в сфере безопасности, в том числе:
Решение о придании федеральному государственному унитарному предприятию «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по методическому и организационно-техническому обеспечению работ в области информационной безопасности и подготовке специалистов в этой сфере. На ФГУП ВНИИПВТИ возложены задачи по организационному и научно-методологическому обеспечению органов государственной (исполнительной) власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и информационной безопасности в государствах – участниках СНГ, а также учебно-методическому и кадровому обеспечению переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере информационной безопасности в государствах – участниках Содружества;
Решение о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем противовоздушной обороны, которым придан статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем противовоздушной обороны Научно-исследовательскому центру противовоздушной обороны (г. Тверь) 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации. Согласно утвержденному Положению на базовую организацию возложены задачи по обеспечению государств – участников СНГ научно обоснованными рекомендациями по развитию объединенной системы противовоздушной обороны СНГ и совершенствованию национальных систем противовоздушной обороны;
Соглашение о сотрудничестве в области инженерного обеспечения вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств, нацеленное на объединение усилий в развитии и совершенствовании инженерного обеспечения вооруженных сил государств – участников СНГ. Соглашение предусматривает основные направления, принципы и формы сотрудничества в области инженерного обеспечения вооруженных сил стран Содружества. Координация действий по его реализации возлагается на Координационный комитет по вопросам инженерного обеспечения при Совете министров обороны государств – участников Содружества;
Решение о внесении изменений и дополнений в документы, регламентирующие вопросы создания Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников Содружества Независимых Государств. Внесенные изменения и дополнения уточняют название Рабочей группы по созданию ЕСУ СНГ, расширяют ее задачи и функции. На Рабочую группу предполагается возложить функции по координации деятельности уполномоченных органов заинтересованных государств – участников СНГ, государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества при организации теоретических и практических мероприятий по созданию ЕСУ СНГ. Ряд изменений касается уточнения принципов создания и использования банка учетных данных.
Участники заседания рассмотрели кадровые вопросы и приняли решение о назначении на должность первого заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Гаркуна Владимира Гиляровича (от Республики Беларусь), на должности заместителей Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ: Бузубаева Токтасына Искаковича (от Республики Казахстан), Иванова Сергея Ивановича (от Российской Федерации), Дроня Анатолия Андреевича (от Украины).
На заседании Совета глав правительств СНГ также были рассмотрены и приняты решения о результатах проведенных в 2011 году документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, о внесении изменений в нормативные правовые акты Содружества Независимых Государств, регламентирующие порядок финансирования органов СНГ, о проведении очередного заседания Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 2012 года в городе Ялте (Украина).
Выводы:
итоги очередного заседания Совета глав правительств СНГ свидетельствуют о том, что принятые на нем документы расширяют платформу для дальнейшей оптимизации торгово-экономического, гуманитарного взаимодействия и других приоритетных интеграционных направлений сотрудничества.
Комментарий к итогам саммита СГП.
Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов на встрече с Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ С. Лебедевым подчеркнул, что сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств выступает в числе определяющих векторов внешнеполитической стратегии страны. Будучи ассоциированным членом Содружества, Туркменистан осуществляет политику широкого взаимодействия со странами СНГ и занимает активную позицию в вопросах, сопряженных с расширением взаимовыгодного партнерства. По его словам, Туркменистан и впредь намерен принимать самое деятельное участие в делах Содружества в этом статусе, развивая эффективное взаимодействие как в двустороннем, так и в многостороннем формате.
29.05.12 23:23 (TURKMENISTAN.RU, 2012)
Премьер-министр Российской Федерации Д. Медведев: «Я впервые представляю Россию в этом формате и, конечно, хотел бы, пользуясь случаем, подтвердить несомненный приоритет нашей страны, оценки – как ключевого направления – интеграции стран Содружества Независимых Государств. Особую, конечно, значимость являет торгово-экономическое сотрудничество, но в то же время и гуманитарное направление. Научные и культурные связи также являются исключительно важными. И, конечно, это непременное условие для подъема экономического развития, решения насущных задач, которые стоят в социально-экономической сфере. Поэтому, может быть, одним из важнейших условий нашей дальнейшей интеграции я вижу дальнейшее развитие соглашения и ратификационных процедур по договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Взаимная торговля всегда является индикатором самочувствия экономик, а также показателем нашей заинтересованности в добросердечных и взаимовыгодных отношениях. Так вот, взаимная торговля стран СНГ в 2011 году увеличилась на 36 %, а в абсолютном выражении она приблизилась к порогу 300 млрд долларов США. Это далеко не предел, но даже сама по себе эта цифра показывает потенциал интеграционного взаимодействия и наших отношений в экономической сфере»
30 мая 2012 09:42 / Политика
Премьер-министр Украины Николай Азаров высоко оценил результаты заседания Совета глав правительств государств – участников Содружества Независимых Государств. Об этом он заявил на брифинге в Ашхабаде (Туркменистан). «Я считаю, что поездка была чрезвычайно полезной. Она позволила в сжатые сроки обменяться мнениями и найти конкретные решения практически со всеми членами СНГ», – сказал Николай Азаров. При этом он подчеркнул, что у него состоялись двусторонние встречи практически со всеми представителями государств – участников СНГ.
30 мая 2012 14:36 Департамент информации и коммуникаций с общественностью Секретариата КМУ / Правительственный портал Украины
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/635