Итоги заседания Совета глав правительств СНГ (г. Ашхабад, 30 мая 2012 года)
30 мая 2012 года в г. Ашхабаде под председательством Президента Туркменистана Г. Бердымухамедова состоялось очередное заседание Совета глав правительств СНГ.
В заседании приняли участие главы правительств Республики Армения – Т. Саркисян, Республики Беларусь – М. Мясникович, Республики Казахстан – К. Масимов, Кыргызской Республики – О. Бабанов, Республики Молдова – В. Филат, Российской Федерации – Д. Медведев, Республики Таджикистан – А. Акилов, первый заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики Я. Эюбов и первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Азимов.
В заседании СГП СНГ участвовал Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев.
Накануне заседания и после его завершения прошли двусторонние встречи Президента Туркменистана с главами делегаций стран Содружества, Председателем Исполкома СНГ, а также глав правительств ряда государств – участников Содружества, в ходе которых состоялся заинтересованный обмен мнениями по широкому спектру вопросов взаимодействия в двустороннем и многостороннем форматах, включая региональное сотрудничество в рамках СНГ.
В узком составе главы делегаций обсудили вопросы, касающиеся дальнейшей интеграции в контексте расширения участников Договора о зоне свободной торговли и ускорения ратификационных процедур по нему, сроков проведения очередного заседания СГП в городе Ялте (Украина), а также ряд других вопросов, включенных в повестку дня.
На расширенном заседании СГП СНГ рассмотрены и приняты около 30 документов, направленных на дальнейшее развитие интеграционного сотрудничества государств – участников Содружества.
В сфере гуманитарного сотрудничества был принят ряд важных документов, в том числе:
Решение о Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств – участников Содружества Независимых Государств. Стратегия представляет собой согласованную государствами – участниками СНГ совокупность взаимоувязанных задач и направлений развития, мероприятий и этапов их реализации, механизмов, обеспечивающих решение системных проблем в деятельности национальных гидрометеорологических служб (НГМС). Документ содержит 8 разделов, в т. ч. «Общие положения», «Системная проблема НГМС СНГ и ожидаемые результаты реализации Стратегии», «Обоснования направлений решения системной проблемы и оценка рисков», «Приоритетные задачи, мероприятия по их решению и этапы реализации Стратегии», «Обеспечение согласования и координации гидрометеорологической деятельности государств – участников СНГ. Положительный опыт, требующий сохранения и развития», «Механизмы реализации Стратегии», «Финансирование мероприятий Стратегии», «Мониторинг выполнения Стратегии и контроль за ее реализацией». В приложении к проекту указан примерный перечень целевых показателей-индикаторов. Документ предусматривает также организацию систематических наблюдений за состоянием климатической системы, направленных на выявление тенденций возможных изменений климата в ближайшей перспективе и постоянное совершенствование работ по воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, на обеспечение населения, органов государственной власти, секторов экономики достоверной информацией о фактическом и ожидаемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении на всей территории Содружества. Реализация Стратегии позволит обеспечить повышение заблаговременности и оправдываемости штормовых предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях на всей территории СНГ; увеличение оправдываемости прогнозов погоды различной заблаговременности климатических прогнозов;
Решение о Стратегии развития физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, определяющее основные цели, задачи и направления межгосударственного сотрудничества в деле развития физкультуры и спорта в СНГ. Стратегия отражает отраслевую специфику данной сферы, связанную с особенностями развития физкультурно-массового движения и спорта высших достижений, любительского и профессионального спорта, детско-юношеского и студенческого спорта, национальных видов спорта, олимпийского и паралимпийского движения, ключевые аспекты формирования и функционирования объектов спортивной инфраструктуры, проведения спортивных мероприятий, подготовки и переподготовки кадров, взаимодействия с производителями и поставщиками спортивных товаров и услуг.
Основными задачами Стратегии являются увеличение количества людей, занимающихся спортом и ведущих здоровый образ жизни, и выстраивание принципиально новой модели функционирования спортивной отрасли, которая сделала бы занятия спортом доступными самым широким слоям населения;
Решение о Плане мероприятий на 2012–2013 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. План содержит широкий комплекс мероприятий (около 200), направленных на обеспечение равнодоступного качественного образования, внедрение новых форм обучения, включая создание сетевых учебных заведений и использование дистанционного и неформального обучения, совершенствование профессиональной подготовки, повышение квалификации, оказание помощи в трудоустройстве и карьерном росте. Предусмотрены также меры по поддержке социально уязвимой части молодежи, включая инвалидов, сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей, беженцев и вынужденных переселенцев; выявлению и поддержке талантливой молодежи во всех сферах общественной, творческой и научной деятельности; поощрению состязательности как части инновационного развития; активизации контактов и поощрению укрепления сотрудничества между общественными молодежными объединениями и молодыми лидерами.
В отдельные разделы включены мероприятия по популяризации здорового образа жизни, созданию общего информационного пространства в сфере международного молодежного сотрудничества, профилактике среди молодежи государств – участников СНГ этнического, религиозного и политического экстремизма, недопущению распространения ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, повышению уровня межэтнической толерантности и развитию межкультурного диалога, расширению взаимодействия молодых представителей этнических диаспор, развитию научного и инновационного сотрудничества между студентами высших учебных заведений стран Содружества;
Соглашение о Совете по туризму государств – участников Содружества Независимых Государств, которым предусматривается создание Совета для координации сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма. Основной его задачей является содействие развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии государственных органов, национальных, региональных, международных и других туристических организаций;
Протокол о внесении изменений в Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств – участников СНГ от 13 января 1999 года, согласно которому функции по реализации действующего Соглашения возложены на Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах;
Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 года, согласно которому содержание Положения о Совете по физической культуре и спорту приведено в соответствие с Общим положением об органах отраслевого сотрудничества СНГ, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 9 октября 2009 года;
Решение о придании государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области дистанционного и электронного обучения. Отныне МЭСИ как базовая организация будет формировать единые подходы к развитию дистанционного и электронного обучения в системах образования государств – участников СНГ.
В перечне рассмотренных документов значительный блок посвящен дальнейшему расширению и углублению сотрудничества в экономической сфере.
Участники заседания утвердили Концепцию либерализации рынка финансовых услуг государств – участников СНГ, являющуюся дополнительным механизмом международного сотрудничества в финансовой сфере для наращивания и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования. Концепция нацелена на выработку стратегии развития рынков финансовых услуг государств Содружества и системы мер по их либерализации. В целях либерализации рынка финансовых услуг ставятся задачи по совершенствованию законодательства стран Содружества в направлении обеспечения либерализации и равенства условий доступа и работы на внутренних рынках финансовых услуг, выявлению и поэтапному устранению причин и условий, препятствующих доступу на внутренние рынки финансовых услуг, разработке и принятию в рамках Содружества мер по защите прав и интересов субъектов рынка финансовых услуг. Координирующая, правовая и информационно-аналитическая функции по реализации согласованных решений возложены на Межгосударственный валютный комитет.
В условиях продолжающихся негативных процессов в мировой финансовой системе не менее значимым документом, подписанным на заседании СГП СНГ, является Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – участников СНГ. Документ нацелен на создание условий для равноправного и взаимовыгодного участия банков – резидентов сторон на интегрированном валютном рынке государств – участников Содружества. Предусматривается, что каждая сторона обеспечивает банкам – резидентам других сторон, обладающим правом на осуществление валютных операций, допуск на свой национальный валютный рынок для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены банкам-резидентам этой стороны.
Участники заседания приняли решение продолжить переговоры по согласованию условий участия Республики Узбекистан в Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года и внести данный вопрос на рассмотрение очередного заседания СГП СНГ.
Следующим важным документом, подписанным на заседании СГП, является Протокол о внесении изменений в Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств – участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года. В уточненной редакции Договор направлен на повышение эффективности функционирования общего электроэнергетического рынка СНГ, расширение торговли электрической энергией, улучшение координации параллельной работы электроэнергетических систем, повышение надежности электроснабжения потребителей государств – участников СНГ и энергетической безопасности Содружества. Участники Договора обязуются проводить мониторинг выполнения его положений и также других документов по обеспечению параллельной работы ЭС СНГ, создавать совместные органы по координации совместных действий, согласовывать размещение и взаимное предоставление резервов мощности, обмениваться технологической информацией в согласованных объемах, обеспечивать беспрепятственный транзит электрической энергии и мощностей в пределах технических возможностей через территории государств Содружества.
К другим документам в сфере экономического сотрудничества следует отнести подписанные решения:
о ходе реализации Решения Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ. В нем отмечаются достигнутые в государствах – участниках СНГ макроэкономическая стабилизация и рост экономического развития, а также соблюдение большинством стран Содружества рекомендованных значений макроэкономических показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность. Правительствам государств – участников СНГ, не подписавших вышеназванное Решение СГП СНГ, рекомендуется рассмотреть возможность присоединения к нему для участия в проведении в рамках Содружества международных сравнений макроэкономических показателей;
о Положении об Операторе Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года, позволяющем начиная со второго полугодия 2012 года приступить к созданию условий для развертывания организационной деятельности участников Программы, отбора и формирования перечня инновационных и инвестиционных проектов, подготовки системы кадрового обеспечения межгосударственного инновационного сотрудничества в рамках реализации мероприятий Программы;
об упразднении Межгосударственного совета руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения и Межправительственного совета по сотрудничеству в области химии и нефтехимии и Соглашении о сотрудничестве в области промышленности и создании Совета по промышленной политике государств – участников СНГ. Вместо упраздненных выше органов отраслевого сотрудничества СНГ создается Совет по промышленной политике, который будет вырабатывать взаимосогласованные решения в области промышленной политики, координировать совместные действия в области промышленности, направленные на повышение конкурентоспособности и устойчивого развития отраслей промышленности и хозяйствующих субъектов. На Совет также возлагаются задачи по созданию совместных производств, транснациональных компаний и финансово-промышленных групп; осуществлению совместных действий по противодействию экспортной экспансии промышленной продукции на рынки государств – участников Соглашения; формированию взаимовыгодных кооперационных связей между хозяйствующими субъектами отраслей промышленности. Реализация Соглашения будет способствовать созданию взаимовыгодной конкурентной среды на рынках промышленной продукции государств – участников СНГ;
Соглашение о создании Координационного совета по карантину растений государств – участников СНГ. На Совет возложены функции по обеспечению применения согласованных и гармонизированных с международными стандартами фитосанитарных мер, направленных на предотвращение заноса и распространения карантинных вредных организмов на территориях государств – участников Содружества.
Ряд других принятых документов в экономической сфере касается внесения изменений в действующие соглашения, регулирующие деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, и приведения содержания положений о них в соответствие с Общим положением об органах отраслевого сотрудничества СНГ, утвержденным Решением Совета глав государств Содружества от 9 октября 2009 г., в том числе внесены изменения в Соглашение о взаимодействии государств – участников Содружества в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли от 9 октября 1992 года и Соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства от 11 сентября 1998 года.
Отдельным блоком рассмотрен и принят ряд документов, направленных на расширение и углубление сотрудничества в сфере безопасности, в том числе:
Решение о придании федеральному государственному унитарному предприятию «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по методическому и организационно-техническому обеспечению работ в области информационной безопасности и подготовке специалистов в этой сфере. На ФГУП ВНИИПВТИ возложены задачи по организационному и научно-методологическому обеспечению органов государственной (исполнительной) власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и информационной безопасности в государствах – участниках СНГ, а также учебно-методическому и кадровому обеспечению переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере информационной безопасности в государствах – участниках Содружества;
Решение о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем противовоздушной обороны, которым придан статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем противовоздушной обороны Научно-исследовательскому центру противовоздушной обороны (г. Тверь) 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации. Согласно утвержденному Положению на базовую организацию возложены задачи по обеспечению государств – участников СНГ научно обоснованными рекомендациями по развитию объединенной системы противовоздушной обороны СНГ и совершенствованию национальных систем противовоздушной обороны;
Соглашение о сотрудничестве в области инженерного обеспечения вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств, нацеленное на объединение усилий в развитии и совершенствовании инженерного обеспечения вооруженных сил государств – участников СНГ. Соглашение предусматривает основные направления, принципы и формы сотрудничества в области инженерного обеспечения вооруженных сил стран Содружества. Координация действий по его реализации возлагается на Координационный комитет по вопросам инженерного обеспечения при Совете министров обороны государств – участников Содружества;
Решение о внесении изменений и дополнений в документы, регламентирующие вопросы создания Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников Содружества Независимых Государств. Внесенные изменения и дополнения уточняют название Рабочей группы по созданию ЕСУ СНГ, расширяют ее задачи и функции. На Рабочую группу предполагается возложить функции по координации деятельности уполномоченных органов заинтересованных государств – участников СНГ, государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества при организации теоретических и практических мероприятий по созданию ЕСУ СНГ. Ряд изменений касается уточнения принципов создания и использования банка учетных данных.
Участники заседания рассмотрели кадровые вопросы и приняли решение о назначении на должность первого заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Гаркуна Владимира Гиляровича (от Республики Беларусь), на должности заместителей Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ: Бузубаева Токтасына Искаковича (от Республики Казахстан), Иванова Сергея Ивановича (от Российской Федерации), Дроня Анатолия Андреевича (от Украины).
На заседании Совета глав правительств СНГ также были рассмотрены и приняты решения о результатах проведенных в 2011 году документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, о внесении изменений в нормативные правовые акты Содружества Независимых Государств, регламентирующие порядок финансирования органов СНГ, о проведении очередного заседания Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 2012 года в городе Ялте (Украина).
Выводы:
итоги очередного заседания Совета глав правительств СНГ свидетельствуют о том, что принятые на нем документы расширяют платформу для дальнейшей оптимизации торгово-экономического, гуманитарного взаимодействия и других приоритетных интеграционных направлений сотрудничества.
Комментарий к итогам саммита СГП.
Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов на встрече с Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ С. Лебедевым подчеркнул, что сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств выступает в числе определяющих векторов внешнеполитической стратегии страны. Будучи ассоциированным членом Содружества, Туркменистан осуществляет политику широкого взаимодействия со странами СНГ и занимает активную позицию в вопросах, сопряженных с расширением взаимовыгодного партнерства. По его словам, Туркменистан и впредь намерен принимать самое деятельное участие в делах Содружества в этом статусе, развивая эффективное взаимодействие как в двустороннем, так и в многостороннем формате.
29.05.12 23:23 (TURKMENISTAN.RU, 2012)
Премьер-министр Российской Федерации Д. Медведев: «Я впервые представляю Россию в этом формате и, конечно, хотел бы, пользуясь случаем, подтвердить несомненный приоритет нашей страны, оценки – как ключевого направления – интеграции стран Содружества Независимых Государств. Особую, конечно, значимость являет торгово-экономическое сотрудничество, но в то же время и гуманитарное направление. Научные и культурные связи также являются исключительно важными. И, конечно, это непременное условие для подъема экономического развития, решения насущных задач, которые стоят в социально-экономической сфере. Поэтому, может быть, одним из важнейших условий нашей дальнейшей интеграции я вижу дальнейшее развитие соглашения и ратификационных процедур по договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Взаимная торговля всегда является индикатором самочувствия экономик, а также показателем нашей заинтересованности в добросердечных и взаимовыгодных отношениях. Так вот, взаимная торговля стран СНГ в 2011 году увеличилась на 36 %, а в абсолютном выражении она приблизилась к порогу 300 млрд долларов США. Это далеко не предел, но даже сама по себе эта цифра показывает потенциал интеграционного взаимодействия и наших отношений в экономической сфере»
30 мая 2012 09:42 / Политика
Премьер-министр Украины Николай Азаров высоко оценил результаты заседания Совета глав правительств государств – участников Содружества Независимых Государств. Об этом он заявил на брифинге в Ашхабаде (Туркменистан). «Я считаю, что поездка была чрезвычайно полезной. Она позволила в сжатые сроки обменяться мнениями и найти конкретные решения практически со всеми членами СНГ», – сказал Николай Азаров. При этом он подчеркнул, что у него состоялись двусторонние встречи практически со всеми представителями государств – участников СНГ.
30 мая 2012 14:36 Департамент информации и коммуникаций с общественностью Секретариата КМУ / Правительственный портал Украины
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/636