Информация о проектах документов, вносимых на рассмотрение заседания Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (16 сентября 2016 года, город Бишкек)
ИНФОРМАЦИЯ
о проектах документов, вносимых на рассмотрение заседания
Совета министров иностранных делСодружества Независимых Государств
(16 сентября 2016 года, город Бишкек)
На очередном заседании Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (далее – СМИД) планируется рассмотреть 14 проектов документов, направленных на дальнейшее расширение и углубление сотрудничества в различных сферах деятельности СНГ.
К наиболее важным из них следует отнести проекты:
Заявления глав государств – участников Содружества Независимых Государств в связи с 25-летием СНГ.
В проекте Заявления подводятся итоги 25-летней деятельности СНГ, в частности подчеркивается уникальность и универсальность Содружества, его важная конструктивная роль в системе международных отношений. Отмечается, что СНГ стало удобной базовой платформой для осуществления разноуровневой и разноскоростной интеграции в формате заинтересованных сторон и является основной диалоговой площадкой для взаимодействия государств-участников.
Подтверждается приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, Устава ООН, а также целям и задачам, изложенным в Концепции дальнейшего развития СНГ.
Содержится призыв к наращиванию сотрудничества в экономической, финансовой, энергетической, транспортной и иных областях, продолжению целенаправленного формирования условий для свободного перемещения товаров и услуг на пространстве Содружества.
Акцентируется внимание на необходимости всемерного содействия взаимообогащающему диалогу культур, совершенствованию партнерства в сферах образования, науки, здравоохранения, миграции, информации, молодежного сотрудничества, физической культуры, спорта и туризма.
Высказана общая решимость направить сотрудничество в формате СНГ для предупреждения и эффективного противодействия современным вызовам и угрозам. Подтверждается готовность к совместным действиям в этом плане с заинтересованными государствами и международными организациями при центральной роли ООН.
Выражается заинтересованность в адаптации СНГ к современным реалиям, результатом которой должны стать повышение эффективности Содружества и дальнейший рост его авторитета на международной арене, укрепление интеграции государств-участников.
В заключительной части проекта подтверждается стремление повысить результативность сотрудничества в целях обеспечения мира, добрососедства и прогресса на пространстве Содружества;
Заявления глав государств – участников Содружества Независимых Государств по случаю 70-летия завершения работы Нюрнбергского трибунала.
В проекте отмечается, что Нюрнбергский трибунал стал крупнейшим политико-правовым достижением своей эпохи и сыграл исключительно важную роль в прогрессивном развитии современного международного права.
Подчеркивается, что юбилей Нюрнбергского процесса – знаковый в контексте противодействия попыткам переписать историю Второй мировой войны.
Содержится призыв не допустить обращения истории Нюрнберга против тех, кто освободил Европу от фашизма и тем самым заложил основы современной системы международных отношений и международного права, а также противодействовать таким опасным тенденциям, как фальсификация истории, пересмотр и, по сути, отрицание Нюрнбергского трибунала;
Решения об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям.
В проекте предусматривается комплекс организационных и практических мер, направленных на адаптацию СНГ к современным реалиям в контексте повышения эффективности деятельности уставных и отраслевых органов Содружества.
Значительная часть предложенных документов нацелена на расширение взаимодействия в гуманитарной сфере, среди которых значимыми являются проекты:
Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2017 – 2018 годы.
В проекте Плана содержится более 130 мероприятий, охватывающих все важные направления гуманитарного сотрудничества на пространстве Содружества. Почти треть из них относится к культурной сфере.
Помимо таких крупных гуманитарных проектов, как проведение XII и XIII форумов творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ, планируются масштабные мероприятия в рамках Года семьи в СНГ, в сферах образования и науки, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, спорта и туризма, молодежного сотрудничества, информации и массовых коммуникаций;
Решения об объявлении 2017 года Годом семьи, 2018 года – Годом культуры в Содружестве Независимых Государств.
Проектом предусматривается объявить 2017 год Годом семьи, 2018 год – Годом культуры в Содружестве Независимых Государств.
Правительствам государств – участников СНГ, соответствующим органам отраслевого сотрудничества и Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ рекомендовано осуществить мероприятия по их подготовке и проведению;
Решения о реализации в 2017 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Азербайджанской Республике.
Проектом предусматривается реализовать Межгосударственную программу «Культурные столицы Содружества» в Азербайджанской Республике, объявив город Гянджу Культурной столицей Содружества в 2017 году.
Соответствующим органам отраслевого сотрудничества СНГ и Исполнительному комитету СНГ предлагается рассмотреть возможность поддержки проведения культурных мероприятий в городе Гяндже в 2017 году.
В повестку дня СМИД также включен проект Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников Содружества Независимых Государств от 13 ноября 1992 года.
Проект Протокола исключает из вышеназванного Соглашения слово «миграция» и предлагает следующую редакцию определения Консультативного Совета:
«Консультативный Совет по труду, занятости и социальной защите населения государств – участников СНГ, в состав которого входят руководители соответствующих органов государственной власти государств – участников СНГ, ведающих вопросами регулирования рынка труда, трудовых отношений, занятости и социальной защиты».
Подписание Протокола обеспечит распределение полномочий органов Содружества по сотрудничеству в миграционной сфере и исключит дублирование функций в сфере миграции между Советом руководителей миграционных органов государств – участников СНГ и Консультативным Советом, что подтверждает основной принцип концепции органов отраслевого сотрудничества СНГ(«один орган в каждой сфере») и будет способствовать более эффективной выработке согласованной политики государств – участников СНГ в социально-трудовой сфере.
В рамках углубления экономического сотрудничества планируется рассмотреть проект Конвенции о межрегиональном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств.
Документ нацелен на согласованное преодоление экономических, правовых, административных и других возможных препятствий для взаимного сотрудничества.
Координация деятельности сторон по реализации вышеуказанной Конвенции предполагается возложить на Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников Содружества Независимых Государств. Проект Конвенции предусматривает следующие направления деятельности:
создание в регионах свободных (специальных, особых) экономических зон;
оказание поддержки соотечественникам, проживающим в регионах, в сохранении и расширении гуманитарных связей;
осуществление инвестиционных проектов;
производственно-техническое сотрудничество в области энергетики и промышленности, в том числе разработка и реализация совместных программ;
сельское хозяйство и продовольственное обеспечение;
развитие транспорта, транспортных коммуникаций и инфраструктуры, оказание транспортных услуг;
информационные технологии и связь;
сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений, включая борьбу с контрабандой и незаконной миграцией;
градостроительство и коммунальное хозяйство;
рынок труда и трудовая миграция;
здравоохранение;
образование;
научное и гуманитарное сотрудничество;
культура и выставочная деятельность;
спорт и туризм;
создание и развитие природоохранных территорий, лечебно-оздоровительных зон (местностей) и курортов;
торговля и ярмарочная деятельность и ряд др.
Кроме этого, в проекте закрепляются обязательства сторон по упрощению процедур пограничного, таможенного, иммиграционного (миграционного) и иных видов контроля в целях повышения эффективности межрегионального сотрудничества, а также проведению согласованной экономической политики, основанной на взаимовыгодной кооперации, специализации, региональном и международном разделении труда, обеспечивающей эффективное использование природных и производственных ресурсов своих регионов.
На заседании СМИД также предполагается рассмотреть ряд значимых вопросов, нацеленных на обеспечение безопасности и противодействие новым вызовам и угрозам. Среди них:
проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли.
Проект предусматривает содействие предоставлению гражданам государств – участников Соглашения возможности получения образовательных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли, в том числе на льготной основе.
Финансовые условия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли определяются на основе взаимных договоренностей в контрактах (договорах) между уполномоченными органами государств – участников Соглашения.
Проект закрепляет обязательства участников Соглашения способствовать обмену информацией о национальной системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли;
проект Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017 – 2019 годы.
Разработка Программы обусловлена необходимостью адекватного реагирования государств – участников Содружества Независимых Государств на происходящие изменения в оперативной обстановке в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
Проект нацелен на дальнейшее совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ, органов СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма и содержит комплекс организационных, правовых и практических мер, среди которых:
совершенствование и гармонизация национального законодательства;
проведение согласованных и/или совместных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций;
взаимодействие с международными организациями;
осуществление информационно-аналитической деятельности и научно-методической работы в области борьбы с терроризмом, информационное обеспечение сотрудничества;
осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов;
проект Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016 – 2020 годы.
Разработка Программы обусловлена необходимостью адекватного реагирования государств – участников СНГ на происходящие изменения видов и способов преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, и реализации неотложных мер противодействия им.
Проект нацелен на дальнейшее совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ, органов СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, и содержит комплекс организационных, правовых и практических мер по:
дальнейшему развитию международно-правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ;
совершенствованию и сближению национального законодательства государств – участников СНГ;
проведению комплексных совместных и/или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций;
информационному и научному обеспечению сотрудничества;
осуществлению сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов;
развитию сотрудничества с международными организациями;
проект Решения о внесении изменений и дополнений в Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.
Документ нацелен на совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.
Вышеназванное Положение предполагается дополнить пунктами следующего содержания:
«Региональная оперативная группа в Центрально-Азиатском регионе БКБОП является структурным подразделением БКБОП, созданным в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 16 сентября 2004 года о создании в составе БКБОП структурного подразделения по координации борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров и его региональной оперативной группы в Центрально-Азиатском регионе.
Место нахождения Региональной оперативной группы в Центрально-Азиатском регионе БКБОП – Республика Таджикистан, город Душанбе»;
Информация о выполнении Плана мероприятий по реализации Протокола от 5 октября 2007 года об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств – участников Содружества Независимых Государств в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах от 5 декабря 2012 года.
В рамках выполнения вышеназванной Программы утверждены Перечень формирований Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан для включения в состав группировки пограничных и иных ведомств государств – участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисной ситуации на внешних границах, а также Программа их подготовки.
Советом командующих Пограничными войсками предлагается:
активизировать работу по выполнению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Протокола от 5 октября 2007 года;
Республике Армения, Российской Федерации и Республике Таджикистан разработать планы взаимодействия формирований пограничных и иных ведомств в государствах;
компетентным органам Республики Казахстан оказать содействие Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в подготовке и проведении совместно с Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками в 2017 году совместной командно-штабной тренировки руководящего состава подразделений пограничных ведомств, входящих в Перечень формирований.
Участники заседания планируют также рассмотреть вопрос о дате и месте проведения очередного заседания СМИД.
Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/6683