Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Участники Клуба молодых интеллектуалов стран СНГ в Астане подвели итоги 25-летней деятельности Содружества

В Астане прошло заседание Клуба молодых интеллектуалов стран СНГ, на котором были подведены итоги 25-летней деятельности Организации.

<25 лет назад перестала существовать страна, в которой родились многие из собравшихся.  Мы не пытаемся расставлять акценты в привычных для СМИ категориях - <плохо- хорошо>, но стремимся - без гнева и пристрастия - проанализировать базовые компоненты, в рамках которых наши народы могли бы сохранить и умножить накопленный позитивный опыт прошлого, исходя из сложившихся реалий - вот уже более двух десятилетий мы развиваемся в формате независимых государств>, - сказала на открытии заседания клуба исполнительный директор Политологического центра <Север - Юг> Анжелика Трапезникова.

Меж тем, глава Евразийского Аналитического Клуба Никита Мендкович в ходе дискуссионной панели <Экономическая интеграция в странах СНГ на примере ЕАЭС> проанализировал предпосылки возникновения евразийского интеграционного проекта, в числе которых он назвал исторические хозяйственные связи, общность географического пространства, смежные интересы и достаточно высокий исходный уровень интеграции некоторых рынков: <В большинстве республик от 16% до 28% потребления обеспечивалось за счет продукции, ввозимой из других регионов. До 90% нефтепродуктов Белоруссии поставлялись из РСФСР, в свою очередь, Россия закупала более 50% оборудования для нефтегазовой промышленности в Азербайджане. Кроме того, промышленные предприятия России активно импортировали хлопок из Узбекистана и уголь из Украинской ССР>.

По словам Мендковича, при этих исходных условиях распад экономических связей неизбежно сопровождался процессами реиндустриализации на всем постсоветском пространств. При этом он добавил, что после распада Советского союза, наблюдавшее падение экономик, побудило глав постсоветских стран задуматься над тем, чтобы восстановить хозяйственные связи, что в свою очередь привело к инициированию интеграционных проектов на постсоветском пространстве с целью сохранения и восстановления промышленной кооперации в рамках кластерной специализации республик и регионов.

В свою очередь руководитель службы геополитики и региональных исследований ГУ <Библиотека первого президента Казахстана> Ержан Салтыбаев перенес акцент на процессы политического реформирования на постсоветском пространстве, которые сформировали неизбежную дистанцию в общественно-политическом развитии между государствами Содружества.

Говоря о казахстанских внутриполитических трендах, Салтыбаев отметил, что в эпицентре экспертного обсуждения в Казахстане сегодня оказались такие процесс, как политический транзит, переходный период, конституционная реформа, анонсированная президентом Нурсултаном Назарбаевым, а также перераспределение полномочий между ветвями власти. <Консенсус на настоящий момент таков, что от суперпрезидентской республики Казахстан перейдет к парламентско-президентской модели>, - заявил эксперт.  При этом Салтыбаев затруднился выделить общие тенденции политического реформирования на постсоветском пространстве, отметив, что в республиках сформировались самодостаточные и самобытные политические системы и сводить их к общим схемам нецелесообразно.

Научный сотрудник Института Востоковедения РАН России Александр Воробьев, говоря об интеграции постсоветских государств, в ходе дискуссионной панели <Перспективы развития основных интеграционных проектов на постсоветском пространстве>, отметил фрагментацию общего пространства и формировании различных векторов внешнего притяжения: <Так созданное 25 лет назад СНГ фактически стало площадкой для нескольких специализированных организаций: военного блока ОДКБ, экономического союза ЕАЭС, Союзного государства России и Беларуси. Часть стран-членов СНГ вошло в ГУАМ - региональную организацию, ориентированную на европейский вектор развития и международные структуры. Экономическоий пояс Шелкового пути, отличающийся от ЕАЭС отсутствием институализации и предпочтение в пользу двухстороннего формата взаимодействия>.

В качестве достижений ЕАЭС, Воробьев назвал прогресс, достигнутый в сфере формирования общего рынка пяти стран, в частности, заработавший с 2016 года общий рынок лекарств и медицинских изделий.  Помимо этого, он  отметил в качестве позитивных трендов усиление координации макроэкономической политики стран- участниц ЕАЭС и расширение полномочий Евразийской экономической комиссии в наднациональном регулировании.

В то же время в качестве вызовов ЕАЭС Воробьев назвал ослабление экономического потенциала стран-участниц объединения, различные формы протекционизма на национальном уровне: нетарифные барьеры, изъятия, ограничения, так называемый <эффект привыкания>, а также односторонние действия участников союза, затрагивающие интересы всего объединения: <В то же время наличие этих вызовов - еще не повод для пессимизма. В качестве действенных инструментов их преодоления и укрепления экономической интеграции станет завершение создания общих рынков в 2019 - 2020 гг., повышение эффективности работы наднационального органа объединения - Евразийской экономической комиссии, а также встраивание ЕАЭС в систему международных хозяйственных связей посредством создания зон свободной торговли с третьими странами>.

 

Источник: АрмИнфо

 


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/7241