О приоритетах работы государств – участников СНГ в сфере гуманитарного сотрудничества на 2017 год
Государства – участники СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина) в 2005 году подписали Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств, которое вступило в силу для всех подписавших его государств, кроме Азербайджана (не завершены внутригосударственные процедуры).
Участники Соглашения приняли на себя обязательства совершенствовать и развивать механизм сотрудничества в области культуры, образования, науки, архивного дела, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с молодежью.
В Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, гуманитарное сотрудничество определено как важнейший элемент взаимодействия, который позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях. К основным его задачам отнесены – дальнейшее развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма, максимальное вовлечение в гуманитарное сотрудничество всех государств-участников; подчеркивается, что значительное внимание должно уделяться социальной и демографической политике.
Гуманитарное сотрудничество направлено на решение триединой задачи:
обеспечение общими усилиями экономического и социального прогресса стран Содружества;
укрепление традиционных связей народов;
противостояние идеологии экстремизма и иным проявлениям нетерпимости, обеспечение гражданского мира и межнационального согласия через утверждение общечеловеческих гуманистических ценностей.
Следует отметить как положительный факт, что базовое Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ дополнено рядом соглашений по отдельным направлениям взаимодействия (соглашения о сотрудничестве по работе с молодежью, в области охраны здоровья населения и об оказании медицинской помощи гражданам государств – участников СНГ, в области физической культуры и спорта, туризма, культуры, в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, по формированию единого (общего) образовательного пространства), а также по конкретным актуальным вопросам (соглашения о совместном фильмопроизводстве, о создании системы межбиблиотечного абонемента, о вывозе и ввозе культурных ценностей, о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов, в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом, в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств, о профилактике йод-дефицитных состояний среди населения, о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий и другие).
В 2017 году готовятся к подписанию проекты Соглашения о принципах сближения законодательства государств – участников СНГ в области занятости населения и трудовой миграции, Соглашения о сотрудничестве по введению электронных карт трудящихся-мигрантов на территориях государств – участников СНГ и Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в вопросах медицинского страхования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Осуществляется экспертная проработка проекта Соглашения о координации межгосударственных отношений в области фундаментальных исследований государств – участников СНГ.
Принятые соглашения создают основу для решения ряда жизненно значимых проблем граждан и в значительной степени влияют на их отношение к Содружеству как интеграционной структуре. Сегодня можно утверждать, что гуманитарное сотрудничество государств – участников СНГ:
позволяет в установленном порядке взаимно признавать в разных странах документы об образовании, согласовывать подходы к повышению квалификации педагогических работников;
помогает обеспечивать равные права гражданам всех государств Содружества на оказание скорой и неотложной медицинской помощи, облегчает доступ к медицинским услугам, содействует контролю качества лекарственных средств;
обеспечивает защитные меры по недопущению распространения особо опасных инфекций;
в целом гарантирует, что все пенсионеры при переселении в другую страну СНГ получат пенсионное обеспечение по новому месту жительства;
устанавливает ряд льгот и гарантий (на получение скорой и медицинской помощи при состояниях, предоставляющих угрозу для жизни, внеочередное обслуживание, льготный проезд на соответствующих видах транспорта и др.) для инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;
ориентирует на постоянное плановое сотрудничество в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов;
определяет порядок расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, и устанавливает взаимное признание прав на возмещение вреда, причиненного здоровью работников, связанному с исполнением ими трудовых обязанностей;
поддерживает и создает новые площадки для общения молодежи разных стран;
способствует более широкому культурному взаимообмену;
позволяет объединять усилия в пропаганде здорового образа жизни, в том числе посредством актуализации интереса к национальным видам спорта, совместного использования спортивно-тренировочных баз;
слаженно разрешать туристические проблемы, в том числе обмениваясь опытом совершенствования статистики туризма, повышения безопасности, разработки трансграничных маршрутов, в целях увеличения взаимообмена туристами;
позволяет формировать согласованные предложения по приоритетным фундаментальным исследованиям и перспективным научным проектам.
В то же время сохраняется ряд нерешенных проблем, имеют место недостатки в правоприменительной практике принятых документов.
Так, например, в рамках СНГ не урегулированы вопросы непрерывного пенсионного обеспечения граждан при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. По мнению большинства государств, участвовавших в доработке проекта Протокола о внесении дополнений и изменений в названное Соглашение, при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии, назначенной за периоды трудового (страхового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территориях государств, входивших в состав СССР, по прежнему месту жительства должна прекращаться со сроков, предусмотренных национальным законодательством, а в государстве по новому месту жительства пенсионера пенсия должна назначаться с месяца прекращения выплаты пенсии государством прежнего места жительства. Однако Российской Федерацией была предложена иная редакция. Так как названный вопрос не удалось согласовать, 20 июня 2014 года на заседании Экономического совета СНГ было принято решение считать целесообразным продолжить работу по дальнейшему развитию межгосударственных отношений в области пенсионного обеспечения населения путем заключения межгосударственных двусторонних соглашений.
Проблемным остается вопрос создания Межгосударственного фонда научных исследований государств – участников СНГ (в Российской Федерации не завершено внутригосударственное согласование проектов учредительных документов), который инициирован Советом по сотрудничеству в области фундаментальной науки. Его решение значительно активизировало бы реализацию совместных перспективных научных проектов.
Вместе с тем, благодаря тому, что практически по всем направлениям гуманитарного сотрудничества решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ определены цели, задачи и планы совместной работы на конкретные периоды, есть основания для оптимистических прогнозов дальнейшего развития гуманитарного сотрудничества стран Содружества.
Только за последние пять лет высшими органами Содружества утверждены стратегии развития физической культуры и спорта, укрепления сотрудничества в сфере туризма, совершенствования работы по охране здоровья населения; программы поддержки и развития национальных видов спорта, совместных действий по борьбе с ВИЧ/СПИД, по профилактике и лечению сахарного диабета; концепции сотрудничества в сфере культуры, в области охраны здоровья населения и противодействия онкологическим заболеваниям, Декларация о поддержке книги.
Организована плановая реализация концептуально-стратегических документов.
В 2017 году совместные усилия будут направлены на выполнение:
Плана приоритетных мероприятий гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2017–2018 годы;
Плана мероприятий на 2016–2017 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года;
Основных мероприятий сотрудничества государств – участников СНГ в области культуры на 2016–2020 годы;
Плана мероприятий на 2016–2018 годы по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта государств – участников СНГ до 2020 года;
Плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации Программы поддержки и развития национальных видов спорта в СНГ на период до 2020 года;
Плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма на период до 2020 года.
В 2017 году органами отраслевого сотрудничества гуманитарной сферы при поддержке Исполнительного комитета СНГ также планируется внести в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств СНГ проекты следующих организационных документов:
Плана мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года;
Плана совместных действий по предупреждению негативного влияния табака на здоровье населения;
Плана совместных действий по предупреждению распространения туберкулеза;
Плана мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Программы поддержки и развития национальных видов спорта на период до 2020 года;
Плана мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Стратегии сотрудничества в области туризма на период до 2020 года;
Плана мероприятий по реализации Концепции согласованной социальной и демографической политики государств – участников СНГ.
Результативность планового подхода демонстрирует, например, реализация принятой в 2010 году Стратегии международного молодежного сотрудничества. Совместными усилиями государственных органов, общественных организаций и профильных советов СНГ она наполнена привлекательными и актуальными, сближающими молодежь проектами, которые регулярно (выполнены планы мероприятий на 2012–2013, 2014–2015 годы, выполняется план на 2016–2017 годы, в стадии разработки – на 2018–2020 годы) обновляются в содержательном и организационном аспектах. Благодаря этому создан ряд площадок для общения молодежи. Наиболее востребованными стали международные форумы: лагерь студенческого актива «Славянское содружество», научный форум «Ломоносов», форумы «Диалог культур», «Дружба без границ», Молодежный межпарламентский форум СНГ, ежегодный слет «Дни молодежи Содружества» и другие. Хорошую заявку на постоянную «прописку» сделал Международный молодежный проект «100 идей для СНГ». Совет по делам молодежи в настоящее время проводит активную работу по внесению в установленном порядке проекта Положения о данной акции на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
Раз в пять лет Советом глав правительств СНГ определяются Основные мероприятия сотрудничества в области культуры (последний документ – от 29 мая 2015 года), которые предполагают широкое взаимное участие в разноплановых международных и национальных акциях. А в июне 2016 года Совет глав правительств СНГ утвердил еще одну перспективную площадку для заинтересованного профессионального общения – Международную выставку «ART EXPO» государств – участников Содружества. Согласно утвержденному Положению это мероприятие будет проводиться, как правило, раз в два года в течение трех дней в формате выставок и презентаций поочередно каждой страной СНГ. На «ART EXPO» государствам будет предоставлена возможность продемонстрировать самые яркие проекты и достижения в культурной жизни, а также предложить их для реализации в других странах Содружества. В 2018 году площадкой для «ART EXPO» предполагается один их городов Республики Армения.
Обозначенное выше позволяет говорить о наметившейся положительной тенденции перехода к углублению сотрудничества в рамках СНГ в формате постоянно действующих проектов.
Следует отметить уже сформировавшиеся традиции гуманитарного сотрудничества в Содружестве Независимых Государств, заключающие в себе значительный объединяющий потенциал, которые следует поддерживать и развивать.
Во-первых, ежегодное объявление тематических гуманитарных годов. Решением Совета глав государств СНГ 2017 год объявлен Годом семьи и 2018 год – Годом культуры. Знаковые мероприятия, отвечающие тематике годов, нашли свое отражение в Плане приоритетных мероприятий гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2017–2018 годы, который призван стать действенным инструментарием координации многостороннего взаимодействия стран Содружества. При поддержке государств в ближайшее время будет сформирован также дополнительный План мероприятий, посвященных Году культуры.
Во-вторых, ежегодное объявление Культурной столицы Содружества. Эта Программа успешно реализована уже в 12 городах СНГ, которые внесли весомый вклад в развитие партнерских связей в сфере культуры наших стран. В текущем году совместные усилия следует направить на проведение на высоком уровне данной Программы в Азербайджанской Республике, предложившей Культурной столицей СНГ в 2017 году город Гянжу. Как положительный следует отметить тот факт, что уже сегодня сформированы предложения о реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» на три года вперед: в 2018 году – в Республике Армения (Горис), в 2019 году – в Республике Беларусь (Брест), в 2020 году – в Республике Казахстан (Шымкент). Это стало возможным, в том числе, благодаря поддержке Межгосударственной программы Советом постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, который на своем заседании 19 мая 2015 года рассмотрел этот вопрос и принял конкретные решения.
В-третьих, ежегодное вручение по итогам тематических годов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ премий «Звезды Содружества» и «Содружество дебютов». А с 2014 года Совет по культурному сотрудничеству также отметил 27 деятелей культуры за высокие достижения своей Грамотой и специальным нагрудным знаком. В 2016 году впервые состоялось вручение 36 лучшим работникам образования стран СНГ нагрудного знака «Отличник образования Содружества Независимых Государств».
В-четвертых, ежегодное проведение Форума творческой и научной интеллигенции, на котором подводятся итоги гуманитарного сотрудничества за прошедший год, обсуждаются и вырабатываются планы совместных мероприятий. За прошедший период (с 2006 года) состоялись 11 форумов творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. В 2017 году Форум планируется в Российской Федерации. Необходимо принять совместные меры по поддержке авторитета этого совещания как влиятельной общественной трибуны, предполагающей участие широкого круга специалистов, молодежи в обсуждении актуальных вопросов гуманитарного сотрудничества на пространстве Содружества.
С 2010 года на регулярной основе проходит Съезд учителей и работников образования государств – участников СНГ (четвертый – в 2016 году), выполняющий важную роль в сохранении общего образовательного пространства СНГ, выработке направлений и механизмов интеграции, а также поиске путей взаимовыгодного и равноправного сотрудничества национальных систем образования. Совет по сотрудничеству в области образования обратился с просьбой к Министерству образования и науки Кыргызской Республики провести очередной Съезд в 2018 году в городе Бишкеке.
Масштабным и самобытным предполагает стать и Фестиваль национальных видов спорта стран Содружества, активная подготовка которого проводится в рамках одноименной Программы, утвержденной Советом глав правительств. Это культурно-спортивное мероприятие направлено на лучшее взаимопонимание национальных традиций, быта, культуры и философии народов СНГ. Первый такой Фестиваль состоится в сентябре 2017 года в российском Ульяновске.
Благодаря гуманитарному сотрудничеству создается и развивается сеть площадок для творческих и спортивных состязаний. В этой связи следует отметить с каждым годом набирающие силу Молодежные Дельфийские игры государств – участников СНГ, Международный фестиваль школьного спорта, Международные Иссык-Кульские спортивные игры, неизменно привлекающие большое число участников и болельщиков. Высокий авторитет и широкий интерес имеет Международный конкурс «Искусство книги», проведение которого с 2004 года поддерживает межкультурный диалог и вносит значительный вклад в сохранение общего культурного пространства в Содружестве.
Названные устоявшиеся и формируемые традиции помогают сохранению общего исторического и культурного наследия, берегут и укрепляют дружбу наших народов, сложившуюся за многие годы, и таким образом отвечают целям и задачам Соглашения о гуманитарном сотрудничестве.
Ход выполнения обозначенных выше международных договоров, концептуально-стратегических документов и планов по их реализации, итоги проведенных мероприятий систематически обсуждаются на заседаниях органов отраслевого сотрудничества.
В гуманитарной сфере работают 11 органов отраслевого сотрудничества: Совет по гуманитарному сотрудничеству, Совет по делам молодежи, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, Совет по сотрудничеству в области образования, Совет по культурному сотрудничеству, Совет по физической культуре и спорту, Совет по туризму, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения, Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки.
Департамент гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ (далее – Департамент) выполняет функции рабочего аппарата советов или организует работу их секретариатов.
Сложившаяся структура органов отраслевого сотрудничества, действующих в рамках СНГ, позволяет странам вести постоянный профессиональный диалог по всему спектру вопросов гуманитарного сотрудничества.
Ряд отраслевых советов практикует принятие самостоятельных решений по вопросам, которые имеют сугубо ведомственное значение. Это позволяет оперативно внедрять в практику работы учреждений государств – участников СНГ документы, принятые на межгосударственном уровне.
Например, в течение 2011–2016 годов Консультативным Советом по труду, миграции и социальной защите населения приняты рекомендации по установлению единых подходов к расследованию повреждений здоровья работников при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей и к формированию статистической отчетности в сфере условий и охраны труда в государствах – участниках СНГ, определены системы мониторинга и обмена информацией в социально-трудовой сфере, в том числе информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест, установлен Порядок обмена информацией в области нормирования труда.
Планы мероприятий, посвященных Году спорта и здорового образа жизни и Году туризма в СНГ, утверждались решениями соответствующих органов отраслевого сотрудничества.
Сегодня можно говорить о том, что между органами отраслевого сотрудничества гуманитарной сферы налажено взаимодействие. Один из примеров сотрудничества отраслевых советов – разработка нормативов «качества жизни», включающих в себя показатели по разным сферам жизнедеятельности (доступность медицинских, образовательных услуг, возможности для занятий спортом, культурного досуга, туризма и т. д.).
Департамент также оказывает поддержку деятельности 27 базовых организаций государств – участникам СНГ по направлениям сотрудничества (2 – в области нормирования труда, 17 – в области образования, 6 – в области культуры, 2 – по работе с молодежью и развитию молодежного предпринимательства). Эта хорошо зарекомендовавшая себя форма межгосударственного сотрудничества позволяет осуществлять мониторинг и обмен опытом в разных отраслях, совершенствовать подготовку и повышение квалификации специалистов, укреплять профессиональные контакты. При этом задействуется опыт специалистов отрасли и используется существующая научно-техническая база, эффективно решаются задачи по сближению нормативно-правовых документов, проведению научно-исследовательских работ и подготовке методических материалов.
Так, например, Московский технологический университет – с июня 2016 года базовая организация государств – участников СНГ по работе с молодежью – организовал сбор, обобщение и издание на своей базе Сборника, посвященного 10-летию деятельности Совета по делам молодежи и отражающего основные направления государственной молодежной политики в странах Содружества, а также стал активным участником организации совместного (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) исследования на тему «Образ прошлого, настоящего и будущего в сознании молодежи».
Очень важно, что протоколами заседаний органов отраслевого сотрудничества, итоговыми документами Международной научно-практической конференции «25 лет СНГ: итоги, перспективы», Форума творческой и научной интеллигенции, в организации которых Департамент принимал непосредственное участие, определены перспективы взаимодействия в гуманитарной сфере, предполагающие в том числе активизацию таких направлений совместной работы, как:
разработка согласованных подходов к оценке качества образования и сертификации квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами;
развитие академической мобильности и сетевого взаимодействия вузов Содружества;
разработка единых образовательных стандартов и подготовка на их основе инновационных образовательных программ;
усиление взаимодействия государств Содружества в сфере трансфера инновационных технологий, в том числе информационных;
поддержка на государственном уровне проведения форумов творческой и научной интеллигенции, съездов учителей и работников образования государств – участников СНГ, совместных конференций и семинаров;
продолжение практики ежегодного определения Культурной столицы Содружества как важного инструмента интенсивного гуманитарного и инфраструктурного развития городов, стимулирования к ним туристического интереса;
поддержка деятельности базовых организаций государств – участников СНГ как научно-методических центров по разным направлениям гуманитарного сотрудничества, изучение возможности создания консорциума базовых организаций;
развитие выставочных обменов на пространстве СНГ;
оказание содействия в развитии агроэкотуризма, разработка путей совершенствования организации детского, молодежного и семейного туризма;
содействие взаимному участию туристических фирм и организаций в центральных туристических выставках государств – участников СНГ;
объединение усилий в реализации Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в связи с объявлением 2017 года Годом устойчивого развития туризма;
создание единой базы данных об объектах спорта стран Содружества для совместного использования при подготовке и проведении спортивных мероприятий;
развитие массового спорта в государствах – участниках СНГ посредством внедрения общегосударственных физкультурно-спортивных комплексов;
принятие дополнительных усилий, направленных на развитие детско-юношеского спорта и подготовку спортивного резерва;
стимулирование широкого участия молодежи в Международном молодежном проекте государств – участников СНГ «100 идей для СНГ», содействие созданию межгосударственных молодежных проектных коллективов;
содействие расширению движения студенческих трудовых отрядов;
принятие на всех уровнях дополнительных мер по развитию молодежного предпринимательства;
разработка Концепции развития сотрудничества государств – участников СНГ в поддержке молодежного волонтерского движения;
оказание информационно-организационной поддержки в подготовке и проведении в 2017 году в Российской Федерации XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов;
проведение совместных исследований ценностных ориентаций и процессов, происходящих в молодежной среде;
активизация усилий по созданию общего информационного пространства, обеспечение расширения телерадиовещания МТРК «Мир» в государствах СНГ;
широкое и постоянное освещение в СМИ стран Содружества межгосударственных и национальных акций, проводимых в рамках принятых программных документов гуманитарной сферы;
всемерная поддержка деятельности МФГС, направленной на развитие общего гуманитарного пространства Содружества;
продолжение работ по созданию Межгосударственного фонда научных исследований государств – участников СНГ, формированию целевых программ и фондов, финансирующих приоритетные исследования и разработки, инновационные проекты межгосударственного значения, а также совместные научно-организационные мероприятия и меры по повышению международной мобильности ученых;
создание условий для организации свободного обмена открытой научно-технической информацией, в том числе путем создания межгосударственного интернет-портала;
организация мониторинга процессов формирования и функционирования единого рынка объектов интеллектуальной собственности, разработка комплекса мер по вовлечению в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности и механизмов распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате выполнения совместных исследований и разработок, а также защите вышеупомянутых прав;
всемерное усиление популяризации науки на государственном уровне, в том числе в молодежной среде.
В настоящее время Департаментом во взаимодействии с органами отраслевого сотрудничества СНГ проводится необходимая организационная работа по подготовке соответствующих проектов документов, выработке мер для реализации обозначенных выше перспективных задач, в том числе организована деятельность рабочих групп:
по подготовке рекомендаций в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах – участниках СНГ и его эффективных образовательных практик;
по подготовке проекта Концепции развития сотрудничества государств – участников СНГ в поддержке молодежного волонтерского движения;
по изучению и сравнительному анализу законодательного обеспечения культуры государств – участников СНГ;
по культурному туризму государств – участников СНГ;
по кинематографии государств – участников СНГ.
Таким образом, гуманитарное сотрудничество государств – участников СНГ достаточно результативно, в том числе благодаря организованной деятельности органов отраслевого сотрудничества и базовых организаций гуманитарной сферы. В стратегических и концептуальных документах определены цели и задачи сотрудничества на период не менее чем до 2020 года, в резолюциях центральных форумов специалистов гуманитарной сферы сформированы перспективные направления интеграционного взаимодействия. Определены конкретные планы работы в 2017 году и на ближайшую перспективу. Исполнительный комитет СНГ осуществляет мониторинг выполнения принятых планов, своевременную организацию разработки планов мероприятий по направлениям сотрудничества на новый период, оказывает консультативно-организационную поддержку деятельности органов отраслевого сотрудничества и базовых организаций государств – участников СНГ в гуманитарной сфере.
Департамент гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/7413