Интервью С.Лебедева журналу «Интеллект & Технологии»: Наука — один из важнейших приоритетов сотрудничества
На вопросы научно-технического журнала «Интеллект & Технологии» в интервью «Наука — один из важнейших приоритетов сотрудничества» отвечает Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств Сергей Лебедев.
ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ
- Сергей Николаевич, 16 сентября 2016 года в Бишкеке на заседании Совета глав государств СНГ, приуроченном к 25-летию образования СНГ, Президент России Владимир Путин подчеркнул, что в юбилейном заявлении «выражено наше общее стремление к дальнейшему укреплению Содружества, к реализации его интеграционного потенциала, углублению многопланового партнерства между всеми странами-участницами». Это, по оценке главы российского государства, «придаст дополнительный политический импульс проводимой в рамках СНГ работе по расширению торгового, инвестиционного сотрудничества, стимулирует взаимодействие в области культуры, образования, науки, спорта».
Наш разговор будет посвящен больше науке, а вместе с ней - межгосударственному научно-техническому сотрудничеству, обмену инновациями. Однако вначале позвольте вернуться к истории вопроса: верно ли будет утверждение, что после распада СССР российские ученые вместе с коллегами из стран - участниц СНГ предприняли интенсивные усилия по сохранению научных связей, созданных многими десятилетиями? На Ваш взгляд: что ученым Содружества удалось сберечь в первую очередь?
-Действительно, в 90-х годах прошлого века постсоветским странам пришлось самостоятельно решать проблемы сохранения и развития науки в своих государствах. Однако, как показало время, этот путь в современных условиях бесперспективен. Рост взаимозависимости национальных государств и углубление межгосударственного сотрудничества, которые охватывают практически все сферы жизнедеятельности любого государства, являются характерными признаками международных отношений XXI века. Наука не является исключением. Международное сотрудничество в научной сфере сейчас рассматривается в качестве эффективного пути повышения конкурентоспособности национальных научных систем, и на этой основе - перехода к инновационному пути развития экономики и к экономике знаний.
На протяжении всего 25-летнего периода функционирования Содружества Независимых Государств сохранению и развитию интеграционного взаимодействия в сфере науки уделялось немалое внимание. При этом все эти годы сотрудничество стран СНГ в научной сфере носило как двусторонний характер, так и осуществлялось в многостороннем формате.
Главное, что удалось достичь в научной сфере за четверть века существования СНГ, - это сберечь наше общее научное и образовательное пространство, сохранить и совершенствовать тесные связи и контакты между учеными и научными организациями стран Содружества.
Реальным примером взаимодействия стран Содружества в области фундаментальной и прикладной науки может служить реализация в последние два года утвержденных на заседании Совета глав правительств СНГ 30 октября 2015 года в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ пилотных инновационных проектов. В них участвуют научные организации 7 стран Содружества.
Нельзя не отметить актуальность развития научных коммуникаций на пространстве СНГ. Большое значение для их активизации имели состоявшийся в октябре 2015 года в городе Москве Форум ученых СНГ- 2015 и научный симпозиум стран СНГ «Наука и инновации в период глобализации», прошедший в мае 2016 года в городе Кишиневе. Важно, что участники этих крупных научных мероприятий высказались за дальнейшее развитие и укрепление интеграционных процессов в сфере науки в рамках СНГ, за продолжение формирования и совершенствования общего научно-образовательного пространства Содружества.
К слову, в соответствии с Планом приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ на 2017-2018 годы в нынешнем году в столице Республики Армении, городе Ереване, планируется проведение II Форума ученых стран СНГ.
- Еще одна ретроспектива: на заседании Совета глав государств СНГ, состоявшемся 10 октября 2008 года в том же Бишкеке, было принято решение об объявлении 2010 года Годом науки и инноваций в Содружестве Независимых Государств. Другой орган СНГ - Совет глав правительств государств Содружества - на своем заседании, прошедшем 14 ноября 2008 года в Кишиневе, признал целесообразным разработку Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. То есть на семнадцатом году существования СНГ наука и инновации были фактически определены как приоритетные направления деятельности Содружества Независимых Государств. Что послужило поводом для такого решения? Какие цели и задачи поставили перед наукой страны Содружества?
- Причины такого решения вполне очевидны: в наше время многократно возрастает значение науки, и прежде всего фундаментальной, как основы процветания и благополучия будущих поколений. Выдвижение науки и инноваций в число приоритетов обосновано углублением и диверсификацией интеграционных процессов на пространстве СНГ, необходимостью обеспечения устойчивого развития государств Содружества в контексте их перехода к инновационной модели экономики.
Еще 10 лет назад в Концепции дальнейшего развития СНГ формирование общего образовательного, научного и информационного пространства было определено в качестве одной из основных задач гуманитарного сотрудничества стран Содружества, решение которой будет способствовать повышению конкурентоспособности всех государств СНГ.
Более того, на нынешнем этапе развития Содружества еще более актуальной является задача создания Единого научно-инновационного пространства. На его формирование нацелены такие программные документы, принятые в последние годы в рамках Содружества, как «Основные направления долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере» (2009) и «Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года» (2011).
Межгосударственная программа, в частности, заложила основу для формирования инновационного пространства Содружества. Цель Программы - создание условий для реализации приоритетов экономического развития в инновационной сфере на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем, для утверждения международного авторитета Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства.
Главная задача Программы - предложить механизм, позволяющий гармонизировать национальные инновационные системы, разрабатывать и реализовывать межгосударственные целевые программы и инновационные проекты других форматов, а также взаимодействовать с другими целевыми программами государств - участников СНГ.
Следует подчеркнуть, что мероприятия и проекты Программы планируются и реализуются в координации с действующими национальными программами по поддержке и развитию инновационной деятельности, а также с другими программами, реализуемыми межгосударственными и международными организациями.
Важным этапом реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года стало утверждение на заседании Совета глав правительств СНГ 31 мая 2013 года Перечня пилотных межгосударственных инновационных проектов, участниками которых являются научные организации стран Содружества. На заседании Совета глав правительств СНГ 30 октября 2015 года этот Перечень был уточнен, и в настоящее время он включает в себя 10 инновационных проектов. В них, как мы уже говорили, участвуют научные организации 7 стран Содружества.
Следует подчеркнуть, что для эффективного проведения научных исследований участники этих пилотных проектов создают совместные корпоративные центры научных исследований и опытно-конструкторских работ, так называемые центры генерирования новых знаний и инноваций. Наглядным примером могут служить действующие центры инноваций («точки инноваций») - Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» и научно-производственный комплекс Дубны.
- По мнению лидеров стран-участниц СНГ, «Содружество состоялось как уникальная и универсальная, не имеющая аналогов организация». При этом главным итогом 25-летнего существования СНГ признали развитие равноправного политического диалога, построение на новой основе механизма широкомасштабного сотрудничества с учетом национальных интересов его участников. Вероятно, научное взаимодействие в рамках Содружества также уникально? На каких принципах оно основывается?
- Вы правы, это взаимодействие, безусловно, относится к числу главных элементов уникального механизма широкомасштабного сотрудничества на пространстве СНГ. Следует при этом подчеркнуть, что сотрудничество в сфере науки базируется на тех же фундаментальных принципах, которые выступают основополагающими в развитии всего Содружества Независимых Государств.
За минувшие 25 лет Содружество прошло путь от проведения отдельных совместных проектов и мероприятий до программного взаимодействия (сотрудничества) по всем направлениям научной тематики. Уже упомянутым и весьма наглядным примером может служить Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
В настоящее время взаимодействие в научной сфере, как и вся деятельность СНГ, основывается на стратегии взаимовыгодного и равноправного сотрудничества. Базисными принципами при этом выступают такие, как сохранение и дальнейшее развитие исторических и культурных связей народов стран СНГ; объединение усилий для реализации национальных интересов при выполнении научных программ и проектов; формирование взаимовыгодных партнерских отношений научных организаций стран СНГ; гибкость форматов коллективного сотрудничества и механизмов принятия решений при реализации совместных научных исследований.
В целом можно с уверенностью говорить, что в настоящее время научное сотрудничество в рамках СНГ является важным ресурсом модернизации государств Содружества, который обеспечивает их устойчивое развитие и прогресс.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕСЯТКА
- Сергей Николаевич, 18 октября 2011 года Совет глав правительств СНГ утвердил Межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. Реализация Программы стартовала в 2012 году. Какие задачи она ставит перед Содружеством? Вероятно, в ней есть главная, стратегическая задача и есть линейка задач, решаемых при выполнении программных мероприятий?
- Главная задача Программы - создание межгосударственного инновационного пространства, объединяющего возможности национальных инновационных систем. Выполнение этой задачи невозможно без решения ряда сопутствующих вопросов.
К их числу относятся:
развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере, создание необходимых условий для развития рынков инновационных товаров и услуг;
мобилизация и развитие научно-технологического потенциала, определение зон взаимных интересов, выделение в них приоритетных технологических областей для совместных инновационных проектов, создание условий для их реализации в интересах государств - участников Программы;
формирование системы кадрового обеспечения межгосударственного инновационного сотрудничества, увеличение человеческого капитала, подготовка кадров современных руководителей и активных участников инновационных программ и проектов;
стимулирование предпринимательской активности и формирование современной культуры участников инновационного процесса;
совместное эффективное использование и развитие инновационной инфраструктуры, внедрение новых форм взаимодействия государств, субъектов научно-технической и инновационной деятельности и предпринимательского сектора, развитие инвестиционных инструментов, опирающихся на механизмы государственно-частного партнерства при коммерциализации результатов инновационной деятельности, использование потенциала институтов развития;
развитие системы межгосударственного регулирования инновационной деятельности, устранение возможных правовых и административных барьеров, создание условий для постепенной гармонизации и развития национальных систем нормативно-правового регулирования инновационной деятельности, стандартизации и сертификации продукции (услуг) в сфере разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг), технического регулирования и саморегулирования.
Таковы вкратце главная стратегическая задача Программы и ряд линейных подзадач, решение которых ведет к намеченной цели.
- Среди целей Программы, в числе которых обозначены создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ, трансформация ее в социально ориентированную инновационную экономику, значится и утверждение международного авторитета Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства. Об этом стоит говорить после 2020 года? Или уже есть какие-то показательные примеры?
- Говорить о состоявшемся становлении СНГ как одного из технологического лидерства пока еще рано. Однако государства Содружества предпринимают последовательные шаги, направленные на формирование межгосударственного инновационного пространства. К сожалению, продолжающееся влияние мирового финансового кризиса серьезно ограничивает возможности государств.
К положительным моментам можно отнести налаженное взаимодействие национальных инновационных систем, развитие системы обмена научно-технической информацией, организацию программ дистанционного обучения молодых ученых, специалистов и инноваторов в государствах-участниках СНГ.
В государствах Содружества создаются и активно работают технопарки. Так, в Республике Беларусь работает 9 технопарков, в Республике Казахстан - 10 технопарков, в Республике Молдове - 3 научно-технологических парка, в Российской Федерации - 32 технопарка. В других государствах-участниках СНГ также идет работа над созданием технопарков. Так что сегодня - может, не так быстро, как хотелось бы, - мы все же неуклонно движемся к поставленным целям.
- Перечень пилотных межгосударственных инновационных проектов Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года включает в себя 10 наименований. Как научное сообщество Содружества определило именно эту десятку? Как осуществлялся мониторинг научных идей и предложений по их включению в данную программу?
- Принципам формирования и отбора инновационных проектов, требованиям к участникам проекта посвящен целый раздел Межгосударственной программы. Важным условием включения совместного инновационного проекта в Программу является участие в его реализации как минимум трех государств.
На начальном этапе формирования пакета межгосударственных инновационных проектов поступило более 300 предложений. Отбор проектов проводился на нескольких уровнях: на первом, национальном уровне экспертизу осуществляли национальные органы управления Программы – это национальные заказчики и контактные центры. На втором уровне экспертизу проводил оператор Программы Фонд «Сколково», в состав экспертных групп которого входили представители научного сообщества и бизнес-структур. Отобранные проекты были представлены на рассмотрение Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, на который возложены функции Наблюдательного совета Программы.
Особое внимание было обращено на важность решаемых научно-технических проблем для государств СНГ, на предполагаемый вклад проекта в экономическое развитие государств, значимость, возможность коммерциализации результатов проекта, а также на сроки реализации проекта.
- Возможно ли эти проекты как-то ранжировать по степени значимости для СНГ или же все они первоочередные, наиважнейшие, подобные «десяти столпам», на которых будет зиждиться инновационное начало Содружества?
- Ранжировать пилотные проекты Программы довольно сложно и, наверное, не имеет смысла, так как они относятся к различным областям научно-технологического развития. И если, скажем, для одной группы государств СНГ представляет значимость продвижение производственных и информационно-телекоммуникационных технологий, то для других приоритетны медицина, здравоохранение или сельское хозяйство. Ценность этих проектов, получивших наименование «пилотных», прежде всего заключается в отработке сотрудничества и взаимодействия бизнес-структур и государственных органов в процессе их реализации.
- В большинстве инновационных проектов в рынках сбыта их конечных продуктов фигурируют государства - участники СНГ. Однако в некоторых помимо стран Содружества указаны «...и другие государства». А в проекте по созданию технологических процессов получения новых высокоэффективных диагностикумов и вакцин на основе наноантигенов значатся и страны Латинской Америки, и Африки... То есть наука Содружества учитывает, где тот или иной проект будет экономически выгоден?
-Да, действительно так. Обязательное условие при экспертизе совместных инновационных проектов - наличие рынков сбыта конечного продукта. Разработчики ориентируются также на коммерциализацию результатов проекта. Конечно, основная цель - использование продукции на пространстве СНГ. Однако если у продукции более широкий потенциал сбыта, то зачем его ограничивать? И главное: проект, ориентированный на потребителя, будет востребован и не останется лежать «на полке».
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКЕ - ОСОБАЯ РОЛЬ
- Сергей Николаевич, в последние годы на общей гуманитарной площадке СНГ начал работу Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки. Им сформированы предложения по приоритетным фундаментальным исследованиям и международным научным центрам государств - участников СНГ, а также перечень перспективных научных проектов. В связи с этим есть ли основания полагать, что данный Совет во взаимодействии с другими советами научно-технической направленности создаст современную институциональную модель генерации, распространения и практического использования знаний и инноваций в различных сферах совместной деятельности в рамках Содружества?
- Действительно, Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств-участников СНГ является одним из самых молодых отраслевых советов Содружества. Он был создан на заседании Совета глав правительств СНГ 19 мая 2011 года на основе подписания одноименного Соглашения.
Основными направлениями деятельности Совета являются: подготовка предложений по формированию и реализации межгосударственных программ и проектов, по совершенствованию нормативно-правовой базы сотрудничества в области фундаментальной науки; содействие установлению прямых контактов и укреплению сотрудничества между организациями, проводящими фундаментальные научные исследования государств-участников Соглашения; сотрудничество с рабочими аппаратами международных организаций по вопросам фундаментальной науки.
Следует подчеркнуть, что создание названной Вами современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний и инноваций во всех сферах государств Содружества требует разработки ее конкретных составных элементов.
В этом направлении за небольшой период деятельности Совета проделана значительная работа. Подготовлен проект Соглашения о координации межгосударственных отношений в области фундаментальных исследований государств Содружества и проект Договора о создании Межгосударственного фонда научных исследований государств СНГ. Проекты этих документов в настоящее время находятся в стадии межгосударственной экспертной проработки. Они были предметом обсуждения и на состоявшемся 21 февраля 2017 года V заседании Совета.
Кроме того, дальнейшее развитие общего научного пространства, консолидация усилий по решению актуальных проблем фундаментальной и прикладной науки в странах СНГ обусловливают необходимость определения единых направлений сотрудничества государств Содружества в области фундаментальных исследований.
Поэтому на заседаниях Совета были приняты, как Вы отметили, Предложения по приоритетным фундаментальным исследованиям и международным научным центрам государств-участников Содружества Независимых Государств (2014); Перечень перспективных научных проектов, соответствующих приоритетным направлениям фундаментальных исследований государств-участников СНГ (2015).
Также Советом приняты Мероприятия по взаимодействию с Межгосударственным советом по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (2014), который координирует работу по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств Содружества.
Таким образом, есть все основания полагать, что реализация вышеназванных документов в конечном итоге будет способствовать гармонизации правовой базы сотрудничества в области фундаментальных и прикладных исследовании, развитию межгосударственной кооперации в научной и инновационной сферах, мобилизации и развитию научно-технологического потенциала в странах СНГ, эффективному использованию и развитию в них инновационной инфраструктуры, и на этой основе - созданию модели генерации, распространения и использования знаний и инноваций во всех сферах государств Содружества, формированию в целом на пространстве СНГ новой зоны мирового технологического лидерства.
- На Ваш взгляд, в условиях необходимости обеспечения устойчивого развития государств Содружества в контексте перехода к инновационной модели экономики насколько увеличивается значение фундаментальной и прикладной науки как основы процветания и благополучия будущих поколений СНГ?
- Если ответить однозначно, то многократно. Общеизвестно, что наука как форма общественного сознания, связанная с производством и распространением научно-теоретического знания, является одним из главных социальных институтов общества.
Однако в современных условиях ее значение объективно возрастает. В мировой экономике происходит смена действующего (пятого) технологического уклада. В ближайшие годы, по мнению экспертов, доминирующую роль для конкурентоспособности стран будут играть nano-, bio-, info-, cogno-, socio-технологии.
В условиях становления экономики знаний и формирования инновационного общества науке, прежде всего фундаментальной, отводится особая роль. Она становится базовым фактором развития любого государства как источник генерирования новых знаний и инноваций, без которых невозможно представить развитие страны по инновационному пути.
Исходя из этого, актуальным становится тесное сотрудничество государств СНГ в области науки, объединение усилий ученых стран в поиске новых форм взаимодействия в сфере фундаментальных исследований в целях решения проблем по модернизации национальных социально-экономических систем и повышению уровня благосостояния и качества жизни людей.
В новых реалиях функционирования Содружества, полагают ученые, в научной сфере необходимо сделать акцент на следующем: активизировать усилия, направленные на формирование разносторонних, взаимовыгодных и эффективных форм межстрановых связей; усилить взаимодействие государств Содружества в сфере трансфера инновационных технологий, в том числе информационных; активизировать работу по формированию целевых программ и фондов, финансирующих приоритетные межгосударственные исследования и инновационные проекты; создать условия для обеспечения свободного доступа ученых к научной инфраструктуре в странах Содружества; усилить популяризацию науки и научной деятельности среди молодежи стран Содружества.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОТРАСЛЕВЫХ СОВЕТОВ
- Сергей Николаевич, вероятно, для совершенствования межгосударственного научно-инновационного взаимодействия в рамках Содружества необходимы и специализированные руководящие, координирующие структуры, в работе которых активно участвуют ученые стран СНГ? Какие советы уже созданы для этой цели? Как Вы оцениваете их деятельность?
- В рамках СНГ в целях сотрудничества в научной сфере созданы и успешно функционируют Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (МС НТИ), Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств - участников Содружества Независимых Государств, Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации (МКСНТИ). Каждый из этих отраслевых советов решает определенные задачи в научном сотрудничестве стран СНГ.
Так, координация работы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества возложена на Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. А для координации и развития сотрудничества государств - участников СНГ в области фундаментальной науки, как я уже говорил, создан Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств - участников Содружества Независимых Государств. В деятельности Совета нашли отражение вопросы, касающиеся гармонизации правовой базы сотрудничества в области фундаментальных исследований государств - участников СНГ; подготовки предложений по приоритетным направлениям фундаментальных исследований государств Содружества; разработки перспективных научных проектов, соответствующих приоритетным направлениям фундаментальных исследований; создания Межгосударственного фонда научных исследований.
Для совершенствования межгосударственного научно-инновационного взаимодействия на пространстве Содружества функционирует также Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации (МКСНТИ), созданный в 2004 году. На МКСНТИ возлагаются следующие функции: руководство подготовкой мероприятий развития межгосударственного обмена научно-технической информацией и их утверждение; определение приоритетных направлений деятельности по межгосударственному обмену научно-технической информацией; подготовка и утверждение планов развития совместно используемых информационных ресурсов; руководство разработкой правового и экономического механизмов доступа к информационным ресурсам государств - членов МКСНТИ, а также нормативно-технических документов для обеспечения совместимости информационных систем при межгосударственном обмене научно-технической информацией.
Если вести речь в целом о функционировании этих отраслевых советов, то, на мой взгляд, они последовательно продвигаются к достижению главной цели - созданию современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний и инноваций во всех сферах государств Содружества.
- Как Вы отметили, в направлении поиска новых и наиболее востребованных форм взаимодействия активно работают Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах и Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки. Однако, видимо, на их заседаниях рассматриваются не только предложения по приоритетным направлениям фундаментальных исследований в странах Содружества, но и вопросы гармонизации правовой базы сотрудничества стран СНГ в области инновационной деятельности и фундаментальных исследований. Как Вы можете охарактеризовать нормативно-правовую базу в этом сегменте Содружества: ее состояние, новаторство, недостатки, перспективы развития?
- Необходимо отметить, что эти советы самым тесным образом взаимодействуют друг с другом. В частности, Советом по сотрудничеству в области фундаментальной науки приняты Мероприятия по взаимодействию Межгосударственным советом по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах; секретариаты советов осуществляют постоянный обмен информацией.
Практически во всех государствах СНГ созданы или определены структуры, ответственные за инновационное развитие, правительствами приняты соответствующие программы; сформирована нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в инновационной сфере. Конечно, в системах законодательства государств имеются свои особенности и отличия. Но основным и общим является государственная поддержка и создание благоприятных условий для субъектов инновационной деятельности.
В рамках Содружества сотрудничество в инновационной сфере определяется Межгосударственной программой инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. Ее реализация осуществляется в соответствии с утвержденными Советом глав правительств СНГ комплексами мероприятий на 2012-2014 и 2015-2016 годы. В этом году Советом глав правительств СНГ будет принят Комплекс мероприятий на 2017-2020 годы. Комплексы мероприятий по существу являются дорожными картами совместных действий по гармонизации правовой базы сотрудничества государств - участников СНГ. В период с 2012 по 2015 год в государствах СНГ шла работа по выработке согласованных нормативных документов в инновационной сфере в рамках указанной Межгосударственной программы и обеспечению совместных действий в этом направлении. Уже в 2016 году была завершена работа над актуализацией Межгосударственной программы. Решением Экономического совета СНГ от 18 марта 2016 года были внесены изменения, актуализирующие ряд положений и уточняющие полномочия, функции и механизмы взаимодействия органов управления и участников Межгосударственной программы.
В 2017 году на финишную прямую выходит работа над рядом проектов нормативных актов в инновационной сфере. В частности, планируется вынести на рассмотрение высших органов СНГ проекты Порядка разработки и финансирования мероприятий и проектов в рамках Программы; Положения о системе мониторинга инновационной деятельности государств - участников Программы; Порядка распределения собственности, созданной в результате реализации проектов Программы.
Продолжается работа над проектами документов, включенных в проект Комплекса мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Программы (5 проектов новых документов).
Помимо названных, в нормативно-правовую базу входят и другие документы. Это Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года; Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере и ряд других.
Нормативно-правовая база не стоит на месте и, учитывая запросы современности, актуализируется, а органы отраслевого сотрудничества регулярно проводят ее инвентаризацию.
НАУЧНЫМ ПРОГРАММАМ НУЖЕН СВОЙ ФОНД
- Одним из ключевых совместных проектов, которые способствуют стабильному развитию государств - участников СНГ, безусловно, является Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Она предполагает три этапа, два из которых уже реализованы. Сейчас мы находимся на заключительном этапе: под него сформирован план мероприятий, рассчитанный на 2016-2020 годы. Так вот, всем известно, что трансфер технологий - это один из главных инструментов повышения конкурентоспособности промышленности, который активно используется во всем мире. Как видим, не обходит его вниманием и Содружество, запланировавшее на третий этап налаживание сотрудничества между центрами трансфера технологий государств-участников СНГ. Какие мероприятия предполагается провести в этих целях на финальном этапе реализации Стратегии?
- Планом мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года предусмотрена организация эффективного взаимодействия между субъектами инновационной инфраструктуры, в том числе центрами трансфера технологий государств-участников СНГ. Этот вопрос находится в компетенции Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, который предлагает рассмотреть его на очередном заседании в 2017 году. По итогам обсуждения будет сформирован и подготовлен план действий на этом направлении.
- В прошлом году Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки должен был подготовить предложения по созданию Межгосударственного фонда научных исследований государств - участников СНГ. Эта задача выполнена? Какими будут цели и компетенции этого Фонда?
- Действительно, одной из главных задач, стоящих перед Советом по сотрудничеству в области фундаментальной науки, является создание Межгосударственного фонда научных исследований государств - участников СНГ. Актуальность этой задачи обусловливается не только необходимостью консолидации интеллектуальных, материальных, информационных и других ресурсов при реализации совместных научных программ и проектов фундаментального характера стран СНГ, но и отсутствием эффективного механизма их финансирования. Как показывает практика сотрудничества ученых стран СНГ, наибольшие трудности при финансировании научных исследований возникают тогда, когда в реализации научно-технических проектов участвуют исследователи трех и более государств Содружества. Такие трудности, необходимо отметить, возникали и при финансировании вышеназванных пилотных инновационных проектов.
Несмотря на то, что сейчас в каждом государстве Содружества существуют свои национальные фонды поддержки и развития фундаментальной науки, создание такого Фонда в рамках СНГ является, по мнению научного сообщества, важной задачей.
Советом был подготовлен и внесен на рассмотрение высших органов Содружества проект Договора о создании Межгосударственного фонда научных исследований государств-участников СНГ еще в 2013 году. В настоящее время проработка этого вопроса продолжается. Его решение во многом будет зависеть от результатов внутригосударственного согласования в странах Содружества.
- В задачах нынешнего года - развитие кооперации в области обмена информацией в научной, технологической и инновационной сферах через создание информационных центров. Какие первоочередные шаги определены здесь?
- Развитие кооперации в области обмена информацией в названных сферах, формирование устойчивых связей и каналов обмена такой информацией, обеспечение легкости доступа к базам данных - это одни из основных задач Программы. Набор системных мероприятий в этом направлении сгруппирован в разделе «Информационная поддержка» Комплекса мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, который представлен на рассмотрение высших органов СНГ, и ожидаем, что будет утвержден в мае 2017 года.
В числе первоочередных мер предусматривается подготовка предложений по развитию механизмов использования и интеграции национальных открытых баз данных инновационных разработок, формирование единой базы данных межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Программы, формирование и сопровождение базы технологических запросов хозяйствующих субъектов государств-участников СНГ на инновационные технологии и разработки.
ЧС ПОД КОНТРОЛЕМ
- Особое место в Содружестве занимает сотрудничество в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласован порядок взаимодействия компетентных органов при их угрозе или возникновении. Важная роль в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принадлежит Корпусу сил СНГ, в состав которого входят формирования, способные осуществлять тушение пожаров, аварийно-спасательные и водно-спасательные работы, мониторинг обстановки в зоне чрезвычайной ситуации, оказание медицинской помощи, эвакуацию пострадавших и многое другое. А не планируется ли в перспективе создание межгосударственного центра управления в кризисных ситуациях, аналогичного НЦУКС МЧС России?
- Центры, аналогичные Национальному центру управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, функционируют в каждом государстве Содружества. Эти центры регулярно (в круглосуточном режиме) обмениваются между собой информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, произошедших на их территориях. В связи с этим вопрос о создании в рамках Содружества Независимых Государств какого-то отдельного межгосударственного центра управления в кризисных ситуациях не представляется актуальным,
ЭТОТ ГОД - ЗА НАМИ
- Сергей Николаевич, 2017-й - год председательства России в СНГ. Что представляет из себя Концепция председательства России в СНГ? Какие ключевые мероприятия положены в ее основу? На Ваш взгляд, стоит ли перед Россией задача придать новый импульс нынешнему взаимодействию в рамках Содружества?
- Концепция председательства России в СНГ в 2017 году - серьезный и достаточно объемный документ. В нем четко обозначены поставленные на текущий интеграционный год цели и задачи, отмечено, что председательство будет осуществляться в соответствии с Концепцией дальнейшего развития СНГ, одобренной Советом глав государств в 2007 году, Стратегией экономического развития Содружества на период до 2020 года, утвержденной Советом глав правительств СНГ в 2008 году, а также планами и программами по различным направлениям сотрудничества, утвержденными в рамках Содружества.
С полным текстом Концепции, а также с планом мероприятий по ее реализации можно ознакомиться на интернет-портале СНГ. Здесь же я, пожалуй, ограничусь лишь одной из обозначенных в Концепции российского председательства приоритетных задач, имеющей непосредственное отношение к теме нашей беседы. Так вот, в сфере научно-технического сотрудничества и образования намечено уделять внимание поддержке и стимулированию научно-технической деятельности и инновационной кооперации государств-участников СНГ, прежде всего в части, касающейся рационального использования природных ресурсов, совершенствования систем подготовки высококвалифицированных кадров путем формирования интеграционной образовательной инфраструктуры, активизации сотрудничества в подготовке работников по наиболее востребованным специальностям, развития движения WorldSkills (повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований) на пространстве СНГ как эффективного механизма, способствующего кадровому обеспечению инновационных экономик государств - участников СНГ, повышению международной академической, молодежной и научной мобильности, выработке единых подходов к оценке исторических событий.
Источник: Журнал «Интеллект & Технологии», № 1 (16) 2017
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/7781