Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информация о проектах документов, вносимых на рассмотрение заседания Совета министров иностранных дел СНГ (10 октября 2017 года, город Сочи, Российская Федерация)

ИНФОРМАЦИЯ
о проектах документов, вносимых на рассмотрение Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств
(10 октября 2017 года, город Сочи, Российская Федерация)


На заседании Совета министров иностранных дел СНГ (далее – СМИД) планируется рассмотреть около 20 проектов документов, половина которых направлена на дальнейшее развитие гуманитарного сотрудничества и обеспечение безопасности.

В узком формате планируется обмен мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня и взаимодействия в рамках Содружества, а также согласовать дату и место проведения очередного заседания СМИД.

На расширенном заседании предполагается рассмотреть ряд важных проектов по углублению сотрудничества по ключевым направлениям деятельности СНГ.

Наиболее значимым из них является проект Заявления глав государств – участников Содружества Независимых Государств о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей.

В проекте Заявления отмечается, что поддержка института семьи как связующего звена поколений и основы для обеспечения здорового и устойчивого будущего является одним из главных приоритетов правовой, социально-экономической и социально-демографической политики государств – участников Содружества Независимых Государств.

Подчеркивается важность выработки эффективных организационно-правовых, экономических и информационно-просветительских мер, направленных на формирование благоприятных условий для создания семьи, охраны здоровья матери и ребенка, развития института усыновления, поддержки молодых родителей, заботы о старших поколениях.

Акцентируется внимание на необходимости взаимодействия в решении проблем, связанных с насилием в семье, нарушением прав ребенка, а также по вопросам профилактики, предотвращения и расследования преступлений в отношении детей, снижения детской смертности, повышения уровня культуры воспитания.

В заключительной части проекта документа отражено, что главы государств – участников СНГ поддерживают усилия международного сообщества в достижении стратегических целей по развитию эффективных форм и способов защиты института семьи, обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин, в том числе по соблюдению баланса между работой и семьей, а также по поощрению и защите прав детей. Отмечается, что страны Содружества подтверждают намерение и впредь предпринимать соответствующие шаги в целях взаимовыгодного сотрудничества и продвижения общих позиций по этим проблемам на международной арене.

В проекте Решения предполагается поручить Российской Федерации как государству, председательствующему в Содружестве Независимых Государств, распространить текст вышеуказанного Заявления в ООН, ОБСЕ и других международных организациях.

В рамках экономического сотрудничества предполагается рассмотреть и одобрить проект Конвенции Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Целями сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях являются:

содействие социально-экономическому развитию сторон путем эффективного использования космической техники и космических технологий, результатов космической деятельности;

получение экономического эффекта и качественных преимуществ от объединения финансовых, научно-технических, производственных и интеллектуальных ресурсов государств – участников СНГ при реализации совместных проектов;

развитие научно-технического потенциала и космической инфраструктуры сторон;

совершенствование и накопление знаний о Земле и космическом пространстве.

Проект определяет следующие направления сотрудничества:

фундаментальные и прикладные космические исследования, включая дистанционное зондирование космической среды, астрономические исследования и изучение планет;

дистанционное зондирование Земли;

координатно-временное и навигационное обеспечение;

решение проблемы утилизации космического мусора;

предотвращение астероидно-кометной угрозы;

обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды при осуществлении космической деятельности;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и другие работы, связанные с космической техникой и космической инфраструктурой;

пилотируемые космические полеты;

предоставление и использование космических услуг;

подготовка и переподготовка кадров для космической отрасли;

гармонизация национальных нормативных правовых и технических документов сторон в космической сфере.

Кроме этого, в проекте содержатся принципы, задачи и организационные основы совместной деятельности.

Координация совместной деятельности сторон осуществляется Межгосударственным советом по космосу, являющимся органом отраслевого сотрудничества СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Реализация Соглашения будет стимулировать развитие научно-технического и инновационного потенциалов государств – участников СНГ и их сотрудничество в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

В блоке гуманитарных проектов, включенных в повестку дня,  наиболее значимыми являются решения:

об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2019 года Годом книги, 2020 года – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Проектом Решения предусматривается также поручить Исполнительному комитету СНГ подготовить и внести в установленном порядке в 2018 году на рассмотрение СГГ СНГ проекты Плана основных мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и Решения о нем;

о Плане мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Программы поддержки и развития национальных видов спорта в Содружестве Независимых Государств на период до 2020 года.

Проект Плана содержит свыше 40 мероприятий, включая международные и национальные соревнования, фестивали, обмен опытом в области поддержки и развития национальных видов спорта в СНГ.

В отдельных разделах предусмотрены мероприятия, направленные на создание условий для развития и популяризации национальных видов спорта и здорового образа жизни.

Предусматривается ежегодное направление информации о ходе реализации Плана в Исполнительный комитет СНГ. Мониторинг исполнения мероприятий предполагается возложить на Совет по физической культуре и спорту СНГ;

о Плане мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.

Проект Плана включает в себя мероприятия и среднесрочные проекты, направленные на:

внедрение инновационных технологий образования;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров национальных органов по делам молодежи, детских и молодежных общественных объединений;

поддержку социально уязвимой части молодежи, включая инвалидов, сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей, беженцев и вынужденных переселенцев, а также молодежного добровольческого (волонтерского) движения и студенческих отрядов;

создание общего информационного пространства в сфере международного молодежного сотрудничества;

профилактику этнического, религиозного и политического экстремизма, недопущение распространения ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде;

развитие научного и инновационного сотрудничества между студентами высших учебных заведений государств – участников СНГ;

содействие развитию молодежного культурно-познавательного туризма в государствах – участниках СНГ;

выявление и поддержку талантливой молодежи во всех сферах общественной, творческой и научной деятельности, поощрение состязательности как части инновационного процесса;

активизацию контактов и поощрение укрепления сотрудничества между общественными молодежными объединениями и молодыми лидерами.

Реализация Плана позволит раскрыть творческий, образовательный, социальный и духовно-нравственный потенциал молодого поколения, укрепить дружбу, взаимопонимание и взаимодействие народов государств – участников СНГ, а также поддержать интеграционные процессы в СНГ;

о Плане мероприятий на 2018–2020 годы по реализации Стратегии развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года.

Проект Плана предусматривает реализацию таких концептуальных направлений туристской индустрии, как:

гармонизация законодательства и статистического учета;

совершенствование механизмов обеспечения безопасности;

внедрение единых стандартов качества предоставления туристских услуг;

подготовка кадров и другие.

Значительное место в проекте отводится среднесрочным проектам, программам, направленным на развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры, а также систем продвижения туристских продуктов на пространстве СНГ и международном рынке с использованием современных технологий.

Реализация Плана придаст новый импульс развитию сотрудничества в области туризма, что в свою очередь будет содействовать как углублению экономического взаимодействия, так и формированию общего гуманитарного пространства в Содружестве;

о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по нормированию труда.

Проектом Решения предлагается придать статус базовой организации Белорусскому национальному техническому университету, на базе которого действует специализированное университетское методическое объединение в области нормирования труда.

В сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам предполагается рассмотреть проекты:

Концепции сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции.

Концепция направлена на развитие правовых и организационных основ сотрудничества в противодействии коррупции. Ее положения являются основой для разработки международных договоров, а также межгосударственных программ в сфере противодействия коррупции.

Основными направлениями сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии коррупции являются:

совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества в противодействии коррупции;

разработка и реализация совместных программ и планов по противодействию коррупции;

осуществление согласованных мер в сотрудничестве с международными организациями в сфере противодействия коррупции;

оказание взаимной консультативной помощи в разработке национальной  системы мер противодействия коррупционным преступлениям и правонарушениям;

содействие обеспечению неотвратимости ответственности за коррупционные преступления и правонарушения;

оценка эффективности совместных усилий, предпринимаемых компетентными органами государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции, внедрение положительного опыта в практику их деятельности;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в противодействии коррупционным преступлениям и правонарушениям;

совершенствование модельного законодательства СНГ в сфере противодействия коррупции.

Проект документа определяет также принципы, цели, задачи и формы сотрудничества, его информационное, научное, материально-техническое и финансовое обеспечение.

Контроль над исполнением решений, принятых в рамках Концепции на национальном уровне, будут осуществлять компетентные органы государств – участников СНГ;

Соглашения об обмене информацией в рамках Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием.

Проект Соглашения направлен на расширение и углубление сотрудничества по обмену информацией в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием.

В нем предусматриваются обязательства сторон на безвозмездной основе:

осуществлять обмен информацией;

обеспечивать выполнение правового режима информационных систем, в том числе межгосударственных;

обеспечивать защиту секретной информации, используемой в процессе обмена информацией, в порядке, предусмотренном национальным законодательством и заключенными сторонами иными международными договорами о взаимной защите такого рода сведений.

Стороны определят компетентные органы, которые будут осуществлять обмен информацией:

по поступающим разовым запросам о наличии и содержании имеющихся в информационной системе сведений;

по постоянно действующим запросам по мере поступления соответствующей информации;

путем инициативного информирования о поступлении соответствующей информации.

В рамках реализации положений проекта документа  предусмотрены совместные консультации компетентных органов, а также обмен между ними нормативными правовыми актами.

Межгосударственной информационной системой в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием определяется Специализированный банк данных Антитеррористического центра государств – участников Содружества Независимых Государств.

Правовой режим СБД АТЦ СНГ определяется Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ.

Координация мер по формированию, эксплуатации и функционированию СБД АТЦ СНГ и проведение необходимых консультаций (переговоров) осуществляются Антитеррористическим центром государств – участников СНГ;

Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий.

Соглашение развивает правовые и организационные основы сотрудничества правоохранительных органов сторон в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. В проекте представлен  детальный понятийный аппарат и значительно расширен перечень умышленных уголовно наказуемых деяний в сфере информационных технологий. Впервые в нем обозначены правонарушения, связанные с  детской порнографией, а также осуществлением террористической деятельности или оправданием терроризма.

Проект документа закрепляет различные формы сотрудничества, включая обмен информацией, исполнение запросов об оказании содействия в получении информации, планирование и проведение скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере информационных технологий и др.

Проект Соглашения допускает передачу запроса и материалов исполненного запроса по техническим каналам связи при наличии двусторонней договоренности между компетентными органами сторон. Кроме того, оговаривается возможность присутствия представителей заинтересованной стороны при исполнении запроса.

Подписание Соглашения позволит повысить эффективность противодействия преступлениям в сфере информационных технологий на пространстве Содружества;

Основных направлений адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств к решению задач воздушно-космической обороны.

Предусматриваются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, организационной структуры и системы управления объединенной системы ПВО стран Содружества.

Отдельным разделом запланированы мероприятия по строительству объединенной системы воздушно-космической обороны ВКО государств – участников СНГ.

Кроме того, в проекте уделено внимание вопросам военно-технического сотрудничества, а также проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

В качестве важнейшей цели предусматривается создание к 2025 году объединенной системы воздушно-космической обороны государств – участников СНГ на основе дальнейшего совершенствования существующей объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ;

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания на территории Российской Федерации Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.

Проект Соглашения направлен на создание надлежащих условий для деятельности на территории Российской Федерации Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудников БКБОП и членов их семей.

Его положения соответствуют нормам, принципам международного права и сложившейся международной практике.

Участники заседания рассмотрят также ряд проектов, направленных на повышение эффективности деятельности СНГ и органов Содружества.

Наиболее значимыми из них являются проекты решений Совета глав государств СНГ о Разграничении полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств Содружества Независимых Государств, о Положении о Совете министров иностранных дел Содружества Независимых Государств, о Положении об Экономическом совете Содружества Независимых Государств.

Разработка указанных проектов осуществлена с учетом документов, принятых за прошедшее время в Содружестве, а также сложившейся практики принятия решений Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ.

Предлагается к компетенции Совета глав государств СНГ отнести вопросы определения стратегии и направлений дальнейшего развития Содружества, а также сотрудничества в сферах оборонной политики, охраны внешних границ, борьбы с преступностью, противодействия терроризму и иным вызовам и угрозам.

Предусматривается возможность делегирования Советом глав государств СНГ своих полномочий не только Совету глав правительств, Совету министров иностранных дел и Экономическому совету СНГ, но и Совету министров обороны государств – участников СНГ, а также Совету командующих Пограничными войсками.

Вопросы, касающиеся реализации положений Договора о зоне свободной торговли, принятия совместных программ и планов в различных областях экономического, социального и культурно-гуманитарного сотрудничества, предлагается передать для рассмотрения Совету глав правительств СНГ, а создания базовых организаций государств – участников СНГ – Совету министров иностранных дел и Экономическому совету СНГ в целях разгрузки повестки дня Совета глав правительств СНГ.

К полномочиям Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ также предлагается отнести принятие окончательных решений по ряду вопросов сотрудничества в различных сферах, в том числе и возможность подписания на заседаниях Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ международных договоров.

Органам отраслевого сотрудничества СНГ предлагается предоставить право подписывать документы по вопросам практического взаимодействия государств – участников СНГ в различных областях на основании решений экспертных групп, Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ при отсутствии возражений государств – участников СНГ.

В этом же контексте значимыми документами выступают проекты решений об Общем положении о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей в органах Содружества Независимых Государств, о Распределении квотных должностей между государствами – участниками Содружества Независимых Государств в Исполнительном комитете СНГ, о награждении Грамотой Содружества Независимых Государств.

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ

 


Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/8224