О деятельности Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ
В целях координации и понимая важности взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в рамках сотрудничества служб, занятых в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма на пространстве Содружества Независимых Государств, и на основании Соглашения, подписанного главами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины 5 декабря 2012 года, создан Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СРПФР, Совет).
Организация СРПФР стала продолжением налаженного сотрудничества подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ, которое было необходимо закрепить на правительственном уровне.
Сотрудничество подразделений финансовой разведки в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) имеет целью не только выявление и пресечение случаев финансовых преступлений, но и поиск адекватных механизмов, новых форм и методов работы в решении проблем, стоящих перед подразделениями финансовой разведки на пространстве Содружества Независимых Государств.
В представленном Отчете отражена деятельность Совета за 2012–2017 годы, проанализированы основные результаты деятельности СРПФР, опыт взаимодействия подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ за данный период, а также обозначены основные направления дальнейшей деятельности Совета.
СОСТАВ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРПФР
Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным Регламентом его работы, в котором определены порядок организации и проведения заседаний Совета, функции Секретариата Совета, порядок председательства в Совете, процедура подготовки и принятия им решений, а также порядок их документального оформления.
СРПФР формируется из руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ. Каждое государство имеет в Совете один голос.
Членами СРПФР являются и регулярно участвуют в его работе представители семи государств – участников СНГ:
Республика Армения |
Центр финансового мониторинга Центрального банка |
Республика Беларусь |
Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля |
Республика Казахстан |
Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов |
Кыргызская Республика |
Государственная служба финансовой разведки при Правительстве |
Российская Федерация |
Федеральная служба по финансовому мониторингу |
Республика Таджикистан |
Департамент финансового мониторинга при Национальном банке Таджикистана |
Украина |
Государственная служба финансового мониторинга (с 2014 года не принимает участия в работе Совета) |
С 11 ноября 2015 года решением Совета подразделению финансовой разведки Республики Индия придан статус наблюдателя в СРПФР.
В качестве приглашенных в заседаниях СРПФР участвуют представители органов отраслевого сотрудничества СНГ:
Антитеррористического центра государств – участников СНГ,
Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ,
Совета командующих Пограничными войсками,
Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ,
Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ,
Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ,
а также представители:
Исполнительного комитета СНГ,
Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма,
Международного учебно-методического центра финансового мониторинга Российской Федерации, являющегося базовой организацией государств – участников СНГ по образованию в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
В своей деятельности СРПФР руководствуется Уставом СНГ, межгосударственными и межправительственными договорами и решениями, принятыми в рамках СНГ, и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ.
За время работы СРПФР определились основные направления его деятельности:
организация взаимодействия подразделений финансовой разведки и иных заинтересованных органов государств – участников СНГ, а также органов СНГ, в сферу деятельности которых входит ПОД/ФТ;
развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ и национальными структурами, в функции которых входят вопросы ПОД/ФТ;
интенсификация обмена информацией между подразделениями финансовой разведки государств – участников СНГ в области ПОД/ФТ;
определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер;
содействие выработке единых подходов в целях сближения и гармонизации национального законодательства государств – участников СНГ;
разработка предложений о совершенствовании правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ;
обеспечение реализации принятых в рамках СНГ документов;
изучение международного опыта по вопросам ПОД/ФТ.
Основными функциями Совета являются:
подготовка предложений о разработке целевых программ, а также предложений по приоритетным направлениям сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма;
содействие во внедрении государствами – участниками СНГ рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ);
содействие обмену информацией между подразделениями финансовой разведки;
подготовка предложений по формированию единых стандартов информационного обмена между подразделениями финансовой разведки;
разработка совместно с заинтересованными органами государств – участников СНГ рекомендаций по выявлению и пресечению форм и методов, используемых в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма;
разработка и реализация совместных мер, направленных на борьбу с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма;
взаимодействие с заинтересованными органами СНГ, а также рабочими (исполнительными) органами международных организаций, ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ в вопросах своей компетенции;
создание соответствующих органов и комиссий, направленных на борьбу с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма, утверждение положений о них;
взаимодействие с международными организациями;
организация и координация исполнения принятых решений и документов в рамках СНГ по компетенции Совета и собственных решений;
анализ тенденций (типологий) в сфере легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма;
содействие обмену опытом между подразделениями финансовой разведки государств – участников СНГ, в том числе оказание методической помощи;
рассмотрение вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров для подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ и создания базовых организаций государств – участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров;
рассмотрение вопросов проведения совместных научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам, представляющим взаимный интерес;
осуществление иных функций, входящих в компетенцию Совета.
ЗАСЕДАНИЯ СРПФР
В соответствии с Положением об СРПФР заседания Совета проводятся на регулярной основе, не реже одного раза в год. К настоящему времени проведено девять заседаний СРПФР.
За время работы СРПФР на его заседаниях рассмотрено свыше 90 вопросов, в том числе вопросы организационно-правового, методологического, практического характера, направленные на расширение и углубление противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма как в рамках Содружества, так и на международном уровне.
Материалы заседаний Совета размещены на сайте Исполнительного комитета СНГ в разделе «Направления сотрудничества».
В рамках работы СРПФР проведено 13 экспертных заседаний, более 20 совещаний в режиме видеоконференцсвязи и т. д.
Отдельные из них нашли свое отражение в разработке и утверждении следующих документов:
Концепция системы обмена информацией между подразделениями финансовой разведки государств – участников СНГ, целью которой является переход на качественно новый уровень информационного взаимодействия подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ;
Концепция сотрудничества подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств призвана консолидировать усилия и определить принципы, приоритеты и основные направления совместных действий подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ;
Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, целью которой является выработка согласованных подходов государств – участников СНГ к вопросам отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, определение основных рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, актуальных для государств – участников СНГ, и мер, необходимых для их минимизации, а также взаимное содействие в обеспечении положительных результатов проводимых ФАТФ и региональными группами по типу ФАТФ оценок соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ Рекомендациям ФАТФ;
Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в целях реализации которого сотрудничество государств – участников СНГ включает следующие основные направления и формы: гармонизация законодательства; оказание правовой помощи, в том числе вручение документов, арест, замораживание средств, осуществление конфискации; обмен информацией; проведение оперативно-разыскных мероприятий; консультации; обмен представителями, признание перечней физических и юридических лиц, групп и организаций, причастных к террористической деятельности и распространению оружия массового уничтожения.
В рамках исполнения межгосударственных программ сотрудничества государств – участников Содружества СРПФР во взаимодействии с другими заинтересованными компетентными органами, органами отраслевого сотрудничества СНГ, а также международными организациями на регулярной основе принимал участие в совместных межведомственных профилактических, специальных операциях, в работе научно-практических конференций, круглых столов, семинарах и иных мероприятиях, направленных на противодействие различным видам преступности, борьбу с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе пресечение финансовых потоков и каналов поставки наркотиков, борьбу с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, противодействие незаконной миграции.
В целях совершенствования деятельности по борьбе с преступностью, а также выработки общих подходов в повышении эффективности противодействия финансированию терроризма и непосредственно при координации усилий Совета осуществлялся интенсивный информационный обмен, вносились предложения о необходимых изменениях и дополнениях как в действующее законодательство, так и во внутренние документы и методические рекомендации государств – участников СНГ, активно проводились финансовые расследования по выявлению лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций, прежде всего ИГИЛ, а также выявлению финансовых центров, связанных с ними.
В рамках расширения взаимодействия с международными и региональными организациями, в том числе направленного на повышение уровня соответствия новым международным стандартам ФАТФ, подписан Протокол о сотрудничестве между Советом руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
В рамках двустороннего сотрудничества заключались межведомственные меморандумы с подразделениями финансовой разведки иностранных государств, в том числе и в области подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников, путем реализации совместных проектов и мероприятий, развивается взаимодействие с международными организациями и центрами в сфере ПОД/ФТ.
Проведен комплекс проверочных мероприятий в отношении лиц, в том числе при участии крупнейших систем денежных переводов, находящихся в межгосударственном розыске за совершение преступлений террористического и экстремистского характера.
В целях выявления лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций, а также их финансовых и идеологических центров регулярно проводился финансовый мониторинг организаций, деятельность которых запрещена, в том числе в рамках регулярной операции Совета под условным наименованием «Барьер».
Разработанная методология («Барьер») показала свою эффективность по организации финансового мониторинг-контроля за операциями, совершенными: в зонах с повышенной террористической активностью и приграничных к территориям боевых действий; лицами, находящимися в межгосударственном розыске СНГ за преступления террористического и экстремистского характера; с использованием бланков документов, удостоверяющих личность граждан Сирии и Ирака, попавших в распоряжение боевиков МТО «ИГИЛ».
В ходе анализа финансовых операций в зонах с повышенной террористической активностью и приграничных к территориям боевых действий ключевой акцент был сделан на операциях, совершаемых системами международных денежных переводов «WesternUnion», «Золотая Корона», «Юнистрим» и т.д.
Проведенная работа позволила выстроить взаимодействие между всеми участниками системы противодействия финансированию терроризма на территориях государств – участников СНГ по выявлению деятельности ячеек террористических организаций в целях недопущения осуществления ими террористических актов, а также пресечения деятельности пособнической базы, которая формирует финансово-логистическую инфраструктуру для материальной поддержки и обеспечения перемещения террористов.
В настоящее время на основании информации, полученной от ПФР, входящих в СРПФР, национальными правоохранительными органами взяты в проверку более 1,2 тысячи лиц и установлено более 800 лиц, имеющих повышенный риск связи с террористической деятельностью. В результате совместной отработки удалось вскрыть финансовую активность около 140 членов террористических ячеек.
Мониторинг-контроль финансовых операций с участием лиц, находящихся в межгосрозыске, показал следующие результаты.
Выявлено 35 физических лиц, находящихся в розыске, из них: 24 гражданина Узбекистана; 3 гражданина Кыргызстана; 3 гражданина России; 3 гражданина Таджикистана; 1 гражданин Азербайджана; 1 гражданин Беларуси.
Информация обо всех выявленных лицах передана в национальные правоохранительные органы.
В рамках мероприятий, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействие наркомании, сотрудники подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ принимали активное участие в исследовании «Вскрытие финансовой составляющей наркобизнеса. Афганский наркотрафик». По результатам исследования создан общий банк критериев отбора подозрительных финансовых операций, связанных с наркобизнесом, составлена карта географии потоков наркодоходов, определен перечень банков, в которые поступают наркодоходы, установлены универсальные «отмывочные площадки», через которые осуществляется перераспределение наркодоходов от афганского героина и латиноамериканского кокаина, и многое другое.
В результате скоординированной работы правоохранительных органов ПФР Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана пресечены два канала доставки наркотиков из Афганистана в Россию. Выявить лидеров и активных участников международных наркосообществ, их ролевую структуру и финансовую систему, межрегиональные и международные связи стало возможным благодаря мониторингу указанными ПФР финансовых операций по разработанным критериям.
Возбуждены уголовные дела в Казахстане, Кыргызстане и России, в том числе и по статьям «легализация преступных доходов». Сумма легализованных наркодоходов в рамках неоконченного российского уголовного дела составила более 3 млн долларов США.
В рамках предоставленной компетенции подразделения финансовой разведки государств – участников СНГ приняли участие в комплексе скоординированных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по противодействию незаконной миграции граждан третьих по отношению к Организации Договора о коллективной безопасности стран, включая торговлю людьми, «Нелегал-2016».
В соответствии с решениями Совета и в целях реализации запланированных мероприятий в рамках СРПФР созданы и действуют рабочие группы:
Рабочая группа по противодействию финансированию терроризма (РГПФТ).
РГПФТ в соответствии с возложенными на нее задачами обеспечивает:
планирование совместных практических мер по противодействию финансированию терроризма;
обмен оперативной и иной финансовой информацией, представляющей интерес для подразделений финансовой разведки и правоохранительных органов государств – членов СРПФР, в целях повышения эффективности противодействия финансированию терроризма;
взаимодействие с национальными государственными органами и кредитно-финансовым сектором для решения задач по противодействию финансированию терроризма;
взаимодействие с международными организациями и органами отраслевого сотрудничества СНГ для выполнения задач, возложенных на СРПФР в части противодействия финансированию терроризма;
разработку методических рекомендаций, а также отчетных, итоговых и иных материалов по реализации утвержденных СРПФР мер, направленных на противодействие финансированию терроризма;
Рабочая группа по оценке рисков и угроз в сфере предотвращения легализации преступных доходов и финансирования терроризма и разработке процедур по управлению рисками в целях их ограничения (снижения) (РГОР).
Основными задачами РГОР являются:
способствование пониманию риск-ориентированного подхода (РОП) среди государств – участников СНГ в соответствии со Стандартами ФАТФ и Руководящими указаниями ФАТФ;
выявление региональных (местных) особенностей рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма ОД/ФТ;
распространение на пространстве СНГ лучших практик оценки рисков и РОП;
осуществление обмена опытом по организации надзора в области ПОД/ФТ и РОП посредством распространения опыта эффективного взаимодействия надзорных и уполномоченных органов государств – участников СНГ;
обмен мнениями по способам достижения необходимого уровня в рамках Непосредственного результата 1 методологии эффективности ФАТФ;
изучение рисков ОД/ФТ как части РОП в рамках группы на международном уровне (Рекомендация 1) и обмен опытом надзорных органов;
иные задачи, которые ставит перед собой Рабочая группа.
Результатом деятельности рабочих групп стал запуск на постоянной основе двух проектов:
регулярной операции по выявлению лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций, а также их финансовых и идеологических центров (условное наименование «Барьер»);
проекта «Пять элементов», направленного на установление и минимизацию рисков перемещения незаконных финансовых потоков из/в страны Содружества и выявление профессиональных «отмывочных площадок» и схем работы компаний – «перераспределительных» центров, обеспечивающих разрыв связи между реальными контрагентами (источником происхождения и пунктом конечного инвестирования денежных средств).
В целях максимально качественного выполнения специфических задач и вызовов, обращенных к государствам – участникам СНГ по линии ПОД/ФТ, а также достижения максимально оперативного обмена значимой (оперативной) информацией по защищенным каналам связи Советом рассматривается и анализируется возможность создать собственную сеть информационного обмена в рамках Содружества. В этой связи решением Совета утвержден План создания Международного ситуационного центра, в рамках которого организовано изучение программного комплекса СКЗИ (средство криптографической защиты информации) VipNet. Подтверждена устойчивая работа программы, в том числе и на пространстве Содружества. Решена проблема вывоза российской криптографии в страны СНГ. Рассчитаны стоимость и сроки введения в эксплуатацию Международного ситуационного центра. Завершение работы над этим проектом создаст устойчивый канал для обмена значимой информацией в рамках Совета, позволит усилить оперативную составляющую его деятельности.
Еще одно направление деятельности СРПФР – принятие мер, способствующих подготовке кадров для антиотмывочной системы. Так, по инициативе Совета Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (Россия) придан статус базовой организации государств – участников СНГ по образованию в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Следует отметить активность представителей государств, входящих в состав Совета, как в формировании его повестки дня, так и в практической деятельности. Это подчеркивает, что Совет воспринимается его членами не как формальная «площадка», а как действительно рабочий, полезный формат. Обсуждение инициатив проходит не без дискуссий, что является индикатором рабочей атмосферы.
На перспективу СРПФР необходимо стремиться сформировать на его базе межгосударственный центр оценки рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, деятельность которого была бы направлена на минимизацию возникающих угроз, выявляемых на основе анализа информации об операциях, характеризующих трансграничные финансовые потоки, и который позволил бы давать главам государств и правительств стран СНГ конкретные рекомендации в этой области. Становление такого центра возможно только в условиях развития информационного обмена по создаваемым каналам связи и интенсификации проводимых Советом аналитических и оперативных мероприятий.
Кроме того, перспективным видится выстраивание взаимодействия с развивающимися интеграционными институтами, в первую очередь со структурами Евразийского союза.
Источник: Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ
Адрес страницы в интернете: https://cis.minsk.by/news/8565