Межгосударственный совет по космосу (далее – Совет) создан Соглашением государств – участников СНГ о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 года. Соглашением о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ от 15 мая 1992 года предусматривалось, что координацию использования космической инфраструктуры для выполнения межгосударственных и самостоятельных программ исследования и использования космического пространства будет также осуществлять Межгосударственный совет по космосу.
Правительствами государств – участников СНГ 13 ноября 1992 года подписан Протокол об утверждении Положения о Межгосударственном совете по космосу. Им определялось, что Совет является координирующим органом по формированию и реализации межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства.
В функции Совета входят:
- разработка и представление на утверждение Совету глав правительств СНГ долгосрочных межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства на основе предложений государств - участников Соглашений, определение их структуры и содержания и обеспечение их реализации;
- подготовка и представление на утверждение Совета глав правительств СНГ предложений по размеру и формам долевых вкладов государств - участников Соглашений для реализации межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства и финансированию космической инфраструктуры;
- координация работ, проводимых в рамках межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства, государствами - участниками Соглашений;
- разработка на основе межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства годовых межгосударственных планов работ по космической технике;
- содействие обеспечению гарантированного доступа в космос государствам - участникам Соглашений;
- подготовка предложений по вопросам исследования и использования космического пространства, требующих рассмотрения Советом глав правительств Содружества;
- разработка рекомендаций и принятие решений по вопросам сотрудничества в рамках Соглашений и межгосударственных программ по исследованию и использованию космического пространства и контроль за их выполнением;
- определение финансовой политики, одобрение финансовых правил, ежегодного бюджета и ежегодных финансовых отчетов, периодическое установление тарифов на услуги для государств, не являющихся участниками Соглашения от 30 декабря 1991 года, и принятие решений по всем другим финансовым вопросам.
Однако деятельность Совета не была развернута так, как это предполагалось организационными документами. Причины заключались не только в отсутствии необходимого финансирования, но и в том, что в этот период сотрудничество государств Содружества в данной сфере носило почти исключительно двусторонний характер.
Вместе с тем, в последнее время в ряде государств Содружества повысилась заинтересованность к совместной космической деятельности. Наиболее перспективными областями здесь могли бы стать: использование и развитие российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, применение российских космических средств дистанционного зондирования Земли и систем космической связи, проведение научных космических экспериментов на российском сегменте МКС. Постоянное развитие данных направлений могло бы создать условия для перехода к сотрудничеству в многостороннем формате.
С учетом этих обстоятельств, Исполнительным комитетом СНГ было организовано совещание представителей (руководителей) национальных космических агентств и органов исполнительной власти государств – участников СНГ, отвечающих за деятельность по исследованию и использованию космического пространства, для обсуждения вопроса о возможных формах и механизмах сотрудничества государств – участников СНГ в этой области с учетом полученных предложений государств и состоявшегося обсуждения.