Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Координационный совет руководителей налоговых служб государств - участников СНГ (КСРНС)


 

Решение о создании Координационного совета и утверждении Положения о нем было принято на заседании Совета глав правительств СНГ 31 мая 2001 г. в Минске. Участниками Решения являются 10 государств СНГ (кроме Туркменистана и Республики Узбекистан).

В соответствии с Положением о совете подготовка материалов к заседанию Совета осуществляется налоговой службой государства, представитель которого является председателем Совета, во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ.

В состав Совета входят руководители налоговых служб 10 государств СНГ. Совет взаимодействует с Исполкомом СНГ (в состав Совета входит представитель Исполкома СНГ с правом совещательного голоса – заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ – Головатый А.И.).

Основными направлениями деятельности Совета являются:

  • сотрудничество и взаимодействие между налоговыми службами государств - участников Содружества, отвечающими в соответствии с национальным законодательством за налоговую политику и налоговое администрирование;
  • выработка предложений по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств, регулирующих налоговую политику и налоговое администрирование;
  • создание оптимальных условий для функционирования зоны свободной торговли;
  • разработка и содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных соглашений и решений в области оптимизации налоговой политики и налогового администрирования.
  • обеспечение прозрачности налогового законодательства государств – участников СНГ с целью создания единого налогового пространства, позволяющего обеспечить равные условия хозяйственной деятельности;
  • укрепление межгосударственного налогового контроля в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • интенсификация обмена информацией между налоговыми службами государств – участников СНГ в области контроля за фактическим перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле при взимании косвенных налогов по принципу “страны назначения” между государствами – участниками СНГ;
  • координация деятельности налоговых служб по контролю в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции;
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими органами отраслевого сотрудничества государств - участников Содружества и национальными структурами, в функции которых входят вопросы налоговой политики и налогового администрирования, в соответствии с действующими национальными законодательствами и нормами международного права;
  • взаимодействие в области обмена опытом и подготовки кадров.

Координационный совет руководителей налоговых служб государств – участников СНГ с начала своей деятельности в 2001 году проводит работу, ориентированную на обеспечение субъектам хозяйствования уровня налоговых правоотношений, соответствующего общепринятым международным подходам. По этой причине устранение двойного налогообложения стало одним из основных направлений сотрудничества налоговых служб.

На пространстве СНГ пока не создан единый международно-правовой режим налогообложения при взаимном инвестировании и торговле. Реализуя принцип налогового суверенитета, каждое государство приняло законодательство, обязывающее производить налоговые платежи с доходов не только национальных, но и иностранных компаний. Аналогичные правила действуют и в отношении физических лиц. Причем подходы государств к объему налоговых обязательств для нерезидентов и обстоятельства, когда такие обязательства возникают, различаются. Ряд государств готовы в большей степени уровнять условия для национальных и иностранных лиц. Это означает, что при перечислении многих доходов удерживается налог в среднем в размере 15–20%. В других государствах налогообложение нерезидентов производится только при наступлении определенных обстоятельств и по ограниченному перечню видов доходов. Однако, каков бы не был объем налогового обязательства для иностранной компании или гражданина, их деятельность становится экономически неэффективной, поскольку по месту регистрации они также подлежат налогообложению.

Претензии обоих государств на право налогообложения доходов субъекта внешнеэкономической деятельности способны оказать негативное воздействие на такие важные показатели, характеризующие межгосударственные отношения, как объем товарооборота, кредитования и инвестирование в ином виде.

В этой связи управление налоговыми отношениями в сфере международных экономических связей обусловило необходимость формирования в государствах – участниках СНГ организационно-экономического механизма устранения двойного налогообложения.

В полной мере этот механизм реализуется через заключение и применение соглашений об избежании двойного налогообложения, положения которых закрепляют четкие правила распределения юрисдикции между государствами по налогообложению субъектов одного государства, получающих доходы или имеющих имущество в другом государстве – участнике СНГ. Соглашения являются своего рода связующей нитью для налоговых систем государств и их количество увеличивается по мере развития сотрудничества между государствами.

Структуры соглашений, основные принципы, заложенные в их статьях, схожи между собой: при их заключении государства используют рекомендации и типовые модели, разработанные международными организациями. Вместе с тем каждое соглашение имеет отличительные черты, что обусловлено экономическими особенностями развития государства и исторически сложившимися аспектами двустороннего сотрудничества.

Кроме правил, определяющих страну, где должно происходить налогообложение, и размер налогового обязательства, соглашение также содержит механизм устранения двойного обложения (порядок зачета налога уплаченного за рубежом к сумме национального налога), условия проведения взаимосогласительной процедуры при рассмотрении спорных вопросов, а также порядок обмена информацией. Это вопросы, которые относятся к каждодневной работе по обеспечению налогового администрирования плательщиков, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Так как соглашение является налоговым законодательством, положения которого одновременно применяются двумя государствами к одному и тому же лицу, к одному и тому же доходу или имуществу, важно, чтобы компетентные службы государств одинаково понимали и выполняли его положения.

В целом в государствах – участниках СНГ нет существенных различий по администрированию соглашений, которые бы отличали порядок их применения от общепринятых подходов. Вместе с тем имеют место особенности, сформированные практикой каждой из налоговых администраций. Для выяснения требований порядка налогообложения при международных сделках налоговые органы государств находятся в постоянном контакте друг с другом.

В результате такого взаимодействия на повестку дня был поставлен вопрос о целесообразности соединения в единый документ нормативных предписаний, регламентирующих администрирование соглашений, изданных всеми государствами – участниками СНГ. За ряд лет государства наработали определенную практику, ввели национальные правила и процедуры, относящиеся к применению соглашений. Данные обстоятельства обусловили заинтересованность всех налоговых администраций в формировании информационного сборника по данной тематике, в который должна войти информация об условиях применения соглашений в государствах – участниках СНГ, образцы справок и документов, необходимых для получения преференций соглашений, подтверждения сумм налогов, уплаченных за рубежом, требования по заполнению и условия представления документов.

Все эти сведения необходимы для информирования налогоплательщиков о требованиях, предъявляемых государствами – участниками СНГ к иностранным организациям и гражданам, получающим доходы и владеющим имуществом на их территории для устранения двойного налогообложения.

25-26 сентября 2001 года проведено первое организационное заседание Совета, на котором рассмотрены вопросы об избрании Председателя, о программе первоочередных мероприятий и регламенте работы совета.