Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Основные направления развития

Основные направления развития
социально-трудовой сферы
Республики Беларусь

Потупчик Владимир Николаевич
Министр труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Прошедший пятилетний этап развития Республики Беларусь явился важной вехой в реализации стратегических целей и задач в социально-трудовой сфере, к которым в первую очередь относятся: обеспечение поступательного роста уровня и качества жизни народа, высоких гарантий занятости; создание эффективных стимулов экономической активности для трудоспособных граждан и надежной системы социальной защиты социально уязвимых групп населения. Исходя из избранной обществом модели социально ориентированной рыночной экономики, в центре которой – человек с его потребностями и интересами, отмеченным социальным целям и задачам в нашем государстве уделяется повышенное внимание.

В сентябре 2000 года Президент Республики Беларусь подписался под Декларацией тысячелетия ООН. Тем самым страна солидаризировалась со сформулированными в Декларации целями в области развития и взяла на себя обязательства по предотвращению малообеспеченности. При этом при формировании целевых ориентиров социально-экономического развития на долго-, средне- и краткосрочный периоды мы учитываем положения наших совместных договоров и обязательств в рамках Союзного государства и СНГ.

Принятые на 2001-2005 годы напряженные задания по росту реальных доходов населения, ограничению безработицы, опережающему повышению уровня социальных гарантий потребовали самых активных, скоординированных действий со стороны правительства, республиканских и местных органов государственного управления, всех заинтересованных структур общества, совершенствования различных направлений социально-трудовой политики. Можно сказать, что в процессе этой деятельности отрабатывалась своя, национальная модель социальной политики, основанная на традициях народа с его обостренным чувством социальной справедливости, коллективизма, взаимопомощи, человеческой солидарности, приверженностью к экономической и социально-политической стабильности. Это определило такие особенности нашей социальной политики, как ее активный характер, поступательность, высокая степень ориентации в использовании экономических ресурсов, недопущение обвальной безработицы, обнищания населения, учет интересов всего народа, отдельных целевых групп и конкретных людей, их включение в процессы выработки и реализации политических решений.

Общим результатом реализации такой политики за последние пять лет стало существенное повышение реальных доходов населения. По сравнению с 2000 годом они выросли на 77 процентов. При этом в 3,3 раза сократилась доля малообеспеченных граждан, которая в 2000 году снизилась до 12,7 процента.

В основе этого позитивного процесса лежала государственная политика в сфере оплаты труда. Главными ориентирами в данной области являлись усиление воспроизводственной и стимулирующей роли заработной платы. Выполнение же пятилетней Программы социально-экономического развития Республики Беларусь позволило в 2005 году достичь среднего размера заработной платы в 250 долл. США в эквиваленте (в конце 2000 года она составляла 75 долл.).

Регулирование организации оплаты труда было направлено, прежде всего, на обеспечение более тесной увязки размера заработной платы с результатами финансово-хозяйственной деятельности организаций на основе применения Единой тарифной сетки, установления единого порядка повышения тарифной ставки первого разряда.

В целом за 2001-2005 годы номинальная заработная плата выросла в 8 раз, реальная – в 2 раза.

Особое внимание уделяется обеспечению роста зарплаты работников бюджетной сферы. У таких категорий, как врачи, учителя, профессорско-преподавательский состав, научные работники, параметры роста заработной платы выше среднереспубликанских, и ее размеры превысили 400 долл. в эквиваленте.

За последние годы обеспечен существенный прогресс с минимальной заработной платой. С 2002 года она восстановлена как государственная гарантия оплаты труда. Если на начало 2002 году ее соотношение с бюджетом прожиточного минимума составляло чуть более 19 процентов, то с 1 января 2006 года она установлена на уровне 104 процента БПМ. Это явилось главным фактором значительного сокращения числа работников, получающих заработную плату ниже черты малообеспеченности.

Приняты меры по усилению защиты прав работников на своевременное получение заработной платы. В результате на протяжении уже трех лет в стране практически не допускается задолженность по выплате заработной платы. Такая же ситуация и по пенсиям: они выплачиваются без просрочек.

Предполагается, что к 2010 году средняя заработная плата в экономике достигнет 500 долл. в эквиваленте. Прирост реальной заработной платы должен составить 52-58 процентов. При этом приоритетное внимание будет уделяться мерам по обеспечению роста заработной платы в отраслях и организациях с низким ее уровнем.

Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования.

Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. Поэтому мы будем последовательно повышать планку минимальной заработной платы. В 2010 году ее размер должен быть доведен до уровня минимального потребительского бюджета.

Темпами, сопоставимыми с ростом заработной платы, растут у нас и пенсии, поскольку действующий механизм перерасчета трудовых пенсий основан на увязке с динамикой средней заработной платы в экономике. В конце 2005 года средний размер пенсии по возрасту составил 103 долл. Соотношение средней пенсии и средней заработной платы за прошедший год составило 43 процента, а соотношение с нетто-зарплатой – 48 процентов.

Ощутимо вырос и размер средней минимальной пенсии по возрасту: с 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера в 2000 году до 100 процентов в 2005 году.

Удалось поддержать финансовую стабильность пенсионной системы. С 2003 года в систему социального страхования введен персонифицированный учет, данные которого используются для текущего назначения пенсий и будут востребованы при последующем совершенствовании пенсионной системы. Кроме того, в систему обязательного социального страхования включены индивидуальные предприниматели. Заметно улучшилась дисциплина уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

Вместе с тем, как и многие страны мира, республика столкнулась с процессом возрастания финансовой нагрузки на пенсионную систему, вызванным демографической тенденцией увеличения количества пенсионеров относительно числа работающих. Это требует принятия комплекса мер по изысканию резервов, которые снивелировали бы возрастание финансовой нагрузки на пенсионную систему. Что на этот счет предполагается сделать?

Прежде всего, оптимизировать ряд норм пенсионного законодательства, обеспечив укрепление страховых принципов пенсионной системы. Кроме того, разрабатывается законопроект “О профессиональном пенсионном страховании”, принятие которого позволит снизить финансовую нагрузку на общую пенсионную систему и будет стимулировать нанимателей сокращать рабочие места с неблагоприятными условиями труда. В последующие годы предусматривается также переход к исчислению пенсии, исходя из объема уплаченных страховых взносов, путем введения условно-накопительных счетов.

В итоге за пятилетие реальный размер пенсии по возрасту должен вырасти на 52 процента.

Один из ключевых приоритетов государственной социально-трудовой сферы – поддержание контролируемой ситуации на рынке труда. Это обеспечивается как стабильным ростом экономики, так и реализацией комплекса мер по содействию занятости в рамках государственной и региональных программ занятости населения.

В 2001-2005 годах при численности экономически активного населения на уровне 4,5 млн. человек государственной службой занятости оказано содействие в трудоустройстве 715 тыс. безработным, обучено 142 тыс. человек, создано 102 тыс. новых рабочих мест. Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального уровня – 4 процента к численности экономически активного населения – в 1996 году, к концу 2005 года снизился до 1,5 процента.

Полагаем, что прогнозируемые параметры социально-экономического развития и принятие необходимых мер на рынке труда позволят поддерживать до 2010 года регистрируемую безработицу на достигнутом уровне. Естественно, акцент делается на активных мерах на трудовом рынке. К ним прежде всего относятся: опережающее обучение лиц, подвергающихся риску безработицы; преодоление дефицита рабочих мест; содействие эффективной занятости и формирование ее постиндустриальной структуры; поощрение трудовой мобильности рабочей силы; развитие системы социального планирования и механизмов социально ответственной реструктуризации производства; стимулирование развития самозанятости, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан и др.

При этом особое внимание в настоящее время уделяется решению проблем занятости в малых городах и поселках с повышенным уровнем безработицы. В государственной и региональных программах занятости на текущий год впервые выделены такие населенные пункты, а также предприятия, по которым установлены конкретные задания по созданию новых рабочих мест за счет различных источников финансирования. Полагаем, что объединив усилия государственной службы занятости, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей в решении проблем занятости, можно будет существенно улучшить ситуацию на локальных рынках труда.

В нашей стране сложилась разветвленная система государственной социальной поддержки различных категорий нуждающихся в ней граждан: ветеранов, инвалидов, одиноких лиц пожилого возраста, семей с детьми, малообеспеченного населения. Эта система у нас активно развивается.

Исходя из общих направлений социальной политики, в рамках специальных государственных программ проводится работа по оказанию таким категориям населения содействия в поддержании их жизненного уровня, решении социально-бытовых проблем, социально-психологической и медицинской реабилитации.

Особое внимание уделяется социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. С учетом проведенных обследований условий жизни и состояния здоровья ветеранов войны удовлетворены их потребности в технических средствах социальной реабилитации, спецавтотранспорте, улучшении жилищных условий, ремонте жилья, средствах телефонной связи.

Подходы, апробированные при оказании помощи ветеранам войны, реализованы в Комплексной программе по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года. Главная цель Программы, - объединив усилия местных исполнительных и распорядительных органов, учреждений социального назначения, трудовых коллективов, общественных и благотворительных организаций, дойти до каждого одинокого пожилого человека, в том числе до жителей самых отдаленных населенных пунктов, и с учетом их индивидуальных потребностей обеспечить предоставление им комплекса медицинских, торговых, транспортных, культурно-бытовых и иных услуг.

Основу данной работы составляют организация и развитие системы социального обслуживания.

Относительно недавно – к концу 2004 года внедрен государственный социальный стандарт в этой сфере – один центр социального обслуживания на административный район. В настоящее время в республике функционирует 156 территориальных центров социального обслуживания населения, и система динамично развивается.

Постоянно расширяется внутренняя инфраструктура территориальных центров, принимаются меры по обеспечению качества наиболее востребованных населением социальных услуг, внедряются инновационные формы социальной работы с населением, такие как оказание социальных услуг на дому на мобильной основе, внедрение службы “сиделок” для организации почасового ухода за гражданами, утратившими способность к самообслуживанию, и другие

Дальнейшее развитие системы социального обслуживания будет идти по пути расширения перечня и повышения качества оказываемых услуг, а также приближения подразделений социального обслуживания к отдаленным местам проживания нуждающихся в обслуживании граждан, что позволит обеспечить население адресной и эффективной социальной поддержкой.

В системе Министерства также функционирует 69 домов-интернатов, в которых проживает более 16 тыс. человек. Необходимо отметить, что по сегодняшний день потребность в них и спрос на них остаются достаточно высокими.

За счет государственной инвестиционной программы и местных источников строятся новые социальные объекты. За последние пять лет введено в эксплуатацию 12 объектов. В Государственную инвестиционную программу на 2006 год включено еще шесть объектов нашей системы.

Реализуемая в нашей стране государственная политика, направленная на предупреждение инвалидности, реабилитацию инвалидов, позволили в последние годы снизить показатели первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста.

Получила развитие сеть центров коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов. В областях и г. Минске открыты центры профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.

Для инвалидов, состоящих на учете в качестве безработных, государственной службой занятости разработаны специальные программы психологической реабилитации, организовано профессиональное обучение, индивидуальное консультирование по вопросам выбора профессии или места обучения.

В Республике Беларусь планомерно реализуются меры, направленные на усиление социальной поддержки семей с детьми, в том числе через осуществление денежных выплат семьям на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием.

В соответствии с Законом “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей” в связи с изменением бюджета прожиточного минимума четыре раза в год пересматриваются размеры пособий на детей. В результате такого пересмотра за 5 лет пособия увеличились более чем в 9 раз. Государственную поддержку в виде ежемесячных пособий получают почти 600 тыс. детей.

На нынешнем этапе развития социальной поддержки семей с детьми уделяется особое внимание для создания необходимых социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, а также для стимулирования рождаемости. Принят ряд мер по усилению государственной поддержки многодетных семей в решении их жилищных проблем: выделении им льготных кредитов при строительстве жилья, оказании финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам. Указом Президента Республики Беларусь с февраля 2006 года установлен единый размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для всех категорий женщин-матерей вне зависимости от стажа работы.

В последующие годы размер пособия по ухогоду до бюджета прожиточного минимума. Предполагается расширить контингент получду за ребенком в возрасте до 3 лет будет поэтапно повышаться с доведением его в 2009 ателей бесплатного питания детям первых двух лет жизни и увеличить критерий его предоставления, существенно повысить размер единовременного пособия при рождении ребенка.

Задачи по развитию социально-трудовой сферы республики, действительно, многообразные и напряженные. Уверен, что в нашей стране будет сделано все необходимое для обеспечения последовательного повышения уровня и качества жизни белорусского народа.

Вместе с тем, мы заинтересованы в обмене опытом по реализации этой политики в других государствах, в первую очередь, в странах СНГ. Только совместными усилиями мы сможем обеспечивать эффективное развитие социально-трудовой сферы во благо наших государств и народов.