Исполком СНГ

Cоциально-трудовая обстановка в Республике Армения

Cоциально-трудовая обстановка в
Республике Армения

Саргсян Маргарита
начальник отдела заработной платы
Министерства труда и социальных вопросов
Республики Армения

Трансформационные процессы, определяющие социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию с точки зрения их последствий, одинаковы для всех стран постсоветского простанства. Отрицательные явления, с которыми столкнулась Республика Армения в первые годы переходного периода, объективно были обусловлены разрушением политической, экономической и организационной структур общества и формированием новых структур, соответствующим новым условиям демократии и рыночной экономики. Однако процессы становления рыночной экономики в Армении оказались наиболее сложными вследствие разрушительного землетрясения 1988 года, Нагорно-Карабахского конфликта и связанной с ним блокады Армении.

Социально-экономические преобразования и развитие рыночных отношений в республике можно условно разделить на 3 этапа.

На первом этапе, начиная со дня провозглашения независимости до 1994 года, были осуществлены институциональные преобразования. Они позволили постепенно начать процессы децентрализации госудаственной собственности. На этом этапе почти прекратилось промышленное производство, и тысячи людей остались без работы и средств к существованию. Данный период был самым тяжелым для Армении.

Второй этап (1994 - 1997 гг.) можно охарактеризовать как период некоторой стабилизации экономики и, хоть и медленными темпами, реального роста макроэкономических показателей, активизации процессов приватизации государственной собственности. Однако в 1997 г. ВВП составил лишь 60% от уровня 1990 г.

Третий этап с 1998 г. характеризуется созданием необходимых условий для развития экономики. На этом этапе активизировался процесс приватизации государственной собственности, и в настоящее время 80% ВВП приходится на частный сектор. Однако, несмотря на положительные продвижения в системе макроэкономических показателей и финансовую стабильность, около 42% населения в настоящее время бедствует. Положение осложнилось резким падением уровня жизни, ростом безработицы, массовым обнищанием, что в большей степени отразилось на положении женщин.

Оплата труда.

Последнее десятилетие для Армении было переломным с точки зрения создания новой рыночной экономики. Во времена Советской власти, когда экономика была плановой, и все процессы регулировались государством вопросы, связанные с оплатой труда, также подчинялись закономерностям данной системы, то есть законодательство, регулирующее вопросы заработной платы, было подчинено законам административно-управленческой системы.

В настоящее время в Армении вопросы оплаты труда регулируются:

Трудовым Кодексом РА от 21 июня 2005 г.;

Законом РА “Об оплате труда” (2001 г.);

Законом РА “О минимальной месячной заработной плате”;

Законом РА “О должностных окладах руководящих работников исполнительной, законодательной и судебных органов власти” от 26 декабря 2002 г.;

Постановлением Правительства РА “Об установлении должностных окладов работникам, занимающим дискрeционные должности в органах исполнительной власти”;

Постановлением Премьер-министра РА от 16 апреля 1999 г. № 226 “О назначении окладов работникам бюджетных организаций”.

Министерством труда и социальных вопросов Республики Армения было подготовлено около 20 нормативно-правовых актов, принятие которых позволило в короткий срок создать национальную нормативно-правовую базу в области трудовых отношений.

Став членом ООН, Армения ратифицировала ряд международных документов, касающихся сферы оплаты труда:

Конвенция № 100 “О равном вознаграждении”;

Конвенция № 95 “Об охране заработной платы”;

Конвенция № 131 “Об установлении минимальной заработной платы”.

Основными целями политики оплаты труда являются повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников, приближение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда к уровню бюджета прожиточного минимума, повышение стимулирующей роли заработной платы, превращение ее в надежный источник обеспечения достойного уровня жизни и экономического роста.

В настоящее время повышение заработной платы бюджетникам и совершенствование условий их оплаты производится соразмерно с финансовыми возможностями бюджета государства.

Со вступлением в силу Закона РА “О гражданской службе”, а также Закона РА “Об оплате труда гражданских служащих” (2002 г.) в республике начали осуществляться реформы в области гражданской службы. Одной из основных задач этих реформ является совершенствование механизма оплаты труда гражданских служащих, в связи с чем Министерством труда и социальных вопросов проводится соответствующая работа.

В таблице 1 представлены данные о среднемесячной номинальной заработной плате по отраслям экономики в Армении (в драмах).

В 2005 г. средняя заработная плата по данным ЦСУ в Армении составила 52040 драм.

Уровень средней заработной платы резко колеблется по отраслям. Низкий уровень оплаты труда зафиксирован в сфере образования, культуры, здравоохранения.

В Армении существует проблема неравной оплаты труда в государственном и частном секторах экономики. В то же время, принципы равной оплаты труда женщин и мужчин за одинаковую работу не нарушаются.

За последние 2 года для лиц, занимающих дискреционные должности, для технического персонала, а также для бюджетных работников заработная плата повысилась на 20%.

Таблица 1

Год

2003 год

2004 год

Всего в экономике

34783

43445

Промышленность

53048

60727

Сельское и лесное хозяйство

25155

30473

Транспорт

50525

56349

Связь

56236

58917

Строительство

50991

59121

Торговля и общественное питание

33335

35823

Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение

15002

19770

Образование

19293

29164

Культура

16350

19798

Искусство

15384

20007

Наука и научное обслуживание

31711

33590

Кредитование и страхование

133483

152991

Аппарат управления

53465

67243

Прочие

30566

47918

После приватизации государственной собственности в полное хозяйственное ведение предприятий, а в дальнейшем - в руки различных собственников установление минимальной заработной платы приобрело весомое значение.

Стало важным защитить работников в случае недостаточно эффективной работы в условиях рынка, гарантируя им минимальную заработную плату. Эта задача возлагалась на государство как на организатора и проводника экономических реформ, которое не справилось с ее решением. Минимальная заработная плата за годы реформ превратилась из инструмента организации заработной платы в инструмент минимизации расходов бюджета на оплату труда.

В настоящее время необходимость повышения абсолютно нереального минимального размера оплаты труда хорошо понимается на всех уровнях управления экономикой. Минимальная заработная плата в настоящее время является единственным средством, которое может быть использовано для урегулирования доходов населения.

Правительством проводятся последовательные шаги относительно повышения размера минимальной заработной платы. Минимальная месячная заработная плата в Армении соответственно составляет: 1999 год - 5000 драм, 2004 год – 13000 драм, 2006 год – 15000 драм.

На сегодняшний день минимальная месячная заработная плата носит символический характер, так как не может обеспечить даже прожиточный, “физиологический” минимум работника. Данный вопрос требует более тщательного изучения. Закон “О прожиточном минимуме” должен установить правовую основу для определения прожиточниго минимума и его учета при установлении минимальных денежных доходов и других мер социальной защиты граждан Армении. В республике он официально не установлен, но ежеквартально рассчитывается государственной национальной статистичекой службой.

Установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.

В таблице 2 приводятся данные о минимальной заработной плате, средней заработной плате и прожиточном минимуме в Армении.

Сопоставляя данные таблицы, можно заметить, что прожиточный минимум превышает уровень минимальной заработной платы, а средняя заработная плата незначительно превосходит прожиточный минимум. Это свидетельствует о том, что большая часть населения Армении находится за чертой бедности.

Таблица 2

Год

1994

1996

1999

2002

2003

2004

2005

Прожиточный

минимум (драмы)

--

10784

11735

13643

18028

18028

18028

Минимальная заработная плата (драмы)

475

1000

5000

5000

5000

13000

15000

Средняя заработная плата (драмы)

2600

13581

20157

27334

34780

43440

52040

При всей сложности данной проблемы в ближайшем будущем необходимо за счет изменения социальной политики добиться равенства минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Заработная плата утратила свою стимулирующую функцию и не обеспечивает взаимосвязи ее размеров с квалификацией работников.

В процессе проведения реформ главной задачей в организации заработной платы является возрождение экономичесих функций заработной платы, которые она должна нести в социальной рыночной экономике.

Занятость.

Численность лиц, ищущих работу, в республике на 01.01.2006 г. составила 120,9 тыс. человек, из которых 92,6% или 112 тыс. человек - незанятые. Из числа ищущих работу незанятых 73,6% или 89 тыс. человек в государственной службе занятости были зарегистрированы как безработные.

В общем числе безработных большой удельный вес (70,8% или 63 тыс. чел.) составляют женщины, испытывающие трудности с трудоустройством.

В общем числе безработных большой удельный вес составляют городские жители. Достаточно отметить, что 92,8% или 82,6 тыс. человек проживают в городской местности. Их основная часть сконцентрирована в г. Ереване, в приграничной зоне, а также в городах, расположенных в зоне бедствия.

В общем числе безработных число лиц:

до 18 лет составило 0,1 %, или 72 чел.,

от 18 до 22 – 1,1% или 968 чел.,

от 23 до 30 лет – 13,8% или 12,3 тыс. чел.,

oт 31 до 50 лет – 70,4% или 62,7 тыс. чел.,

от 51 и выше – 14,6%, или 13 тыс. чел.

Образовательный ценз имеет следующую картину: 14,1% безработных имеют высшее образование, 25,8% - средне-специальное, а остальная часть безработных - лица, имеющие среднее и неполное среднее образование. Особенно примечательно то обстоятельство, что образовательный ценз обращающихся в центры занятости безработных имеет тенденцию к повышению.

Размер пособия по безработице в Армении составляет 9000 драм.

На 01.01.2006 г. уровень безработицы в республике составил 7,7%. С начала года с помощью центров занятости (в Армении действуют 51 центр занятости, из которых 10 – в г. Ереване) трудоустроились 8296 человек, из них 54,3% - женщины.

Начиная с 1998 г. разрабатываются и осуществляются Государственные программы занятости. Программы занятости включают как пассивные программы (пособие по безработице, консультация и др.), так и активные программы (профессиональное обучение безработных и инвалидов, трудовая реабилитация инвалидов, компенсация заработной платы с целью трудоустройства уязвимых групп населения на рынке труда, оказание финансовой поддержки безработным и инвалидам для основания собственного дела и обеспечения самозанятости, организация оплачиваемых общественных работ и др.)

С 1 января 2006 г. вступил в силу Закон Республики Армения “О занятости и социальной защите населения в случае безработицы”, основным принципом которого является создание условий для обеспечения полной и эффективной занятости населения.

Пенсионная политика.

Развитие и совершенствование пенсионной системы в Республики Армении является предметом повышенного внимания государства и всего гражданского общества, а социальная значимость определяется тем, что вопрос пенсионного обеспечения касается в той или иной степени каждого гражданина страны.

Дальнейшее реформирование пенсионной системы обусловлено рядом причин, такими как сокращение занятости населения, соотношение работающих и пенсионеров, низкий уровень пенсионного обеспечения

В Армении проживает около 544 тыс. пенсионеров при численности занятых в экономике более 1281,9 тыс. человек.

Устанавливая, что право на пенсию по возрасту предоставляется по достижении 63-летнего возраста, Закон Республики Армения “О государственных пенсиях” от 19 ноября 2002 г. обеспечивает гендерное равенство.

В последние годы пенсионная система работает относительно стабильно. Пенсии выплачиваются своевременно. Базовая пенсия составляет 4250 драм.

Средний размер пенсии в Республике Армения остается низким и на 01.01.2006 г. составил 10800 драм.

В настоящее время проводится подготовительная работа (аналитическая, нормотворческая и административная) для внедрения накопительной системы.

Создаваемая законодательная база нового пенсионного обеспечения будет предусматривать новый порядок начисления трудовых пенсий с учетом трудового стажа, а также ряд других новшеств.

Социальная защита инвалидов.

Инвалиды являются одной из наиболее социально незащишенных групп населения. Уровень и качество их жизни ниже, чем в среднем у населения.

Размер базовой основной пенсии по инвалидности составляет:

для инвалидов 1-ой группы - 140% от основной пенсии;

для инвалидов 2-ой группы - 120% от основной пенсии;

для инвалидов 3-ей группы - 100% от основной пенсии.

В Армении численность инвалидов составляет около 140 тысяч человек, из которых почти 8000 - дети-инвалиды до 18 лет.

Проводимая в отношении инвалидов социальная политика основана на интеграции инвалидов в общество, обеспечении равных условий, создании безбарьерной среды, содействии созданию и деятельности общественных организаций инвалидов, максимальному использованию возможностей инвалидов.

Основным законодательным актом, определяющим государственную политику Армении в отношении инвалидов, является принятый в 1993 г. Закон Республики Армения “О социальной защите инвалидов”. Закон разработан на основе Всемирной программы действий в отношении инвалидов, принятой ООН, Декларации о правах инвалидов и других международных документов.

Этим законом установлены гарантии прав на трудовую деятельность, получение образования и профессионального обучения, предусмотрены различные виды социальной защиты (пенсии, пособия, бесплатное протезирование, бесплатная медицинская помощь и медицинское обслуживание, обеспечение техническими средствами реабилитации). Законодательно закреплены права и гарантии инвалидов, программное обеспечение вопросов социальной защиты, обеспечение доступности получения инвалидом информации, сделан шаг в обеспечении сурдопереводом детских и информационных телепередач.

В республике продолжается работа по совершенствованию законодательства, касающегося проблем инвалидов.

Вместо врачебно-трудовой экспертизы действует медико-социальная экспертиза, которая рассматривает инвалидность как социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Такое понимание и трактовка понятия “инвалид” исходит из современной концепции инвалидности.

Медико-социальные экспертные комиссии разрабатывают индивидуальную реабилитационную программу на каждого инвалида, содержащую систему медицинских, психологических и социально-экономических мероприятий. Следующим шагом в данном направлении будет создание правовых гарантий для организации и развития системы реабилитации инвалидов.

Для полноправного участия инвалидов в общественной жизни первостепенное значение имеет обеспечение безбарьерной среды для инвалидов. Кстати, в решении как этой, так и других важных задач важна роль социального партнерства.

Осуществляется интегрированное обучение детей-инвалидов в общеобразовательных школах. Здоровые дети и дети, имеющие ограничения жизнедеятельности должны учиться, воспитываться, проводить досуг вместе. Тогда жалость уступит место вниманию, а гиперопека - поддержке.

С января 2006 г. в Армении организован и действует Центр социальной помощи бездомным. Лица без определенного места жительства находятся в Центре не более 60 дней, получая медицинскую, юридическую, психологическую помощь, 3-х разовое питание и необходимые услуги. Центр организован при доме-интернате для престарелых и расчитан на 30 человек.

Социальная поддержка.

Решением Правительства Республики Армения от 3 февраля 2005 г. № 95 в зависимости от степени обеспеченности семьи установлены 3 уровня размеров пособий, а также размеры пособий для семей, проживающих в высокогорных и приграничных населенных пунктах.

Установлена единовременная материальная помощь при рождении ребенка в социально необеспеченных семьях, а также для детей, поступающих в общеобразовательные школы (Решение Правительства РА от 21.07.2005 № 1060).

Государственным бюджетом Армении на государственные пособия для населения в 2005 г. выделено более 22 млрд. драм.

Значительно увеличились бюджетные расходы на пособие по бедности и единовременную материальную помощь. С начала года решением Правительства Армении установлены параметры распределения этих средств.

Снижена предельная величина показателя для определения необеспеченности семьи с 35 до 34. В 2005 г. из 208910 семей, учтенных в системе оценки необеспеченных семей, семейные пособия по бедности получали ежемесячно в среднем 127167 семей (против 135000 семей в 2004 г.) или около 63% от общего числа зарегистрированных семей. Единовременную квартальную материальную помощь получало около 23182 семей (против 30000 семей в 2004 г.) или 18% от общего числа зарегистрированных.

В социально необеспеченных семьях единовременную помощь в связи с рождением ребенка получили 2500 семей, а в связи с поступлением ребенка в первый класс общеобразовательной школы - около 12500 семей.

В настоящее время системой семейного пособия охвачено около 90 тысяч детей.

В отчетном году бюджетные расходы на семейные пособия и единовременную материальную помощь составили 19,6 млрд.драм.

Социальная защита детей.

Проводимая в Республике Армения государственная политика в отношении детей в основном соответствует положениям международно-правовых актов, в частности, Конвенции о правах ребенка. Главной целью государственной политики в отношении детей является создание экономических и правовых основ для нормального воспитания, развития и выживания детей, создания реальных предпосылок для последовательного улучшения качества их жизни. В этой связи выделены проритетные социальные задачи, приняты соответствующие документы:

    • в 1992 году Верховный совет Республики Армения ратифицировал Конвенцию ООН “О правах ребенка”;
    • в 1996 году Национальное собрание Республики Армения приняло Закон “О правах ребенка”, который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации и обязанности государства и соответствующих органов по защите прав и законных интересов ребенка;
    • Президентом Республики Армения 29 марта 1996 г. подписан Указ “О защите материнства и детства”;
    • предоставляемая семьям государственная поддержка осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Армения от 03.07.2000 г. № 350 “О порядке назначения и выплаты семейного пособия по бедности и единовременной денежной помощи”;
    • в 2002 г. Президент Республики Армения ратифицировал Закон РА “О государственных пенсиях”, которым введены дополнительные гарантии по пенсионному обеспечению детей-сирот;
    • Правительство Республики Армения приняло Постановление от 20.11.2003 г. № 1419 “О государственной поддержке выпускников детских попечительских учреждений”, утвержден Порядок предоставления квартир детям, оставшимся без родительского попечения;
    • Постановлением Правительства Республики Армения от 29 декабря 2003 г. утверждена “Национальная программа по защите прав ребенка в Республике Армения на 2004-2015 гг.”;
    • 24.09.2002 г. принят Закон Республики Армения “О социальной защите детей, оставшихся без родительского попечения”;
    • 12.01.2006 г. Правительством Республики Армения утверждена Государственная стратегическая программа реформирования учреждений, занимающихся вопросами ухода и содержания детей;
    • в соответствии с Постановлением Правительства Республики Армения от 04.09.2003 г. № 1107 увеличена сумма единовременного пособия, выплачиваемого всем женщинам по случаю рождения ребенка независимо от их занятости и составила 35000 драмов;
    • в 2004 г. Республика Армения ратифицировала Пересмотренную Европейскую Социальную Хартию, которая является основным документом социальных и экономических прав человека и направлена на повышения уровня жизни и социального благополучия;

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Армения “О правах ребенка” устанавливаются права ребенка-инвалида, ребенка с умственными и физическими дефектами развития. В республике сегодня живет более 8000 тысяч детей-инвалидов, детей с умственными и физическими дефектами развития, из них 355 - в специализированных детских домах республики.

Продолжается работа по формированию правового поля в отношении детей, оставшихся без родительского попечения, предоставлению им различного рода льгот и привилегий в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения, отдыха, устройства на работу и т.д.

 

 

 

Настройки внешнего вида сайта