Исполком СНГ

Государственная политика сокращения бедности в Российской Федерации

Государственная политика сокращения бедности в
Российской Федерации

Суслова Марина Валерьевна
начальник отдела уровня жизни и доходов
Департамента анализа и
прогноза развития здравоохранения
и социально-трудовой сферы
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, к.э.н.

В Российской Федерации под бедностью понимается такое экономическое положение семьи или отдельно проживающего гражданина, при котором располагаемые ресурсы и средства (деньги, товары, имущество) крайне недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей.

Основными федеральными законами, регулирующими вопросы определения бедности, являются: “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, “О государственной социальной помощи”, “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи”.

В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума. Согласно законодательству к бедным (малоимущим) гражданам, имеющим право на получение социальной поддержки, относятся семьи (граждане), имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Под величиной прожиточного минимума понимается стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Проводимая в Российской Федерации в последние годы социальная политика позволила повысить уровень и качество жизни российских граждан. В течение последних пяти лет отмечается устойчивый рост реальных денежных доходов населения.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в настоящее время выше, чем в 2000 году, более чем в 1,7 раза. По предварительным данным Росстата в 2005 г. этот показатель составил 108,8 %. В номинальном выражении денежные доходы населения возросли в 2005г. по сравнению с 2000г. в 3,4 раза и составили 7848 руб. Рост доходов в значительной степени обеспечен проводимыми Правительством Российской Федерации мероприятиями по повышению заработной платы, пенсий и пособий.

В течение 2000 - 2005гг. минимальный размер оплаты труда повышался семь раз, в том числе в 2005г. дважды: с 1 января – до 720 руб., с 1 сентября – до 800 руб.

Среднемесячная заработная плата составила в прошлом году 8550 руб. и превысила уровень 2000г. в 3,9 раз. Реальная заработная плата выросла за тот же период в 1,9 раза.

Проведенные в 2000-2005гг. меры по укреплению финансовой базы пенсионной системы позволили улучшить материальное положение пенсионеров. Реальный размер пенсий за этот период увеличился в 1,7 раза.

С 1 марта 2005 г. размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличен на треть и составил 900 руб. в месяц, что эквивалентно индексации на 36,4%. С 1 августа 2005 г. все размеры пенсий проиндексированы в 1,06 раза, одновременно было проведено дополнительное увеличение страховой части пенсии на 4,8%.

Средний размер трудовой пенсии по старости в 2005 г. по сравнению с предшествующим годом увеличился на 24,7% и на конец 2005 г. составил 2764 рубля.

В целях усиления материальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей повышены размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1 января 2005 года увеличен размер единовременного пособия при рождении ребенка с 4,5 до 6 тыс. рублей, а с 1 января 2006 года - до 8 тыс. рублей. Также с 1 января 2006 года повышен размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 500 до 700 рублей.

Новый порядок предоставления гражданам государственной социальной помощи, введенный с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, также способствовал повышению материального положения отдельных категорий населения. Натуральные льготы гражданам заменены на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) и предоставление набора социальных услуг. На 1 января 2005 года около 14,5 миллиона человек имели право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета, и около 35 млн. граждан – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2005 году на эти цели в федеральном бюджете было израсходовано 208,6 млрд. рублей, в региональных бюджетах – 92,6 млрд. рублей. Эти мероприятия позволили вывести из числа лиц с наименьшими доходами значительную часть ветеранов и инвалидов, которые получили прибавку к пенсии от 600 до 2000 рублей в месяц.

Дифференциация населения по уровню доходов несколько снизилась. Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения в 2005 году в 14,7 раза против 15-ти раз в 2004 году.

Численность населения, имеющего доходы ниже величины среднедушевого прожиточного минимума, рассчитанного на основе действовавшей в 2000-2004 гг. потребительской корзины, составляла в 2000 году около 42 млн. человек или 29% населения страны. Ежегодно количество бедных снижалось, в 2004 году число малоимущих граждан составляло 25,5 млн. человек или 17,8%.

В целом за 2000 – 2005 годы численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, уменьшилась более чем на 19 млн. человек.

Несмотря на позитивные изменения в области доходов и уровня жизни населения масштабы бедности велики. Число бедных в 2005 году составило около 26 млн. человек или 18,4% общей численности населения страны (при расчете прожиточного минимума на основе новой актуализированной потребительской корзины).

Специфика российской бедности состоит в том, что помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и другие социально уязвимые группы населения) распространена экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния. Занятые в экономике граждане составляют 58% от общей численности бедного населения.

Высокое представительство трудоспособных граждан в числе бедных определяется, прежде всего, низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные имеют регулярную оплачиваемую работу в сельском хозяйстве, торговле и бюджетном секторе.

Значительна региональная дифференциация по уровню бедности. Так, в 2004 году в Ямало-Ненецком АО число граждан с доходами ниже прожиточного минимума составляло 7% населения округа, а в Усть-Ордынском Бурятском АО – 83%. При этом в территориальном разрезе бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах.

Сокращение бедности является одним из главных приоритетов современной государственной политики в Российской Федерации. Определены четкие ориентиры в решении этой задачи – снизить число бедных в стране к 2009 году до 11-12% от общей численности населения.

В декабре 2005 года Правительством Российской Федерации утверждена Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы). Политике по сокращению маcштабов бедности посвящен один из разделов данной Программы.

Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения является одной из пяти стратегических целей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В среднесрочной перспективе для достижения данной цели будут осуществляться меры по содействию росту заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования, а также развитию системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, усилению адресности социальной помощи.

В целях снижения уровня бедности среди работающего населения предусматривается продолжить проведение мероприятий по повышению минимального размера оплаты труда и уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений, в первую очередь врачей, учителей, для которых вопрос увеличения заработной платы стоит особо остро.

Установленный с 1 мая 2006 года минимальный размер оплаты труда (1100 рублей) составляет порядка 30% прожиточного минимума трудоспособного населения.

В рамках подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2009 года Минздравсоцразвития России предложен вариант поэтапного повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ), который позволит достичь в 2009г. соотношения между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения на уровне 50%.

Учитывая, что надтарифные выплаты (доплаты, районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в северных регионах, премии и т.д.) составляют примерно 50% от уровня заработной платы, то с учетом этих выплат размер заработной платы достигнет величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом средний уровень оплаты труда работников бюджетных учреждений намечается довести до 70 – 80% средней заработной платы работников, занятых производственными видами деятельности.

Увеличение минимального размера оплаты труда повлечет за собой повышение заработной платы работников бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основным ограничителем повышения как минимального размера оплаты труда, так и заработной платы работников бюджетных учреждений является объем бюджетных средств, выделяемых на эти цели из указанных бюджетов.

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. поставлена задача “в течение трех лет добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза”. В целях реализации Послания Президента Российской Федерации проведено повышение заработной платы работников бюджетной сферы с 1 мая 2005 г. на 15% и с 1 октября 2005 г. предусматривается повышение на 11%. В 2007 г. намечается индексация заработной платы бюджетников в размере 15%. В рамках подготовки прогноза, Минздравсоцразвития России высказано предложение о необходимости определения параметров индексации заработной платы бюджетников в 2008-2009 гг. с учетом сохранения в среднесрочной перспективе достигнутого в 2007 г. соотношения между средней заработной платой работников бюджетной сферы и средней заработной платой по экономике в целом.

В целях совершенствования организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, повышения мотивации работников бюджетных отраслей к качественному труду и создания условий для привлечения в здравоохранение, образование, культуру и науку высококвалифицированных кадров предусматривается осуществить переход на формирование системы оплаты труда с учетом специфики видов экономической деятельности. Реформа оплаты труда работников бюджетных отраслей будет увязана с переходом соответствующих учреждений на новые организационно-правовые формы.

В целях повышения жизненного уровня пенсионеров предусмотрен рост уровня пенсионного обеспечения за счет формирования дополнительных пенсионных накоплений гражданами, в рамках системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного обеспечения, а также работодателями для лиц, занятых в особых условиях труда, в рамках профессиональных пенсионных систем, при условии обеспечения долгосрочной финансовой, политической и социально-экономической стабильности в стране, эффективного развития и повышения надежности финансовых рынков, на которых размещаются средства пенсионных накоплений.

Для снижения бедности среди пенсионеров предполагается разработать законодательные меры по переводу базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения и ее адресного повышения нуждающимся пенсионерам, суммарный размер материального обеспечения которых с учетом выплат по обязательному пенсионному страхованию и иных мер социальной поддержки не обеспечивает прожиточный минимум пенсионера в Российской Федерации, для доведения суммарного размера обеспечения до этой величины. Размер социальной пенсии предусматривается довести до прожиточного минимума пенсионера к концу 2008 года.

Соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера в 2006 году составит 107,4%. Средний размер трудовой пенсии намечается повысить в 2009 г. до 4468 руб., или на 86,6 % по отношению к 2005 г. Реальный рост трудовой пенсии за период 2006-2009 гг. составит 39,3%.

Снижению социальной бедности будет содействовать развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, и усиление адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Решение этих задач возможно только на основе укрепления органов социальной защиты населения, расширения их полномочий для обеспечения повышения качества и увеличения объема социальных услуг.

В 2007-2009гг. предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности.

С целью концентрации ресурсов в пользу наиболее нуждающихся намечается переход к предоставлению социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.

К настоящему времени создана законодательная база, обеспечивающая правовые основы предоставления социальной помощи малоимущим гражданам. В последние годы в регионах идет отработка правовых, методических и организационных механизмов адресной социальной помощи.

В свою очередь, решение этой задачи невозможно путем механического наращивания бюджетных ассигнований в рамках существующей системы органов социальной защиты и занятости без коренной перестройки форм и методов их работы.

На первом этапе основные усилия должны быть сосредоточены на перестройке системы оказания социальной помощи, включая обеспечение межведомственной координации, разработку эффективных программ в рамках экспериментов, совершенствование системы администрирования, формирование баз данных и системы мониторинга эффективности реализуемых программ. В частности, предполагается обеспечить формирование единых баз данных по оказанию социальной помощи нуждающимся домохозяйствам из различных источников и внедрение на этой основе “социальных паспортов” бедных домохозяйств.

На втором этапе возможен переход к широкому внедрению наиболее эффективных программ по борьбе с бедностью и перераспределение на эти цели ресурсов бюджетов всех уровней.

Решение проблемы сокращения социальной бедности тесно связано с обеспечением государственной поддержки семей, имеющих детей. Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16-ти лет, составляют около 50% общего количества малоимущих семей.

В настоящее время, по имеющейся в Минздравсоцразвития России информации, во всех субъектах Российской Федерации сохранен адресный принцип назначения ежемесячного пособия на ребенка. Во многих регионах введены пособия на детей из многодетных семей, на детей-инвалидов, на детей, родители которых являются пенсионерами или инвалидами. Предусматривается усилить действующую систему выплат единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячного пособия семьям, имеющим детей.

Решению проблемы бедности будет также способствовать развитие рынка труда, повышение эффективности его функционирования, сокращение безработицы. Выполнение этих задач предусматривается осуществить на основе расширения доступа безработных граждан и незанятого населения к услугам в сфере содействия занятости населения. Активизация политики занятости будет направлена на рост объема и повышение качества услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.

Реализация этого направления должна быть осуществлена на основе развитие благоприятного инвестиционного климата в депрессивных и слаборазвитых регионах с высоким уровнем бедности, повышения качества человеческого капитала (переподготовка, повышение квалификации). Эти мероприятия в случае необходимости могут дополняться программами содействия трудовой миграции за пределы региона постоянного проживания, содействия развитию малого бизнеса и другими мерами, способствующими повышению экономической активности трудоспособных бедных граждан.

В настоящее время в Российской Федерации реализуются приоритетные национальные проекты в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения жильем населения. Мероприятия, предусмотренные в рамках национальных проектов, будут способствовать развитию человеческого потенциала, в том числе повышению благосостояния населения и сокращению бедности, росту объема и повышению качества оказываемых населению услуг, развитию малого предпринимательства, дополняя меры, предусмотренные Программой на среднесрочную перспективу.

 

Настройки внешнего вида сайта