Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Социальное страхование в Украине: достижения и перспективы

Социальное страхование в Украине:
достижения и перспективы

Антоненко Тарас Владимирович
директор Департамента политики
государственного социального страхования
Министерства труда и социальной политики Украины

Переход Украины к рыночной экономике вызвал необходимость создания адекватной модели социальной защиты населения. Каждый работающий человек должен заботиться о своей защите от тех отрицательных социальных последствий, которые сопровождают структурную перестройку экономики, приватизацию предприятий, внедрение новых форм организации производства и труда. Достижению этой цели наиболее отвечает, как свидетельствует и международный опыт, солидарная система обязательного социального страхования, способная обеспечить эффективную социальную защиту. Именно в условиях страхования можно избежать уравниловки при предоставлении пособия по общеобязательному государственному социальному страхованию, иждивенческих настроений и ослабления действенности мотивов и стимулов к труду. Такая система введена в Украине.

В соответствии с Конституцией Украины Верховным Советом Украины 14 января 1998 г. приняты Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании и законы Украины по отдельным видам социального страхования (1999, 2000, 2001, 2003 гг.).

В настоящее время в Украине действуют четыре из пяти видов социального страхования, предусмотренных Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, а именно:

  • на случай безработицы;
  • в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением;
  • от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которое послужило причиной потери трудоспособности;
  • пенсионное страхование.

Впервые в Украине введено управление фондами социального страхования на паритетных основах представителями государства, работодателей и застрахованных лиц, то есть теми, кто формирует средства этих фондов (кроме Пенсионного фонда, который на протяжении пяти лет со дня введения в действие Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” функционирует как центральный орган исполнительной власти). Такое демократическое управление дает возможность сторонам социального партнерства решать общие задачи с учетом интересов каждой стороны, что оказывает содействие прозрачности, подотчетности, финансовому контролю и надежному регулированию осуществления социального страхования.

Внедрение общеобязательного государственного социального страхования способствовало своевременному и в полном объеме предоставлению трудящимся пособий и услуг по социальному страхованию, неоднократному повышению минимальных размеров пособий.Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.

С 1 января 2001 года вступил в силу Закон Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы”, которым введено общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы как система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая материальное обеспечение на случай безработицы, возникшей по независящим от застрахованных лиц обстоятельствам, и предоставление социальных услуг за счет средств страхового фонда на случай безработицы.

Существуют следующие виды материального обеспечения в случае безработицы:

пособие по безработице (в том числе одноразовая его выплата для организации безработными предпринимательской деятельности);

материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного;

материальная помощь по безработице, одноразовая материальная помощь безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении;

пособие на погребение в случае смерти безработного или лица, находившегося на его иждивении.

Виды социальных услуг:

профессиональная подготовка или переподготовка, повышение квалификации и профориентация;

поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных и финансирования организации оплачиваемых общественных работ для безработных;

информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством.

Внедрение системы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы принципиально изменило действующую до 2001 года в Украине систему социальной защиты от безработицы, прежде всего, путем внедрения нового механизма поддержки доходов безработных, которым установлена зависимость получения пособия по безработице от уплаты застрахованным лицом страховых взносов и страхового стажа.

Преимущество в социальной защите предоставлено категории безработных, потерявших работу по независящим от них обстоятельствам, то есть в случае высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, увольнения по собственному желанию по уважительной причине, невозможности продолжения работы по состоянию здоровья или вследствие недостаточной квалификации и прочее.

Материальная поддержка в случае наступления безработицы предоставляется одновременно с предложением всего комплекса мероприятий, направленных на скорейшее возвращение безработных к трудовой деятельности.

Безработным, которые изъявили желание заниматься предпринимательской деятельностью и организовать свое собственное дело, при определенных условиях пособие по безработице может предоставляться в виде одноразовой выплаты всей предусмотренной суммы в расчете на год.

Новая система предусматривает возможность экономического стимулирования работодателей в случае создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, в особенности из числа неконкурентоспособных, и тех, которые являются безработными длительный период времени. Это предоставление работодателю дотации на создание таких рабочих мест за счет страховых средств.

Все виды материального обеспечения и финансирования социальных услуг осуществляются за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, ставшего правопреемником ликвидированного Государственного фонда содействия занятости населения.

Фонд создан для управления страхованием на случай безработицы, проведения сбора и аккумуляции страховых взносов, контроля за использованием средств, выплаты материального обеспечения и предоставления социальных услуг.

Средства Фонда формируются за счет:

страховых взносов страхователей – работодателей и застрахованных лиц;

ассигнований государственного бюджета;

сумм финансовых санкций, примененных к предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам за нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов и использования средств Фонда, несоблюдение законодательства о занятости населения, а также сумм административных штрафов, наложенных на должностных лиц и граждан за такие нарушения;

прибыли, полученной от временно свободных средств Фонда, в том числе резерва средств Фонда на депозитном счете;

благотворительных взносов предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;

других поступлений в соответствии с законодательством Украины.

Управление фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей, которые входят в состав правления Фонда.

Это единственный фонд из фондов общеобязательного государственного социального страхования, в котором не потребовалось создавать исполнительную дирекцию и ее рабочие органы. Законом функции этих органов сразу были возложены на государственную службу занятости. И это дало следующие положительные результаты. Во-первых, сэкономлены финансовые ресурсы на создание данных органов, во-вторых, весь накопленный государственной службой занятости опыт по обеспечению социальной защиты населения от безработицы используется при предоставлении материального обеспечения и социальных услуг безработным в условиях социального страхования на случай безработицы.Страхованию на случай безработицы подлежат все наемные работники, то есть лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), включая тех, кто проходит альтернативную (невоенную) службу, а также тех, кто работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде.

Лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности принимают участие в страховании на добровольной основе.

С 1 января 2006 года минимальный размер пособия по безработице для застрахованных лиц, у которых размер пособия по безработице зависит от страхового стажа, и военнослужащим, уволенным по сокращению численности без права на пенсию, увеличен и составляет 160 гривен (32 доллара США).

Для других застрахованных и незастрахованных лиц минимальный размер пособия по безработице увеличивается одновременно с повышением прожиточного минимума для работающих и в первом квартале 2006 года составил 118 гривен (23,6 доллара США).

Основным положительным результатом функционирования системы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы является стабильное финансовое положение Фонда. Доходы Фонда дали возможность расширить активную политику на рынке труда. Общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности.

Одним из весомых шагов в развитии социального страхования в Украине было внедрение общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности.

В Законе Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности” практически сохранены нормы положений о возмещении ущерба в связи с повреждением здоровья на производстве, которые до его принятия возмещались за счет средств предприятий, учреждений, организаций.

Данный Закон вступил в силу с 1 апреля 2001 г. и положил начало новым правоотношениям в системе охраны труда.

Его основными задачами являются:

  • проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных лиц, вызванных условиями труда;
  • восстановление здоровья и трудоспособности, пострадавших на производстве от несчастных случаев или профзаболеваний;
  • возмещение материального и морального вреда застрахованным лицам и членам их семей.

Закон Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности” снял противоречия и споры между работниками и работодателями по вопросам материального обеспечения и предоставления социальных услуг.

Он гарантирует социальную защиту пострадавшего на производстве независимо от финансового положения предприятия, на котором повреждено здоровье. Все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности должны осуществлять обязательное страхование своих работников по данному виду страхования.

Нормы Закона также распространяются на лиц, которые пострадали на производстве до вступления его в действие.

Обязательному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания подлежат лица, которые работают на условиях трудового договора (контракта), заключенного с работодателем, ученики и студенты учебных заведений, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты, привлеченные к каким – либо работам во время, до или после занятий; во время занятий, когда они приобретают профессиональные навыки; в период прохождения производственной практики (стажировки), выполнения работ на производстве.

Если женщина во время ее беременности получила травму на производстве или профессиональное заболевание, вследствие чего ребенок родился инвалидом, то нанесение ущерба зародышу приравнивается к несчастному случаю, который произошел с застрахованным. Такой ребенок, соответственно медицинскому заключению, считается застрахованным до 16 лет или до окончания обучения, но не более чем до достижения 23 лет, и получает пособие.

В соответствии с Законом, страховым случаем является несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, с наступлением которых возникает право лица на получение материального обеспечения и социальных услуг.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования от несчастных случаев начиная с шестого дня временной нетрудоспособности. Первые пять дней временной нетрудоспособности оплачивает работодатель, на предприятии которого произошел несчастный случай или профессиональное заболевание. Пособие устанавливается в размере 100 процентов среднего заработка и не зависит от страхового стажа застрахованного лица. Пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до восстановления трудоспособности или установления стойкой потери профессиональной трудоспособности.

Законом предусмотрены также одноразовые страховые выплаты застрахованному лицу или лицам, которые имеют право на получение таких выплат в случае смерти пострадавшего, и ежемесячные страховые выплаты застрахованным лицам или лицам, которые находились на содержании пострадавшего.

Ежегодно с 1 марта увеличиваются ежемесячные страховые выплаты потерпевшим на производстве в соответствии с ростом реальной заработной платы в отраслях национальной экономики.

В 2006 году Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 317 тысячам потерпевшим на производстве (состоящим на учете в Фонде) обеспечено увеличение размера ежемесячных страховых выплат на 20,3 % и стопроцентное финансирование текущих страховых выплат.Общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением

Закон Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением” определил правовые, организационные и финансовые основы данного вида социального страхования.

Право на материальное обеспечение и социальные услуги по этому виду страхования имеют застрахованные граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, которые проживают в Украине, если другие нормы не предусмотрены международным договором Украины, согласие на обязательность которого установлена Верховным Советом Украины.

Это право возникает, если страховой случай (болезнь, беременность и роды, рождение ребенка и т.п.) настал в период работы, если другое не предусмотрено законодательством.

Лицам, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов), физическим лицам – субъектам предпринимательской деятельности, лицам, которые выполняют работы (услуги) в соответствии с гражданско-правовыми договорами, а также гражданам Украины, которые работают за пределами Украины и не застрахованы в системе обязательного государственного социального страхования страны, в которой они находятся, Законом предоставлено право участия в данном виде социального страхования на добровольных началах. Они имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги по этому виду страхования при условии уплаты страховых взносов.

Материальное обеспечение по данному виду страхования включает предоставление:

  • пособия по временной нетрудоспособности;

  • пособия по беременности и родам;

  • пособия при рождении ребенка;

  • пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

  • пособия на погребение.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае наступления отдельных страховых случаев (необходимость ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет, больным членом семьи, ухода за ребенком в возрасте до 3-х лет или ребенком-инвалидом до 16 лет в случае болезни матери или другого лица, которое присматривает за этим ребенком, и т.п.) выплачивается застрахованному лицу с первого дня за счет средств Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованным лицам в зависимости от размера заработной платы (дохода) и страхового стажа.

В страховой стаж засчитываются периоды временной нетрудоспособности, пребывание в отпуске по беременности и родам, время отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также периоды получения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, кроме пенсий всех видов. В страховой стаж засчитывается общий трудовой стаж для назначения пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством, которое действовало до принятия Закона по данному виду страхования.

Пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа предоставляется:

- застрахованным лицам, отнесенным к 1 - 4 категориям лиц, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;

- одному из родителей или лицу, которое их заменяет и присматривает за больным ребенком в возрасте до 14 лет, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;

- ветеранам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона Украины “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”.

Ответственность за воплощение в жизнь гарантированного государством права работающих на получение пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение действующим законодательством возложена на администрацию предприятия (учреждения, организации) и физических лиц, которые используют труд наемных работников.

Наряду с материальным обеспечением лиц сохраняется весь комплекс мероприятий, направленных на санаторно-курортное лечение и оздоровление застрахованных лиц и членов их семей. Это обеспечивается путем финансирования санаторно-курортного лечения, оздоровления в санаториях-профилакториях, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, частичного финансирования детских и юношеских спортивных школ, внешкольного обслуживания.

Все виды материального обеспечения и социальных услуг финансируются за счет средств Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности, который стал правопреемником Фонда социального страхования Украины, попавшим под реорганизацию.

Основными источниками формирования средств Фонда являются страховые взносы наемных работников и работодателей. Их размер каждый год устанавливает Верховный Совет Украины одновременно с принятием Государственного бюджета.

С переходом к рыночным отношениям все более очевидной становится необходимость непосредственного участия работников в финансировании Фонда, что даст им возможность самим влиять на уровень социальной защиты по этому виду социального страхования.

Застрахованным лицам и членам их семей предусмотрено предоставление следующих социальных услуг:

  • санаторно-курортное лечение;
  • оздоровление в санаториях-профилакториях, пансионатах, детских оздоровительных лагерях;

  • частичное финансирование детских и юношеских спортивных школ;

  • внешкольное обслуживание.

Затраты Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности на санаторно-курортное лечение направлены на восстановление трудоспособности работников и предупреждение возникновения рисков ее временной или полной потери. Такие затраты Фонда планируются на основании Программ отделений Фонда (в разрезе регионов) относительно восстановления здоровья застрахованных, а также членов их семей, и распределяются между регионами пропорционально численности работающих. Средства направляются на приобретение путевок для лечения в санаторно-курортных учреждениях, оздоровление в санаториях-профилакториях, пансионатах, детских оздоровительных лагерях. Фонд также финансирует приобретение медицинской аппаратуры для санаториев-профилакториев.

За счет средств Фонда частично финансируются санатории-профилактории предприятий, учреждений и организаций разных форм собственности на организацию питания, лечения и культурного обслуживания лиц в рамках нормативов, утвержденных правлением Фонда, проведение консультаций специалистами и повышение квалификации работников этих санаториев-профилакториев. При этом Фонд предоставляет методическую помощь, осуществляет контроль над организацией санаторно-курортного лечения, использованием средств, которые выделяются Фондом на частичное содержание санаториев-профилакториев. Часть средств, которые направляются Фондом на оздоровительные мероприятия, выделяются на частичное финансирование детских и юношеских школ для организации учебно-спортивной работы, приобретение инвентаря и спортивной формы.

За январь - март 2006 года в полном объеме обеспечено финансирование выплат пособия при рождении ребенка в размере 8500 гривен (около 1700 доллара США).

Учитывая, начиная с 2006 года, совокупный доход семьи при определении размеров пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста эти выплаты для малообеспеченных семей увеличились больше, чем в два раза (со 114 до 253 гривен).

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста составляет 116,05 гривен (23 доллара США).

Размер пособия на погребение с 1 января 2006 года увеличен на 20% - до 1200 гривен.Объединение отдельных аналогичных функций страховых фондов

В настоящее время в соответствии с законодательством сбор страховых взносов, постановку на учет страхователей, учет поступлений страховых взносов, прием отчетности, контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляют автономно четыре фонда социального страхования. Каждый из четырех фондов ведет реестры страхователей. Реестр застрахованных лиц введен лишь Пенсионным фондом Украины. Система контроля и порядок взыскания задолженности с уплаты страховых взносов не позволяет фондам, кроме Пенсионного фонда, выполнять эти функции эффективно.

Сейчас работодатель регистрируется в четырех фондах, начисляет и ведет учет уплаты взносов за каждый вид страхования, подает четыре платежных поручения, отчитывается перед каждым из четырех фондов, проверяется каждым фондом отдельно.

Одним из путей совершенствования системы социального страхования является сосредоточение всех функций в одном из социальных фондов – Пенсионном фонде.

С этой целью в 2005 году Министерством труда и социальной политики Украины разработан проект Закона “О едином социальном взносе”. Законопроектом предполагается консолидация в Пенсионном фонде общих для всех фондов функций, а именно:

- сбор единого социального взноса;

- учет (постановка на учет страхователей, учет поступлений единого социального взноса, прием отчетности);

- контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов;

- взыскание задолженности по уплате единого социального взноса.

Пенсионный фонд будет обеспечивать формирование и ведение Государственного реестра социального страхования, который будет использоваться всеми фондами. Этот реестр будет включать информационную систему сведений о плательщиках единого социального взноса и о застрахованных лицах.

Сосредоточение материально-технической базы и других ресурсов, связанных со сбором взносов, предлагается осуществлять в Пенсионном фонде, поскольку этот фонд в данное время имеет наиболее мощное информационное и кадровое обеспечение, что позволит повысить эффективность сбора страховых взносов для всей системы социального страхования.

Принятие Верховным Советом Украины и введение в действие вышеуказанного законопроекта обеспечит прозрачность финансовых потоков, повысит платежную и отчетную дисциплину плательщиков страховых взносов, увеличит поступления в фонды и целевое использование страховых средств.