Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь: состояние и перспективы

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь:
состояние и перспективы

Королева Валентина Викентьевна
начальник главного управления
пенсионного обеспечения и социального страхования
Министерства труда исоциальной защиты
Республики Беларусь

Пенсионное обеспечение – самая масштабная составляющая системы социальной защиты Республики Беларусь, как по кругу охватываемых лиц, так и по объему распределяемых средств.

В настоящее время почти 2,6 млн. граждан или 26,5 процента населения получает различные виды пенсий. На учете в органах по труду и социальной защите состоит 2 447 тыс. пенсионеров или каждый четвертый житель республики. В текущем месяце на финансирование пенсий направлено более 613 млрд. белорусских рублей. В целом за 2005 год пенсионные расходы Фонда социальной защиты населения превысили 5,7 трлн. белорусских рублей.

Реализуемые в республике меры по обеспечению экономического роста, повышению оплаты труда работников (плательщиков страховых взносов), снижению инфляции позитивно влияют на состояние пенсионной системы: она функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно. Механизм периодического увеличения (индексации) трудовых пенсий, основанный на росте средней заработной платы в республике, позволяет обеспечивать повышение пенсий, сопоставимое с темпами роста доходов занятых в экономике. Минимальные пенсии, кроме того, ежеквартально индексируются исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах последнего месяца квартала.

Результаты истекшего года и тенденции в текущем году.

За 2005 год в результате произведенных перерасчетов среднемесячная пенсия возросла на 32,6 процента, а её реальный рост составил 120,2 процента. Средний размер пенсии по возрасту в целом за год по отношению к заработной плате работников достиг 43 процентов.

В текущем году по решениям Главы государства произведены два перерасчета трудовых пенсий, основанных на росте средней заработной платы (с 1 января и с 1 мая). Кроме того, в феврале и мае в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума перерасчитаны минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.

С начала года рост пенсий в среднем составил 117,1 процента. Среднемесячный размер пенсии в январе-мае 2006 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 30, 1 процента. Реальный рост этой пенсии за январь – апрель т.г. к аналогичному периоду прошлого года составил 120,6 процента.

Сегодня средняя пенсия в эквиваленте составляет 115 долларов США (247104 белорусских рублей).

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, достаток у большинства пенсионеров невелик. Залогом его увеличения будет стабильный экономический рост.

Проблемы пенсионной системы (влияние внешних и внутренних факторов)

Необходимо отметить, что социально-экономические и демографические условия, в которых начинала функционировать национальная пенсионная система, изменились настолько, что их воздействие из года в год ощутимее.

Прежде всего, серьезным долговременным фактором внешнего воздействия на пенсионную систему является постарение населения. В Беларуси доля лиц, достигших 65-летнего возраста, уже сегодня в два раза выше критерия ООН, относящего население к старому. Это является следствием также резкого снижения рождаемости (в сравнении с 1990 годом более чем на треть).

Деформация возрастной структуры общества сопровождается проблемами на рынке труда, в частности, снижением численности занятых в экономике (за период с 1990 года с 5,8 до 4,3 млн. человек). Нагрузка на систему возрастает также по причине достижения пенсионного возраста многочисленной когорты родившихся в послевоенный период. Только в истекшем году в сравнении с 2000 годом число граждан, обратившихся за назначением пенсии, возросло на 22,3 процента. В целом за период с 1990 года число пенсионеров в расчете на 100 работников (тех, кто уплачивает взносы на финансирование выплаты пенсий) увеличилось с 46 до 60 или почти на треть.

Предполагается, что к 2025 году доля населения в возрасте старше пенсионного (55/60 лет) в республике составит 28 процентов. Общая доля получателей пенсий (включая пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца в возрасте ниже пенсионного) к тому времени может превысить 32 процента.

Возрастание нагрузки пенсионной системы, как известно, влечет за собой увеличение расходов, и выполнение долговременных обязательств пенсионной системы на фоне таких тенденций станет проблематичным.

Казалось бы, самый простой путь к тому, чтобы обеспечить пенсионную систему необходимыми средствами и сохранить ее финансовую стабильность на будущее, – повысить тариф страховых взносов (тем более что в течение вот уже целого десятилетия он является неизменным). Однако нынешний тариф взносов на пенсионное страхование, в сравнении с другими государствами, и без того один из самых высоких и ослабляет конкурентоспособность национальной экономики. Такая мера является нецелесообразной

Необходимо отметить, что не только внешние факторы влияют на состоятельность пенсионной системы и ее финансовые возможности. В ней немало внутренних проблем и нерациональных расходов. В частности, пенсионную систему справедливо упрекают в высокой степени перераспределения средств, что нивелирует уровень пенсий лицам, имевшим высокий заработок до выхода на пенсию. Так, средняя пенсия по возрасту по отношению к прошлой осовремененной заработной плате в истекшем году составила 43 процента. При этом у лиц с относительно низким заработком пенсия составляет 60-80 процентов их заработка, в то время как у лиц, имевших высокий доход, и, соответственно, уплачивавших больший объем взносов, пенсия (хотя и максимальная или близкая к ней) составляет лишь 15-20 процентов заработка. Конечно, такой низкий коэффициент замещения прошлого заработка снижает мотивацию к “зарабатыванию” более высокой пенсии и уплате страховых взносов.

С чем связана такая степень перераспределения пенсионных средств? Нашей пенсионной системе свойственны элементы материального поощрения и компенсаций нестрахового характера в виде различных надбавок и повышений, зачета в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов, и т.д. Кроме того, Беларусь, как известно, в числе лишь нескольких государств, сохраняющих прежние возрастные критерии выхода на пенсию (55/60 лет). Сохраняется также беспрецедентно широкий круг оснований (более 20) для выхода на пенсию на 5-10 (и даже более) лет раньше. При этом пенсионные льготы оплачиваются за счет средств общей пенсионной системы, а большинство работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, никакой дополнительной нагрузки по оплате льгот своим работникам не несут. (Бесплатный характер досрочных пенсий ведет к тому, что работодатели, как и работники – получатели льгот - заинтересованы в том, чтобы фактические условия труда “подтянуть” под “вредные” с целью включения той или иной профессии в “льготный” список). В результате за период с 1990 года доля “досрочников” в общей численности “новых” пенсионеров по возрасту и за выслугу лет увеличилась более чем в три раза и в 2005 году составила 27,4 процента. И если в советский период (при гораздо меньшем количестве пенсионеров, в том числе “досрочников”) расходы пенсионной системы сдерживались довольно жесткими правилами выплаты пенсий в период работы, то в настоящее время они выплачиваются практически без ограничений вне зависимости от величины получаемой заработной платы.

Отмечу, что сегодня в республике продолжает работу 514 тыс. пенсионеров (21 процент от общей численности получателей пенсий). Расходы на финансирование пенсий работающим пенсионерам составляют почти 20 процентов средств пенсионного страхования, что не может не ограничивать возможности для приемлемых пенсий тем, кто уже не в состоянии трудиться и живет лишь на пенсию. Правда, далеко не все работающие пенсионеры имеют высокую заработную плату (в общей численности занятых наибольший удельный вес пенсионеров, продолжающих работу, в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании).

Пути совершенствования и развития пенсионной системы.

Несомненно, действующая пенсионная система нуждается в преобразованиях и адаптации к изменяющимся условиям функционирования. Ее совершенствование в целях обеспечения финансовой устойчивости будет осуществляться постепенно, с учетом реальной ситуации в стране. В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года стратегической задачей совершенствования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей программы обязательного и дополнительного (добровольного) пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

Подготовка соответствующих законопроектов в министерстве уже ведется. В частности, в качестве первоочередной меры в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь разрабатывается проект Закона, предусматривающий изменение источника финансирования досрочных пенсий и введение системы дополнительного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (при этом вопрос о сокращении льгот по досрочному выходу на пенсию работников, занятых в таких условиях, не стоит, речь идет об изменении источника и механизмов финансирования). Финансирование пенсионных прав, приобретаемых в рамках новой системы профессионального пенсионного страхования предполагается осуществлять за счет целевых страховых взносов соответствующих работодателей по накопительной схеме с постепенным освобождением общей пенсионной системы от финансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственных рисков.

Что же касается преобразований в общей системе обязательного пенсионного страхования, то в ней предполагается ввести механизм накопления пенсионных прав, основанный на условно-накопительных счетах. Переход к исчислению пенсий исходя из объема взносов, уплаченных на пенсионное страхование, в перспективе позволит создать более “прозрачную” и понятную пенсионную систему, которая бы в большей степени отражала финансовый вклад работника и обеспечивала адекватные пенсионные гарантии в старости. Отличие пенсионной системы, основанной на условно-накопительных счетах, от системы с реальным накоплением, о которой сегодня говорят сторонники радикальной пенсионной реформы, состоит в том, что страховые взносы, уплачиваемые в пользу работников, не инвестируются, а идут на финансирование пенсий уже состоявшимся пенсионерам. Инвестироваться может лишь пенсионный резерв. Со временем, не исключается переход и к реальному накоплению. Для этого необходимы соответствующие условия и дополнительные средства (весьма значительные) на финансирование такого перехода.