Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Нормирование труда в Республике Казахстан

Нормирование труда в Республике Казахстан

Медведева Нина Александровна
начальник отдела нормирования труда
Министерства труда исоциальной защиты населения
Республики Казахстан

В соответствии с положениями Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года проводится целенаправленная работа по улучшению уровня жизни населения.

В настоящее время в области оплаты труда действует правовая база, которая позволяет организациям, исходя из своей организационно-правовой формы в условиях рыночной экономики, решать вопросы оплаты труда в ходе социального диалога посредством принятия коллективных договоров и отраслевых соглашений.

Учитывая важность защиты заработной платы, а также то обстоятельство, что минимальная заработная плата в соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан должна выполнять функцию минимальной гарантии, ниже которой работодатели не имеют право платить гражданам, в республике ежегодно на законодательной основе устанавливается минимальный размер месячной заработной платы (далее - МЗП).

Согласно действующему Закону Республики Казахстан “О прожиточном минимуме” для определения минимального размера заработной платы, пенсии и базовых социальных выплат принят прожиточный минимум, который является минимальным денежным доходом, равным по величине стоимости минимальной потребительской корзины.

Введение обоснованного размера МЗП является одним из инструментов государственного регулирования рынка труда. Проводится политика повышения минимального размера заработной платы, его уровень и впредь будет опережать рост прожиточного минимума, размера минимальной пенсии.

В соответствии с Законом Республики Казахстан “О труде в Республике Казахстан” предусмотрены и другие государственные гарантии в области оплаты труда: оплата за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочное время, за ночное время, ответственность работодателя за своевременную выплату заработной платы.

Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов деятельности организации, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Законодательство о труде гарантирует равную оплату за равный труд, а также не допускает дискриминацию в оплате труда по признакам пола, возраста, расы и национальной принадлежности.

Работодатель вправе самостоятельно определять размер заработной платы работников дифференцированно в зависимости от количества и качества, сложности выполняемой работы, при условии гарантированности минимального размера заработной платы, установленного законодательством.

В результате принимаемых мер за период 1994 – 2004 гг. минимальный размер заработной платы вырос в 54 раза, а с учетом его роста в 2005 году за период 1994 – 2005 гг. он вырос в 75 раз. За период 2000-2005 гг. минимальный размер заработной платы вырос в 3,4 раза.

Согласно Закону Республики Казахстан “О республиканском бюджете” в настоящее время минимальный размер заработной платы выше величины прожиточного минимума. С 1 января 2006 года минимальный размер заработной платы утвержден в размере 9200 тенге, прожиточный минимум составляет 7945 тенге.

Оплата труда работников государственных органов устанавливается Указом Президента Республики Казахстан. Оплата труда работников бюджетной сферы, не являющихся государственными служащими, устанавливается решением Правительства Республики Казахстан.

Повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется в рамках поэтапного совершенствования системы оплаты труда. Уровень заработной платы работников государственных учреждений и казенных предприятий, с учетом совершенствования системы оплаты труда, в течение 2002 -2004 годов повысился в среднем на 50%.

Согласно Посланию Президента народу Казахстана от 18 марта 2005 года с 1 июля 2005 года заработная плата работников бюджетной сферы (учителей, врачей и других медицинских работников, работников культуры, социального обеспечения) повысилась в среднем на 32%. С 1 января 2007 года предусматривается повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы в среднем еще на 30 %.

В результате проводимой государством политики доходов сокращается разрыв между среднемесячной заработной платой по стране и среднемесячной заработной платой в сферах образования, здравоохранения и социальных услуг.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, анализ ситуации в области оплаты труда в республике показывает, что среднемесячная номинальная заработная плата одного работника за 1-ый квартал 2006 года составила 36474 тенге, что выше по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года на 124,8%, в реальном выражении - на 115,1%.

Различия в оплате труда характерны для работников, занятых в разных сферах деятельности. Максимальная величина номинальной заработной платы отмечена в финансовой деятельности – 92713 тенге, минимальная – в сфере рыболовства, рыбоводства – 13945 тенге, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 14898 тенге. Разрыв между ними составляет 6,5 раза.

Заработная плата работников, занятых в сфере образования, составила 23276 тенге, в сфере здравоохранения и социальных услуг – 20301 тенге. Индекс реальной заработной платы за данный период в сфере образования составил 121,1%, здравоохранении и социальных услуг – 122,3%.

Государственная политика в области нормирования труда направлена на:

разработку и совершенствование нормативных правовых актов по вопросам нормирования труда, методических рекомендаций, инструкций;

создание и совершенсивование нормативной базы по труду;

регулирование нормирования и системы оплаты труда организаций, на продукцию (услуги, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок, сборов);

повышение качества нормирования труда, улучшение управления и снижение издержек производства.

В этой связи, уполномоченным органом по труду и государственными органами разрабатываются, пересматриваются типовые нормы и нормативы труда.

Нововведения в области нормирования связаны, в первую очередь, с расширением прав предприятий. Работодатели в соответствии с Законом Республики Казахстан “О труде в Республике Казахстан” осуществляют введение, замену и пересмотр норм труда.

В настоящее время в республике имеется 139 типовых норм и нормативов труда по сферам экономической деятельности.

Нормативная база требует постоянного обновления в силу того, что быстро устаревает, становится неадекватной современным организационно-техническим условиям производства. В этой связи государственные органы, работодатели постоянно осуществляют разработку технически обоснованных типовых норм и нормативов и их дальнейшее совершенствование в соответствии с достижениями научного прогресса, техники и технологии.

В целях проведения согласованной политики в области регулирования занятости, соблюдения социально-правовых гарантий, признания профессионально - квалификационного статуса работников в различных странах СНГ и осуществления координированных действий при унификации наименований профессий и квалификаций работников проводится работа по пересмотру выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС).

В новых выпусках ЕТКС уточняются характеристики работ в связи с изменением содержания труда, возросших требований к качеству продукции (работ), квалификации, знаниям; по ряду профессий расширен диапазон разрядов с 6-ти до 8-ми.

В целях реализации норм Закона Республики Казахстан “О труде в Республике Казахстан” и обеспечения единообразия при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований в республике утверждены:

Квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и других служащих (далее - КС);

Квалификационные справочники руководителей, специалистов и служащих железнодорожной отрасли, телекоммуникаций;

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов для различных отраслей деятельности (образования, культуры и искусства, спорта и др.).

В связи с созданием нормативной базы по труду в республике сохранены (до разработки новых) отдельные старые выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Общесоюзный Классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящее время в Республике Казахстан действует 36 новых выпусков ЕТКС, адаптированных к условиям республики.

Социально-экономические преобразования, осуществленные в Республике Казахстан за годы независимого развития, привели к формированию принципиально новой экономической системы, основанной на многообразии форм собственности. Произошедшие изменения, в свою очередь, обусловили появление новых форм регулирования трудовых отношений в целом.

Рыночные экономические отношения не только усиливают требования к нормированию и нормам, но и создают благоприятные условия для повышения качества нормирования, воздействия его на эффективность производства и труда.

Подготовлен и в настоящее время рассматривается Парламентом Республики Казахстан проект Трудового Кодекса Республики Казахстан, который предусматривает регулирование вопросов нормирования и системы оплаты труда.