Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Система государственной адресной социальной помощи в Республике Беларусь – этапы становления и перспективы развития

Система государственной адресной социальной помощи
в Республике Беларусь –
этапы становления и перспективы развития

Федорова Татьяна Николаевна
начальник отдела развития и координации
социальной помощи и социального обслуживания
главного управления государственной социальной поддержки населения
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь

В каждой стране, независимо от уровня ее экономического развития, есть, так называемые, социально уязвимые слои населения, имеющие ограниченные материальные ресурсы и, в связи с этим, нуждающиеся в социальной поддержке. Это малообеспеченные граждане и семьи, в число которых с наибольшей вероятностью попадают многодетные и неполные семьи, одинокие инвалиды и пенсионеры, безработные граждане.

Действовавшая система социальной защиты населения Республики Беларусь, включающая различного рода выплаты, пособия, трансферты и экономические затраты на социальные программы, не смогла устранить или снизить уровень малообеспеченности.

В соответствии с результатами выборочного обследования домашних хозяйств в 1999 году 46,7 процентов населения испытывали материальные затруднения – относились к категории малообеспеченных, и, следовательно, нуждались в поддержке государства.

Оказание материальной поддержки такой доле населения, исходя из принципа принадлежности к определенной группе, оказалось бы невозможным в финансовом плане, что потребовало применение новых, нестандартных подходов.

Для перехода от категориального распределения социальной поддержки к адресному, основой которого является фактическая нуждаемость граждан (семей), с 1 января 2001 года в Республике Беларусь введена система адресной социальной помощи.

Ее цель состоит в оказании материальной поддержки гражданам, семьям, по объективным причинам имеющим ограниченные финансовые возможности, и направлена она на содействие их выходу из трудной жизненной ситуации.

Фактически адресная социальная помощь – это ежемесячное социальное пособие, которое выплачивается в течение трех месяцев определенным категориям семей и одиноких граждан, при условии, если их средний совокупный доход не превышает установленный законодательством критерий нуждаемости.

Размер ежемесячного социального пособия не имеет фиксированной величины. Он напрямую зависит от уровня материального положения семьи и составляет разницу между критерием нуждаемости и фактическим среднедушевым доходом. При этом среднедушевой доход исчисляется за три предшествующих обращению месяца, исходя из доходов, полученных всеми членами семьи, как в денежном, так и натуральном виде.

Таким образом, выплачивая адресную социальную помощь, государство поддерживает доходы малообеспеченных граждан на определенном законодательством уровне.

В 2001 году критерий нуждаемости был установлен на уровне 50 процентов бюджета прожиточного минимума. Право на получение адресной социальной помощи было предоставлено неполным и многодетным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, семьям с родителями безработными либо студентами, семьям, в состав которых входят инвалиды, а также одиноким инвалидам и пенсионерам.

Решение о назначении либо отказе в назначении адресной социальной помощи принимают специально созданные для этого при местных исполнительных и распорядительных органах Комиссии по оказанию адресной социальной помощи. Этим обеспечивается объективность принятия решения.

В состав названных комиссий входят представители органов по труду и социальной защите, органов здравоохранения, образования, внутренних дел, государственной службы занятости, общественных объединений.

С целью оказания адресной поддержки действительно нуждающимся гражданам и семьям в республике проводится целенаправленная работа по совершенствованию системы адресной социальной помощи, развитию нормативно-правовой базы, регулирующей принципы ее предоставления.

Основным инструментом в этой работе стали, так называемые, “пилотные” проекты, в ходе которых в отдельном районе республики апробировались новые подходы к предоставлению адресной социальной помощи. С учетом положительных результатов данных экспериментов вносились соответствующие изменения в законодательство, прогрессивные идеи использовались уже в масштабах всей республики.

Благоприятные экономические условия позволили уже к концу 2001 года увеличить критерий нуждаемости до 60 процентов бюджета прожиточного минимума, что на сегодняшний день в денежном выражении составляет 97,5 тысяч белорусских рублей или 45 долларов США.

Осуществляется поэтапный переход от категориально-адресного принципа предоставления этой поддержки к адресному. В результате в настоящее время системой адресной социальной помощи охвачены все семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей. Такое право предоставлено также семьям, имеющим в своем составе инвалида с детства, получающих социальную пенсию, семьям, в которых трудоспособный член семьи занят осуществлением ухода за инвалидом I группы, либо престарелым старше 80 лет, а также одиноким инвалидам и одиноким пенсионерам.

Расширение категорий, имеющих право на получение адресной социальной помощи, позволило увеличить численность ее получателей на 25 процентов.

Всего за пять лет работы получателями государственной адресной социальной помощи стали более 420 тысяч человек. На эти цели израсходовано 17,5 млрд. белорусских рублей.

Средний размер ежемесячного социального пособия в первом квартале текущего года из расчета на одного человека в месяц составил 30 тысяч белорусских рублей или 14 долларов США (на три месяца – соответственно 42 доллара США).

Вместе с тем, зачастую обстоятельства, которые породили нуждаемость в социальной поддержке, – серьезны, и оказание ежемесячного социального пособия не позволяет решить возникшие проблемы. В этом случае семья имеет возможность получить более существенную поддержку в виде единовременного социального пособия, минимальный размер которого на данный момент составляет 40, максимальный – 380 долларов США.

Среди получателей адресной помощи подавляющее большинство (более 80 процентов) – семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, а среди них (более 50 процентов) – неполные семьи. Как правило, это одинокие матери, то есть родившие ребенка вне брака, и не имеющие трудового стажа.

Анализ состава получателей помощи позволил увидеть, что сформировался устойчивый контингент семей, которые из месяца в месяц систематически получают данный вид социальной поддержки.

Негатив данной ситуации состоит в том, что дети, вырастающие в таких семьях, не приучены своим трудом зарабатывать средства на жизнь.

Это обусловило необходимость практической реализации мер по предупреждению возможного социального иждивенчества.

С этой целью законодательством установлены определенные условия, предъявляемые к заявителям, или так называемые фильтры.

Кроме того, Комиссии по оказанию адресной социальной помощи наделены правом отказывать в предоставлении помощи семье в целом, если ее трудоспособные члены не проявляют заинтересованности в самостоятельном улучшении материального положения либо недостаточно использовали свой трудовой потенциал.

Комплекс мер по борьбе с иждивенческими настроениями дал определенные результаты. Численность постоянных получателей помощи сократилась с 70 процентов в I полугодии 2001 года до 55 процентов в I полугодии 2005 года.

В республике постепенно внедряется так называемый принцип взаимных обязательств, когда на основе изучения причин, вызвавших нуждаемость семьи в адресной поддержке, Комиссией вырабатываются определенные рекомендации и оказывается содействие по выходу семьи из трудной жизненной ситуации. При этом в последующем помощь такой семье оказывается только в случае выполнения ими мер, ранее предписанных Комиссией.

Еще одна проблема связана с тем, что среди семей, являющихся получателями адресной социальной помощи, нередко встречаются неблагополучные семьи, в которых трудоспособные родители имеют пристрастие к алкоголю, ведут асоциальный образ жизни, не работают.

Для исключения нецелевого использования такими семьями материальной поддержки, она предоставляется им в натуральной форме. Специалистами органа по труду и социальной защите, социальными работниками на выделенные средства приобретаются продукты питания, товары, необходимые детям.

Особо необходимо отметить, что в системе адресной социальной помощи, как и в остальных сферах, связанных с обращениями граждан, с 1 января 2006 г. введен заявительный принцип “одно окно”.

Особенность данной технологии, применительно к адресной социальной помощи, состоит в том, что заявитель сам принимает решение о том, как будет организована работа с его заявлением: либо он будет самостоятельно собирать документы, необходимые для получения помощи, либо основная часть информации будет запрошена специалистами органов по труду и социальной защите.

От выбора заявителя зависит, как скоро он получит материальную поддержку: либо в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления с полным пакетом документов, либо в течение 5 рабочих дней с даты поступления последнего, необходимого для назначения помощи, документа.

Для практической реализации заявительного принципа “одно окно” законодательством определен перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем. Это документы, находящиеся у заявителя на руках (паспорт, свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке либо о расторжении брака, удостоверение инвалида, пенсионера и т.п.), а также ряд справок, получение которых требует от заявителя минимальных затрат – справка о заработной плате либо о размере стипендии.

По имеющимся данным в рамках заявительного принципа “одно окно” рассматривается 43 процента заявлений о предоставлении государственной адресной социальной помощи. В сельской местности этот показатель несколько выше и составляет 48 процентов.

Из категории одиноких граждан такой возможность воспользовалось большинство заявителей – 78 процентов.

Несмотря на проделанную работу, система адресной социальной помощи охватывает незначительную часть малообеспеченного населения – по итогам 2005 года всего 3,7 процента. Это обуславливает необходимость ее дальнейшего совершенствования.

Стратегическими направлениями работы в этой области на период до 2010 года будут выступать отмена категориального подхода и поэтапное увеличение критерия нуждаемости.

Отмена категориального подхода при назначении государственной адресной социальной помощи позволит оказывать материальную поддержку всему нуждающемуся населению республики. Такая помощь станет доступной не только для традиционных групп населения – многодетных и неполных семей, инвалидов и пенсионеров, – но и другим гражданам (семьям), по независящим от них причинам имеющим доходы ниже критерия нуждаемости.

В настоящее время Правительством предпринимаются меры по обеспечению последовательного повышения доходов населения.

В результате наметилась устойчивая тенденция снижения численности населения с доходами ниже величины бюджета прожиточного минимума. Если в 2000 году удельный вес малообеспеченного населения составлял 41,9 процента, в 2004 году – 17,8 процента, то по итогам обследования домашних хозяйств за 2005 год – 12,7 процентов населения нуждались в государственной поддержке.

В этих условиях адресная социальная помощь, предоставляемая исходя из критерия нуждаемости, равного 60 процентов бюджета прожиточного минимума, становится неэффективной вследствие ее низкого размера.

В связи с этим планируется увеличить критерий нуждаемости, установив его на первом этапе - 2008 год – на уровне 80 процентов бюджета прожиточного минимума, а на втором этапе - 2010 год – на уровне 100 процентов бюджета прожиточного минимума.

Поэтапное повышение критерия нуждаемости при предоставлении государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам является одним из мероприятий Плана мероприятий по обеспечению поэтапного решения социально значимых проблем населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Беларусь.

Отмена категориального подхода и повышение критерия нуждаемости позволит приблизить доходы малообеспеченного населения к уровню минимальной социальной гарантии – бюджету прожиточного минимума, что позволит повысить качество жизни данной категории населения.